Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Реабилитация и мы

 

Трибуна для экспертов

 

Каждый год в институте Реакомп проходит республиканский Совет незрячих специалистов. Помимо прочего на этом совете обсуждались такие вопросы, как: «Новое в законодательстве для инвалидов Российской федерации» - докладчиком выступил депутат Государственной Думы Олег Николаевич Смолин. А директор Санкт-петербургского издательства «Чтение» Олег Николаевич Пилюгин  рассказал о работе комиссии по унификации системы Брайля. Обсуждались проблемы и перспективы образования детей-инвалидов в нашей стране.

Цель Совета незрячих специалистов -  дать  площадку экспертам из числа восовцев – директорам школ, библиотек и прочих значимых для общества институтов  для обсуждения наиболее важных проблем.  А также согласовать позиции руководства ВОС и экспертного сообщества. На Совет был приглашён ответственный чиновник Министерства образования и науки из Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Лариса Павловна Фальковская.  Вёл совещание Заместитель председателя Совета незрячих специалистов при ЦП ВОС и главный редактор журнала «Школьный Вестник» Юрий Иванович Кочетков. Он первым взял слово и рассказал о результатах работы Республиканского совета незрячих специалистов за 2013 год. Наш корреспондент Антон Кротков задал несколько вопросов Юрию Ивановичу.

- Расскажите, пожалуйста, в чем особенность именно  этого совещания? Чем оно отличается от прошлых лет?

- Вопросы, касающиеся образования и, прежде всего, образования детей с нарушением зрения, поднимаются на каждом заседании Совета. Но сегодня присутствовал ответственный работник Министерства образования и науки в ранге начальника отдела. Таких сотрудников Министерства образования в последние лет 10 у нас не было. Поэтому и вопросов к ней было очень много, поскольку проблем с образованием накопилось очень много. Ну, во-первых, есть случаи, когда школы закрываются или их соединяют, как это было в Астрахани, со школой 8-го вида. То есть с детьми умственно-отсталыми, Ну, это же чушь. Есть и другие примеры: закрыли одну из старейших школ слепых в Моршанске, которой более ста лет.

Вторая проблема  не менее важная – это обеспечение контрольно-измерительными материалами учащихся 12-х и 10-х классов наших школ. Если вопрос об обеспечении школ контрольно-измерительными материалами для незрячих школьников 12-х классов для сдачи ЕГЭ в общем и целом решен, то для сдачи ГВЭ, то есть для сдачи экзаменов в 10-м классе вопрос никак не решен. Поэтому мы напишем по этому поводу письмо в срочном порядке в Рособлнадзор. Представителей Рособлнадзора мы тоже ждали, но, к сожалению, не пришел никто из этого учреждения.

- А  легко ли удается привлечь ответственных чиновников к таким совещаниям?

- Безусловно, со всеми надо договариваться и проводить большую организационную работу.

- Из года в год, на ваш взгляд, все-таки улучшается работа Совета незрячих специалистов?

--  обновляется, конечно, каждые пять лет, но обновляется незначительно. И поэтому работать с людьми гораздо проще – ты их знаешь, и они тебя знают. Поэтому, качественно улучшается каждое заседание.

 

В перерыве Совета наш корреспондент задал несколько вопросов Директору Санкт-петербургского издательства «Чтение» Олегу Николаевичу Пилюгину

 

- Что вы ждете от этого совещания?

-  Жду, во-первых, обсуждения вопроса по Государственной итоговой аттестации (ГИА). Не то, чтобы я стремлюсь получить новые заказы, наоборот, мы внеплановыми заказами последнее время несколько перегружены, нам трудно справиться с основным планом. Но, тем не менее, я считаю, что по ряду причин ни в коем случае экзамен типа ГИА нельзя оставлять на субъекты федерации, на библиотеки, это все-таки работа для них неспецифичная. И я, поскольку уже давно занимаюсь ЕГЭ, готов и это подключить.

Второй момент – это выступление Олега Николаевича Смолина, которому я бы хотел задать вопрос, а потом перевести его в стадию обсуждения, что касается тех новаций, которые предполагаются в проведении единых государственных экзаменов, вплоть до электронной формы их сдачи, как в данном случае будут приспосабливаться наши учащиеся с глубокими нарушениями зрения.

Третий момент, в повестке дня есть вопрос по унификации брайля в Российской Федерации. Я возглавляю эту комиссию. И я хочу рассказать о том, как эта работа ведется, что уже сделано, что будет сделано, каковы ее перспективы.

