Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Активный возраст

ПОВЕРИТЬ И НЕ УПУСТИТЬ

«Жизнь — она ведь мудрая. Если отнимает что-то одно, то взамен даёт другое, не менее важное,  и обязательно указывает новый путь к самореализации. Главное — поверить в него и не пропустить», — это слова человека  зрелого и  много размышляющего о своём житье-бытье. А принадлежат они  молодой женщине из Бурятии Цындыме Бойко, ныне аспирантке факультета педагогического образования МГУ. Она произнесла их  отнюдь не для красного словца. За ними вполне конкретная, выстраданная ею ситуация из жизни.

Учиться никогда не поздно

Умненькой и любознательной девочке с таким коварным заболеванием, как пигментная дегенерация сетчатки, всегда хотелось и нравилось учиться. Она и профессию себе выбрала образовательную — педагога. Но ещё в школе-интернате, куда поступила с приличной остротой зрения,   по наивности и неопытности сама себе перекрыла будущую дорогу  в институт, посчитав, что слабовидящему человеку систему Брайля знать ни к чему. И  если в школе её не изучают, значит, не пригодится. К тому же верила, что зрение улучшится, в крайнем случае, помогут очки. Но к выпускному классу зрение упало настолько, что, несмотря на хороший аттестат, она почувствовала себя безграмотной и беспомощной от недоступности информации. Ведь ни читать, ни писать плоскопечатным шрифтом   она уже не могла. А Брайля не знала. Это был, конечно, тяжёлый удар. Девушка  поняла ошибку, решив, что на свой  «поезд» уже опоздала. И красивая мечта об учительстве уже никогда не осуществится. Получила в Свердловске традиционную для незрячих профессию массажиста и  стала работать в поликлиниках Улад-Удэ.  Правда, потом в Бийском центре реабилитации она Брайль всё-таки выучила, но родным он для неё так и не стал.

Но недаром же говорят, что судьба и на печке найдёт. Цындыма  уже имела опыт семейной жизни и двоих детей, когда узнала о существовании специальных компьютерных программ для незрячих, с помощью которых даже люди без остатка зрения учатся в вузах, и  заинтересовалась этим.  Правда,  на тот момент в Бурятии не было  ни необходимого оборудования, ни специалистов. Обратилась в отделы образования, культуры, социальной защиты  с предложением создать свой тифлоинформационный центр. Инициативу поддержали. Но пока суд да дело, решила время зря не тратить. К тому же возраст поджимал.  В тридцать лет с надеждой на будущую информационную поддержку  поступила на заочное отделение Восточно-Сибирской Государственной академии культуры и искусства на факультет бизнеса и администрирования в социально-культурной сфере и, учась там,  прошла курс менеджмента в «Реакомпе», где впервые увидела «говорящий» компьютер и освоила его. Потом ездила на стажировку во Владивосток к известному компьютерному ассу Александру Грицаю, а закончилась вся эта эпопея тем, что Цындыма не только сама хорошо овладела новыми технологиями, но и стала обучать незрячих работе на ПК в тифлоинформационном центре Республиканской специальной библиотеки для слепых, который только тогда открылся, а впоследствии  возглавила грантовый проект Министерства культуры Бурятии по теме «Компьютер как средство социокультурной реабилитации людей с нарушениями зрения». С её участием проходили семинары, конференции, форумы по проблемам  доступности образования молодым инвалидам.

Покой ей только снится

Ощутив опору, она, как говорится, выпустила джинна из бутылки. Жизнь наполнилась новым смыслом. Появилась небывалая активность. Очень хотелось не только учиться, но и учить. А раз было желание, нашлись и возможности. Заключив контракт с региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива»,  занялась  пропагандой, а затем и внедрением интегрированного  и  инклюзивного образования в школах Бурятии. Поддержала  инициативу родителей, имеющих детей с нарушениями зрения, по созданию на базе коррекционного детского сада «Ладушки» специального объединения для их информационной и психологической поддержки «Радужный мир». Стала членом совета этой организации, а в 2006 году её избрали председателем. Именно Цындыма собрала библиотечку рельефно-графических пособий для незрячих малышей и методических материалов, в том числе обучающих фильмов, для их родителей.  Тесная связь с «Радужным миром» помогла энергичной женщине найти свою личную тропинку на общей ниве просвещения инвалидов по зрению и заняться обучением родителей незрячих детей основам интеграции малышей в общество. В общем, получилось, что мечта о педагогике подошла к ней с другой стороны. Будущая преподавательница  стала помогать детям, обучая их воспитателей. И поскольку  в этих вопросах  было ещё много «целины», постоянно ощущала потребность в дальнейшем профессиональном развитии.

