Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Кино на слух   

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Смотреть, не глядя, слушать глушь,

Дрожать от солнечного ветра

И в осязаемую чушь

Крупицы соли сыпать щедро,

Искать на ощупь звёздный путь,

Отринув звания и ранги:

Такая призрачная суть

У «тёмных внуков» вещей Ванги.

  

  Инвалиды  по зрению не особенно жалуют нынешние скороспелые подражания западным образцам. В голливудской калейдоскопичности эпизодов практически невозможно разобраться на слух. К сожалению, частенько остаются не прояснёнными ключевые моменты популярных сериалов и разрекламированных лидеров продаж: слишком много необязательных спецэффектов, безмолвных трюков, кровавых драк и безадресной стрельбы. Подобные признаки свойственны подавляющему  большинству новомодных кинобестселлеров, а выдающиеся достижения современных видиотехнологий, помноженные на талант изобретательных художников, слепым практически не доступны. Даже старательные любительские пояснения дают лишь очень общее представление о потрясающих панорамах и динамичных схватках. Буйная фантазия выручает не всегда. Зато резко возрастает значение детализации шумового фона и качества записи.

  Не получая удовольствия от «звукового просмотра», незрячие тянутся к привычной и понятной «говорящей» книге или советской киноклассике. Наши маститые режиссёры-постановщики гораздо больше внимания уделяли диалогам, хотя вряд ли заботились о сравнительно малочисленной слепой клиентуре. Их картины, в основном, понятны без подсказок со стороны.

При создании точного «невидимого изображения» необходимо стремиться к достижению высокого художественного уровня, соблюдая преемственность. Эталоном для подобной творческой работы традиционно являются великолепные радиоспектакли, а по сути, настоящие аудиофильмы прошлых лет, на которых воспитывались незрячие нескольких поколений. Жаль, что на рубеже тысячелетий искусство создания  ярких зрительных образов с помощью «красочных и объёмных» звуков оказалось в загоне. Правда, в последнее время на некоторых станциях ФМ-диапазона возрождается легендарный «Театр у микрофона». 

  На протяжении нескольких десятилетий специалисты ВОС повторяют попытки адаптировать для незрячих самые значимые фильмы, потихоньку оснащая их профессиональными тифлокомментариями, используя при этом различные методы и технологии. Хотя пока соответствующие копии на DVD можно буквально пересчитать по пальцам, всё же в некоторых «профильных» кинозалах уже демонстрируются первые достижения дубляжного искусства начала третьего тысячелетия, а вскоре появится возможность проводить надомные сеансы. Ведущие позиции в данной деятельности по традиции занимают ИПТК «Логосвос» и «Реакомп». Среди дебютных опытов и комедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Ещё в школе не раз восхищался замечательной работой Элема Климова полувековой давности. Хочется сравнить тогдашнее восприятие слабовидящего ребёнка с нынешним  «слепым» просмотром. Впрочем, лет 15 назад я уже пытался слушать «Белое солнце пустыни». Аудиокассету с фонограммой гениального боевика и сопроводительными комментариями взял в библиотеке, но магнитофонный эксперимент разочаровал, возможно, помешала излишняя детализация дикторского текста, ведь я и так прекрасно ориентировался в сценарных тонкостях. Старательный голос взволнованной актрисы только отвлекал от впитывания великолепных диалогов и чётких фоновых звуков. Описательная продукция, рассказывающая  о судьбах незрячих, тоже в работе. «На ощупь» Юрия Грымова уже демонстрировался в декабре на Всероссийском молодёжном форуме,  проходившем в КСРК ВОС. Теперь на очереди «Пёстрые сумерки» и «Запах женщины».

  Оказывается, существуют даже две одноимённых «пахучих» экранизации романа Джованни Арпино «Мрак и мёд», который вышел в свет в  1969 году. Следует сказать, что по моему сугубо личному мнению, данные проникновенные киноповести практически не требуют вмешательства в интересах инвалидов. Всё равно  слепые не в состоянии по достоинству оценить размах широкоформатных пленэрных съёмок, насладиться цветовой гаммой выразительных глаз героев или заметить курьёзность постановочных ляпов. Впрочем, эти «мелочи» почти не влияет на  понимание увлекательной фабулы, а несколькими второстепенностями можно и пренебречь.

