Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Мы и общество

ДУМА ЗАСТАВЛЯЕТ ДУМАТЬ

6 июля 2010 года  в Государственной Думе Федерального Собрания  РФ состоялся круглый стол на тему: «Внебюджетные источники финансирования формирования доступной среды для инвалидов». Инициатором его проведения стал сопредседатель Межфракционного депутатского объединения Госдумы ФС РФ по делам инвалидов Валерий Сергеевич Селезнев. В знойный полдень Охотный ряд стал центром притяжения для колясочников и слепых, ампутантов и глухонемых, ответственных представителей многих министерств и ведомств, видных промышленников и социальных предпринимателей, заинтересованных активистов общественных движений и въедливых журналистов. В Малом  зале «депутатской Мекки» для откровенного и предметного разговора собрались «сильные мира сего» от различных ветвей власти. Жаль только приглашённые министры на заседании так и не появились. Возможно, они оказались очень заняты или отпускная пора сыграла свою роль. Впрочем, незрячие без посторонней помощи тоже вряд ли бы добрались до удобных кресел. В огромном и внушающем почтительный трепет здании элементарных ориентиров для инвалидов по зрению я почему-то не заметил.  

Участники «круглого стола» определили условия обеспечения внебюджетного финансирования практического формирования безбарьерной среды для инвалидов, способы взаимодействия бизнеса и неправительственных общественных организаций. Состоялось конструктивное обсуждение государственно-частного сотрудничества в решении социальных проблем, для чего должны  активно привлекаться ведущие представители всех секторов экономики, в том числе руководители крупных предприятий и компаний, индивидуальные предприниматели различного уровня и банкиры, что сыграет важную роль при выборе партнёров для Государственной программы «Доступная среда» в 2011 году.

Модератор стола депутат Госдумы  В.С. Селезнев, открывая заседание, заявил: «Создание доступной среды для инвалидов — это дело всего общества. Это должно решаться путём координации взаимодействия органов власти, бизнеса, общественных организаций, путём включения в этот процесс через изменение сознания, через подходы социальной ответственности бизнеса, через создание предпосылок для этой социальной ответственности, через  механизмы регулирования. Прежде всего, здесь нельзя умалять роль всех тех регламентов, которые содержат компоненты доступности…»

Одним из первых, очень аргументировано, конкретно  и в то же время эмоционально выступил сопредседатель Межфракционного депутатского объединения по делам инвалидов, вице-президент ВОС О.Н. Смолин, который, кроме всего прочего, является заместителем  председателя Комитета по образованию и первым  вице-президентом  Паралимпийского комитета России. Этот незрячий депутат Госдумы  уже 20 лет занимается вопросами социальной защиты мало мобильных слоёв населения. Он на собственном горьком опыте убедился в насущной необходимости незамедлительного создания действительно безбарьерной среды для всех заинтересованных граждан.

В частности, Олег Николаевич сказал: «Хотел бы пожелать нашему «круглому столу», по традиции, творческих идей, а самое главное — каких-нибудь конкретных результатов. Понятие безбарьерной среды я трактую предельно широко, так же как в соответствующем проекте программы, имея в виду не только возможность свободно посещать объекты  социальной, жилищной, культурной и спортивной инфраструктуры, но и доступность работы, образования, общественной деятельности и тому подобное. Причём для меня вопрос о внебюджетных источниках финансирования давно ясен теоретически и я при этом понимаю, что он очень трудно решаем практически. Позволю себе остановиться на пяти источниках и пяти составных частях проблемы.

Позиция первая: налоговые льготы для организаций и предприятий, использующих труд инвалидов. Понятно, что без них они существовать не могут, поскольку, за редким исключением, колясочник или слепой не      конкурентоспособны на рынке труда. Некоторое количество льгот нам удаётся сохранять, но их объём явно недостаточен. Несмотря на все усилия, налоги, взимаемые с  предприятий ВОС, в начале двадцать первого века выросли примерно в 10 раз. Вдобавок с   2011 года  планируется поэтапное сокращение льгот по отчислениям от предприятий инвалидов во внебюджетные фонды. Кстати, когда предприятие ВОС закупает путёвки для своих незрячих работников, приходится платить налог, и подчас довольно значительный, ведь  в данном случае соцстраховских льгот почему-то нет. Подобных примеров можно было бы привести довольно много.

