Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Кино на слух

ДЕВИЧЬИ ГРЁЗЫ

Вместе с девичьими грёзами

Процветает лживый быт.

Блеск иллюзий, словно грозами,

Неудачами размыт.

Всё ж надеждами промаслена

Горечь выпитых потерь.

Притягательна напраслина —

В сказки верим и теперь!

«Чтоб видеть ход вещей на свете, не нужно глаз – смотри ушами…» Познавать мир таким оригинальным образом советовал Глостеру король Лир в одноимённой трагедии Шекспира. Серьёзные дефекты  зрения вынуждают десятки миллионов землян придерживаться данной рекомендации, среди них — и абсолютно слепые, которые «видят кончиками пальцев» и ходят «по запахам и звукам». Разумеется, тотальники поневоле надеются, прежде всего, на слух, а ещё на загадочное шестое или — даже уж вовсе невероятное — седьмое чувство, годами постепенно  оттачивая навыки постижения «тонких материй». Заметное влияние на массовое сознание оказывают печатные и электронные СМИ, ориентированные на зрительное восприятие. За счёт развития современных тифлотехнологий продвинутые  пользователи любого возраста и места жительства получили свободный доступ к вселенским информационным потокам,  которые успешно осваивают в своих интересах. Как ни странно, в некоторых случаях у слепых появляются важные преимущества  перед зрячими. Пресловутый «двадцать пятый кадр» им не страшен, да и навязчивая или недобросовестная видеореклама на «тёмных граждан» влияния практически не оказывает, впрочем, нынешним баянам, эйлерам и марголиным ничто человеческое не чуждо.

Как бы то ни было, в быту трудно обойтись без телевизора или его аналога. Львиная доля восовцев постоянно смотрит по «ящику» хотя бы новости, игры знатоков и футбол. В их досуге и самообразовании важное место занимают и художественные фильмы. Некоторые инвалиды регулярно посещают кинотеатры, а «изнурённое большинство» предпочитает глотать телесериалы или погружаться в ретро классику. В любом случае, будет полезно приобщиться к богатейшим запасникам планетарной фильмотеки, которая стала неотъемлемой частью эталонного искусства. Удивительно, что многие видные кинематографисты обращались в своём творчестве к слепоте в различных проявлениях. Несомненно, каждый мало-мальски начитанный россиянин легко вспомнит с десяток подобных примеров. В моём перечне их уже более тридцати, уверен, что это не предел!

С раннего детства мы знакомимся с мифологией и народными сказками. Там «ущербные или убогие» существа встречаются на каждом шагу, достаточно вспомнить ослеплённого Циклопа и Лихо-Злосчастье одноглазое, но на этот раз хочется ограничиться лишь популярными авторскими творениями. Их игровые и мультипликационные версии доводилось смотреть десятки раз, а значит, яркие образы инвалидов различных категорий намертво засели в памяти. Сначала это были животные с «человеческим лицом», а затем и более реалистичные герои.

Неудачливым претендентом на руку милой Дюймовочки оказался незрячий Крот, а его подслеповатый собрат по несчастью помогал арестованному Чиполлино выбраться из узилища, используя подземные ходы собственного производства. Интересно, что в первом случае эпизодический персонаж является подлинным «подпольным миллионером», который печётся лишь о собственной выгоде, а во втором  — образцовым пролетарием, живо отзывающимся на просьбу о помощи. Бросается в глаза, что крошечная девочка прямо накануне свадьбы сумела обвести вокруг пальца состоятельного ухажёра, а свободолюбивый мальчишка не предупредил  слабовидящего землекопа о грозящей ему в конце пути «световой» опасности. Похоже, что загадочная незрячесть и эгоистичный обман непостижимым образом притягиваются  друг к другу. Неслучайно, в компанию любителей острых ощущений затесались и деклассированные элементы с итальянскими корнями, которых без их постоянного вранья просто не возможно себе представить. По воле Карло Коллоди за игрушечным Пиноккио упорно охотился жуликоватый Кот, а в приключениях обрусевшего Буратино у него появляется «царственное» имя  Базилио, то есть попросту Васька. Роль  этого мнимого слепца выразительно исполнил Ролан Быков.

