Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

ВЬЕТНАМСКИЕ ЗАРИСОВКИ

  Из окна отеля любая прилегающая территория кажется сказкой: для гостей всегда всё самое лучшее. Но случись вам явиться в любую, даже самую комфортную, страну не туристом, а переселенцем,  очень много времени пройдёт, прежде чем вы почувствуете себя полноправным местным жителем. Поездки в дальние страны помогают лично мне осознать, что мы не так уж плохо живём. Конечно, хотелось бы лучшего, но и того, что имеем, — не мало.

Ни одна книга и даже интернет не заменят реальных путешествий. В них приобретается бесценный опыт и происходит накопление вдохновения, которое таится в ярких впечатлениях и помогает генерировать новые творческие задумки. Моя жизнь — это действительно непрерывная дорога и те следы, которые удаётся оставить. В Сибири всё же солнышка не хватает, поэтому куда бы я ни отправлялась,  важнейшей целью визита является море. Моя любовь к нему находится за гранью личного понимания. Мне удалось посетить: Средиземное, Балтийское, Красное и Эгейское, а теперь вот и Южно-Китайское, которое гордые вьетнамцы предпочитают называть Восточным. Надеюсь, это не предел.

  Социалистическая Республика Вьетнам расположена в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай. На карте она растянулась узкой полосой сверху вниз и по форме напоминает латинскую букву S, на севере граничит с КНР, на западе соседями являются Лаос и Камбоджа, а с востока и юга омывается морем. Центр и юг государства занимают плато. Здесь круглый год тепло, растут овощи и большое разнообразие фруктов, а также отличные сорта кофе и чая. Здесь добывается нефть, драгоценные камни, уголь, золото и серебро. Важно отметить наличие международных морских путей, что позволяет развивать импорт и экспорт.

  Благоприятные географические и природно-климатические условия издавна привлекали захватчиков. Вьетнамцы пережили войны с китайскими династиями; три монгольских похода и японскую империалистическую интервенцию; находились под гнётом французских колонизаторов; мужественно сражались с агрессорами США, а также  их союзниками, что отразилось на национальном менталитете.

  Именно по причине постоянных военных действий недооценённая «жемчужина Азии» долгое время не пользовалась особой популярностью у странствующих иностранцев. Лишь в двадцать первом веке она распахнула свои границы всем желающим. Россияне только-только начинают открывать экзотичный тропический рай, что мне оказалось на руку. Я решила посетить эту страну, пока она не испорчена и не избалована набегами состоятельных визитёров, дышит естественностью и не является заложницей конъюнктуры туристического рынка.

  Через семь  часов я оказалась во Вьетнаме. В самолёте достала свой уже почти законченный блокнот. В нём я обычно записываю некоторые впечатления, которые называю зарисовками. Может, они покажутся слишком отвлечёнными, но без них я не представляю свои рейды в неведомое.

  Меня на две недели приютил городок Нячанг, там я и убедилась, что вьетнамцы сочетают в себе разнообразные качества, часто противоречащие друг другу. Это чётко видно по тому, как «аборигены» воспитывают детей, для которых созданы все возможные условия. Как и большинству жителей Юго-Восточной Азии, им присуща мягкость характера, которая соседствует с некоторой жёсткостью. Не случайно, в республике пользуются популярностью школы боевых искусств, причём как для мальчиков, так и для девочек. Несколько успокаивает то, что сразу ощущаешь дружелюбие местных жителей. Радуют их искренние улыбки, звонкий смех и желание идти на контакт.

  После работы вьетнамцы устремляются к морю и прямо на пляжах и в парках тесно общаются родственники разных возрастов. Не раз наблюдала трепетную картину, как родители вместе с малышами запускали воздушных змеев. Я умилялась, а моё сердце щемило от грусти, потому что в России такое последний раз видела, когда была маленькой девочкой.

  По традиции развит культ большой семьи. Часто вместе живут представители трёх и даже четырёх поколений, в том числе старики, тёти и дяди со своими наследниками. Супругам разрешено иметь двух детей, если их больше, взимается дополнительный налог. Рождение мальчиков предпочтительнее, ведь они будущие кормильцы. Даже при скромном достатке в день рождения ребёнку обязательно дарят золотую пластину самой высшей пробы. К совершеннолетию накапливается приличный запас драгоценного металла. Данный стартовый капитал разумно тратится на приданное или обучение.

