Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

В ПРАВЛЕНИЯХ И МЕСТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Путь длиной в 80 лет

К юбилею МО ВОС минусинцы стали готовится с начала года. А как же иначе? 80 лет — дата солидная. И вот все хлопоты позади. На праздник приехали восовцы, проживающие на территории семи административных районов, а это  площадь небольшого государства. Вместе с ними начальники районных отделов соцзащиты, замглавы администрации города,  прибыли гости из соседней Хакасии, председатель красноярской РО ВОС В.И. Прудкова и другие официальные лица.

Экскурс в прошлое своей организации начал председатель А.Е. Евтифеев. Минусинск расположен на юге Красноярского края. Чтобы добраться до краевого центра,  необходимо преодолеть почти 450 километров. Впрочем, по сибирским меркам, это не так уж много. Он был основан казаками в 1737 году. В начале ХХ века в Минусинске проживали чуть больше 2000 человек, а сколько среди них было слепых, никто не считал. «Тёмным людям»  —  так называли в Сибири людей, лишённых зрения, — жилось, ой, как не сладко! Одни ходили с поводырём, просили милостыню по дворам, пели на базаре, с протянутой рукой стояли на паперти. Лишь единицы занимались каким-либо ремеслом — шорничали, вырезали деревянные ложки, из бересты делали туески. Легенда гласила, что один казак, которому в бою саблей выхлестнули глаза, так наловчился ловить в Енисее рыбу, что кормил всю семью. Но таких были единицы.  

Шёл 1933 год. Восемь лет назад в стране уже было создано Всероссийское общество слепых. Имелась  и неплохо работала ячейка ВОС и в Красноярске, при которой была открыта мастерская, где работали незрячие  люди. А в Минусинске всё оставалось по-старому. Но однажды служивший при храме слепой монах Иван Семёновский побывал в Красноярске, и, узнав об Обществе слепых, отправился туда,  побеседовал с трудившимися в нём такими же, как он сам, людьми. Домой вернулся с твёрдым решением: организовать ячейку ВОС и в своём городе.

В горкоме КПСС, куда обратился Иван, его идею горячо поддержали, и уже к концу лета  на углу улиц Мартьянова и Пушкина был выделен дом, в котором разместилась созданная им ячейка слепых. Вначале она состояла из десяти членов ВОС. Председателем её стал Иван Семёновский. На собрания и мероприятия они собирались вместе с членами своих семей. Долго думали, чем бы заняться, чтобы самим зарабатывать деньги. И придумали: будем варить квас и продавать его на базаре. Для открытия  дела нужны средства, а их не было. Часть денег собрали привычным способом, а ещё помогла церковь. Квасной цех они открыли в подвале дома, где находилась их организация. В работе слепым помогали жёны и дети. Прибыль небольшая, но они были счастливы.  

О создании ячейки Семёновский сообщил в Москву, и в 1934 году из Томска в Минусинск на должность председателя организации ВОС был направлен только что окончивший Томский университет незрячий Фёдор Михайлович Санаров. В Сибири в те годы шла коллективизация. Страшась раскулачивания, зажиточные мужики искали разные лазейки. Несколько таких семей, у которых были незрячие родственники, предложили им свои услуги по совместной обработке земли. Это было выгодно, так как у них был свой сельхозинвентарь — плуги, сеялки,  гужевой транспорт. И вот вместе со зрячими слепые стали сеять рожь, пшеницу, овёс. Таким образом, восовцы не только обеспечивали себя хлебом, но и излишки своей части дохода продавали на рынке.

Прослышав, что в Минусинске слепые живут своим трудом, незрячие из деревень стали приезжать и вступать в члены ВОС. Ячейка понемногу росла. Вскоре у них уже была своя конюшня, в которой находилось семь лошадей, на них  они пахали, сеяли, заготавливали дрова и сено, выполняли всю  необходимую для жизнедеятельности коллектива работу, связанную с перевозкой груза. Возникающие вопросы решали на общем  собрании, а заработанную прибыль вкладывали в неуклонно развивающееся производство. К концу 1939 года в ячейке состояли более тридцати незрячих членов ВОС. Работало шесть производственных бригад. Они валяли валенки, делали половые щётки. Члены передовой бригады — совершенно слепые  Егор Догадин, Архип Москвин и братья Николай и Григорий Соболевы — вили верёвку, причём отделывали её так, что она казалась шёлковой и пользовалась у населения огромным спросом. На них старались равняться все остальные рабочие. Прямо под открытым небом заработал ткацкий цех — ткали мешковину, из которой затем вручную шили мешки.  