Нужно заметить, что Пётр Ильич Чайковский, который был старшим современником пишущего графа Алексея Николаевича Толстого, тоже создавал многие свои музыкальные произведения по мотивам прозы талантливых предшественников. При этом возникало балетное и оперное волшебство. Знаменательно, что его  Первая симфония   называлась очень символично —«Зимние грёзы». В 1891 году он написал душещипательную оперу «Иоланта».  Она воистину стала «лебединой песней» российского гения, ведь премьера состоялась незадолго до его смерти. Интересно, что  оригинальное либретто по лирической драме датского поэта Генрика Герца «Дочь короля Рене» создал младший брат композитора Модест Ильич.

Спустя 70 лет замечательный одноимённый  фильм-оперу на Рижской  киностудии снял режиссёр-постановщик и по совместительству автор сценария Владимир Гориккер. На главные роли были приглашены: Наталия Рудная, Фёдор Никитин, Юрий Перов, Александр Белявский и Пётр Глебов. Вокальные партии исполняли выдающиеся певцы того времени: Галина Олейниченко, Иван Петров, Зураб Анджапаридзе, Павел Лисициан и Владимир Валайтис. Даже простое перечисление фамилий свидетельствует об  интернациональном составе творческого коллектива. Среди действующих лиц сентиментальной истории со счастливым концом тоже представители разных национальностей. Ярко выраженная «международность» почему-то свойственна подавляющему большинству художественных произведений, в которых ведущие позиции достаются персонажам с дефектами зрения.  

Опера начинается грустно. Слепая от рождения дочь короля Прованса не подозревает о своём недуге. Титаническими усилиями венценосного отца, вокруг неё создан мир, где нет места краскам и недоступным для прикосновений предметам. Монарх решает на практике применить философскую идею, согласно которой, нельзя жалеть о том, чего не знаешь. Возникает очередная хрупкая «святая ложь во спасение», обеспеченная мощным административным ресурсом. Все подданные под страхом смерти хранят тайну. Лишённая зрительного  восприятия красавица безмятежно живёт в объятиях вечного мрака, что для близких ей людей является источником глубокого горя.

Между тем неотвратимо приближается срок свадьбы   Иоланты, ведь она давно помолвлена с герцогом Бургундии, который внезапно  прибывает в замок. Роберт страстно влюблён в графиню Лотарингии Матильду и хочет просить короля Рене вернуть данное ему слово. Титулованного жениха сопровождает блестящий граф Иссодюна, Шампани, Клерво и Монтаржи. В саду он встречает спящую незнакомку. Её прекрасный облик покоряет сердце друга герцога. Невольно вырвавшийся возглас восхищения будит Иоланту. Зарождающееся чувство приводит её в трепет и смятение, вызывая  отклик в душе. Прощаясь с очаровательной затворницей, Готфрид Водемон просит подарить ему на память красную розу. Вместо этого получает белый бутон.

Удивительно, что подобное роковое сочетание цветов неоднократно встречается в истории литературы. Можно вспомнить хотя бы «Войну Алой и Белой розы», в которой приверженцы династии Плантагенетов, разделившись на  Ланкастеров и Йорков, десятилетиями вели непримиримую борьбу за власть.

В сказке Льюиса Кэрролла с философски-математическим уклоном «Алиса в Стране чудес» главная героиня наблюдала странную картину: садовники в парке занимались явно не своим делом. «Скажите, пожалуйста, зачем вы красите эти розы?» — Спросила у работяг любопытная девочка и получила сногсшибательный ответ: «Понимаете, барышня, нужно было посадить белые розы, а мы, дураки, посадили красные. Если королева узнает, плакали наши головы!»  

Но вернёмся к сюжету «Иоланты». Когда благородный рыцарь с  ужасом убеждается, что девушка не различает краски, охваченный состраданием, он рассказывает ей о том, как прекрасен свет, вечный источник радости и счастья. В упоении внимает Иоланта его словам. В разгар объяснения появляется король, который негодует, узнав, что пришелец невольно нарушил строжайший запрет, но опытный врач Эбн-Хакиа успокаивает его. Властелин притворно угрожает юноше казнью, если лечение не поможет. Очередной обман достигает требуемого эффекта. Любовь и сострадание рождают готовность к самопожертвованию. Ради прозрения и спасения молодого человека, заглавная героиня готова претерпеть любые муки. Теперь путь к исцелению открыт.  

Искусный мавританский кудесник медицины совершает маленькое чудо: знатная наследница впервые в жизни  с изумлением и восторгом разглядывает  дорогие лица и счастливая идёт под венец. Жизнеутверждающий финал воспевает идею гуманизма, заставляя сопереживать и умиляться даже некоторых «толстокожих» скептиков.