  Государство делает всё для того, чтобы люди занимались земледелием, но народ стремится найти своё счастье в городах, отправляясь туда учиться и работать. Существует устойчивое мнение, что крестьяне — это люди низшей касты. Также не приветствуется слишком тёмная кожа, поэтому многие в пик жары носят тканевые повязки на лице, что поначалу вызывает внутренний дискомфорт, но потом привыкаешь к этой мелочи. Трудятся здесь абсолютно все, кто не занят учёбой или не является человеком преклонного возраста.

  Культ здорового образа жизни приветствуется. Соответствующая пропаганда постоянно ощущается. Одни  самозабвенно бегают по кромке широкого пляжа, а другие гоняют на велосипедах по улицам. Своими глазами видела, как студенческая футбольная команда в полном составе совершала заплыв в Восточном море. Во всех парках и скверах установлены тренажёры и другой спортивный инвентарь. Поскольку дневная температура достигает +40 градусов, то даже горожане просыпаются около четырёх утра и дружно выходят на всеобщую зарядку. Мы специально вставали чрезвычайно рано, чтобы посмотреть на это зрелище. Огромное пространство центральной Площади Второго апреля, вымощенной брусчаткой, ближе к пяти часам полностью заполняется людьми, которые вышли размяться. После чего все купаются в море, а затем расходятся кто куда. Рабочий день начинается в 6 утра и дети в школу идут в это же время, пока ещё не слишком жарко, а к обеду детвора уже успевает вернуться домой. В полдень предусмотрен двухчасовой перерыв для «тихого отдыха». Тогда служащие достают раскладушки, а строители и грузчики укладываются в тенёчке прямо на земле. В это время их лучше не беспокоить. Предприятия, офисы  и учреждения совершенно пустеют к шести вечера. Когда зной спадает, вьетнамцы  снимают все свои покровы и маски. Наконец они  могут себе позволить очередное купание. Ложатся спать тоже рано, основная масса уже в десять  вечера.

Чтобы понять, на каком уровне социального развития находится государство, достаточно  посмотреть, как в нём реализуют свои возможности инвалиды. Имеет значение их внутренний комфорт и отношение к ним в обществе, а также дальнейшие перспективы трудоустройства и материальное положение маломобильных граждан.

Китай, Индия, Таиланд и другие страны Азии славятся великолепным массажем. Везде он имеет свой специфичный колорит. Вьетнам не стал исключением. Потребителям предлагают процедуры на любой вкус и кошелёк. Престижные салоны рассыпаны повсюду. Надо сказать, что цены там порой заоблачные, но богатых любителей экзотики это не смущает. Навязчивая реклама и шикарное оборудование ориентированы на финансовый успех. Туристы спешат на себе испробовать конкретные достижения восточной медицины. Разумеется, далеко не все специалисты имеют профессиональную компетентность. Однажды мне повезло — случай подыграл. Прямо на улице в мои руки попал информационный листочек на русском языке. На нём был скромно представлен «Массаж слепых», а далее шло перечисление предлагаемых услуг. Стало интересно. Тут же отправилась по указанному адресу.

  Приехав, я попала в небольшой салон, который был скромно обставлен. Меня не смутило отсутствие атмосферы элитной тусовки, ведь оказывая зачастую некачественные услуги, можно легко пустить пыль в глаза доверчивым клиентам, что опасно для здоровья. Любезная девушка предложила  чай.  Я сообщила ей о цели визита. Она сразу же отвела меня к незрячему специалисту. Помещений для массажа там довольно много, в каждом священнодействуют умельцы в белых халатах. Всё без излишнего глянца и лоска, но чисто и по-домашнему уютно. Руки незрячих блестяще чувствуют не только больные или просто «слабые» места, но и нужные акупунктурные точки. Чрезвычайно контактные ребята пытаются общаться и шутить с посетителями, на каждого тратя до часа и более в зависимости от типа процедуры. Покидаешь их обновлённой и в отличном настроении. Мне настолько понравилось, что я сходила на десяток сеансов. Записывалась на конкретное время и без долгих ожиданий попадала на приём к высококлассному специалисту.

