Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Организация ВОС крупным планом

 

Интервью вице-президента ВОС Владимира Вшивцева по итогам заседания Совета ветеранов при ЦП

 

Ирина Зарубина

28 апреля 2015 года прошло заседание Совета ветеранов при Центральном правлении ВОС. В работе Совета принял участие Александр Неумывакин, рассказавший о работе Общества в прошлом году и состоянии дел в промышленном секторе. На заседании также обсудили новое в законодательстве об инвалидах, празднование юбилея ВОС и 70-летия Победы, работу «Всероссийского Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов», а также другие вопросы. Итоги совещания прокомментировал вице-президент ВОС, депутат Государственной Думы Владимир Вшивцев.

– Мы традиционно каждый год проводим Совет ветеранов Всероссийского общества слепых, на котором обсуждаем итоги предыдущего года.  Соответственно, обсуждаем вопросы, связанные с нашей дальнейшей деятельностью. Итоги работы докладывал президент организации. Я считаю, это правильно, ветераны должны знать, что происходит, какая работа на сегодняшний день проделана руководством всероссийского Общества слепых, какие перспективы развития, какие взаимоотношения с органами государственной власти на сегодняшний день. Конечно, интересовал ветеранов и вопрос, связанный с подготовкой и проведением мероприятий, посвященных 90-летию Всероссийского общества слепых. Данный вопрос тоже нашел отражение при обсуждении на Совете.

– А чем это заседание принципиально отличалось от предыдущего заседания?

– Два ключевых мероприятия в этом году, – это 90-летие Всероссийского общества слепых и 70-летие Победы советского народа над фашистской Германией. Мы же все отлично понимаем, что ветеранов, тех, кто воевал на фронтах, да и тех, кто в тылу ковал победу, становится все меньше. Соответственно, наша главная задача на сегодняшний день, чтобы эта история не пропала, не ушла, не стерлась из памяти людей. Мы зафиксировали в итоговом документе Совета, чтобы провести работу, связанную с бытовыми условиями проживания наших ветеранов на сегодняшний день – от уровня групп, местных организаций, региональных организаций. Такая задача будет поставлена в самое ближайшее время. Это комплекс мероприятий, связанных со встречами с ветеранами.

Хотелось бы, чтобы на уровне местных, региональных организаций эти встречи проходили бы не в каком-то таком формальном виде, а все-таки остались бы в памяти людей. То есть они были бы записаны, отражены. Сейчас же технологии позволяют значительный объем информации хранить на электронных носителях. В свое время у меня было предложение – на официальном сайте Всероссийского общества слепых иметь страничку, посвященную ветеранам. Это люди, судьбы,  их жизнь, она является историей жизни нашей страны. Частичка маленькая историческая – это человек, из судеб людей складывается история государства. Хотелось бы, чтобы история людей, которые являются членами организации, была отражена, и мы бы складывали историю Всероссийского общества слепых. Не столько – какие-то даты проходящие, 70, 80, 90 лет нашей организации, – а именно люди.

Тогда более подробно мы будем знать, что происходило на уровне местных организаций и региональных организаций, как развивались и работали наши предприятия, в каких условиях мы находились в 90-е годы. Было большое количество драматических ситуаций, ведь каждый переживал происходящее по-своему. И в целом для Общества, например, 90-е годы были болезненными.  Перестройка экономических отношений в государстве, политической ситуации накладывала особый отпечаток, в том числе и на Всероссийское Общество слепых. Сложно было выходить из того, что случилось с нашей страной, именно в рамках Всероссийского общества слепых. Большая заслуга ветеранов, которые не только заложили основу Всероссийского общества слепых, ее промышленный потенциал, но и большая заслуга всех тех, кто сумел удержать организацию от развала. А события к этому подвигались.

– Журнал «Диалог» тоже сможет помочь в том, чтобы сохранить память о ветеранах, инвалидах войны. Я хотела бы через журнал обратиться к корреспондентам региональных организаций, чтобы, пока ветераны живы, собирали информацию и присылали нам интервью, записанные на диктофон. И мы на страницах журнала «Диалог» разместим вашу информацию.