- По прошлым таким совещаниям какие-то результаты есть? Удается какие-то вопросы решать?

- Мне удалось организовать от Совета письмо в Рособлнадзор, поднимающее очень важную тему. Тема такова: наши учащиеся сдают единый государственный экзамен, но они, в отличие от учащихся зрячих не имеют возможности, купив соответствующую книжку или просто взяв в интернете соответствующие материалы, готовиться заблаговременно. Поэтому через этот Совет в Облнадзор было направлено серьезное обоснованное письмо, которое поддержал и Олег Николаевич Смолин со своей стороны, и в результате нами был заключен государственный контракт через конкурсную процедуру, и мы сейчас находимся в стадии выпуска полутора тысяч экземпляров учебно-тренировочных материалов по десяти предметам, это сложные комплекты. Это интересно, я об этом буду рассказывать присутствующим сегодня. Эта реальная помощь Совета, это нужно для слепых.

- Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы Совет стал более эффективным? Может быть, приглашать каких-то чиновников, как сегодня от Минобразования?

- Я работаю у себя в Санкт-Петербурге в Координационном совете по делам инвалидов при губернаторе. И, в общем-то, действительно, вся работа Совета строится на том, что приглашаются специалисты чиновники по тем или иным направлениям деятельности (здравоохранение, образование, трудоустройство и так далее), и вопрос решается с ними. Варясь внутри себя, мы многого не достигнем. Кроме того, важно очень четко оформлять резолюции Совета и очень четко в соответствии с ней рассылать соответствующие письма. А когда это нужно, чтобы эти письма шли за подписью Президента ВОС. Совет – ведь он не просто Совет, он при Центральном правлении.

Депутат Олег Николаевич Смолин рассказал членам Совета незрячих специалистов о некоторых нововведениях в российском законодательстве, касающихся социальной политики государства, которые непосредственно могут затронуть незрячих.

- Как вам известно, с 15-го года вступает в силу новый пенсионный закон. Очень сложная формула у нового пенсионного закона. Закон увеличивает пенсионный стаж, требуемый для назначения пенсии с 5 до 15 лет. При этом соответственно, надо набрать не менее 30 баллов, 1 балл – это минимальная заработная плата. Значит, можно проработать 15 лет и получать около 10 тысяч и при этом не получить права на пенсию, потому что 30-ти баллов не наберешь. В принципе, для большинства граждан это ситуация нормальная. Она ненормальная для некоторых категорий, в том числе, для тех, кто работает в системе малого бизнеса, и соответственно, либо работает без трудовой книжки, либо формально оформляется на минимальную заработную плату. Она не очень нормальная для людей с инвалидностью. От числа инвалидов трудоспособного возраста, по данным Министерства труда, работающих сейчас около 23-24%. Программа «Россия 2020» ставит задачу выйти на 40% к 20-му году. Но пока я особенно не замечаю, чтобы это происходило. В случае если инвалид не набирает необходимого количества баллов или необходимого стажа, он, соответственно, получает государственную социальную пенсию, которая существенно меньше трудовой. Эту проблему решить пока не удалось. Обещали проводить парламентские слушания в Думе по этому поводу. Это первое обстоятельство. Второе обстоятельство, связанное с рабочими местами. Вы знаете, очевидно, что заканчивается срок льготной выплаты по взносам во внебюджетные фонды. Со следующего года ожидается увеличение. Эту тему удалось поставить перед Дмитрием Медведевым, когда 7-го марта в канун Паралимпиады меня пригласили на заседание Совета попечительства в социальной сфере в Сочи, Дмитрий Анатольевич дал поручение, соответственно, Минфину и Минтруду. Я встречаюсь с министром труда, с Максимом Анатольевичем Топилиным, буду в очередной раз эту тему с ним обсуждать. Предварительно обсуждал её и с Татьяной Генадьевной Нестеренко, первым замом Минфина.

Если учесть, что среди участников Совета многие имеют отношение к образовательным учреждениям незрячих, то  школьная тема интересовала многих.

