Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ЛИЧНОСТЬ

ЭМОЦИИ — В РУКАХ

У Светланы Евгеньевны красивая и, главное, редкая фамилия — Малина, с ударением на втором слоге. Невольно вспоминается популярная песня про любовь и разлуку, про обман и доверчивость  в прекрасном исполнении Валентины Легкоступовой: «Ягода-малина, нас к себе манила.  Ягода-малина летом в гости звала, Как  сверкали эти искры на рассвете…  Ах, какою сладкой малина была». Шлейф роковой ягоды тянется за малиной очень давно, придавая особую эмоциональную окраску всему, что с ней связано. Малина — сладкая, но колючая. Она манит, но подпускает не каждого.

Откуда и как  эта колоритная фамилия пришла в их род, Светлана не знает,  но в обозримом прошлом, а это третье колено, именно дедушка, участник ВОВ, шахтёр из Донецкого городка с зимним названием Снежное наградил ею своих потомков. И Светлане она нравится, хотя и приходится по несколько раз в день поправлять тех, кто  произносит её на  русский лад,  выделяя первый слог.

Говорят, как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Светлана, несмотря на все превратности судьбы,  «плывёт» красиво. Она реализовалась в профессии, что очень важно для любого человека.  В родном Подольске, и не только в нём, Малина — известный и востребованный  концертмейстер, лауреат и дипломант  всероссийских и международных конкурсов. Гордится своей дочерью, за воспитание которой даже получала  благодарность от дирекции школы, в которой  Аня  учится.  Девочка целеустремлённая, способная, занимается эстрадным вокалом, её также привлекает искусство ювелира. У Светланы  любящие родители, которые  всегда и во  всём ей помогают.  А её саму Бог наградил не только талантом, но и сильным характером. Она всего добивается  своим трудом, но  и птицу-удачу, когда та  прилетает,  из рук тоже не выпускает.

Что касается превратностей судьбы, то они, как и у всех, присутствуют и, естественно, перекраивают  на свой лад то, что поначалу  человек  сам себе нафантазирует. Но вот Светлана даже помечтать не успела. Она потеряла зрение в три года из-за травмы, а в пять сердобольная соседка со второго этажа, у которой сердце кровью обливалось от жалости к прелестному, но раненому созданию,    музыкальный педагог Изабелла Львовна Гольдберг (светлая ей память и великая благодарность)  усадила незрячего ребёнка за пианино, полагая, что именно музыка поможет в будущем  не потеряться в жизни. Божий промысел это или случайность, гадать не будем. Главное, что добрая и мудрая женщина не прошла мимо чужой беды, искренне поддержала девочку, уже в раннем детстве открыв ей саму себя.

 Думаю, что   малышка почувствовала это мгновенно, правда,  ещё не осознавая судьбоносности момента. Нежданно-негаданно попав в квартиру на два этажа ниже собственной,  она    неожиданно «поднялась» на несколько этажей выше, потому что волшебный мир музыки, который рождался под её пальчиками,  сразу заворожил и как бы вознёс над реальностью, что ей не могло не понравиться.   К тому же  выяснилось, что  и со слухом, и с памятью в этом направлении у неё всё в порядке.  Через год Изабелла Львовна взяла Свету  к себе в класс,  определив,  таким образом,  профессиональный путь способной ученицы, которой не оставалось ничего другого, как принять его. «У  меня не было размышлений по поводу того, кем быть, когда вырасту, — признаётся Светлана, — я сразу поверила Изабелле Львовне и её интуиции».

Что касается общего образования, то здесь ситуация такая.  Светлана пробовала учиться в коллективе зрячих ребятишек,  но не смогла. Про спецшколу родители узнали позже. И только  в 9 лет она пришла в подготовительную группу  московской школы-интерната № 1, продолжая экстерном заниматься музыкой. А в 13 лет по настоянию Изабеллы Львовны будучи ученицей 4-го интернатовского класса, но уже выпускницей  музыкальной школы, поступила на заочное отделение Московского областного музыкального училища. Правда, для этого надо было получить  разрешение Министерства образования, что приятным бременем легло на плечи мужественного и счастливого  папы.

Два раза в неделю, через одну,  Света с утра до вечера — в Царицыно (именно в этом районе размещалось училище) , а в остальное время — на другом конце города,  ночами навёрстывая пропущенное в интернате. Диплом о среднем  профессиональном музыкальном образовании она получила будучи девятиклассницей. Ей надо было ещё два года ждать аттестата.

