Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Композитор Глеб Седельников и поэт Валентин  Загорянский

Глеб Серафимович Седельников был незаурядным человеком, его необыкновенность была во всём. Ну, скажите, много ли вы знаете людей, у которых два действующих имени и две фамилии? А у Глеба Серафимовича было именно так: как композитор он выступал под фамилией Седельников, а как поэта его знали под псевдонимом Валентин Загорянский. Его литературный псевдоним родился по названиям дачных местностей Подмосковья — Валентиновка и Загорянская, где до 1977 г. он проводил летние месяцы и где к нему пришли первые поэтические строки.

Родился Глеб Серафимович 6 августа 1944 г. в Москве, при рождении перенёс общее заражение крови, его выходили, но болезнь дала осложнение на глаза, и в 9 лет наступила полная потеря зрения. Учился Глеб в Московской школе-интернате № 1 для слепых детей, где музыкальным занятиям уделяли большое внимание. Глеб Седельников уже в детстве проявил одарённость — свои первые музыкальные сочинения он написал в одиннадцатилетнем возрасте.

Окончив школу, юноша твёрдо знал, что его призвание — музыка. В 1962 г. он становится студентом теоретико-композиторского отделения Музыкального училища при Московской государственной консерватории, по окончании которого поступает в Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского. В 1971 г. Глеб Серафимович окончил консерваторию как музыковед, а в 1974-м — как композитор, затем учился в аспирантуре на кафедре композиции. В возрасте тридцати лет он был принят в члены Союза композиторов.

Композитор Г.С. Седельников писал в разных жанрах: ему принадлежат вокальные и инструментальные произведения, в том числе концерт-действо для женского хора «Солдат мой, солдатик» памяти павших во время второй мировой войны, хоральная соната «Воспоминание о Праге» для голоса, органа и звенящих ударных, музыка для детей.

В своём творчестве Глеб Серафимович не раз обращался к такому виду музыкального искусства, как опера. Им написаны: камерная опера «Бедные люди» по роману Ф.М. Достоевского; комическая опера «Медведь» по рассказу А.П. Чехова; опера «Родина электричества» по произведениям А.П. Платонова; мини-моноопера «Бубенчик» по «Кижским рассказам» В. Пулькина.

В операх Г.С. Седельникова проявилась яркая индивидуальность и нестандартность мышления композитора. Так, «Бедные люди» стали первой оперой, где музыка исполняется не оркестром, а струнным квартетом. С большим успехом она шла в репертуаре многих театров как в нашей стране, так и за рубежом. В Московском камерном музыкальном театре это произведение не сходило со сцены в течение двенадцати лет. За оперу «Бедные люди» композитор был удостоен первой премии на Первом международном конкурсе композиторов-инвалидов по зрению в Праге в 1978 г.

Опера «Медведь» была поставлена в нашей стране в пятнадцати городах, в том числе на сцене Ленинградского театра музыкальной комедии, где шла четыре года и была показана более 200 раз.

Глеб Серафимович был постоянным участником ежегодного фестиваля современной музыки «Московская осень». В 1983 г. на этом музыкальном смотре состоялась премьера его мини-монооперы «Бубенчик» по «Кижским рассказам» петрозаводского писателя Виктора Пулькина. Это очень оригинальное музыкальное произведение, всё сочинение длится чуть более десяти минут и признано музыковедами как самая короткая моноопера.

В 1995 г. после приобретения компьютера и синтезатора «Kurzweil» Глеб Серафимович начал работать в жанре электронной музыки. Современные технические средства значительно облегчили его работу. Композитор прекратил фиксировать по системе Брайля ноты своих произведений, а стал записывать готовые фонограммы, это дало ему возможность писать музыку для радио, театра и кино. Им была написана музыка к радиосериалу по книге А. Меня «Сын человеческий», к спектаклям по романам Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание» и другим. За первый же год работы с компьютером и синтезатором Г.С. Седельников создал столько музыкальных произведений, сколько за все предыдущие годы.

Глеб Серафимович постоянно экспериментировал, был в поиске. В сочинении «Иконофония» он стремился передать средствами музыки религиозное состояние человека, созерцающего иконописные лики.