  Ответственным делом занимаются как мужчины, так  и женщины, главным образом, молодые. Все мастера имеют медицинское образование. Они давно поняли, что в одиночку сложно конкурировать с раскрученными гигантами отрасли, поэтому решили объединиться в некий профессиональный союз, который позволяет продуктивно трудиться и прилично зарабатывать. Даже в сравнительно небольшом городе такой кооператив далеко не единственный, что лишний раз доказывает: совместная работа приносит плоды. Народ доверяет незрячим и активно идёт к ним за облегчением, что и позволяет инвалидам успешно конкурировать с элитными «предприятиями красоты и бодрости», которые находятся по соседству.

  Перечень услуг постоянно расширяется. Слепые виртуозы, в частности, предлагают: классический массаж всего тела или  отдельно спины и плеч, а кроме того, лечение разогретыми камнями. Пользуются спросом травяные ванны и сауна, а ещё  в арсенале кудесников особо эффективный точечный массаж индивидуальной направленности и многое другое. Отмечу, что цены очень умеренные, к примеру, массаж ног, которому я уделяла особое внимание,  стоит всего около ста  рублей за сеанс.   

  Спасением для туристов, которые не переносят пекло, является сравнительно недорогое такси. Я каждый день ездила на массаж, потому как салон находился не близко. Услуга мне обходилась в 35 рублей в один конец, что вполне приемлемо.  Таксомоторы, хотя и старенькие, однако создают радужное настроение, поскольку они разноцветные.

Сложно привыкнуть к кажущейся беспорядочности уличного движения. Машин в Нячанге мало, так как их себе могут позволить лишь состоятельные люди. Поэтому редкие автомобили обычно всех пропускают. Экономные горожане в качестве средства передвижения выбирают скутеры, которые есть в каждом доме и не в одном экземпляре. Город просто кишит юркими мотоциклами. Необходимо сразу уяснить, как вести себя на проезжей части. Транспорт там движется сплошняком без остановок, а пешеходы преодолевают дорогу в любом месте, при этом  важно не суетиться, а идти спокойно и уверенно. Водители мотобайков сами филигранно вас объедут или притормозят, если необходимо. Лихачить не принято. Сперва я боялась окунуться в этот непрерывно текущий поток «стальных коней», но постепенно приспособилась.

  Подкупает вежливость и улыбчивость вьетнамцев, которые почти не кричат. Они умеют уважать человеческое достоинство и требуют того же к себе. Сразу  забываешь про внутренний сумбур и принимаешь их спокойную линию поведения. Несмотря на языковой барьер, понимаешь, что тебе всегда помогут. Впрочем, в  последнее время молодёжь активно осваивает иностранную речь, что несколько облегчает общение. Правда, их английский или русский трудно разобрать, потому что он имеет очень странное звучание, чему есть логичное объяснение. Естественно, государственным языком в стране является вьетнамский, который мне показался очень красивым и даже напевным. В нём шесть тонов, в отличие от китайского, в котором их лишь четыре. На письме тональность обозначается музыкальными знаками над гласными звуками. Такая фонетическая странность развивает очень тонкий слух. Однажды за занавешенным окном гостиницы я услышала мелодичную перепалку, напомнившую лай нескольких болонок. Когда я выглянула, то к своему удивлению увидела, что это эмоционально выясняли отношения три  женщины.

  Данная нация в основной массе очень низкорослая, что сразу заметно в кафе, ресторанах, театрах  и гостиницах, где  преобладает миниатюрная мебель, которая кажется детской. Европейцам и россиянам поначалу некомфортно, но быстро привыкаешь к неизбежному. Едят вьетнамцы довольно часто и понемногу, а готовить дома у них не принято. Они любят свежие овощи, фрукты, рис, морепродукты. Порой сочетание их блюд для нас кажется странным. В организме «маленьких людей» отсутствует фермент, расщепляющий алкоголь, значит, им не желательно употреблять спиртное. Вследствие этого в качестве напитков они предпочитают чай, крепкий кофе с молоком и кубиками льда.