Беспокоило, что в последнее время число слепых  детишек растёт вследствие  новой, ещё мало изученной беды —  ретинопатии недоношенных. Эта трагедия выбивает молодых мам  из привычной колеи настолько, что они порой  опускают руки.  Не зная, как общаться с незрячими малышами, как их воспитывать, стесняются говорить о своих проблемах, боятся показывать  детей другим людям, держат дома. Есть такие факты, когда ребёнок в шесть лет незнаком с самыми простыми понятиями, не может объяснить назначение окружающих его предметов, выполнить доступные его возрасту действия. Не всем удаётся устроить своих детей в садик. Но, считает Цындыма, их интеграцией можно заниматься и дома.  Для этого надо  вести нормальный образ жизни, гулять с малышом   на обычных детских площадках, играть, водить в театры, музеи, кино. Легко сказать, но как осуществить всё это на практике?

Выявление и работа с такими родителями, обеспечение их психологической, методической и любой другой помощью  — главная цель «Радужного мира». А в более широком плане — это и  борьба за доступность окружающей среды для людей с нарушениями зрения, и формирование  через СМИ позитивного отношения  общества к ним, и сотрудничество с коллективом коррекционной школы Улан-Удэ, а также с коллегами из других регионов,  и на этом фоне  проведение оригинальных творческих мероприятий для самих малышей, которые позволяли им понять и почувствовать мир.  Каких именно? Их было много. Но есть среди них и своя классика. Это походы  в кукольный театр, где до начала спектакля ребята знакомились с актёрами, держали  в руках кукол, которые будут выступать на сцене. Это яркие праздники  в кафе «Аппетит» с «вкусным» столом, весёлым клоуном, занимательными подарками. Это создание уникального малышового оркестра на базе детского сада «Ладушки». Тогда родители и воспитатели закупили  полный набор «Музыкального сундучка» с молоточками, колокольчиками, цимбалами, кастаньетами, тамбурином, ксилофоном и прочими гремящими, стучащими и звенящими инструментами, специалисты научили незрячих малышей ими пользоваться, помогли выучить свою партию. Все 180 воспитанников садика были в восторге от такой забавы, каждая группа с удовольствием  готовила номер.  Отчётный концерт превзошёл все ожидания. Те первые артисты уже учатся  в школе, но традиции остались. Оркестр до сих пор является яркой  иллюстрацией успешной реабилитации. Кстати, в музыкальной  среде детского сада зажглась и своя «звёздочка». Это  незрячий Лудуб  Очиров. Ему сейчас 8 лет.  У него завораживающий голос, он сам пишет музыку. Даёт сольные концерты. Победил на конкурсе   Детского Интернета: это набор сайтов для общения детей.

А предшествовала всем этим замечательным  начинаниям  «Радужного мира» стажировка его представителей  в Нижнем Новгороде, знакомство с деятельностью родственной организации родителей детей-инвалидов по зрению  и её руководителем Ириной Сумароковой. Она многое подсказала и многому научила. С подачи более опытного коллеги и по инициативе Цындымы в Бурятии впоследствии был реализован проект по  созданию тактильных развивающих пособий для незрячих дошкольников. Тогда в республике проходила благотворительная акция «Весенняя неделя добра»,  и студенты Бурятского педагогического колледжа, включившись в неё,  своими силами сделали книжки, игрушки для слепых детишек и стали лауреатами  национальной премии «Доброволец года».  Позже они изготовили рельефно-графические пособия по общеобразовательным предметам и для спецшколы.  Недавно «Радужный мир» вошёл в ещё один проект под названием «Сказка — всем», который адресован сиротам и детям с нарушением зрения. Более тысячи писателей из России, ближнего зарубежья, а также из США, Израиля, Франции и Новой Зеландии участвовали в творческом конкурсе, который позволил   сформировать несколько  сборников современных сказок, записать их на диски и передать специальным образовательным учреждениям страны. С помощью «Радужного мира»  аудиокниги получили ребята из школы-интерната № 62  Улан-Удэ и  детского сада «Ладушки», а также из других городов.  Уже есть  много заявок на новый сборник «Сказки республики Коми» из серии «Сказки народов России».