- Нас ожидают существенные изменения со следующего года по части  единого государственного  экзамена. Если они будут реализованы в том виде, как об этом заявил Дмитрий Ливанов. Ливанов фактически озвучил два предложения. Одно предложение заключается в том, чтобы вернуть в школу сочинение. Второе - ввести устный экзамен или элементы устного экзамена по гуманитарным предметам. Как это будет сделано, пока сказать не могу. Сейчас, как вы знаете, активно прорабатывается возвращение говорения по иностранному языку. Но версия, по которой это предлагается сделать, хорошую идею во многом убивает. Не исключаю, что нечто подобное может произойти и с устными экзаменами. Надо дождаться, понять, какой будет результат. Пока могу констатировать довольно забавный факт. До заявления министра мы внесли в Государственную Думу законопроект, который предусматривает, в частности, три позиции. Первая позиция – это свобода выбора, ЕГЭ – не ЕГЭ, по крайней мере, для тех, кто не собирается поступать в вузы. Вторая позиция – обязательный экзамен по литературе. Правда, мы предлагаем на выбор либо сочинение, либо устный экзамен. Третья позиция, это устный экзамен или элементы устных экзаменов по гуманитарным предметам. Есть, и четвертая позиция, тоже совпадает с тем, что заявил Дмитрий Ливанов – убрать тестоподобные задания с выбором ответов. Забавно, что мы получили на этот законопроект отрицательный отзыв правительства, после чего Дмитрий Ливанов ключевые идеи того же самого законопроекта немножко в другой версии озвучил от своего имени. Ну, посмотрим, что там будет при обсуждении в Государственной Думе.

По словам депутата, видимо, в ближайшее время можно ожидать принятия пакета законов и внесения поправок в имеющееся законодательство в связи с ратификацией международной конвенции о правах инвалидов. Олег Николаевич поделился некоторыми подробностями «думской кухни»

- Недавно были парламентские слушания по этому поводу. Конечно, нам бы хотелось намного больше. Но законопроект надо будет поддерживать, потому что он содержит несколько шагов вперед. Там частично принято наше предложение, чтобы рассматривать инвалидность не как ограничение жизнедеятельности, а как нарушение функции организма, приводящее к тем самым барьерам социальным, отношенческим и всяким прочим, которые упомянуты в конвенции о правах инвалидов. Это на наш взгляд важно, потому что понятие «ограничение жизнедеятельности» субъективно. А понятие «нарушение функции организма» можно измерить объективными методами.

В этом законопроекте продолжается линия на расширение понятия «доступной среды». Впервые в законодательстве появляется идея тифлокомментариев.

В процессе своего выступления Олег Николаевич Смолин постоянно прерывался, чтобы сразу отвечать на возникающие вопросы. И по заинтересованным лицам большинства собравшихся чувствовалось, что  приехавшие в Москву профессионалы, в общем, удовлетворены ходом разговора.

Вот впечатление от работы Совета одного из его участников. Знакомьтесь - Нина Петровна Шалган, директор школы-интерната для слепых и слабовидящих детей  город Верхняя Пышма Свердловской области.

- Я здесь постоянно. Наверное, 3-4 раза точно была, поэтому мы уже знаем друг друга. Я везу сюда вопросы и по организации коррекционной школы для слепых и слабовидящих детей, по организации ЕГЭ, ГВЭ и так далее. И какие-то вопросы  по пенсионному фонду, социальным вопросам. Я получаю на них ответы, такие совещания для меня очень ценны, потому что это то, что называется получением информации из первых уст. Здесь очень серьезные люди отвечают на вопросы, и Олег Николаевич Смолин, и из Министерства образования. Ну, конечно, хотелось бы, как всегда, больше конкретики. Очень много надо сейчас самим на местах решать и продвигать. Раньше в Министерстве образования был отдел коррекционного образования, который непосредственно за нас отвечал. Конкретная женщина, Зоя Ивановна Бацева. Она нас собирала на территории какой-либо школы хотя бы раз в год. И мы вырабатывали единые требования,  делились опытом.  Это было здорово. Я думаю, что надо нам друг с другом обмениваться опытом и с Министерством здравоохранения и с Министерством соцзащиты. Очень хотелось бы, чтобы ЦП ВОС собрал директоров школ. Кто владеет информацией, тот владеет всем.

Нина Петровна поделилась с нашими слушателями также некоторыми другими своими задумками, о которых она ранее рассказала коллегам по Совету.

- Это и обучение детей одаренных, которые могли бы, допустим, в старшем звене получать профильное обучение. Это и работа с детьми отстающими, к которым тоже должен быть особый подход по индивидуальным учебным планам. Но так, чтобы не  ущемить этих детей, чтобы он смог не только получить образование, но и  документ об образовании. Потому что получается так, что такие дети могут не получать документы.

Кстати, оказалось, что многие озвученные директором проблемы успешно решаются её коллегами из других областей, так что обмен опытом действительно оказался очень полезным.