Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Мы и общество

ШАНС НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ

Тринадцатый этаж Центра международной торговли в Москве. Здесь расположен офис Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». С его директором Наталией Ивановной Зверевой мы беседуем об основной сфере деятельности Фонда – социальном предпринимательстве.

Это словосочетание для многих россиян звучит непривычно, хотя историки утверждают, что  дату его рождения надо искать  в XIX веке, когда  стали появляться первые артели для бедных, а святой и праведный  Иоанн Кронштадтский  создавал Дома трудолюбия для нищих и  бродяг, где  не только обучали ремеслу, но и давали возможность заработать на хлеб насущный. Социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, направленная на решение или смягчение социальных проблем. После 1917 года данный вид хозяйственных отношений был свёрнут. Впрочем, Советская власть допускала некоторые его формы. Например, учебно-производственные предприятия Общества слепых, которые в течение многих лет были своеобразным образцом социального  служения. К сожалению, «шоковую терапию» 90-х пережили далеко не все из них. Те же, кто выстоял, сегодня в полной мере могут быть отнесены к сфере социального предпринимательства. Именно им, работающим в рыночных условиях, но решающим социальные проблемы, помогает Фонд «Наше будущее», учреждённый в 2007 году президентом компании «Лукойл» Вагитом Алекперовым. Он ориентирован на создание устойчивых бизнес-моделей для трудоустройства малообеспеченных граждан в новой рыночной экономике. На сегодняшний день — это первая и пока единственная негосударственная организация в России, системно поддерживающая социальное предпринимательство. Что из этого получается? Каков первый результат? Но сначала несколько слов о статусе Фонда.

— Наталия Ивановна, поскольку его учредителем является президент  «Лукойла» Вагит Юсуфович Алекперов, то, естественно, возникает  вопрос, на чьи же деньги существует Фонд?

 — У «Лукойла» —  своя обширная программа оказания благотворительной помощи. Фонд «Наше будущее» не входит в структуру компании. Он частный,  финансируется из личных средств учредителя. Вагит Юсуфович  постоянно подчёркивает, что он чувствует свою ответственность перед обществом, перед людьми и готов вкладывать  собственные деньги в решение социальных проблем. При этом им был выбран наиболее эффективный механизм — дать шанс  тем, кто в этом нуждается, обеспечить себе достойную жизнь не через прямую благотворительную помощь, а через создание социального бизнеса, который мог бы решать конкретную проблему не разово, а на протяжении длительного времени.

— Идея о цивилизованном сотрудничестве бизнеса  и  социальной сферы давно витала в воздухе. Помнится, в 90-е годы многие предприятия и местные организации Общества слепых, оказавшиеся на грани выживания,  обращались за помощью именно в коммерческие структуры. Но эти отношения  были бессистемными и зависели от сострадательности богатых людей. Кто-то подавал, а кто-то  прогонял.                                                                                                                     И вот появляется Фонд, который, образно говоря, ищет таких «просителей», чтобы отучить их ходить с протянутой рукой, зато научить  вести бизнес. Как Вы думаете, почему «звёзды сошлись» именно сейчас? Бизнес «повзрослел»? Западный опыт подтолкнул? Кризис повлиял? 

— Благотворительные фонды были всегда, в том числе и в 90-е годы. Практически каждая  корпорация имеет свои социальные программы. Одна вкладывает деньги в экологические проблемы, другая — в спорт, третья — в детей-сирот.  Но благотворительная деятельность имеет свои ограничения. Во-первых, всегда сложно контролировать грамотное и целевое расходование денег. Во-вторых,  это все-таки разовые акции. Если по каким-либо причинам финансирование прекращается, проблема всё равно остаётся. Можно напрямую помогать людям с ограниченными физическими возможностями, но, наверное, более ответственно помочь предприятию, которое обеспечит их  работой и зарплатой. Не всегда это возможно, но в ряде случаев поддержка социального предпринимательства, дающего независимый от пожертвований источник финансирования каких-то социальных нужд, намного эффективнее, чем разовая материальная помощь. Постепенно большой бизнес стал это понимать. На Западе накоплен богатый опыт развития социального предпринимательства. Создавая наш Фонд, мы тщательно изучили его и используем в своей работе. Мне кажется, для России эта модель  особенно актуальна, поскольку позволяет разбудить созидательную инициативу людей, в какой-то степени  показать  социально незащищённым гражданам, что их судьба зависит не только от благожелательности государства или частных пожертвований, но в  большой степени и от них самих, от их воли, энергии. Кстати, такая деятельность  очень востребована именно в кризис,  потому  что  из-за него многие компании вынуждены сокращать благотворительные программы. Преимущество модели социального предпринимательства, повторяю, в том, что она  даёт независимый источник финансирования социальных изменений, основанный не на безвозмездной помощи, а на предпринимательской деятельности. Так что все «звёзды сошлись»: и бизнес, и социальная сфера готовы к таким изменениям, а зарубежный опыт демонстрирует, что эта модель работает.