29 июня на заседании Совета по делам инвалидов при Президенте РФ председатель профильного Комитета Андрей Исаев и ваш покорный слуга высказали тревогу о дальнейшей судьбе предприятий инвалидов. В настоящее время нам обещано, что аппаратом Комитета по труду и социальной политике будет подготовлен соответствующий законопроект, под которым мы готовы поставить свои подписи. В противном случае число рабочих мест для людей с ограниченными возможностями здоровья ещё сократится, а значит, и материальная база общественных организаций тоже пострадает. Остаётся только с надеждой повторить слова тогдашнего Президента РФ, а ныне премьер-министра В.В. Путина: «Бюджет страны не должен формироваться за счёт инвалидов!»

Позиция вторая: средства для квотирования рабочих мест инвалидов. В настоящее время в Госдуме в первом чтении принят закон, предложенный Санкт-Петербургским Законодательным Собранием, который  должен улучшить ситуацию по сравнению с печально известным законом о «монетизации». Напомню, что раньше обязательная квота на рабочие места действовала уже при тридцати сотрудниках. Деньги, получаемые от штрафов, передавали целевым назначением тем, кто трудоустраивал  слепых или опорников. Теперь планка поднята до ста работников, а что происходит с вырученными немалыми средствами, неизвестно. В нынешнем компромиссном варианте  предлагается квотировать рабочие места при пятидесяти членах коллектива.  Кто не соблюдает нормативы, должен перечислять средства на квотирование для тех предприятий, которые этим занимаются. К сожалению, заместитель Министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин предлагает от квотирования отказаться вообще и вместо этого вводить стимулы: примерно 30 тысяч рублей на рабочее место для инвалида каждому бизнесмену, который будет их создавать. Впрочем, по самым скромным оценкам, реальные расходы составят не менее ста двадцати тысяч рублей, к тому же для государства этот путь гораздо более расходный. Предлагаю вернуться к уже упомянутому законопроекту и принять его, может быть, в компромиссном варианте, предложенном в апреле 2009 года на первом заседании Совета по делам инвалидов при Президенте РФ. Он предусматривает для предприятий, пользующихся государственной поддержкой, ввести обязательное квотирование при пятидесяти работниках, а для остальных оставить лимит  в 100 рабочих мест.

Позиция третья: льготы для спонсоров общественных организаций и предприятий инвалидов, а также инвесторов, вкладывающих средства в развитие соответствующих производств. В девяностые годы прошлого века они существовали в определённых пределах. К сожалению, в начале нового тысячелетия в России возобладало представление о том, что должно существовать равенство субъектов налогообложения. Непонятно, как это возможно справедливо осуществить между инвалидами и «новыми русскими», больницей и нефтяной компанией, Большим театром и «Газпромом». Полагаю, что благотворители и спонсоры общественных организаций опорников, незрячих и глухонемых должны получать налоговые льготы.

Позиция четвёртая: средства предприятий, заинтересованных в рекламе и продвижении своих товаров для инвалидов. Несомненно, активные представители данного бизнеса могли бы вкладывать средства в развитие инфраструктуры и доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. В России этот источник используется пока очень слабо, а в развитых странах — в гораздо большей степени. Думаю, эта деятельность будет развиваться пропорционально наращиванию бюджетных расходов и росту доходов населения. Прав президент РФ Д.А. Медведев, говоря: «Налоги — это не единственная форма ответственности социально ориентированного бизнеса!»

Позиция пятая: личные средства инвалидов, членов их семей, родственников и друзей. Сейчас они уже широко используются для развития безбарьерной среды. Мне известны небольшие предприятия, которые успешно производят специальные средства реабилитации и продают их людям с инвалидностью.

Ещё очень много нерешённых задач, хотя приняты некоторые меры по повышению пенсий, но уровень доходов большинства простых граждан оставляет желать лучшего. Четверть века назад зарплата на предприятиях ВОС доходила до двухсот рублей плюс средняя пенсия, обычно составлявшая половину этой суммы, что, в пересчёте на современные деньги по ценам на товары первой необходимости, как минимум, соответствовало  бы тридцати тысячам. Увы, сейчас о таком стабильном достатке можно только мечтать. Предлагаю от имени участников нашего «круглого стола» рекомендовать Правительству РФ, по опыту Москвы, объявить в ближайшее время общегосударственный «Год равных возможностей для инвалидов»!