  

Мысленно перебравшись в эпоху социальных потрясений, двигателей внутреннего сгорания и страстных танцев, можно легко заметить, что романтичное средневековье и дикий капитализм по сути очень похожи. Во всяком случае, искреннее чувство  и пахучие дары Флоры по-прежнему неразделимы, а на пути к счастью всё так же громоздятся многочисленные препятствия, в том числе и слепота. Естественно, что в  классике жанра особое внимание привлекает полуторачасовая версия осовремененной «Золушки», которая стала основой замечательного  фильма «Огни большого города». Прежде чем погрузиться в очарование культового произведения, хочется немного  рассказать о великом англичанине, оставившем свой на четверть цыганский след в Голливуде, а значит, и в мировой культуре.

Ещё при королеве Виктории будущий сэр Чарльз Спенсер Чаплин пятилетним ребёнком начал выступать на сцене мюзик-холла. Творческая деятельность универсального мастера растянулась на добрые три четверти века. Недаром великий Джордж Бернард Шоу признал его «единственным гением, который вышел из киноиндустрии…» Впрочем, после оглушительных успехов из-за политических преследований и под натиском громких скандалов в личной жизни оскароносный антифашист был вынужден покинуть США. Последние десятилетия он провёл в Швейцарии, где и скончался  в почтенном возрасте восьмидесяти восьми лет.

С лёгкой руки этого неуёмного экспериментатора образ милого  бомжа «Чарли» появился в короткометражных комедиях, поставленных на поток около века назад. Напомню, что неотъемлемой частью скромного гардероба, а следовательно, и всего образа экранного персонажа стала изящная тросточка, так напоминающая белую тифлоспутницу слепого. Не исключено, что популярность внешности всеобщего любимца помогла ей утвердиться в массах. Поначалу в производстве ещё «немых миниатюр» активно использовались  приёмы мимики и буффонады, но постепенно стали появляться значительно более серьёзные социальные темы. Рынок уверенно завоёвывали звуковые полнометражки с глубоким содержанием. Вот и в, казалось бы,  простой истории «маленьких людей с преданными сердцами» рядовые зрители узнавали  собственные нелёгкие судьбы. Многие критики и восторженные поклонники скадрированных грёз заслуженно считают «Огни большого города» лучшей  романтической комедией всех времён. Работа над картиной началась 31 декабря 1927, а завершилась 22 января 1931 года. Несомненно, её можно отнести к «Золотому фонду» подлинного авторского кино, потому что Чарльз Чаплин на этот раз выступал одновременно как режиссёр, продюсер, автор сценария и монтажёр. Он самолично  придумал и музыку для своего шедевра. Кинокомпания тоже имела подходящее название:  «Charles Chaplin Productions United Artists».

У зрителей разных поколений и сейчас вызывает симпатию обездоленный Бродяга, который во враждебном мегаполисе набредает на такую же, как и он, несчастную цветочницу. Она по ошибке принимает его за богача и протягивает ему цветок, но роняет его. Встав на колени, продавщица безуспешно ищет потерю. Маленький скиталец   понимает, что прекрасная незнакомка — слепа, и помогает ей встать. Данная трогательная сцена, замешанная на невольном обмане,  снималась  целых 5 дней.

Нищий «рыцарь» узнаёт, что операция в глазной клинике может вернуть зрение даме его сердца. Чтобы заработать для этого деньги, он убирает улицы и бьётся на ринге, а однажды спасает эксцентричного миллионера, пытавшегося в алкогольном угаре покончить с собой. Во время Великой депрессии подобные происшествия были обычным делом. Вскоре искатель удачи снова встречает пьяного, а потому неслыханно щедрого богача, который даёт ему необходимую сумму как раз в тот момент, когда в его дом проникают воры. Протрезвев, самодур забывает о своём подарке. На Бродягу, уже вручившего девушке заветные доллары, падает подозрение в краже. Его сажают в тюрьму, откуда он выходит ещё более жалким, чем раньше. Тем временем вылечившаяся героиня, роль которой, без сомнения, удалась Вирджинии Черрилл, открывает модный магазин. Она представляет  своего благодетеля знатным и красивым, грезя о свидании. Случайно столкнувшись на улице, молодые люди пристально разглядывают друг друга. Движимая жалостью, девушка направляется к прохожему в потрёпанной одежде, чтобы вручить ему монетку и цветок. Стыдясь прежней невинной мистификации, бедняга пытается бежать, но красавица, касаясь знакомой руки, спрашивает с надеждой: «Вы?» Он кивает: «Теперь вы видите?» Эталонная кульминация до сих пор не утратила пронзительной актуальности. Прокатной «раскрутке» способствовал и бюджет, составивший полтора миллиона долларов, по тем временам   умопомрачительная сумма.