На фортепьянный факультет Российской академии музыки имени Гнесиных Светлана поступала, имея не только все необходимые документы об образовании, но и  трудовой стаж. После школы для обретения уверенности решила поработать аккомпаниатором  в местном  Доме культуры. Когда она рассказывает обо всём этом, то понимаешь, что у неё на профессиональном поприще фактически не было простоев. Она всё время поднималась со ступеньки на ступеньку в каком-то стремительном темпе.

  Гнесинка — мечта  каждого музыканта. Естественно, незрячая абитуриентка из Подольска не стала исключением. Правда,  прежде чем решиться  на такой       смелый шаг, ей пришлось  поразмышлять над  сермяжной правдой от бывалых  восовцев, которые, наученные горьким коллективным  опытом, советовали девушке идти проторённой дорожкой, то есть поступать в областной педагогический институт, где незрячих выпускников музыкальных школ уже знают. Для Гнесинки же  тех времен  они  были во многом  ещё экзотикой, хотя прецеденты их обучения  уже имелись, но не на фортепьянном факультете, где, как выяснилось, Светлана  оказалась первой.  Свою настойчивость объясняет так:  «Я рано осознала, что  моё дальнейшее  существование будет связано с музыкой, и уже лет с  12  упорно занималась ею  по пять часов в день,  оттачивая технику. Я человек реальный. Понимала, что мои возможности ограничены, а значит, и выбор тоже. Конечно, можно было бы пойти в филологию или историю. Но музыка уже жила во мне, и я чувствовала,  что обязательно найду себе применение в качестве музыканта. А для этого надо иметь хорошее образование.   В этом смысле я всегда ориентировалась на требования Изабеллы Львовны Гольдберг, главного своего педагога».

В 1988 году Светлана как пианистка принимала участие в Международном конкурсе незрячих исполнителей, который проходил в Чехословакии. Она получила гран-при, и в связи с этим у неё появилась возможность посвятить себя сольной карьере.  Но здравый смысл, которым она всегда руководствовалась в поступках, заставил отказаться от этой, на первый взгляд, привлекательной перспективы  в пользу более надёжной концертмейстерской деятельности. Почему? Опять мотивация очень жёсткая: «Я действовала в  соответствии с теми условиями, которые складывались  в моей жизни. Ну, где в Подольске я могла бы давать сольные концерты? А как аккомпаниатор очень даже востребована. Я не хотела  жить иллюзиями. Предпочла  конкретную работу.  И не ошиблась. Сейчас я обеспечиваю семейные нужды, вкладываюсь в образование дочери. Я работаю там, где мне платят».

Однако, часами не отходить от пианино — труд тяжёлый, связанный  с физическими и эмоциональными нагрузками. И если посмотреть на перечень учреждений, с которыми Малина сотрудничает в родном Подольске, то  нетрудно понять, в каком напряжённом ритме она живёт.  Светлана сотрудничает с   центром детского театрального творчества «Синяя птица», частноё школой танца Елены Морозовой, центром «Орбита», вокальными и хореографическими коллективами трёх Подольских домов культуры, вокальным коллективом «Вдохновение», с солистками которого, победительницами нескольких конкурсов русского романса, членами ВОС Гульнарой Рязанцевой и Зоей Штылиной, она тоже работает. Светлане нравится аккомпанировать  детям,  взрослым,  вокалистам,  танцорам и быть всегда в тонусе.

Ну, а о том, как работает Светлана Евгеньевна,  очень красноречиво  могут рассказать другие  источники. В нашей истории  —  это   прежде всего  грамоты, которых у неё очень много, и мнение специалистов. Что касается грамот, то её несколько раз  награждало Министерство культуры Московской области, администрация  Подольска и даже губернатор  Подмосковья. Они отмечали  её активную работу по духовному воспитанию детей и подростков, по пропаганде среди них хореографического искусства и, самое главное, большой вклад в развитие культуры  области. Она названа лучшим концертмейстером на  фестивале  академического пения  среди инвалидов по зрению «Подмосковные соловьи», на 7 Международном фестивале русского романса и  вообще на всех, в которых принимала участие.