Чрезвычайно информативным оказался доклад члена Совета по делам инвалидов при председателе Совета Федерации А.Е. Лысенко. Он приводится с некоторыми сокращениями:

«Мы думаем о предстоящей ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, которую Россия подписала отнюдь не в первой сотне стран. Она по-новому поставила парадигму доступности среды жизнедеятельности, ассигнования на которую раньше рассматривались как дополнительные, ведь учитывались лишь потребности усреднённого человека. Неделимость и универсальность расходов  станет основой финансовой политики ближайших лет. Безусловно, стратегия перемен опирается на Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 — 2013 годах и Программу повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.  Всех  нас волнует, смогут ли государство, общество и бизнес  справиться с поставленными задачами.

Доступность сегодня имеет социальное измерение, потому что среда жизнедеятельности является местом постоянной коммуникации и взаимодействия людей. Её отсутствие не просто нарушает право личности на самостоятельность, но и вызывает  определённую напряжённость, ведь нарушаются налаженные связи и взаимодействия. Сухая статистика утверждает, что от 20 до 40 процентов граждан считают инвалидов обузой. К  сожалению, технические регламенты, учитывая условия физического воздействия  и безопасность человека, рассматривают его лишь как биологический, а отнюдь не социальный субъект. Надо чётко понимать, что власть несёт международную ответственность за свои решения и практическую деятельность. Неужели Россия будет по-прежнему плестись в хвосте мирового сообщества?

Следует обратить внимание на интеграцию финансовых ресурсов. Эта проблема «распилена на кирпичики», которые розданы во  многие министерства и ведомства, на разные уровни власти, поэтому надо думать о том, как собрать «бюджетные камни», которые сегодня нерасчётливо разбросали. Существуют многочисленные федеральные целевые программы развития регионов, адресные  национальные и отраслевые проекты, текущие муниципальные расходы, субсидии и внебюджетные источники. Государственная программа должна объединять все выделяемые средства. Тогда получится очень солидная сумма. Только единое понимание процесса позволит наладить синхронизацию управления, что поможет объединить специалистов всех уровней — от федерального до местного. Разумеется, должна существовать действенная межотраслевая координация. Министерства, ведомства, компании и организации инвалидов обязаны постоянно взаимодействовать и обмениваться  накопленным опытом в рамках общественных советов и комиссий. Концентрация усилий даёт заметный эффект.

На проект программы «Доступная среда» пока запланировано израсходовать 62 с небольшим миллиарда рублей, в том числе 37,8 — из федерального бюджета, 23 миллиарда 687 миллионов выделят субъекты РФ, а  внебюджетные источники составят всего 1,129 миллиарда. В расчёте на 5 лет — сущие крохи. Однако, если строительство жилого фонда осуществляется в соответствии с принятыми в мире правилами и нормами, то на обеспечение доступности выделяется примерно полтора процента от сметной стоимости объекта, что даже в минувшем кризисном году составило 26,9 миллиарда рублей. Половина из данных капиталовложений пришлась на внебюджетные средства в чистом виде, когда граждане выступали индивидуальными инвесторами. К вышеперечисленному можно ещё добавить льготы на транспорт, связь, информацию и публичные услуги, которые мало мобильному населению оказывает бизнес. Об этом тоже забывать не стоит,    подчеркнул Александр Евгеньевич. — «Планка доступности» всё время поднимается в зависимости от бюджетных возможностей. Конечно, всё это должно основываться на контроле со стороны государства. Эффективность работы зависит от общественного сознания и желания быть полезным. Пока мотивация у бизнеса достаточно слабая…»