Мастерам нашей страны тоже есть чем гордиться. Хотя советские студии, как правило, располагали сравнительно  скромными средствами, но, несмотря на «финансовый голод», часто достигали потрясающих результатов. Неслучайно, экранизацию замечательной повести Нодара Думбадзе «Я вижу солнце» в 1965 году посмотрели более семи миллионов зрителей. Режиссёр и сценарист  Лана Гогоберидзе вместе с композитором Феликсом Глонти создали волнующую патриотичную драму. В главных ролях снимались: Гела Чичинадзе, Лейла Кипиани, Зураб Лаперадзе, Лия Элиава и Глеб Стриженов. На русский язык фильм дублировали: К. Хачатурян, Валентина Хмара, Евгений Весник, Ирина Карташёва и Виктор Рождественский.

Действие фильма развивается достаточно динамично. В гурийской деревне живёт слепая от рождения девочка Хатия, которую опекает  сирота Дато. Его тётя Кето работает в школе. Она поощряет дружбу одноклассников, постепенно перерастающую в почти взрослую привязанность. Внезапно  мирную жизнь заслоняет всенародная беда. Великая Отечественная война докатывается и до Грузии. В налаженный крестьянский быт врываются изнурительный труд, недоедание и беспощадные похоронки. В горной глуши почти одновременно появляются раненый красноармеец Анатолий и бывший колхозный бригадир, ставший дезертиром. Между мужчинами и симпатичной учительницей складываются непростые отношения. Возникает своеобразный любовный треугольник. Чтобы вылечить солдата, дети прямо на пастбище воруют козье молоко. Их вину безуспешно берёт на себя деревенский сумасшедший. Через несколько месяцев на рыбалке скрывающийся  от милиционеров Датико убивает доброго беднягу Бежана, который пытается защитить дорогих ему людей. Хотя  в финале выясняется, что лечение в глазной больнице пока не даёт положительного результата, всё-таки будущее не пугает незрячую девушку, ведь она находит свою любовь!

Мне кажется, что не только аура каждого индивидуума имеет определённый цвет с множеством оттенков, но и у хорошего фильма существует свой эмоциональный или интеллектуальный  окрас. В представленных ранее кинолентах  постоянно ощущается позитивный настрой, а их логичным заключительным аккордом становится happy and или надежда на него. Для меня они выдержаны, главным образом, в оранжевых или зеленоватых тонах. Зато следующая картина брызжет пронзительной синью. Наверное, двадцать первый век сказывается.

Длительность киноленты «Слепая любовь» приближается к трём часам. Фильм  2006 года выпуска, который одновременно является драмой и триллером, снимался в Мумбаи, в Малайзии, а зимние сцены — в польской деревне Цилеско и на военной базе недалеко от Закопан. Первоначальные планы работать на натуре в беспокойном Кашмире были сорваны из-за невозможности обеспечить творческой группе полную безопасность. Автор сценария Шибани Батия старался использовать нестандартные для индийского кино  ходы, понимая, что  трогательный облик  обиженной судьбой, да ещё  и обманутой патриотки легко завоюет сентиментальные сердца и обеспечит кассовые сборы. Сюжет можно пересказать несколькими фразами. Слепая от рождения, Зуни Али Бек с благословения отца и матери отправляется в столицу на фестиваль народного творчества. Очень непросто скромной девушке освоиться в незнакомом городе. Но однажды на экскурсии она встречается с гидом Реханом Кадри, который окружает её заботой и вниманием. Кстати, чиновники боялись притока назойливых поклонников на площадку. Всё же за 5 тысяч  рупий в день режиссёр Кунал Кохли получил разрешение на съёмки от организации, защищающей исторические памятники Дели. Подлинные  Красный форт и сады Lodhi становятся великолепными декорациями волнующих романтичных сцен. Особенно впечатляет возложение белых цветов к мемориалу и прикосновение  алых лепестков к незрячим  глазам. Происходит трепетное объяснение между влюблёнными. Накануне свадьбы героине в клинике возвращают зрение, но счастье было слишком кратким, потому что её жених погибает  при взрыве бомбы. Лишь через семь лет выясняется, что избранник Зуни на самом деле инсценировал свою смерть. Опаснейший террорист Рехан Хан, раненный во время очередной кровавой диверсии, попадает в дом своей любимой, которая воспитывает их сына. Мнимый капитан Ранджив Сингх очаровывает мальчика, но жестокая реальность заставляет пойти на очередные преступления. Случайно гибнет тесть, а женщина узнаёт отца своего ребёнка и в безвыходной ситуации убивает его, чтобы избежать новых напрасных жертв.

