Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Активный возраст     

 ДОБРОВОЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

 Система Брайля пришла в мою жизнь, когда мне исполнилось девять лет. В связи со снижением зрения  третий класс обучения я начала в специализированной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Тогда я могла ещё довольно свободно читать крупный шрифт в учебниках, но меня всегда просто завораживал процесс чтения и письма по Брайлю. Я смотрела на  одноклассников, которые водили пальцами по загадочным страницам с выпуклыми точками и стучали грифелями по бумаге, стеснённой прибором для письма. Решила тоже освоить эту грамоту, потому что была очень интересующимся, любопытным ребёнком. На просьбу помочь изучить Брайль учитель возразил, что мне это вовсе не нужно — зрение позволяет обходиться обычным  шрифтом. Но я не сдалась, попросила одноклассника написать мне буквы, цифры и знаки по Брайлю,  объяснить принцип зеркальности при написании букв. Окончив третий класс, взяла в школьной библиотеке азбуку по Брайлю, попросила прибор и бумагу и начала  самостоятельные занятия. За лето вполне сносно научилась читать и очень медленно писать. В библиотеке регулярно брала книги по Брайлю, чтобы не забывать приобретённый навык.

 Время шло, я взрослела, зрение медленно, но неумолимо снижалось. Уже с трудом читала крупный шрифт в книгах, стала прибегать к помощи многократной лупы, а все теоретические предметы, такие как историю, литературу, географию, биологию,  осваивала с помощью учебников по Брайлю. Думаю, что этот факт существенно помог сохранить остаточное зрение, потому что нагрузка на глаза значительно снижалась. Окончила школу хорошо, с остатком зрения в 3 процента. Впереди ждала взрослая жизнь.

 Сначала поступила в медицинский колледж. За три года получила профессию медицинской сестры по массажу. Затем — вторая ступень обучения в колледже на медсестру-организатора. Параллельно с учёбой работала три года массажистом в детской больнице. После этого поступила в Медицинский университет, чтобы получить специальность клинического психолога.

 На всех этапах  обучения использовала Брайль очень часто и широко. Конечно, в то время уже были в ходу кассетные диктофоны, с помощью которых я записывала лекции, также мне начитывали информацию из книг. Компьютера тогда у меня ещё не было. Но Брайль  очень выручал при  подготовке к семинарам, зачётам и экзаменам. Лекции, записанные на кассеты, я прослушивала дома, а потом всё конспектировала по Брайлю. Когда слушаешь лекции на кассетах, затрачиваешь массу времени, ведь преподаватель отвлекается, делает паузы, для того чтобы слушатели всё успели записать, множество других помех и шумов мешают сконцентрироваться и запомнить материал. Слушать такие лекции подчас бывало очень сложно. Приходилось всё время значительно напрягать слух, постоянно держать его в напряжении, чтобы расслышать нужную информацию. Если же я законспектировала всё самое важное и необходимое, то при подготовке гораздо быстрее и легче просто пробежаться по строчкам пальцами, вспомнить всё — и готов отвечать. Заметила, что когда задействуешь не только слуховой анализатор, информация запоминается быстрее. Конечно, на слух можно запомнить материал достаточно быстро, но если ты это прослушал, да сам написал, да потом ещё и сам прочёл пальцами, задействовав кинестетический анализатор, всё запоминается легче и на более долгое время. Также, если прошло довольно много времени, а для работы понадобилась какая-то информация, проще не прослушивать горы кассет, а найти тетрадь с нужной записью. Так что с уверенностью могу утверждать, что система Брайля помогла мне успешно сдать экзамены во всех учебных заведениях и получить три диплома с отличием. Моя дипломная работа по психологии была посвящена проблемам реабилитации слепых от рождения людей. В ней я подробно описывала и рассказывала о том, что Брайль является одним из основных средств реабилитации инвалидов по зрению. В качестве наглядного материала представила аудитории и членам комиссии книгу, написанную шрифтом Брайля, прибор и грифель.

 Знаю очень много молодых людей, которые в совершенстве владеют компьютером, широко используют магнитофоны для прослушивания аудиокниг, но некоторые из них даже не имеют представления о системе Брайля. А если и знают о ней, то учиться самостоятельно писать и читать не хотят. Лично для меня очень важно ощущение того, что я являюсь грамотным человеком, который умеет сам и писать, и читать. Это, как мне кажется, оказывает позитивное влияние на самооценку человека, делает его более уверенным в себе,  своих силах, возможностях. Ведь компьютер может сломаться, аудиокассета испортиться, а если под рукой прибор и грифель, напишешь для себя всё, что угодно. Ещё для меня очень важно читать первоисточник самой, потому что я могу представлять героев, воображать их внешность, голоса, интонации. Это  замечательный момент в чтении! В то же время, когда слушаешь аудиоверсию, тебе как бы навязывают своё видение книги. Актёры читают за героев определёнными голосами, лишая тебя возможности самой домысливать образы. Иногда я даже отказываюсь слушать книгу, если мне не нравится, с какой интонацией её преподносит диктор.

Рассуждая о пользе Брайля в быту, отмечу, что мне, к примеру, далеко не всегда удаётся найти то или иное лекарство, если некому рядом помочь. Поэтому очень удобно наклеивать полоски бумаги с написанными на ней названиями по Брайлю. С помощью таких надписей легко распознавать диски, кассеты, иногда  такие наклейки помогают мне отличить консервы и другие продукты питания.

 По Брайлю  удобно вести записную книгу, в которую можно занести телефон, адрес, день рождения человека. Я веду отдельную тетрадь, в которую записываю все задачи на ближайшее время, основные цели на разные сроки. Это очень помогает организовать своё время, ведь записи всегда под рукой. И что ещё мне очень нравится — мои записки точно никто не сможет прочесть. Полная конфиденциальность гарантирована!

 Книги я в нынешнее время читаю как в  аудиоформате, так и через голосовую компьютерную программу. Но, опять же повторюсь, никакой электронный синтезатор речи, никакой даже самый лучший диктор или артист не заменят того восприятия литературы, которое  человек получает от самостоятельного прочтения.  Что касается журналов, особенно специализированных, касающихся Общества слепых, их я беру в брайлевском варианте.

 В заключение хочется сказать, что Брайль в моей жизни играет немаловажную роль. Он помогает мне добиваться успехов в жизни, уверенно идти  к намеченным целям. Помогает чувствовать себя самореализованным, грамотным, самодостаточным, полноценным членом общества. Хочется сказать молодому поколению, да и всем людям, волею судьбы потерявшим или теряющим зрение: ребята, учите азбуку Брайля! Никогда это знание не будет лишним! Думаю, было бы неплохо, если бы опытные брайлисты поделились на страницах журнала опытом использования системы Брайля в своей жизни.

 Светлана Кротёнок,

 Владивосток