Наталия Ивановна, ваш Фонд ведёт поиск инновационных идей, а также активных людей, способных эффективно реализовывать их на практике. Как это происходит?

— Ежегодно  мы проводим конкурсы проектов в сфере социального предпринимательства. Как правило, они проходят в первой половине года. Экспертный совет отбирает наиболее интересные и перспективные.  Для их руководителей  мы организуем специальные тренинги, развивающие семинары, предлагаем разработать детальные бизнес-планы. Кроме того, сотрудники Фонда сами посещают  организации, вышедшие в финал конкурса, знакомятся с их деятельностью. Большое значение имеет мнение независимого экспертного совета, в состав которого входят работники социальных служб, экономисты. Последнее слово — за Попечительским советом, который возглавляет Лариса Викторовна Алекперова. Такая многоступенчатая процедура отбора позволяет нам не ошибиться в выборе победителей. Окончательные итоги конкурса подводятся в октябре.

На каких условиях победители получают деньги на развитие своего бизнеса?

— На условиях беспроцентного займа, который они должны вернуть в течение трёх-шести лет,  в зависимости от срока проекта. Подсказываем, как лучше эти платежи структурировать,   составляем графики возврата. В течение всего срока проекта  оказываем  бесплатные консультационные услуги по экономике, праву, бухгалтерии, учим умению планировать устойчивую и реалистичную выручку, выстраивать цепочку производства. В общем, помогаем  вырастить  бизнес до того состояния, когда он уже не будет нуждаться в нашей поддержке.

 И затем уходите к другим?

— Да. Отправляя окрепших в «свободное плавание»,  начинаем «ставить на ноги» других.  Уходим, когда конкурсанты  вернули заём, закупили необходимое оборудование, обучили персонал, когда имеют возможность повысить зарплату своим сотрудникам и дальше развиваться на новом уровне, когда обрели уверенность в своих силах,  получили признание местных властей.  Но сотрудничество с Фондом не прерывается. Мы продолжаем при необходимости консультировать, для желающих проводим семинары.

Наталия Ивановна, вы работаете только с регионами. Даже в названии подчеркнули эту свою позицию. А  при объявлении конкурса заранее определяете территории, откуда будете принимать заявки.  Чем руководствуетесь при этом?

— Предпочтение отдаётся наиболее депрессивным республикам и областям, где  низкий жизненный уровень населения, где слабо развит малый и средний бизнес и нет средств на его поддержку. Учредитель Фонда хорошо знает ситуацию в стране и чаще всего сам называет адреса. Учитывается  также активность самих предпринимателей. Если они инициативны, если предлагают интересные проекты, приходят с ними к нам, естественно, от таких людей мы не отмахиваемся. Очень много в последнее время  было звонков  из Башкортостана, Татарстана, Кирова, Курганской области.  В этом году 31 марта  мы начали  очередной конкурс в 14 регионах. Подробная информация есть  на нашем сайте: www.nb-fund.ru. А если у кого-то будет желание  обсудить волнующие вопросы, связанные с предпринимательством, пообщаться с экспертами, познакомиться со справочными материалами, то можно зайти на другой наш информационный ресурс — информационно-аналитический портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство»:  www.nb-forum.ru.

Если среди множества  регионов Фонд выбирает для поддержки  самые депрессивные, то из социальной  среды — самую её уязвимую часть: инвалидов, пенсионеров,  многодетных матерей. Но ведь их как раз труднее всего вовлечь в бизнес. Каких результатов удалось добиться?