По вполне понятным причинам, заместитель директора департамента экономики и финансов  Министерства транспорта РФ Николай Анасович Галимов  уделил значительное внимание проблемам доступности инфраструктуры для пассажиров. Он напомнил, что ежегодно с первого апреля по тридцать первое октября предоставляются субсидии авиакомпаниям, осуществляющим перевозки по специальным тарифам с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно. Данные услуги очень востребованы у молодёжи до двадцати трёх лет и у пенсионеров старше шестидесяти.  В дальнейшем предусматривается проектирование всех железнодорожных и автовокзалов с учётом потребностей лиц с ограниченными возможностями  здоровья. В качестве положительных примеров назывались Курский вокзал и станция метро «Достоевская» в Москве, на которых есть специальные лифты и пандусы для колясочников. Что касается действующих объектов, то их переоборудование будет проводиться лишь  при плановом капитальном ремонте или реконструкции. На более оперативные меры просто нет средств. Так же постепенно предполагается улучшить состояние подвижного состава.

Разговор о приоритете равных  возможностей для всех  продолжил вице-президент группы компаний «Олимпик Сити» Р.А. Блинов. Он подчеркнул, что холдинг занимается проектированием, строительством  или эксплуатацией жилых и офисных зданий, отелей и помещений промышленного назначения. Роман Анатольевич подтвердил, что при подготовке документации важнейших объектов Зимней Паралимпиады 2014 года изначально закладывались принципы безбарьерной среды с применением транспортной логистики. Железнодорожный вокзал «Адлер», спортивные сооружения на Красной Поляне и Олимпийский парк будут  комфортны для малоподвижных групп населения. Предприниматель детализировал проект, названный «Шапсугский чай», работы по которому предполагается развернуть на площади порядка полутора тысяч гектаров. В курортной зоне будет возведено более четырёх  миллионов квадратных метров доступного жилья, имеется в виду  и приемлемая цена, и безбарьерность инфраструктуры. Уже приносят свои плоды переговоры с администрацией Краснодарского края и Большого Сочи. Хотя есть некоторые сложности в земельных вопросах, перспективы вызывают оптимизм. Поддержка парламентариев и прессы позволила бы обкатать на конкретной масштабной площадке архитектурные идеи и передовые технологии.

Генеральный директор ООО СК «Росно» МС Нина Павловна Галаничева напомнила, что после недавних Паралимпийских игр стало ясно, кто у нас люди с ограниченными возможностями, а кто на самом деле сильные духом. Бизнес-леди сообщила, что основным акционером данной страховой группы является международный гигант «Альянс», который долгое время был спонсором великосветских гонок «Формулы-1», а последние два года активно поддерживает Паралимпийскую сборную Германии. «Росно» активно занимается благотворительностью. Уже оформлено 120 страховок по очень льготным тарифам для воспитанников интернатов и детских домов, часть из которых выдавалась бесплатно. Жаль, что с окончательной суммы накопительного страхования жизни, вручаемой юному клиенту по достижении совершеннолетия, будут ещё и налоги взиматься. Постепенно крепнет сотрудничество с органами опеки, а  в дальнейшем планируется наладить контакты со всероссийскими обществами инвалидов различных категорий, о существовании которых узнали на встрече в Госдуме.

Судя по высказываниям участников «круглого стола», плодотворная деятельность по приспособлению окружающего мира в соответствии с потребностями колясочников, ампутантов и незрячих осуществляется лишь в столице и на Черноморском побережье. Главной движущей силой данных мероприятий является подготовка к грядущим зимним Олимпийским играм, которая имеет надёжное денежное обеспечение. Ещё одним аргументом в пользу данного заявления является то, что к микрофону выходил и президент Паралимпийского Комитета Москвы В.Т. Пругло, поведавший об успехах и трудностях данной благородной миссии.

Тему реабилитации и адаптации инвалидов по зрению развил  ещё один вице-президент ВОС — В.А. Балдыкин:

«Всероссийское общество слепых постоянно работает вместе с Минздравсоцразвития по рассмотрению проекта программы «Доступная среда инвалидов на 2011 — 2015 годы». Это первый шаг по созданию условий вовлечения незрячих в реальную жизнедеятельность. Там правильно сформулировано само понятие реабилитации как совокупности мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности. Доступность ко всем учреждениям, магазинам, спортивным и зрелищным мероприятиям является  важным фактором. Истинная реабилитация зависит от востребованности профессиональных качеств, знаний, интеллекта и способностей человека. Необходима коренная реорганизация работы наших социальных, информационных и прочих служб для создания дополнительных возможностей  трудоустройства инвалидов. Нельзя забывать о сложностях, с какими сталкиваются незрячие, добираясь до хозяйственных обществ, помещений местных или региональных организаций и других объектов ВОС. В Москве действительно очень много делается  для слепых, даже создан Call-центр, оборудование каждого рабочего места в котором обошлось в  900 тысяч рублей. Огромные бюджетные деньги собрали по квотированию и создали «тепличные условия». Уже организаторы надеются выйти на самоокупаемость, но я не думаю, что столице потребуется 5 тысяч мало мобильных маркетологов…»

  Запомнился «очаровательный» монолог директора по внутренним коммуникациям и благотворительным программам ООО «Нестле Россия». О.Ю. Прохода привычно отчиталась о пятнадцати годах успешной работы тринадцати производств компании. Она гордо заявила, что в настоящее время в области корпоративной социальной ответственности «Нестле» уделяет большое внимание обучению детей правильно питаться, сохранению водных ресурсов, а также развитию сельского хозяйства в Азии, Африке и Латинской Америке.  После отрепетированного выступления ей из зала был задан конкретный вопрос: «У вас работают более десяти тысяч человек, есть ли среди них хотя бы один инвалид?» Ольга Юрьевна ответила не задумываясь: «Были моменты частичной и временной занятости, а сейчас нет!»

  В работе «круглого стола» также приняли участие: первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству В.А. Головнев; заместитель директора департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития РФ А.В. Гусенкова; директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного  партнёрства Министерства экономического развития РФ С.Ю. Беляков; председатель Комиссии по обеспечению жизнедеятельности детей и женщин из числа инвалидов Совета при Президенте РФ по делам инвалидов Н.М. Белькова; исполнительный секретарь Комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике Е.Н. Феоктистова; генеральный директор ОАО «Сигма-Строй» О.А. Барсегян; директор некоммерческой организации Благотворительный фонд «Социальная адаптация инвалидов» Т.М. Набиева и некоторые другие влиятельные чиновники и коммерсанты.

Член Комитета ГД ФС РФ по международным делам Валерий Сергеевич Селезнев как ведущий заседания давал оценки выступлениям ораторов и пытался направить обсуждение в нужное русло, но его настоятельные просьбы быть лаконичными и придерживаться заданной темы  многими бизнесменами просто игнорировались. Создалось впечатление, что некоторые из них использовали «высокую трибуну» для приукрашенных самоотчётов или скрытой рекламы собственной продукции. Они говорили о чём угодно, только не о «внебюджетных источниках финансирования формирования доступной среды для инвалидов». Если же речь всё-таки заходила о мало мобильных россиянах, явный приоритет отдавался колясочникам и опорникам. Решение проблемы их свободного передвижения требует громадных расходов и длительного периода внедрения реабилитационных новаций. Зато даже малый результат принятых мер производит ошеломляющий   эффект. Поэтому пандусы, транспортные подъёмники и лифты с широкими дверями упоминались многократно, а вот об озвученных ориентирах и светофорах, направляющих поручнях и брайлевских информационных табличках не вспоминали. Получается, что для человека с нарушенным зрением уже теперь созданы подходящие условия. Понятно, что богатые редко ходят пешком, а тем более с завязанными глазами, иначе никогда не забыли бы смертельно опасный городской экстрим, который слепые испытывают ежедневно.

Видимо, «флагманы экономики» уверены, что об «убогих и страждущих», прежде всего, следует заботиться правительству, муниципалитетам и народным избранникам. Декларируя свою «социальную ориентированность», предприниматели хотели бы предварительно получить налоговые поблажки и лишь затем приступить к добрым делам. Они считают, что государство должно чётко взаимодействовать с частным капиталом, создавая комфортные условия для бизнеса, что подразумевает принятие благоприятных нормативных и законодательных актов.

«Круглый стол» был информативно насыщенным. Сам факт проведения очень представительной дискуссии сыграет положительную роль, содействуя формированию в обществе нового взгляда на проблемы инвалидов. Этот процесс длительный и болезненный, но первые шаги уже сделаны. 

         Владимир Бухтияров