Не хлебом единым
МУЗЕЙ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СЛЕПЫХ
Я хочу рассказать об уникальном музее итальянского города Анконы и о его создателе, человеке редких способностей, сумевшем воплотить в жизнь свою мечту: для людей, лишённых зрения, он сделал доступным огромный мир искусства.
Альдо Грассини родился в 1940-м, зрение полностью потерял в детстве — последствия войны. Он доктор философии, тридцать семь лет преподавал в лицеях Анконы философию и историю. Семь лет назад ушёл на пенсию, но и сейчас у него очень много общественной работы: в народном университете часто читает лекции по истории и искусству. С Альдо Грассини я познакомилась в 1978 году в Варне (Болгария) во время моего первого эсперанто конгресса.
Уже тогда, слушая его доклад, я поняла, как одарен этот человек, как умеет он донести до слушателей глубокие знания, как ясны и убедительны доводы излагаемого им материала. В 1980 году Альдо организовал в Анконе «Общество друзей оперы» и продолжает быть его вице-президентом. Будучи президентом региональной организации слепых Италии и национальным советником, он часто выезжает на места, где нужно решать назревшие проблемы. В течение восьми лет Грассини был советником городского муниципалитета. В 2001 году отказался баллотироваться, но, как и прежде, живёт интересами своей партии — левых демократов, он член её правления.
Активные эсперантисты, незрячие супруги Альдо и Даниэла много путешествуют по миру: катались на слонах в Индии, посещали пагоды и священные места Китая, Японии, знакомясь, где было доступно, с предметами искусства. Получая огромное удовольствие, эти удивительные люди мечтали дать возможность и другим незрячим шире познать мир прекрасного. Идея вынашивалась в течение двадцати лет. Наконец, в 1993 году Альдо основывает музей для слепых «Омеро». Его друзья-эсперантисты с интересом и вниманием следили за работой этого энтузиаста.
31 декабря 1994 года мне впервые посчастливилось посетить «Омеро». Альдо и его помощник в неурочное время организовали трёхчасовую экскурсию для троих итальянцев, наших гостеприимных хозяев, и нас, троих кисловодчан. Сам организатор вдохновенно рассказывал о каждом предмете, показывая, обращал наше внимание на детали экспоната. Вот эпизод из греческой мифологии: «Богиня Ника, развязывающая сандалию». Пробегая пальцами по нежному изгибу шеи, тонкой талии, рельефу напряжённых мышц, я ощутила силу искусства, способного передавать красоту человеческого тела, что было характерно для скульпторов древней Греции. Затем по лестничке я поднялась на уровень головы знаменитого «Давида» Микеланджело. И «увидела» его сосредоточенно сдвинутые брови, бугры мускулов метателя, готового к борьбе. Уже тогда всё это оставило неизгладимый след.
Экскурсия продолжалась для меня и в квартире Грассини: он показывал скульптуры, подаренные ему современными мастерами, но ещё не нашедшие места в музее. На наши многочисленные вопросы энтузиаст всегда отвечал чётко, терпеливо, скромно. Вот некоторые его ответы.
Музей родился 29 мая 1993 года как учреждение муниципалитета Анконы. Поначалу в нём приходилось работать самому создателю, который искал советов и помощи у более опытных друзей. Первыми его поддержали три преподавательницы и директор школы высшего искусства. Потом муниципалитет утвердил секретаря музея, но фактически в нём работали волонтёры, которых Альдо объединил в специальное общество. В 1999 году, отмечая активную деятельность музея и интерес к нему общественности, итальянский парламент узаконил его как государственный национальный. С 2002 года он располагает собственным бюджетом и двенадцатью сотрудниками.
Скульптуры покупали на специальных рынках, некоторые копии оплачивал сам Альдо. Современные произведения скульпторов все оригинальные, они либо подарены авторами, либо приобретены Альдо при разных обстоятельствах. В изготовлении копий и макетов архитектурных сооружений большую помощь оказывает регион Маркио. Школа скульптурных искусств оказывает техническую помощь и советниками. Муниципалитет Анконы позаботился о местоположении музея. Поначалу это был этаж школы, её крыло площадью 750 квадратных метров.