— В 2008 году в рамках пилотного конкурса проектов в сфере социального предпринимательства из 32 заявок получили финансирование три. В 2009 году    уже десять. Среди них есть как раз такой проект, который вовлекает в социальное предпринимательство многодетных матерей. Называется он «Весёлый войлок».   Женщин учат делать на дому игрушки и украшения по специальной технологии. Это очень тёплый проект. Помимо того, что созданное  предприятие быстро стало устойчивым и мобильным, оно с самого начала  существует в атмосфере удивительной благожелательности. Многодетные  мамы, которые получили интересную работу, дающую им деньги и возможность быть рядом с детьми, присматривать за ними, не перестают высказывать слова благодарности. Организаторы проекта научили их мастерству, дали дизайнерские идеи, обеспечили материалами и инструментом. Изделия пользуются большим спросом, даже Германия их закупает. Когда женщины приезжают к нам, они с восторгом рассказывают обо всём этом. А осуществила проект супружеская пара из Рыбинска,     готовая и дальше развивать свой бизнес.  Успешно работает проект «Школа фермеров» в Пермском крае. Предприниматель В. Горелов обучает  неблагополучных выпускников детских домов и интернатов сельскохозяйственным специальностям. Молодые люди строят себе дома, создают и обустраивают целые деревни, начинают самостоятельно заниматься фермерством. В Архангельской области оборудованы рабочие места для инвалидов, производящих церковную утварь. В Санкт-Петербурге открыт центр проката средств реабилитации для инвалидов по льготным ценам. Сегодня  у нас уже есть примерно десять эффективных бизнес-моделей, которые можно тиражировать в стране.

Расскажите о поддержке Фондом предприятий Общества слепых.

— Мы начали им помогать, потому что увидели  огромный потенциал. Да, предприятиям ВОС трудно выживать в новой  рыночной экономике, но у них есть опыт в организации трудоустройства людей с ограниченными  возможностями здоровья. Есть колоссальная потребность в таких рабочих местах. По сути дела, многим  из них  нужно лишь немного помочь адаптироваться в непростых условиях свободного рынка. Мы даём беспроцентный заём, но учим основам современного бизнеса, выстраиванию  партнёрских отношений с торговой сетью, умению конкурировать с западными производителями. Недавно наш Фонд заключил долгосрочное соглашение о сотрудничестве с Всероссийским обществом слепых.

 Но ещё до подписания соглашения вы помогли инвалидам по зрению из Волгограда и Сыктывкара. В чём конкретно?

  Мы помогаем предприятиям ВОС вне конкурса. Потому что считаем, что это как раз то, что ищем. ООО «Волгоградское предприятие «Луч»  в качестве цели проекта указало трудоустройство и социальную реабилитацию инвалидов по зрению путём создания дополнительных рабочих мест на базе существующего производства по выпуску товаров народного потребления — туалетной бумаги и салфеток. Для этого им нужно было приобрести новое оборудование. Мы предоставили беспроцентный заём на 2 млн. 982 тыс. рублей  с возвратом  в течение трёх лет.   Волгоградское ООО «Эталон» ВОС получило заём на 5 млн. 858 тыс. рублей на тех же условиях, что и «Луч»,  для закупки производственного оборудования по выпуску металлической крышки для консервирования. В течение срока проекта оно планирует трудоустроить 25 инвалидов по зрению, повысить им зарплату до 7 тысяч рублей. ООО «Сыктывкарское производственно-реабилитационное предприятие «Мастер» назвало свой проект «Сохраним и приумножим». Оно намерено расширить производство столярных изделий — рукояток для слесарных, кузнечных и иных инструментов, трудоустроить 4 инвалида по зрению, повысить зарплату до 7 тысяч рублей. Финансирование проекта составило  480 тыс. рублей с возвратом займа в течение 4 лет.  Четвёртый проект тоже волгоградский. Он связан с поддержкой звукозаписывающей студии.

Хочу заметить, что многие  наши хозяйственные общества  прежде работали по кооперации с госпромышленностью и имели постоянные заказы, что обеспечивало им экономическую стабильность. На Ваш взгляд, возможен возврат к подобным отношениям?

— Сегодня уповать только на такую модель сложно. Хотя, мне кажется, этот вопрос  обсуждаемый, и можно подумать о целевом выпуске  предприятиями ВОС, например,  продукции, интересующей «Лукойл».

Насколько активны коллективы ВОС в своём желании «сохранить и приумножить» то, что имеют?

— Всё зависит от лидерских качеств руководителя. Например, в Волгограде проекты  реализуются во многом благодаря энергичным действиям  председателя  региональной организации ВОС Александра Васильевича Гребня. Оттуда к нам ещё один крупный проект поступил, который мы сейчас рассматриваем.

Наталия Ивановна, хотелось бы спросить Вас про индивидуальных предпринимателей. Центр реабилитации слепых в Волоколамске обучает инвалидов по зрению различным ремёслам. Пройдя курс профессиональной подготовки,  они разъезжаются по домам, чтобы открыть собственное дело. Правда, не всем это удается. Могут ли такие люди рассчитывать на вашу поддержку?

— При условии, если найдётся человек, который объединит  умельцев региона в ремесленную мастерскую,  занимающуюся, например, резьбой по дереву. Мы готовы на своём портале описать такой проект, дать рекомендации по его реализации.