  Страна мне показалась какой-то целомудренной. Там нет таиландской свободы нравов и японского пренебрежения или ненависти к другим нациям. Даже  к американским туристам и специалистам относятся терпимо, а вот китайцев откровенно недолюбливают, что не выражается в агрессивных действиях. Просто все знают об этом и пытаются не обострять проблему.

  У вьетнамцев свои собственные физиологические особенности теплообмена. В стране очень жарко, как только выходишь из самолёта, ощущение, что ты попал в парилку, но к этому быстро привыкаешь. Если подует ветерок и температура станет чуть ниже плюс тридцати, европейцы рады и вздыхают с облегчением. А вот местные жители начинают мёрзнуть и кутаются в кофты и куртки, напяливают даже шапки. Комично всё это смотрится особенно в сочетании с босыми ногами!

  Про достопримечательности можно прочесть в любом справочнике, но подобная  информация кажется сухой и скудной. Иное дело — эффект присутствия. Я  поделюсь лишь собственными впечатлениями. В конце концов, у любого гурманства, не важно, кулинарное оно или созерцательное, самым важным является послевкусие.

  В Нячанге есть минеральные источники, природные бассейны с почти горячей водой и лечебные грязи, но главное — там изобилие обожаемых мною разнокалиберных водопадов, которые создают такой специфический шум, что оттуда не хочется уходить. Можно часами смотреть на то, как тонны воды падают сверху и разлетаются на капельки, разбиваясь о спины угрюмых камней. Я обычно долго стояла в чарующем водном потоке, наблюдая сквозь капли, как влага скачет по каменным ступеням.

  Понравилось местечко под названием «Vinpearl». Это не только парк развлечений, но и красивейшая природная зона. Добраться туда можно по канатной дороге протяжённостью 3320 метров. Созерцая монолитные горы и плещущее внизу бирюзовое море, погружаешься в ощущение полёта. Данное инженерное чудо оставило свой след в Книге рекордов Гиннеса как самое длинное подобное сооружение. Помимо аттракционов и превосходного пляжа с белым песком, там есть несколько музеев, в которых представлено всё разнообразие водного мира. Вечером душу греют поющие фонтаны.

  Незабываемое впечатление оставил о себе  «Гостевой дом Ханг Нга», этот воистину «сумасшедший дом»: уж очень причудливой формы! Построен в 1990 году в городе Далат по проекту Данг Вьет Нга. Эта талантливая девушка была страстной поклонницей Антонио Гауди. Архитектуре она обучалась в Советском Союзе, а вернувшись на родину, сумела воплотить в камне свои фантазии. Здание напоминает гигантское дерево, внутри много винтовых лестниц, таинственных уголков, укромных закоулков, странных залов и келий. Идя по ступенькам или коридорным лабиринтам, никогда не знаешь, где окажешься. По сути, это своего рода гостиница, в которой можно поселиться. Номера как бы выдолблены в скале и оформлены в разных стилях. Есть комнаты «муравья», «медведя», «тигра» и прочие именные помещения. Ночевать я бы там не рекомендовала, потому что по правилам двери не запираются и должны быть открыты, чтобы посетители могли наблюдать «внутреннее содержание». Ночью в пристанище экстремальных чудаков невыносимо страшно. Его не жалуют местные жители, потому что оно слишком выделяется из общей национальной канвы, зато туристов притягивает пьянящая жуть таинственных переходов и обжитых склепов.

  Любопытно смешиваются традиции основной религии — буддизма и своеобразного индуизма, что можно проследить по способам  погребения умерших, а также в храмах. Поразили Чамские башни. Мне объяснили, что аналогов  им попросту нет. Они уникальны по своей сути, потому как в них сосредоточена традиционная архитектура народности чамов и творческие принципы индуизма. Сохранились 4 башни, вход в которые обращён на восток. Каждая имеет персональное предназначение: Северная посвящена десятирукой богине Уме, Центральная привлекает серебряными алтарями, Южная прославляет Шиву, а Северо-Западная частично разрушена, однако её причудливость тоже запоминается. Внутрь  любого сооружения можно войти, предварительно сняв обувь у входа. Считается, что абсолютно любой человек сможет почувствовать духовный смысл этих построек. Я побывала во всех и даже удушающая жара не помешала мне ощутить нечто трепетно-волнительное, что  нельзя  передать словами.

Евгения Зуева,

Красноярск