  Трогательные ленты с «вкусными ароматами» сложных взаимоотношений представителей различных поколений произвели фурор в мировом прокате. Международное признание выразилось в самых престижных наградах. В 1975 году итальянский «Запах женщины» получил престижный приз «Сезар» за лучший иностранный фильм во Франции, а на Каннском кинофестивале Витторио Гассман был удостоен главной актёрской премии. Тогда же «европейское диво» номинировалось на «Золотую пальмовую ветвь», а в 1976 году претендовало на премию  Американской Академии кинематографических искусств и наук за «Лучший адаптированный сценарий» и как превосходный фильм на иностранном языке.

 Через 18 лет ремейк с тем же названием снимает  режиссёр и продюсер Мартин Брест. Казалось бы, всего-навсего повторение пройденного, тем не менее,  на очередной «Запах женщины» обрушивается ошеломляющий успех. Видимо, новое  поколение зрителей унаследовало  родительскую любовь к сентиментальным историям со счастливой развязкой. В наши дни идеи фильма тоже актуальны. В 1993 году волнительный шедевр, длительностью 157 минут, получил «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм», таких же наград были удостоены сценарист Бо Голдмэн и выдающийся актёр Аль Пачино, который как исполнитель роли подполковника Слэйда завоевал и престижнейшую премию «Оскар».

  Если сравнивать «кинотёзок», то совпадений наберётся не слишком много. Преемственность прослеживается в том, что итальянская лента и масштабная мелодрама  компании «Universal, City Light Films» одинаково не рекомендована  для просмотра подросткам до 16 лет. Подобные ограничения в нынешние «свободные» времена кажутся неактуальными, ведь на экранах  и без того переизбыток стрельбы, суицидов, обнажённой натуры и ненормативной лексики, а «мировая интернет-паутина» «всем возрастам покорна».

  Пожалуй, потрясающие картины 1974 и 1992 годов, имеющие пикантный привкус лёгкой эротики, стали самыми известными кинопроизведениями о метаниях и страданиях поздноослепших «суперменов». Они завораживают жизненной правдой человеческих Поступков с большой буквы и ранимой искренностью грубоватых персонажей. Оба офицера в отставке потеряли зрение при   случайных взрывах. Инвалидность только усилила цинизм и необузданность их поведения. Не найдя достойного применения своей кипучей энергии, реабилитированные пенсионеры, оснащённые тростями, вместе с неопытными поводырями  отправляются в «отчаянные гастроли» по злачным местам мегаполисов, чтобы по завершении прощального  турне «громко хлопнуть дверью», но преданность и любовь молодых людей останавливает их у края мрачной бездны.

  Несомненно, искренняя и очень эмоциональная работа режиссёра Дино Ризи, продолжительностью 104 минуты, заслуживает подробного анализа, ведь не случайно она стала мощным катализатором создания в США  прославленного ремейка. В итальянском варианте киногерои путешествуют по всей стране. Капитан Фаусто вспоминает былые «подвиги», а рядовой, сопровождая слепого в поездке в Неаполь, открывает незнакомый мир истинных страстей и самопожертвования, подлости и верности. Несмотря на увечья, офицер в отставке всё ещё остаётся большим любителем красивых женщин и по-прежнему пользуется у них успехом. Он прекрасно ориентируется, умело используя сохранившиеся и обострившиеся органы чувств. Особенно важны для него ароматы пленительных красавиц, которые обаятельный ветеран ловит издалека. У него своя идеология сильной личности. Фаусто  считает, что в любых обстоятельствах необходимо сохранять чувство собственного достоинства, не обременяя близких будничными проблемами ущербного калеки. Впрочем, за его показной бравадой видна неутолённая потребность в настоящей любви. В конце концов, одолев гордыню инвалида, ему её самоотверженно дарит юная прелестница Сара.

  Как ни странно, американский «Запах женщины» оказался гораздо содержательнее и глубже аппенинского предшественника. Откровенных сцен там поменьше, но динамичный сюжет захватывает сразу. Калейдоскоп приключений начинается с того, что талантливый, но бедный  студент Чарли Симс, роль которого исполняет Крис О'Доннел, становится случайным свидетелем издевательской выходки его обеспеченных однокашников. Пострадавшему директору элитной школы Берда становится известно, что Чарли и ещё один парень из богатеньких могут опознать хулиганов. Пользуясь своим служебным положением, разъярённый Траск, которого сыграл Джеймс Ребхорн, ставит юношу перед выбором: либо он сдаёт распоясавшихся «шутников» и получает право на бесплатное обучение в Гарварде, либо его исключают и он отправляется обратно в Орегон работать в семейной бакалейной лавке. Принимать решение предстоит сразу после наступающего дня Благодарения.