Что касается содействия «Радужного мира» подготовке тифлоспециалистов для своего региона, то здесь тоже есть о чём рассказать.   Помимо консультаций и обеспечения методической литературой, практиковались командировки на курсы повышения квалификации в Нижний Новгород, Москву и другие города России. Так, в Институте коррекционной педагогики прошла стажировку  психолог из Улан-Удэнского центра реабилитации Мария Дашиевна Будаева, а в Санкт-Петербург на конференцию, посвящённую юбилею известного тифлопедагога В. Феоктистовой, где собрался весь цвет науки, была направлена представитель спецшколы Марина Сергеевна Соболева для знакомства с современными подходами к образованию.  Так что в Бурятии не бросают на произвол судьбы  ни незрячих детей, ни их родителей. Неравнодушных людей немало. Самое главное, чтобы они действовали сообща и целенаправленно. Об этом как раз и заботятся такие энтузиасты,  как наша героиня.

Москва, как много в этом звуке…

Эти слова вслед за поэтом могла бы повторить и Цындыма, ведь теперь она точно знает, что именно «слилось» для неё в этом слове. Жительница далёкой Бурятии давно мечтала приехать в Москву за новыми знаниями. И когда поняла, что судьба даёт ей такой шанс, решила, что ни за что его не упустит.

Ещё будучи первокурсницей Бурятской академии культуры она прочитала в Интернете информацию о программе послевузовского образования американского благотворительного фонда Форда, которая действует на территории 22 стран, в том числе и России, и рассчитана на десять лет. Привлекла возможность бесплатно поучиться в  магистратуре  любого вуза мира. Простой арифметический подсчёт обнадёживал: она успевает. И дождавшись, как говорится, своего часа, выполнив все условия проекта (а это наличие диплома о высшем образовании и стажа работы по выбранному направлению), Цындыма  подала заявку на конкурс. Среди многих достойных претендентов комиссия выбрала её.  И  неслучайно.  Помимо так называемых  анкетных совпадений, у неё была своя тема, которая уже нашла общественное признание, выраженное в грамотах Министерства труда и социального развития Бурятии, и которая нуждалась в научных обобщениях.  Руководители программы не могли не заметить этого. И невооружённым глазом было видно, что незрячая победительница знала, зачем и ради чего идёт в магистратуру. Ну, а для учёбы она выбрала лучший  вуз страны — Московский государственный университет и, естественно, факультет педагогического образования. Материальная поддержка фонда, конечно, превзошла все ожидания. Ей оплатили переезд в Москву, расходы на обучение, проживание, питание. Она получила возможность приобрести все необходимые технические средства реабилитации, а это современный ноутбук, брайлевский дисплей, диктофоны, телефоны, озвучивающие программы  и прочее. Ну, а стипендию дали такую, что неудобно и сравнивать с нашей. Всё это в обмен на посеместровый отчёт об успешной учёбе и научной работе.

Время было напряжённое и ответственное. Посещение лекций чередовалось с поездками на «Педагогические чтения» и международные конференции, где она неизменно выступала с докладами по современным проблемам воспитания детей с нарушениями зрения. На Первой Международной конференции  по инклюзивному образованию, которую проводили на базе Саратовского государственного университета в рамках проекта стран Восточно-Европейского региона, Цындыма отважилась озвучить тему своей будущей магистровской диссертации, связанную  с воспитанием незрячих детей через включение их в социокультурное пространство. Успех вселил уверенность. В результате — красный диплом магистра управления образованием  и прямая дорога в аспирантуру, но уже на условиях российского бюджетного финансирования. Впереди ещё полтора года учёбы.

Работа над кандидатской идёт полным ходом.  Цындыма занимается сейчас  проблемами методической рефлексии.   Речь идёт о взаимодействии науки и практики в работе учителя, об умении строить и анализировать свои педагогические решения на основе современных научных знаний  и апробированных методик. Формирование нового отношения к образовательному процессу  в наших школах, особенно тех, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, должно начинаться ещё в педагогических вузах. А значит, нужны новые обучающие  программы, в которых непременно будут учтены и рекомендации незрячей аспирантки. Актуальность проблемы возрастает в связи с тем, что сейчас  создают школы с инклюзивным образованием, которые обязаны обеспечивать  детям с инвалидностью  такие условия и такой уровень, который позволял бы им быть  конкурентоспособными и на рынке труда, и при поступлении в вуз. Цындыма сказала, что на факультете ей предложили разработать программу  по подготовке учителей для таких школ. В настоящее время она этим занимается.

