Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ИСТОКИ ДОБРА И ЗЛА

В формирование личности базис, конечно же, закладывает Природа. Воспитание — это, так сказать, надстройка, которая либо укрепляет основу, либо расшатывает или даже разрушает её.

Вот, помню, на руках у цветущей мамаши 11-месячный сосунок. Подходит к Юрику незнакомая тётя. Младенец улыбнулся ей и прильнул личиком к маминой груди, осторожно повернул головку — тётя тут, улыбается, сам так-то мило растянул губки и снова «спрятался». Юрик не боится — он играет! Господи, какая отрадная, умилительная пантомима святой безгрешности!

Костику полтора годика. Он сидит рядом с мамой на подстилке в тени под сиренью. Склоняется к нему улыбчивая девочка, подаёт свежую ароматную гроздь. Костик — ляп ей ладошкой по носу. Ну, ей-богу же, мама его этому не учила! Это врождённая ксено­фобия — инстинкт отвержения чужеродного.

Природные задатки дружелюбия и враждебности наверняка как-то скорректируют семья, школа, улица: ведь именно они настав­ляют и Добру, и Злу, и Равнодушию.

Табак и алкоголь пагубны. Но: папа курит, и праздники родители без вина не встречают! Значит, и то, и другое — удовольствие?

Врать нехорошо? Но: «К нам бригадир идёт, скажи — меня нет дома». Значит, и врать всё-таки можно?

Обманывать грех? Но: дедов кум похвастал при мне, что объегорил на базаре раззяву-продавца на целый червонец! Значит, можно и выгодно?

Воровать преступно? Но:

«Здесь барство дикое, без чувства, без  закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность,  и время земледельца...»

                                                              (А.С. Пушкин)

Да как же было земледельцу не воровать, где и когда подвернётся удача от нужды, коли ненасытное барство обирало его до крайности! Александр Второй упразднил крепостное право. Взамен большевики ввели «право» кол­хозное: тянули и с колхоза, и с колхозника! Молодёжь вряд ли слышала об Уставе сельскохозяйственной артели, где первой запо­ведью стояло: сдать хлеб государству. Не продать — сдать! Плата была разорительно мизерной! О ней «стыдливо» умалчивали. И попробуй смельчак-председатель заикнуться об этом — окажешься там, где Макар телят не пас... До Отечественной войны по трудо­дням ещё кое-что перепадало. И то в апреле 1940-го бабушка уко­рила деда, щедро нарезавшего хлеб к завтраку: «Надо бы по норме, гляди, до новины но хватит». В лихие фронтовые поневоле мирились с проголодью. Увы, после победного 45-го ещё долгие годы спасались огородами, порой — и лебедой... Моя тётя Лена осенью 1948-го за год тяжёлого полевого и на скотном дворе труда получила полпуда сорной ржи!  А 200 литров молока в год сдай! 40 кило мяса сдай! 75 яиц сдай! И сверх того — денежный налог! Да как им, несчастным мученикам, было не красть для детей своих с тока при молотьбе, по сути, кровный хлебушек?! Рабочие от скудной оплаты и всеохватного дефицита тоже не упус­кали поживу...

Вот ведь парадокс какой: вельможные до и постреволюционные пер­соны, держа народ в напряжении, вынуждали, не желая того, и, стало быть, приучали его воровать!

Очередной разлом... Прихватизация... Первыми нахапали те, кто, будучи на разных уровнях власти, имел «информационные ключи» от всех «замков». Торжествуют и блаженствуют нувориши. И нет над ними Бога, нет совести, коли не помнят они о сиротских приютах и о жгу­щих душу проблемах породившего их Отечества!

Сказано: «Не убий!» Но: в мае 1938-го мои ровесники и я оканчивали 1-й класс. Лидия Ивановна провела с нами беседу о расхитителях урожая. «Знаете ли вы, — говорила она, — сколько пожирают зерна вездесущие проныры воробьи? Неспроста имя им от «вора бей»! И скоро вылупятся ещё по 4 — 5 несытей! Чтоб помешать их размножению, опустошайте гнёзда этих крылатых жуликов! Кормите их яйцами кошек и собак. Будет двойная польза — и полям, и вашим любимцам! А суслики? Каждый запасает на зиму чуть не ведро зерна! Уничтожайте дармоедов! Приёмщик за шкурки вам заплатит!» Вот тебе и «не убий»… И мы, несмышлёныши, безжалостно грабили круглые домики шустрых птах, препарировали и несли кладовщику шкурки весёлых зверьков, да ещё мнили себя героями...

Каков же исток Добра? Заповеди Моисея учат Добру от противного — не поступай дурно! Орешки причт Христа юнцам не по зубам. Да и убедительны ли нотации в многообразном коловращении характеров и событий перед впечатлительным детским взором? Пусть благоразумие побуждает родителей и педагогов повседневным благородным примером нейтрализовывать отрицательное влияние на чад и подопечных вышеупомянутого негатива. Это и явится благодатным посевом в душах юного поколения. Отвержение Зла и есть стимуля­ция Добра!

«Средь мира дольного

Для сердца вольного

Есть два пути.

Взвесь силу гордую,

Взвесь волю твёрдую —

Каким идти?»

                          (Н.А. Некрасов)

Евгений Терёшкин