Внутренний мир Глеба Серафимовича был безмерно богат, и это в полной мере проявилось в его поэтическом наследии. Им написано более четырёх тысяч тетрадей, содержащих около ста тысяч стихов в различных жанрах: от лирической миниатюры до  «венок венков сонетов». Седельников — автор либретто своих опер, им написаны тексты к хоровым произведениям, песням и т. д.

Поэтические произведения Валентина Загорянского печатались на страницах многочисленных периодических изданий и в литературных сборниках, выходили отдельными изданиями. Плоскопечатным шрифтом выпущена книга его стихов «Дождь кратковременный» (1990), по системе Брайля напечатана книга «Опавшие сонеты: венок венков сонетов» (2003), включающая 15 венков и 225 сонетов.

Глеб Серафимович является автором оригинального поэтического направления — суперакростиха. В 1991 г. в рамках фестиваля современной музыки «Московская осень» в Доме композиторов была представлена экспозиция «Акрокосмос» Валентина Загорянского» — цветные плакаты с акростихами поэта.

Валентин Загорянский неоднократно участвовал в художественных выставках, где его стихи в качестве эпиграфов сопровождали живописные полотна. Так возникли Голландская, Парижская, Ново-Иерусалимская, Ростовская, Сухановская тетради.

Целая группа тетрадей поэта представляет собой игры со словами, иногда это, можно сказать, поэтические конструкторы. Автор пишет, например, 5-кратный акростих и к каждой строке 12 вариантов с учётом всех акробукв в соответствующих местах. Таким образом, можно бесконечно складывать заданный акростих.

Есть среди его тетрадей и такие, где стихи состоят из слов, начинающихся на одну и ту же букву, что создает совершенно особое звучание. Например, 50 стихотворений состоят только из слов, начинающихся на «м» или на «т».

Часть тетрадей Валентина Загорянского — это вообще не стихи, а всякого рода эксперименты со словами и приёмами стихосложения, а также парафразы, каламбуры, разноязычные словосочетания, палиндромы и пр.

У него есть тетради, состоящие не столько из стихов, сколько из близких к свободному стиху, так называемых мини-эссе. Они, скорее, относятся к жанру малой или даже микропрозы философского или юмористического характера. Но чаще всего тетради поэта — это циклы традиционных строфических стихов, а также четверостиший, двустиший, одностиший.

Валентин Загорянский принимал участие в поэтических вечерах, выступал в литературных музеях, по радио и телевидению, был победителем ряда всесоюзных и международных конкурсов. Уникальная победа была им завоевана в 2008 г. — он стал победителем Международной премии «Филантроп», причём сразу в двух номинациях: как композитор Г.С. Седельников и как поэт Валентин Загорянский.

Глеб Серафимович был большим другом Российской государственной библиотеки для слепых, где неоднократно проходили его творческие вечера и встречи с читателями. Особенно запомнился один из вечеров, который был приурочен к 65-летию композитора и поэта. Читальный зал был полон, Глеб Серафимович читал стихи, знакомил со своим музыкальным творчеством, его супруга, Ольга Александровна, исполняла романсы под аккомпанемент мужа. С декламацией стихов Г.С. Седельникова выступали читатели, а сотрудники библиотеки к юбилею поэта выполнили аудиозапись его стихов и подарили автору этот компакт-диск.

Глеб Серафимович умер 10 апреля 2012 г., но осталось его музыкальное и литературное наследие. Ещё при жизни он передал в фонд Российской государственной библиотеки для слепых CD с записями своих музыкальных произведений, в том числе оперу «Бедные люди», музыкальные иллюстрации к романам Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание», саунд-вернисаж «Иконофония» и другие. В нашей библиотеке также хранятся аудиозаписи стихов Валентина Загорянского в исполнении автора. Но слова «хранятся в библиотеке» будут не точными по отношению к дискам с творческим наследием Глеба Серафимовича — его аудиозаписи постоянно пользуются повышенным спросом. Музыка и стихи удивительного и не похожего ни на какого другого композитора и поэта востребованы пользователями нашей библиотеки и ждут своего исследователя.

Наталия Шапошникова,

 заведующая тифлобиблиографическим отделом  РГБС