  Известно, что  ваш Фонд  ещё и сам выступает в качестве социального предпринимателя. За счёт чего?

  В Астрахани мы учредили дочернее предприятие — Центр консалтинга и аутсорсинга, который в полном объёме  оказывает услуги малому и среднему бизнесу в решении профессиональных задач, например, в стратегическом планировании, маркетинговых исследованиях и других. Астраханский регион отличается от других непростой социальной ситуацией и низкой предпринимательской активностью. Несмотря на то, что государство выделяет большие деньги на целевые программы, и каждый человек может  получить ссуду на открытие собственного дела, по каким-то причинам желающих очень мало. Видимо,  потому что не знают, с чего начать, как составить бизнес-план, как оформить документы, как сориентироваться в социально-экономических приоритетах, чтобы не прогадать. Наши специалисты  помогают в этом. В здании Центра  любой предприниматель может арендовать на короткое время, даже на один день,  микро-офисы. Таким образом,  социальные программы  «Развитие инфраструктуры малого и среднего бизнеса» и «Развитие кадрового потенциала»,  направленные на активизацию предпринимательских инициатив и на подготовку кадров с учётом потребностей региона, являются одновременно  и предметом  бизнеса.

  Расскажите, пожалуйста, о благотворительной деятельности Фонда «Наше будущее».

  Поскольку для Фонда это направление  не основное, большинство инициатив по оказанию материальной помощи инициируется  учредителем и членами его семьи.  Так,  недавно  было закуплено современное  оборудование для  оказания высокотехнологичной медицинской помощи недоношенным детям с очень низкой массой тела, до 1500 граммов, в  Астраханском родильном доме, который стал самым крупным медицинским учреждением такого профиля в своём федеральном округе.  Поддержано строительство нового зоопарка в Перми, восстановление Свято-Успенского Кэприянского мужского монастыря. Во время чемпионата России по футболу пять тысяч детей из детских домов, интернатов, а также обычных общеобразовательных школ получили билеты на матч в «Лужники».

— Наталия Ивановна, судя по тому, что Вы сообщили, ваш Фонд — открытая организация.  Он не скрывает информации ни о своей  работе, ни о средствах, направленных на поддержку проектов. Это ваш принцип?

— Да. Мы открыты, потому что хотим  донести свою идею о социальном предпринимательстве до всего общества с надеждой, что и другие корпорации будут  поддерживать его развитие.

  Скажите, закреплено ли это понятие законодательно?

— В нашей стране пока нет. Но мы надеемся, что это произойдёт.

Однажды, выступая перед студентами, Вы сказали  о доброте как профессии. А насколько наше общество готово к сопереживанию тем же инвалидам?

— Я считаю, что людей, готовых делать  добрые дела, много. В том числе и среди молодёжи. Я вижу, как загораются глаза студентов  во время рассказов о проектах Фонда.  Молодое поколение более активно. Оно не будет ждать, когда государство что-то за него сделает. Ему интересно самому  попробовать.

Социальное предпринимательство — дело хлопотное, особенно в нашей стране, где нет  законов, регламентирующих этот вид бизнеса, зато есть много пассивности, а также недоверия, особенно к крупному бизнесу. Зачем богатым людям, олигархам «распахивать социальную целину»? Может быть, привлекают налоговые льготы или существует другая выгода?

— Ни то, ни другое. Если говорить про учредителя, то для него это однозначно гражданский долг. Если про себя, то, как это ни громко звучит, тоже. Считаю, что если Бог даёт деньги, то надо помогать другим.

Материал подготовила Валентина Кириллова

Информация об учредителе Фонда

«Наше будущее»

Вагит Юсуфович Алекперов  родился 3 сентября 1950 года в Баку. В 1974 году окончил Азербайджанский институт нефти и химии имени М. Азизбекова по специальности горный инженер. Трудовую деятельность начал в производственном объединении «Каспоморнефть». В 1979 — 1990 гг. работал на нефтедобывающих предприятиях Западной Сибири, где прошёл путь от старшего инженера до генерального директора производственного объединения «Когалымнефтегаз». В 1990 году назначен заместителем министра, а затем — первым заместителем министра нефтяной и газовой промышленности СССР. В 1993 году в связи с реорганизацией нефтяной промышленности назначен председателем совета директоров, президентом акционерного общества «Нефтяная компания Лукойл». Награждён орденами «Знак Почёта», «Дружбы», «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». Является действительным членом Академии горных наук, Академии естественных наук, Международной Академии топливно-энергетического комплекса, Международной Академии информатизации. Доктор экономических наук. Женат. Имеет сына.