Расслабляться не стоит

Что касается комфортности жизни в таком огромном городе, как Москва, то Цындыме  здесь нравится. Коллектив преподавателей МГУ очень доброжелательный. Помимо того, что все они  специалисты высокого класса, это ещё и   культурные, интеллигентные люди. Ни о какой грубости с их стороны не может быть и речи. Но расслабляться в Москве нельзя. Подвохов и неожиданностей здесь немало. Поначалу переносить тяготы столичного быта   помогали сотрудники «Реакомпа» и РГБС, она ездила туда, как к себе домой, и всегда находила поддержку и понимание. Опекали её и  московские родственники — двоюродная сестра с племянницей. Они по первому звонку мчались с другого конца города к растерявшейся  землячке, чтобы помочь найти столовую, почту, банк, сделать покупки. Не сразу научилась она ориентироваться и в лабиринте университетских переходов из одного сектора в другой. Часто терялась. А однажды иностранные студентки вывели её на противоположную сторону учебного корпуса, откуда Цындыма выбиралась почти сорок минут и  опоздала на лекцию  к своей любимой преподавательнице Нине Фёдоровне Талызиной. Сейчас она не только хорошо ориентируется в МГУ, но и ездит одна на метро. Обязательно пользуется тростью.  Говорит, что всегда находятся люди, готовые ей помочь в затруднительных ситуациях.

В Москве ведёт активную, деятельную  жизнь, не ограничиваясь занятиями в учебных аудиториях и библиотеке. Ей интересно всё, что имеет отношение к воспитанию незрячих детей. Окончила курсы повышения квалификации в Институте коррекционной педагогики, установила контакты с Еленой Насибуловой, директором центра реабилитации «Я и мама», с Людмилой Фоминой, психологом  центра ранней интервенции. Эти специалисты занимаются одними и теми же вопросами, но по своим идеям. Почему бы не обменяться ими? По-прежнему поддерживает связь с «Радужным миром»,  переписывается, встречается с его сотрудниками, при любой возможности бывает на ИПТК «Логосвос», интересуясь новыми рельефно-графическими  пособиями. Всё, что удаётся приобрести, передаёт в Бурятию.

Тёплый дом в общежитии

В Москве Цындыма обрела и женское счастье.  Судьба развела её с первым мужем, зато подарила новую встречу. Леонид Шорохов — инвалид по зрению, и тоже учится в аспирантуре  на факультете педагогического образования. У них общие интересы. Леонид — руководитель программ для детей с нарушением зрения благотворительного проекта «Сказка — всем», пресс-секретарь Московского общественно-делового центра инвалидов «Телекурс». Живут супруги в общежитии. В их распоряжении два отсека одного блока. Шутят, что у них своя  отдельная квартира.   

К  семейной жизни  прилежная аспирантка  относится  так же серьёзно, как и к научным исследованиям. Даже во временном жилище старается создать уют. Любит готовить, вязать, печь пирожки, угощать кулинарными изысками и мужа, и гостей.  В доме много цветов. Это увлечение мужа. А она вяжет для горшочков подвески. Супруги купили микроволновку, пароварку и другую технику, позволяющую  готовить домашнюю еду, а не пользоваться столовой. В глубине души наша героиня мечтает о большом дружном доме, в котором она — любящая и любимая хозяйка.  И почему-то именно сейчас очень часто вспоминает своих воспитателей из школы-интерната Петровска-Забайкальского — Анну Семёновну Прохорову, Зинаиду Михайловну Нагаеву, Галину Ивановну Ремезову.   Эти милые женщины ненавязчиво, без шума, крика и оскорблений  заставляли  оторванных от дома  слепых и слабовидящих девочек осваивать секреты домоводства. Не всегда ученицам этого хотелось, порой сбегали с занятий. Но в итоге всё-таки с удовольствием брали в руки и спицы, и иголки,  и тесто месили, и салаты делали.  Добрая атмосфера тех уроков навсегда связалась для Цындымы с теплом домашнего очага.  Они помогают ей и сейчас, когда она опять вдали от дома.

Пока мама учится, повзрослели дети. Дочери Юлии 20 лет, она студентка юридического факультета Бурятского университета, сыну  Зорику 16 лет, он будущий врач.    Они под опекой бабушки с дедушкой  и тети — младшей сестры Цындымы. А она сама перезванивается с ними каждый день, общается по Скайпу, приезжает домой на каникулы.  Дети ждут не дождутся возвращения мамы. Ждут Цындыму  и в школе, и  в реабилитационном центре, и в Бурятском  университете, но уже с ученой степенью, в надежде, что новые знания их землячки помогут  поднять на другой уровень  образовательную работу в регионе. Та ли это вершина, к которой привела свою ученицу мудрая жизнь? А может, это только часть пути?     

Валентина Кириллова