  На выходные Симс нанимается  присматривать за отставным  армейским подполковником, который ослеп, когда по пьянке начал жонглировать гранатами с выдернутыми чеками, и одна из них взорвалась. Чарли, замечая неприязнь Фрэнка Слэйда, пытается отказаться от обременительной работы, но родственники инвалида уговаривают его остаться, потому что хотят съездить в гости к друзьям, а капризный дядюшка с буйным характером для них обуза.

  Скоро выясняется, что деятельным офицером давно  запланирована поездка в Нью-Йорк, где он собирается остановиться в шикарном отеле «Астория», поужинать в роскошном ресторане, провести время наедине с «прекрасной дамой», а затем поскандалить в гостях у старшего брата… Словом, последний раз взять от жизни всё то, что он так любил. Финальной точкой разгула должна была стать пуля в лоб, поскольку слепец не может смириться со своей невостребованностью и одинокостью в непроглядной  тьме.

  «Сладкая парочка» отправляется в город соблазнов и приступает к выполнению экстремальной программы. Чувствуя, что у юного помощника неспокойно на душе, реабилитированный ветеран выпытывает детали возникшей проблемы и сначала рекомендует стать «стукачом», но, видя, что провокационные уговоры не действуют, постепенно меняет мнение о парне. В свою очередь, студент проникается искренним уважением к старшему товарищу, обладающему крепким моральным стержнем, отличающим его от основной массы «настоящих американских мужчин». Раньше Чарли никто не учил порядочности и стойкости. Провинциал быстро перенимает жизненные принципы подопечного и пытается внушить ему, что даже после роковой трагедии можно и нужно жить дальше, ибо он действительно интересный человек, заслуживающий всеобщего внимания. Таким образом, спутники взаимно влияют друг на друга.

  По ходу фильма сразу повзрослевшему компаньону лишь в последний момент удаётся отнять пистолет у потенциального самоубийцы, когда тот уже был готов нажать на курок. В номере отеля завязывается схватка. Тренированный инвалид возвращает себе оружие. Он угрожает убить спутника, а потом и себя, мотивируя это тем, что не хочет, чтобы молодой соискатель стипендии продался бы за обещанные льготы. Под дулом «смертоносной игрушки» Чарли убеждает друга, что тот на самом деле не хочет умирать, и называет сразу две причины, подтверждающие это: во-первых, Фрэнк вслепую носится на мощном «Ferrari» лучше зрячих, а во-вторых, танго, которое  он танцевал с очаровательной девушкой в ресторане, было просто бесподобным!

  После возвращения домой, друзья отправляются на заседание дисциплинарного комитета, напоминающее судилище. Директор Траск произносит перед молодёжью и преподавательским составом речь, подчёркивая, что произошедшее недопустимо для школы Берда, выпускники которой составляют элиту американского общества. На показательном допросе под давлением влиятельного отца Джордж Уиллис-младший, образ которого на экране воплотил Филип Сеймур Хоффман, называет имена предполагаемых «преступников». При этом он говорит неуверенно и сбивчиво, ссылаясь на слабое зрение. Теперь для окончательного изобличения нужны показания Чарли, но он  отказывается от сотрудничества, несмотря на угрозу отчисления.

В критический момент в зале появляется Фрэнк Слэйд, представляющийся  доверенным лицом родителей Чарли. Неожиданно для всех, слепой ветеран решительно вмешивается  в ход «позорного процесса». С присущей ему страстью  он заявляет, что унизительные методы воспитания, используемые в привилегированном учебном заведении, тем более недопустимо применять к людям, которые призваны стать «сильными мира сего». Офицер в отставке уверен, что доносить ради собственной выгоды постыдно. Пламенное выступление вызывает бурю аплодисментов. Члены комитета прямо в зале проводят короткое совещание и выносят вердикт: не наказывать Чарли и не поощрять Джорджа  за «сотрудничество».

