Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

От Таганки по Таганке. Часть первая

 

Виктор Розанов

 

Представьте себе, что по какой-то необъяснимой нужде захотелось вам поехать в Московскую областную организацию ВОС. Многие знают, что находится она на улице Верхняя Радищевская, в доме № 15, в первом строении. Располагать адресом и по этому адрес добраться – совсем не одно и то же. Мы поможем вам проложить маршрут.

Сначала надо добраться до метро, потом следует попасть на кольцевую и ехать до станции «Таганская». Напомним, Таганка находится в Юго-восточной части центра города, между реками Москвой и Яузой.

Итак, если вы едете от «Парка культуры», то садиться надо в последнюю дверь третьего вагона или в первую четвертого от головы поезда. Ну, а если от «Курской», то из второй двери третьего вагона, соответственно, от хвоста.

 Чтобы не скучно было ехать, я расскажу вам историю Кольцевой линии Московского метрополитена.

***

 Сначала предполагалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Потом всё-таки решили сделать Кольцевую линию с 17-ю станциями под Садовым кольцом. Однако, творчески переработав первоначальную концепцию, спланировали построить линию значительно  дальше от центра. По названиям станций можно прикинуть удаление: «Усачёвская», «Калужская застава», «Серпуховская застава», «Завод имени Сталина» (теперешний имени Лихачева), «Остапово» (это в районе станции «Текстильщики»), «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский (он же Рижский)  вокзал», «Савеловский вокзал», «Динамо», «Краснопресненская застава», «Киевская». 

Но и это проект Кольцевой  изменили, запланировав построить ее ближе к центру города. Все станции Кольцевой являются памятниками архитектуры сталинского ампира, и каждая посвящена особой теме.

Современная Кольцевая линия соединяет все диаметральные, кроме Бутовской и Каховской.  По ней можно добраться к семи вокзалам из девяти.  Мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские – в обратную сторону.

Первый участок Кольцевой линии от станции «Парк культуры» до «Курской» открылся 1 января 1950 г. Второй участок, «Комсомольская» – «Белорусский вокзал», открылся в 1952 г. Третий соединил Красную Пресню с Киевским вокзалом в 1954 г.

Станция «Таганская» расположена глубоко под Таганским холмом и имеет два последовательных эскалаторных наклона. Её глубина – 53 метра. Диаметр центрального зала – 9,5 метров.

В южном торце станции – переход на Таганско-Краснопресненскую линию.

Второй переход, ведущий на станцию «Марксистская» Калининской линии, начинается двумя достаточно пологими лестницами. Они находятся  посередине  центрального зала.

Два последовательных эскалаторных тоннеля, по которым осуществляется вход на станцию и выход с нее, расположены практически под прямым углом друг к другу. Между ними – промежуточный зал.

Из промежуточного зала мы поднимаемся в эскалаторный зал. Так  официально зовется наземный вестибюль. Слева от эскалатора – выход на Верхнюю Радищевскую улицу. Справа – дополнительные двери  для  выхода на Нижнюю Радищевскую, которые не используются в работе метрополитена. Видно, построены просто для симметрии.

***

Покинув московскую подземку, остановимся, чтобы перевести дух после долгой (или не очень) поездки. И попробуем, как говорится, «сориентироваться на местности».

В плане станция метро стоит как бы на треугольном островке. Причем треугольник этот равнобедренный. Основание, – немного искривлённое, –  выходит на Таганскую площадь. Левая сторона его – Нижняя Радищевская, правая – Верхняя. Улицы сливаются друг с другом, образуя вершину, направленную  вниз, к устью Яузы.

В левом углу и вдоль Нижней Радищевской, несколько легких построек с фаст-фудом. Между ними проход к метро. В нижнем правом углу треугольника  – станция метро, у которой мы пока еще и находимся. Здесь, в этом старом районе так хорошо, что торопиться вообще не хочется.

Ах, как приятно не спеша пройтись по старой Москве, где каждый сантиметрик земли проникнут древностью. Даже воздух в центровых закоулочках другой, будто пахнет госпожой Историей, а Таганский район – один из самых богатых историей уголков Москвы.