Нужно заметить, что знаменитые актёры Каджол и Аамир Кхан в данном случае впервые составили влюблённую пару, до этого играли лишь роли названых брата и сестры. В музыкальных эпизодах они слажено работают вместе с популярными певцами, что по традиции украшает типичное произведение массового искусства.

Продюсерами стали Адитайа и Яш Чопра, а создателями музыки — тоже ближайшие родственники Джатин и Лалит Пандит. Видимо, поныне в Индии очень сильна кастовость и клановость, плавно перетекающая в семейственность. Это подтверждает и то, что среди актёров упомянуты Риши и Гаутами Капур. Для россиян данная фамилия, несомненно, является культовой. Зрители старшего поколения не забыли несравненного Раджа Капура, а значит, и продолжатели его экранного дела могут рассчитывать на благожелательный приём. Даже значимое название компании «Yash Raj Films» способствует коммерческому успеху.

Великолепная четвёрка «золотого фонда» репертуарного наследия подтверждает, что бурное развитие «слепецкой» тематики — это не пустой звук. Наверное, вы заметили, что картины расположены в порядке последовательного нагнетания эмоциональной проникновенности. Ситуации с каждым разом всё острее или неопределённее. Подходящие примеры выстроились именно так вопреки первоначальным намерениям. Пришлось подчиниться непостижимой логике обстоятельств. Участники своеобразного мини хит-парада «девичьих грёз» в большей или меньшей степени способствуют популяризации элементарных сведений о людях, лишённых важнейшего эволюционного источника  информации, формируя их положительный имидж или вызывая сочувствие к обездоленным. Невооружённым глазом видно, что у каждой слепой героини есть  зрячий ухажёр, жених или муж. Такое положение не часто встречается в реальной жизни, зато внушает веру в личное чудо для любой девушки. Ещё одним общим признаком стали больницы. Возвращающие зрение врачи-офтальмологи  появляются на экране или о них говорят персонажи. Вполне естественно, что все представленные фильмы очень музыкальны. Оперные арии или эстрадные композиции, народные мелодии или симфонические увертюры входят в состав саундтреков, которые связывают внутреннюю структуру произведений в единое целое.

Возможно, познакомившись с «визуальными» подробностями знаменитых кинолент, восовцы захотят приобщиться к их многообразию. Иногда полезные сведения о «неслышных деталях» позволяют обойтись без синхронных комментариев. Предварительно прочитав сценарий модного фильма или прозаический первоисточник экранизации, инвалид по зрению порой лучше зрячих ориентируется в хитросплетении сюжетных линий и помогает остальным зрителям не  потерять нить повествования. Можно произвести благоприятное впечатление, что полезно при налаживании контактов и углублённом общении.

В заключение хочется отметить ещё один траурно-белый и кроваво-красный шедевр продолжительностью в 140 минут. Хотя в нём немало типичных совпадений, он стоит особняком в данном перечне. Прежде всего, потому,  что это женская повесть с трагичным финалом, а у теряющей зрение главной героини уже есть ребёнок. Наблюдается как бы обратный процесс: ещё недавно зрячая иммигрантка неотвратимо движется к слепоте, которая ставит жирную  точку в её судьбе.  

Выход фильма «Танцующая в темноте» стал заметным явлением на кинорынке. Неординарные события  захватывают зрителей. Музыкальная драма двухтысячного года завершает своеобразную кинотрилогию «Золотое сердце», включающую также картины: «Рассекая волны» и «Идиоты». Символично, что она по заслугам  удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Саундтрек номинировался  на премию «Оскар». За искреннее и реалистичное исполнение роли несчастной матери, которая, жертвуя собой, всё-таки сумела устроить будущее сына, знаменитая певица и автор музыки Бьорк в Каннах была удостоена индивидуального приза. Кроме того, учредители European Movie Award признали её  лучшей актрисой года, а ещё она, конечно, получила такой же титул от Исландской Академии кино и телевидения.

