Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Творчество наших читателей

На моём письменном столе лежат: грифель, прибор для письма по Брайлю и стопка листов плотной бумаги. Они постоянно нужны мне. Вот и сейчас появился повод написать что-то.

Начну с воспоминаний о событиях времён Великой Отечественной войны. Мне не надо напрягать воображение, всё — действительность...

ТРИ ВСТРЕЧИ С БРАЙЛЕМ

1942 год. Август. Мы с мамой на поселковом базаре. Для меня — праздник: мама купила мне морса на сахарине и варёного на молоке сахара. Вокруг нас одни женщины и дети. Мужчины, как и мой отец, воюют с фашистами. Мы увидели дяденьку, сидевшего на ящике. Рядом стояли женщины. На коленях у него лежала толстая книга без единой буковки. Он не смотрел в неё, а водил по ней руками.

Я потихоньку спросил у мамы: «Почему дяденька не смотрит в книгу?» И она прошептала: «Он — слепой». — «Почему такая большая книга без букв, а какие-то пупырышки?» — не унимался я. И тут дяденька, услышав наш разговор, сказал: «Эта книга - для слепых. Люди, лишённые зрения, читают такие книги пальцами. Буквы в них изображаются выпуклыми точками. Моя книга — особенная: я по ней гадаю, предсказываю судьбы людские. Этим зарабатываю себе на пропитание. Кто желает узнать свою судьбу, пожалуйста, обращайтесь. Моё гадание верное!..»

Одна женщина спросила, когда окончится эта проклятая война и вернётся ли живым её мужик? Лица женщин сделались напряжёнными, они придвинулись к предсказателю. Он молча перевернул несколько листов, его пальцы заскользили по точкам и он поведал взволнованным голосом: «Война ещё некоторое время будет идти и закончится полной победой над супостатами. Мужья обнимут жён, сыновья осушат слёзы матерей, отцы приласкают детишек. Ждите... Надейтесь...»

Лица женщин посветлели. Они совали деньги слепому. Мама тоже расплатилась, и мы пошли домой с надеждой, что отец вернётся с войны живым.

1945 год. Лето. Зимой 1943 года мы переехали в районный центр. В мае от ружейного выстрела я лишился зрения. Лечился в Саратове. Мама узнала, что есть специальная школа для слепых детей, но из-за слабого здоровья моё пребывание в интернате отложили. Адаптация протекала постепенно. Однажды на улице ко мне подошла женщина и спросила: «Мальчик, ты не видишь?» Я утвердительно кивнул. «Мой сынок тоже незрячий», — сказала она, вздохнув.

Я познакомился с Сергеем. Он учился в восьмом классе Саратовской школы. У него — каникулы, я в гостях у Серёжи. Он рассказал мне о школе, спел несколько песен под баян.

Но особенно запомнилось мне первое знакомство на ощупь с брайлевской книгой. Я впервые ощутил под пальцами шершавость выпуклых точек на страницах «Советского школьника», журнала для слепых детей. Мне так захотелось научиться читать самому! Я стал грезить школой.

1946 год. Конец августа. Над Волжским простором поплыл пароходный гудок. Мы с мамой плывём по Волге. В голове бьётся: «Еду в школу, там меня научат читать по точкам!»

Мы в Саратове... Старинное здание — моя школа. Вошли. И мама сдала любимое чадо с рук на руки воспитательнице. С этого дня начался отсчёт моего одиннадцатилетнего пребывания в стенах школы-интерната. Всё было сначала.

Первого сентября впервые сел за парту. В класс вошла моя первая учительница и красивым альтом сказала: «Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут Любовь Лазаревна Славина. Мы будем вместе трудиться целых четыре года. Вы научитесь читать и писать на ощупь по рельефно-точечной системе. Придумал её французский учёный Луи Брайль, потерявший зрение ещё в детстве. Запомните, ребята, это имя. Его письменная система распространилась по всему миру, ей пользуются незрячие, живущие в разных странах. Овладев этой волшебной азбукой, вы сможете решать сложнейшие математические задачи, проникните в тайны разных наук, узнаете героическое прошлое нашей страны, познакомитесь с нотной системой и перед вами откроется музыкальный мир. А сколько книг вы прочитаете! И, может быть, кто-то из вас станет сочинять стихи и рассказы. Брайлевская грамотность широко откроет вам двери в мир природы и человека».