– На сегодняшний день возможность, которая нам предоставлена, чисто технологическая, дает основу для закладки большого объема информации, и надо этим пользоваться. Еще раз повторяюсь, время уходит. К великому сожалению тех людей, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, их становится все меньше и меньше. Очень печально, что мы ранее не занимались этой работой. Коснулось – давайте будем собирать информацию. А уже людей нет, это больно. Хотя в свое время я предлагал: давайте будем использовать эту возможность, которая предоставлена. Были разные предложения: давайте книги будем печатать, давайте будем собирать материал, созовем редколлегию, которая будет заниматься этими вопросами. К сожалению, все эти проекты так и остались проектами. Конечно, работа велась. Но мы-то говорим совершенно о другом: мы  не должны замыкаться на том, что у нас есть отражение судьбы 10-15 человек. Мы говорим о гораздо большем формате. Чем больше людей мы охватим этой работой, тем шире, красочнее будет представлена вся история развития Всероссийского общества слепых.

История организации, как и история нашей страны – это судьбы людей. Через это надо все проводить, потому что многие вещи остаются за кадром – личные переживания человека, как он видел и понимал происходящее, – это важно. Я недаром говорил, обращаясь непосредственно к руководителям, а они, в свою очередь, должны обязательно обратиться к ветеранам, что, встречаясь с подрастающим поколением, не нужно рассказывать о каких-то масштабных вещах, глобальных. У нас же вся проблема заключается в том, что иногда ветеран приходит и начинает рассказывать детям о передвижении фронтов, о взаимоотношении государств. Ну, зачем рассказывать о том, что они могут и в книжках прочитать?

– Вы поймите правильно, это совершенно иное поколение, у которого достаточно информации на сегодняшний день – в интернете взять, посмотреть, выслушать разные точки зрения. Вы расскажите о себе, как вы жили, как вы воевали. Вот как вы, например, жили в траншеях, в этих блиндажах, как вы работали на предприятиях, – всё это интересно. Сложно современной молодежи понять, что такое небольшой паек хлеба, который давался тем, кто не работал на предприятиях и кто работал на предприятиях, какие заказы люди выполняли, как вообще они справлялись. Ну, что такое в 11-14 лет стоять у станка токарного? Когда ребенок просто не дотягивался до барабана, чтобы закрепить там какую-то деталь. За кадром оставались вопросы, связанные с тем, а как человек все-таки отдыхал?

– Жизнь продолжалась.

– Жизнь-то продолжалась, конечно. Как образовывались семьи, в каких условиях жили. Ведь даже я в свое время, вроде бы человек, который не захватил войну, родился в начале 60-х годов, я тоже жил в бараке. Те проблемы, которые были в семьях, вот это интересно молодежи.

– В Совет входят не только участники и инвалиды Отечественной войны, но и инвалиды других локальных войн. Вот об этих членах Совета расскажите, пожалуйста, немного.

– Наши руководители, которые сейчас прошли боевые действия, есть в наших рядах, естественно. И люди мало говорят о себе. Вообще афганская война, она для нас неизвестная. Мы судим об этой войне лишь по каким-то отрывочным сведениям, по фильмам, например, «Девятая рота». Я бы не сказал, что это шедевр, это образ человека, собранный воедино из многих каких-то событий происходящих. Притом, снят, на мой взгляд, не очень профессионально, – с точки зрения тех людей, которые являлись консультантами фильма. Я уж не говорю о тех условиях, в которых этот фильм снимался, потому что он снимался на территории нашей страны.

И руководители – это Сарычев, Чипков, Соколов из Алтайской краевой организации, – это люди, которые прошли боевые действия, они награждены, они достойные люди. Но очень мало известно об этом. У нас в аппарате управления работает начальник управления кадров, который командовал соединением, то есть дивизией. Это очень крупное соединение на территории Афганистана. Это более масштабное видение происходящих событий. Я – на уровне командира отдельного разведывательного подразделения. Перечисленные мной руководители региональных организаций служили солдатами, у них своя точка зрения на происходящее. Но все это тоже надо собирать.