  На выходе из школы одна из преподавательниц восторженно благодарит триумфатора за своевременное вмешательство. Польщённый подполковник и на этот раз доказывает, что действительно мастерски разбирается в духмяности слабого пола. Он безошибочно идентифицирует «букет ароматов», сопутствующих миловидной даме, вызывая у неё удивление и душевный трепет. Похоже, этим одиноким людям найдётся о чём поговорить, и они ещё обязательно встретятся, а пока Фрэнк Слэйд возвращается «на место постоянного базирования», становясь гораздо терпимее и добрее к близким.

  Нужно подчеркнуть, что в  последние годы на съёмочных площадках и в студийных павильонах заметно выросло число инвалидов различных категорий. Кинематографистам не дают покоя колоритные образы карликов и горбунов, ампутантов и колясочников, эпилептиков и безумцев с уникальными способностями, а всё-таки среди ужасных беспредельщиков и мужественных спасителей человечества своей неординарностью выделяются незрячие. Заглавными героями, ключевыми действующими лицами или яркими эпизодическими персонажами знаменитых фильмов нередко являются тотальники. Иногда даже соответствующие роли доверяют исполнителям с дефектами зрения. Тщательно проанализировав полсотни подобных картин, я обнаружил, что  их львиную долю составляют «остросюжетные» кинопроизведения разных жанров. В руках слепцов частенько оказывается боевое оружие, которое они пускают в ход. Если даже пистолет в чемодане или «ружьё на стене» так и не стреляют, всё равно они влияют на хитросплетение реальных событий и субъективные ощущения, решительные планы и душевные терзания, составляющие  основу  художественного полотна.

  Естественно, в связи с этой странной закономерностью нельзя обойти вниманием трёхчасовой телевизионный фильм «Тайна Брайля», премьера которого состоялась в начале мая 2008 года. Франко-бельгийский детективный  триллер с тифлопедагогическим  уклоном неразрывно связан с историческими событиями полуторавековой давности, в которые умело вкраплён художественный вымысел. Талантливый режиссёр Оливье Гиньяр, а также вдумчивые сценаристы Сандро Агенор и Винсент Ламберт постарались точно воссоздать атмосферу,  в которой творил великий разработчик системы шеститочия. Актёры Жюли Вуазен, Мариус Коллуччи, Джули Деларме и Юбер Кунде тоже были на высоте.

  Молодой незрячей спортсменке, готовящейся к Паралимпиаде, выпадает уникальный шанс отыскать так называемую «матрицу». На самом деле это первый образец тифлоприбора для письма рельефно-точечным шрифтом, изготовленный самим Луи Брайлем, который он  был вынужден передать на хранение слепому предку Авроры, вместе с ним преподававшему музыку в учебном заведении для детей с дефектами зрения. В середине девятнадцатого века за универсальным изобретением охотились агенты французской и английской разведок, чтобы использовать его для шифрования донесений и чтения в темноте, а наши алчные современники хотят нажиться на старинном раритете. Такой экспонат может украсить любой музей. Интригу обостряет вмешательство фанатиков загадочного католического ордена с очень строгим  монашеским уставом, для которых «матрица» имеет мистическую ценность.

  Распутать клубок сюжетных линий помогает  опыт, полученный при просмотре знаменитых экранизаций романов Дэна  Брауна. В своё время я предварительно познакомился с литературными первоисточниками фильмов «Ангелы и демоны» и «Код да Винчи», с которыми иногда  сценарно перекликается «Тайна Брайля». Накопленные тогда сведения пригодились и на этот раз. Такая предусмотрительность полезна и способствует глубинному проникновению в авторский замысел.

  В кинобоевике погони чередуются с размышлениями над загадками кодов, а  необъяснимые исчезновения — с очередными покушениями. Вокруг гибнут люди, но отважная девушка считает своим долгом отыскать семейную реликвию и ради этого откладывает перспективную операцию на глазах, ведь по легенде, только тотальница может разгадать тайну. Аврору преследуют опасности и потери, но хрупкая героиня наперекор всему добивается цели. В «немом финале» она обретает зрение и личное счастье с верным чернокожим спутником, который не раз спасал ей жизнь.

Слепые тянутся к теплу

В тисках упругих разноцветий,

Вкушая выпуклую мглу

Пропахших музыкой столетий.

На звонкий свет из-под ресниц

Идут заложники объятий

И вновь готовы падать ниц

К ногам намоленных распятий!

  

            Владимир Бухтияров

                              Комментарии Ирины Федотовой