А  мнение специалистов отражено в характеристике, которую подготовило руководство центра «Синяя птица» для представления С. Малины на звание заслуженного работника культуры. Пока оно ещё не получено, но дело, как говорится, в процессе. И дай Бог, чтоб  всё закончилось хорошо.  

Светлана — специалист широкого профиля и в своей профессии может всё, добиваясь великолепных результатов в разных направлениях музыкальной деятельности, в том числе и в такой особой сфере,  как .концертмейстер хореографии. Всем известно, что танцоры работают до седьмого пота. Но ведь тренинги у балетного станка, мастер-классы, класс-концерты  требует постоянного  музыкального сопровождения. Аккомпаниатор вместе  с педагогом  присутствует на всех репетициях ученика, начиная с его первых неуверенных шагов по сцене и заканчивая   выпускным вечером по классическому и народному танцу. Своеобразным итогом этой изнурительной работы и для ученика, и  для его учителей становятся именно класс-концерты, то есть  творческие экзамены. А для аккомпаниатора  они ещё и  своего рода сольные концерты, во время которых он весь как на ладони, раскрывает  все свои способности.   «Малина демонстрирует на них  не только техническое мастерство,  но и свой темперамент, индивидуальность, безукоризненный вкус при отборе материала, композиторский талант, включает в программу вариации   и целые композиции собственного сочинения, не выходя при этом за рамки хореографических  задач. Это требует  знания принципов музыкального развития, законов гармонии, музыкальной формы, чувства стиля. Такое под силу не каждому музыканту. Выразительность её  исполнения оказывает сильное эмоциональное воздействие  и на зрителей, и на танцоров. Великолепное знание музыкальной культуры  позволяет С. Малине наряду с традиционной балетной музыкой Дриго, Пуни, Черепнина, Чайковского, Глазунова, Глиэра, Делиба также использовать фортепьянные произведения Шопена, Листа, Бетховена, Мендельсона,  музыку советских композиторов, отрывки из симфоний и опер. И всё это исполнять одинаково проникновенно, с высокой культурой звучания, одухотворённостью и большим эмоциональным воодушевлением», — так считают специалисты.  

К этим словам надо добавить и то, что Светлана Евгеньевна обладает ещё одним  удивительным даром.  Ведь любая    пианистка, независимо от того, какое у неё зрение,  должна работать с танцором синхронно. А если она его не видит? Как почувствовать ответную реакцию?  Как не сбить настрой и не разрушить стихию танца? Мне кажется, что в этом случае  взаимопонимание возникает на духовном уровне. Может быть, через энергетику, через движения воздуха, через дыхание,  наконец. Но всегда это выглядит фантастично и достойно самых высоких похвал.

Что касается занятий с вокалистами, то Светлана говорит, что работает в разных жанрах, репертуар у неё очень обширный:  это арии из опер, импровизации на джазовые темы  и мотивы народных песен. С  певицами Гульнарой Рязанцевой         и Зоей Штылиной подготовила более 100 произведений. Это, в основном, классические и городские романсы.  «Я обожаю работать с вокалистами, — признаётся она. —Ещё в институте отмечали моё особое аккомпаниаторское чутьё. Я получаю особое удовольствие в этом единении душ, когдачувствуешь другого человека и отвечаешь на его эмоции».

Достичь баланса  в этом, как и в хореографии,  не так-то просто. С одной стороны, аккомпаниатор вроде бы на вторых ролях, но в то же время ведь именно он ведёт певца, даёт ему возможность проявить себя. Не случайно  оперные и эстрадные «звезды»  на гастроли берут только своих концертмейстеров.  Взаимопонимание —  как весы, любое колебание которых может помочь, а может и навредить. Сохранение  равновесие — большой талант, и у Светланы он есть. Зрители  тоже обращают на это внимание. Она сказала что ей  приятно, когда люди после концерта подходят и отмечают её работу.  В такие минуты она думает о том, что правильно выбрала профессию. Её эмоции доходят до других, «в их душах с её помощью происходит очищение высоким искусством».