И у меня была просьба в свое время к тем, кто принимал участие в боевых действиях, а их немало в нашей организации. Потому что в 1988 году нас собирали в Останкино, как раз руководство Всероссийского Общества слепых, – именно тех, кто прошел боевые действия. Тогда на  встрече было около 400 человек. Мы знаем только отдельные фамилии. Например, в Ярославской области руководитель местной организации Соколовский, человек, который принимал участие в боевых действиях. Такие ребята есть и в дальних регионах, в Сибири ребята, которые проходили боевые действия в Чечне. Некоторые не состоят членами Всероссийского Общества слепых. Считаю, это неправильно! Организация должна объединять людей, и люди должны быть в организации. Скорее всего, мы где-то недорабатываем. События, через которые прошли люди, тоже должны быть отображены в истории нашей организации. Если исторически посмотреть мою семью, практически все воевали, за исключением отца, потому что он войну захватил в период где-то 8-11 лет. С другой стороны, мне пришлось принять участие в боевых действиях, и моему сыну пришлось побывать в Чечне. Вот как бы история нашей страны в рамках той семьи, которая носит мою фамилию.

– Наверное, задача средств массовой информации Всероссийского общества слепых, в том числе и показать историю через конкретные семьи, через конкретные судьбы.

–  Я согласен. Вы поймите правильно, эти судьбы тоже непростые. Это хорошо, что вовремя на меня обратило внимание Всероссийское общество Слепых. Тогда была система при Советском Союзе. Как только я попал в Ленинград, в Академию имени Кирова, буквально после проведения первых операций пришли люди из Всероссийского общества слепых, из Ленинградской организации. Они были рядом, они уже начали со мной разговаривать, рассказывать про Общество, про вопросы, которые решает ВОС, о людях, о судьбах, показывая на примерах ветеранов Великой Отечественной войны. Поверьте, это дорогого стоит.

Когда человек попадает в сложную ситуацию и пытается проанализировать, в каком состоянии он оказался, что дальше делать, то помощь людей, которые имеют  большой жизненный опыт, – не просто теоретический опыт, а практический опыт, –   говорят о системе, которая реально работает, оказывает помощь, то появляется свет в окне. Ты уже понимаешь, что ты не один, есть направление, в котором ты можешь двигаться. Уже можно что-то планировать.

Мне принесли магнитофон,  я  был обеспечен литературой, я ее слушал. Я  начал изучать Брайль, быстро научился печатать на машинке брайлевской. Лечение проходил полгода, у меня было достаточно времени для того, чтобы подумать, что же дальше.

***

Наша работа, которая ведется сейчас, должна быть более интенсивной в том направлении, в котором ранее работало Всероссийское общество слепых. Эта сеть, имевшая региональную и местную разветвленность, и взаимоотношения с органами государственной власти, давала возможность не упустить ни одного человека, – это было важно. Сейчас у нас в этом отношении есть определенные проблемы. Такой момент нашей практической работы на сегодняшний день.

Проверки Налоговой инспекции по итогам нашей работы и плюс структуры, которые контролируют использование федеральных средств на сегодняшний день, заставили нас более серьезно подойти к системе отчетности и наличия членов нашей организации. Отчетность показала, что мы недорабатываем по ряду вопросов, связанных с тем, что на уровне групп, которые предоставляют информацию в местную организацию, появились проблемы, связанные с тем, что часть людей просто ушли из жизни, хотя они числились непосредственно в отчетности. Это первое. Второе, большое количество людей не являлись членами Всероссийского общества слепых, не обладали информацией о том, что такая организация есть, она работает, эта организация дает возможность совместно решать те проблемы, которые стоят перед человеком. Все это в целом дает возможность проанализировать  состояние дел, в том числе и в теме нашего разговора. Наша работа связана с событиями, происходящими в стране, людьми, которые участвовали в тех или иных событиях,– соответственно дающая  нам возможность не упускать что-то из виду.