В ячейке во главе с Фёдором Санаровым впервые было избранно бюро, в его состав вошли самые активные и уважаемые члены ВОС. К этому времени организация имела хорошее помещение, где находилась контора и два общежития — женское и мужское. Там же разместился и красный уголок. Обязанности секретаря и казначея выполнял Иван Семёновский. Ф.М.  Санаров был хорошим организатором,  пользовался среди членов ВОС и у руководства администрации города большим авторитетом, и когда в 1939 году на производственной базе Общества слепых было решено организовать Минусинский горпромкомбинат, он стал его директором. К уже существующим производственным профилям прибавились сапожная мастерская, цех по шитью недоуздков и шлей, матрасный и бондарный цеха.  Вдвое увеличились швейный и пимокатный цеха. Территория комбината теперь занимала целый квартал между улицами Пушкина и Мира. Но слепые не жили лишь работой, они принимали участие во всех городских мероприятиях, посещали драмтеатр, ходили на митинги. В ячейке имелась своя комсомольская организация, в которой состояли четырнадцать человек, именно они и были заводилами всех развлекательных мероприятий. Вечерами в красном уголке работал ликбез, где слепые  учились читать и писать по  Брайлю, учителем был сам председатель. Проводили вечера отдыха, пели, танцевали.

Всё изменилось  с  началом  войны.  Комбинат перешёл на двухсменную работу. Как и весь народ, незрячие стали трудиться для фронта. Кроме так необходимых солдатам валенок, из отходов верёвочного сырья стали вязать варежки, тёплые носки и чуни. Работали много, а жили впроголодь. Дневная  норма хлеба на иждивенца составляла двести граммов, а для рабочего — четыреста. Летом ели всё, что росло: лебеду, крапиву и другие растения. Но, несмотря на все невзгоды, трудились не покладая рук, стараясь внести в борьбу с врагом и свой вклад. На посту директора горпромкомбината и председателя бюро ячейки ВОС Санаров проработал до 1953 года. После его ухода всё разладилось, с комбината слепых потихоньку стали вытеснять и заменять зрячими, да и с председателями бюро как-то  не везло, они долго не задерживались, хотя каждый старался работать, как мог.  К 1960 году из 80 членов ВОС работающих незрячих на комбинате оставалось лишь шестеро, а желающих трудиться было много.  Кроме того, помещение, где  находилась первичная организация, забрали. Приходилось ютиться в бывшей конюшне, в десятиметровой избушке с низким потолком.

Нужно было срочно что-то предпринимать, и восовцы приняли решение: ходатайствовать перед Красноярским краевым правлением и ЦП ВОС об открытии  у них филиала от Абаканского УПП и возвращении ранее принадлежавшего первичной организации  дома.  Просьба минусинцев была удовлетворена: филиал  открыли, а первичная справила новоселье. Снова заработали верёвочный цех, шерстобитка. Для ликероводочного завода начали сбивать и ремонтировать ящики.  Условия труда были нелёгкими. Лишь  люди, вязавшие хозяйственную сетку на дому, чувствовали себя комфортно. Всего трудились около сорока человек, руководил филиалом инвалид по зрению П.Г. Чмыхало. А ещё через три года для членов ВОС был выстроен восьмиквартирный жилой дом.  Деятельность в первичной оживилась, вновь заработали кружки художественной самодеятельности, восовцы играли в шахматы, шашки, домино, открылась библиотека-передвижка.

В 1966 году председателем бюро ПО ВОС был избран П.С. Гладков. Он, как говорится, верой и правдой прослужил на этом посту тридцать лет. Во время его деятельности началось укрупнение первичной. В прилегающих к Минусинску административных районах, таких как Шушенский, Ермаковский, Краснотуранский, открылись восовские группы. Организация быстро росла. К концу 60-х годов филиал закрыли, а желающие работать переехали в Абакан.

ВОС в те годы было очень богатой организацией. Финансировало первичные Центральное правление. О средствах для проведения различных культурно-массовых, спортивных и иных мероприятий, связанных с реабилитацией инвалидов по зрению, а также оказания нуждающимся  материальной помощи,  у председателя голова не болела. Лишённые зрения люди чувствовали себя защищёнными. Всё рухнуло с распадом СССР. Последнее десятилетие ХХ века превратилось для ТПО в настоящий экзамен на выживание. Чтобы изыскать хоть какие-то средства к существованию, незрячие были вынуждены опять превратиться в попрошаек. Для этого были все средства хороши. И они выжили! Понемногу работа с инвалидами стала меняться и в администрациях районов. Несмотря на то, что жизнь круто изменилась, восовцы  шли в свою первичную, где сложившиеся годами традиции гостеприимства и дружеские отношения оставались прежними.  Количество членов ВОС продолжало увеличиваться.  Сегодня в Минусинской МО ВОС состоят на учёте более 400 человек. Работает филиал краевой спецбиблиотеки. Проводятся различные конкурсы, выставки садоводов, экскурсии. Члены ВОС принимают участие в «КИСИ». Свой 80-летний юбилей восовцы Минусинска отметили ярким, надолго запомнившимся  праздником. Награды, подарки от разных организаций  в этот день щедро сыпались на её активистов. С великолепным концертом выступил казачий ансамбль «Лад». Богатый стол накрыли работники соцзащиты города. Шутки, песни, танцы звучали довольно долго. Уставший, но довольный председатель бюро Анатолий Евграфович Евтифеев, выслушавший в свой адрес и в адрес ТПО массу благодарственных слов и поздравлений, провожая своих довольных гостей, думал: «Кажется, праздник удался! А вскоре нужно будет начинать подготовку к другому юбилею — 90-летию Всероссийского общества слепых».

                                                                 Нина Зайцева