Кстати, об эмоциях. Ведь   артисты, музыканты в силу специфики  профессии воздействуя  на  чувства людей, часто являются проводниками не своих, а чужих   переживаний. А как же с самовыражением? Не скрывают ли они свою суть за  маской, запихивая её в закоулки души? Светлана в связи с этим рассказала мне про своего знакомого, который очень любит музыку XVIIвека.  Это строгий канонический стиль, построенный на определённой мелодической линии. Он играет её в течение многих лет, находя в ней совпадение  со своим характером, математическим складом ума и эмоциональной сдержанностью.  Человек выбирает то, что ему ближе.  Лично ей нравятся страсти, оттенки разных  чувств, романтика. И её внутренний мир откликается на разные их проявления, что позволяет на сцене сказать о себе больше, чем это могло быть в обычной жизни. Тонкий наблюдатель, слушая исполнителя, легко определяет его характер, творческие предпочтения. Вот и  Светлана на вопрос,  какая она в жизни, ответила, что такая же, как в музыке.  А значит, яркая, страстная и утончённая. Да, она полностью погружена в этот мир, там сформировалась как личность, сделала свой имидж. Там проходит непрерывный процесс самонаполнения и самоотдачи. И самое главное, всё это у неё получается.

Она постоянно окружена десятками имён композиторов и названий произведений, понятно, что любимых, иначе зачем исполнять. А есть ли среди них самые-самые? И хоть Светлана не сторонница такого деления, после некоторой заминки назвала Рахманинова и Шопена. И насколько я поняла, речь шла  не о конкретных работах, а о духовном содержании их творчества,   в котором ей комфортно.  Нет, эти композиторы не включены в её концертные программы. Она просто любит их слушать.  «После работы?» — не удержалась я. Собеседница улыбнулась: «После работы я  сажусь на диван и ничего не хочу делать, никого не хочу видеть». А слушает она их летом, когда свободного времени побольше. Для неё  это — не десерт к чаю. Думаю, что ей  периодически необходимо погружаться в мир, созданный  этими чародеями, чтобы, как в детстве,  вознестись  над реальностью, испытать новые ощущения, которыми вымощена дорога хорошего музыканта.  Почему не играет? «Потому что работа требует от меня другой музыки, и у меня нет возможности всё это держать в руках», — вот её ответ.  

Держать  музыку в руках — очень красноречивая фраза, а для незрячего пианиста она  даже имеет не метафоричный,  а вполне конкретный смысл.  Ведь Светлана никогда не пользуется нотами ни на работе, ни  тем более на концертах. На первую же репетицию приходит с выученным произведением. На её пианино не стоят шпаргалки в виде нотных сборников, страницы которых надо постоянно переворачивать.  Это её обязательное правило, которое объясняется высокой требовательностью к себе и  нежеланием искать снисхождения у коллег из-за отсутствия зрения. Брайлем она владеет с детских лет. В нотах, изданных этим шрифтом, сейчас недостатка нет. С учётом этого Светлане  хватает двух-трёх дней, чтобы выучить наизусть самое сложное  произведение.  А сколько их набралось за  долгие годы аккомпаниаторства?.. И всё это и в памяти, и в руках. Поистине, умом Светлану не понять.

Зато в профессиональной среде к ней относятся как к  первоклассному специалисту без скидок на специфику, доказательством чего является её насыщенная творческая жизнь. Сутки расписаны по минутам. Вот и мне со своим интервью непросто было вписаться в её график.  Однако, когда речь идёт о творческих предложениях, Светлана старается выкроить время. Так,  недавно, кстати, по протекции главного редактора журнала «Наша жизнь» В. Бухтиярова, она   совершила турне по Америке вместе с    солистом Московского камерного хора духовной музыки, пастором протестантской церкви Александром Каракуцем, который выбрал её в качества партнёра для своего проекта. Вместе они выступили с благотворительными концертами  в 25 церквях, собирая средства для помощи инвалидам по зрению России.  А несколькими годами ранее   посетила Германию и Швецию в рамках сотрудничества  с   японской  духовно-релизиозной общественной организацией «Масикари».

 Ну, а после гастролей, конкурсов и фестивалей Светлана Малина  с особо тёплым чувством возвращается в родной Подольск.  Здесь её  тыл,  любимая работа, маленькая, но уютная квартирка, старенькое пианино, молчаливый свидетель её творческого  роста,   понимающие  родители,  дочь,  в развитие которой она  самоотверженно вкладывается. Многое,  о чём мечталось, сбылось. Осознание морального удовлетворения в какой-то момент успокаивает, расслабляет.  Но только до тех пор, пока она не прикасается к клавишам и  руки  не отпускают эмоции души…

Валентина Кириллова