На съёмочной площадке вообще собрался отличный ансамбль классных профессионалов. Катрин Денёв сыграла Кэти, которую её лучшая подруга Сельма частенько именует Квальдой. По первоначальному замыслу эта роль предназначалась афроамериканке, но ради знаменитой француженки, пожелавшей включиться в перспективный проект, сценарий был переписан. Дэвид Морс воплотил на экране образ облачённого в форму подкаблучника Билла, а Питер Стурмаре — Джефа, влюблённого в Сельму. Интересными работами отметились: Джоэл Грей, Владица Костич и Кара Сеймур. Как видите, и здесь не обошлось без творческих личностей разных народов.

В создании трогательной драмы, перерастающей в настоящую трагедию, принимали участие кинематографисты Дании, Германии, Нидерландов, США, Великобритании, Франции, Финляндии, Швеции, Норвегии и даже Исландии. «Танцующая в темноте» имела бюджет в 120 миллионов  шведских крон, что в долларовом эквиваленте на порядок меньше. Сборы же картины составили 4 миллиона  долларов в США, хотя там фильм так и не вышел в широкий прокат, и примерно столько же во всех остальных странах, представители которых появлялись на экране, что не обеспечило коммерческого успеха. К тому же премьерные показы сопровождались многочисленными скандалами, а после того как стало известно, что документальный фильм о съёмках под символичным названием «Сотни глаз» поступит в свободную продажу, скандинавская звезда экрана даже собиралась подать на режиссёра в суд, восприняв это как вторжение в свою личную жизнь. Известно высказывание Катрин Денёв, что Бьорк ещё десять лет не сможет спокойно обсуждать эту роль и этот фильм.

По замыслу автора сценария и режиссёра Ларса фон Триера, показ должен был начинаться с увертюры, когда в зале уже погасли огни, а занавес ещё не поднят. Видимо, мастер психологических эффектов таким оригинальным образом хотел ненадолго  погрузить зрителей в мир беспросветности и настроить их на нужную волну восприимчивости, но  американские дистрибьюторы выступили против, объясняя, что неопытные киномеханики могут вообще не включить звук, если на экране нет изображения. В итоге программная музыка воспроизводится на фоне акварельного коллажа.

Действие происходит в штате  Вашингтон в 1964 году. Обожающая мюзиклы иммигрантка из Чехословакии Сельма Жескова, в англоязычном варианте — Ескова, работает на заводе и живёт с сыном в трейлере, который снимает у местного полицейского. От невзгод она находит спасение в своих танцевально-песенных фантазиях, самозабвенно репетируя ведущую роль в мюзикле. Женщина с детства постепенно теряет зрение. Тот же недуг начинает развиваться и у её сына. Тем не менее, она тщательно скрывает это от других, пытаясь ходить и работать вслепую, чтобы скопить деньги на необходимые операции. В итоге, когда одна из машин на заводе ломается из-за её ошибки, Сельму увольняют. Хозяин убогого жилья, подсмотрев, где спрятаны скопленные для лечения доллары, крадёт их. Попытка вернуть сбережения заканчивается крайне эмоциональным конфликтом, в ходе которого недавняя жертва в общем-то незначительного преступления стреляет в похитителя из его же пистолета, причём он сам умоляет об этом.

История разбитых надежд запоминается своим нестандартным финалом. Вдумчивого зрителя надолго захлёстывает чувство грусти, смешенное с восхищением. Так и хочется воскликнуть: «Печаль моя светла!» Фильм заканчивается тем, что Сельму обвиняют в убийстве «стража порядка» и  приговаривают к повешению. Первоначально предполагалось, что жуткая дорога к эшафоту составит «141 шаг». Была даже сочинена соответствующая музыкальная композиция, но режиссёр  счёл фрагмент слишком затянутым. В окончательной редакции «последний путь» героини насчитывает «107 шагов» безнадёжности.

Часто преданность с предательством

Неразрывно сплетены.

Подчиняясь обстоятельствам,

Смотрим, видя только сны.

Нервы струнами натянуты,

Мы на них играем вновь.

И, бессовестно обмануты,

Платим жизнью за любовь!

            Владимир Бухтияров

          Комментарии Ирины Федотовой