«Как я убеждал администрацию в важности музея? О! Это очень трудно достигалось: ссылался на культурное и социальное значение проекта, на уникальность и национальный интерес и прочие аргументы. Терпеливо повторяя это тысячу раз в газетах и публичных выступлениях, учитывал политические отношения, убеждая муниципалитет и оппозиционеров. Конечно, важную роль сыграло и то обстоятельство, что с 1993 по 2001 годы я был членом муниципального совета и приобрёл много друзей, поддержавших мою идею. Среди них Роберто Фаррони, нынешний президент музея".
Так Альдо отвечал на наши вопросы в 2006 году, накануне моего второго посещения «Омеро» во время Универсального конгресса эсперантистов, главным организатором которого он был.
В настоящее время музей заинтересовал большой круг общественных деятелей. Вскоре после реставрации исторического монумента «Омеро» получит площадь в
Приведу фрагмент убедительного выступления Грассини перед публикой, которая не может оставаться равнодушной к его детищу: «Вы входите в большой салон, заполненный античными скульптурами: вот «Ника из Самотраки»! Но разве она не в Лувре? Да, в Лувре, а здесь её копия. Чуть поодаль ваше внимание привлекает знаменитый этрусский оратор. Повернулись налево — и в следующем салоне вы видите фигуру «Дискометателя» с могучей мускулатурой борца. А вот и сама Венера Милосская. Статуя, созданная в III веке до нашей эры, была найдена лишь в 1820 году. Здесь её копия. В зале эпохи Возрождения вас ожидают удивительные творения в мраморе, бронзе, гипсе знаменитых скульпторов Донателло, Микеланджело, Бернини... Осязая многие статуи, позволяющие «видеть» красоту великих творений, вы постигаете силу искусства, переданную руками мастеров.
Некоторые наивно спрашивают меня: «Разве слепые способны понять искусство ваяния?» И я советую им: «Войдите в музей «Омеро», когда слепой своими чувствительными руками осторожно, ласково касается лица «Мёртвой Галатеи», и вы получите ответ, увидев лицо этого слепого, выражающее удивление, даже восхищение, что ясно даст вам понять, как глубоко он посредством рук воспринимает искусство. Если зрячие имеют возможность видеть скульптурные произведения даже в разных версиях, то для слепого «видеть» руками — единственный способ соприкоснуться с этим искусством. И как раз такую возможность даёт им уникальный музей «Омеро».
Этажом выше вы найдёте макеты великих произведений архитектуры. Это величественные памятники Рима: собор Святого Петра, пантеон, памятник легендарной волчице. Здесь же представлены соборы Анконы, Флоренции... Перед изготовителями макетов стояла важная задача: уменьшая памятник в размерах, дать полное представление о нём, сохранить все его детали.
И вот вдвоём с моим итальянским другом, отличным знатоком искусства и истории страны, сантиметр за сантиметром мы «рассматриваем» макет собора Святого Петра, его башенки, балконы, окна различной формы, цветные стёкла. Макет большой, высотой в 80 сантиметров: можно «разглядеть» колонны и лепные украшения, фигурки святых на фронтоне собора. Трудно было оторваться от этого чуда мирового искусства. Посчастливилось мне побывать и в самом соборе, и прослушать рождественскую мессу. Вот почему в моей памяти так явственно живёт эта незабываемая достопримечательность великого города.
Теперь музей организует и выездные экспозиции, его экспонаты побывали в нескольких городах Италии, а также в Хорватии и Чехии. В связи с этим серьёзно решается техническая проблема транспортировки экспонатов в специальных вагонах. Материалы о музее публикуются в Интернете на итальянском, английском и на языке эсперанто.
Если вначале музей задумывался только для слепых, то теперь он стал достоянием всех ценителей искусства: бывают здесь школьники, студенты, пишущие научные рефераты.
И снова подтверждается мысль: если общество заботится об инвалидах, оно само становится лучше, комфортнее для всех.
Анастасия Жукова,
Кисловодск