И наступил этот долгожданный час! Передо мной на парте волшебная книга — букварь. Я с волнением ощупал его и даже понюхал переплёт. Открыл... Провожу по точкам ищущими пальцами и мне так хочется поскорее проникнуть в тайну этих, пока ещё непонятных, выпуклостей! Через несколько уроков я уже читал букварь. Сердце моё купалось в радости: заветная  мечта — читать книги — сбылась. Много было потом учителей, любимых и не очень, но первую свою учительницу, открывшую мне тайну брайлевского шеститочия, я помню всегда и чту.

Сбылись её предвидения, что брайлевская грамотность даст мне единственную в своём роде возможность успешно учиться. В 40 — 50-е годы, когда не было ещё компьютеров, Интернета, диктофонов, мобильных телефонов, только она стала материально-технической основой получения знаний. Грифель, письменный прибор —  как орудия труда, интеллект — как процессор. Вот чем был вооружён незрячий студент-историк. Очень мало издавалось специальной литературы для высшей школы. Поэтому приходилось упорно трудиться на лекциях, в библиотеках, много писать — до мозолей. Однако эти примитивные трудности помогли выработать хорошие качества характера: трудолюбие, ответственность, стремление достигать цели.

Мои родители — рабочие с их уровнем развития 30-х годов прошлого века не смогли бы дать мне в домашних условиях знаний, полученных в специальной школе, где всё обучение базировалось на брайлевской системе. Я знал несколько человек, не имеющих зрение с младенчества, поступивших в школу из глухих мест, которых малограмотные матери держали на печках или в корзинах: они не знали, что делать с несчастными. Только школа, давшая брайлевскую грамотность, изменила их образ жизни.

В 1957 году я поступил в Саратовский государственный университет на исторический факультет. Получил специальность — учитель истории. 21 год преподавал в очно-заочной школе для взрослых слепых. Работал заместителем директора на предприятии ВОС. Изучив брайлевскую нотную систему, я овладел музыкальными инструментами — баяном и трубой, что позволило мне в разные моменты жизни работать баянистом и играть в духовых оркестрах. Одно время руководил кружком «Барабанщики и горнисты» в обычной школе. Я познакомил с азбукой Брайля отца и зрячих друзей и посылал брайлевские письма на Колыму, где он работал водителем-дальнобойщиком, и друзьям, призванным в армию.

В 2000 и 2005 годах вышли два моих сборника лирических стихов. Есть и проза. Печатаюсь в журнале «Школьный вестник». Небольшие статьи публикуют местные газеты.

В 2003 году стал призёром первого Всероссийского конкурса «Поэтическое ристалище» среди незрячих поэтов-любителей. В 2009 году победил в областном поэтическом конкурсе «Мужество. Стойкость. Преодоление», проводившемся в Калуге среди людей с ограниченными возможностями.

Можно бы ещё много чего рассказывать: ведь прожита большая, сложная жизнь, наполненная множеством событий — радостных и даже трагических. Что-то уже позабыто... Но встречу с первой брайлевской книгой — букварём, который я с трепетом в детской душе взял из рук моей первой учительницы, невозможно забыть!

Без этого памятного события жизнь моя, как я представляю сейчас, была бы однообразной, тусклой, незрячей. У моей души есть два крыла — поэзия и музыка.

Бог природы гаммой ощущений

Одарил меня и дал свободу,                          

Чтобы я посредством представлений

Понимал и чувствовал природу.

Философия моя простая:

Я не вижу, но живу в движении.

Книгу жизни бережно листая,

Я иду тропой воображенья.

Виктор Верхов,

Ермолино, Калужской области