Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

К 90-летию ВОС

Вести из прошлого

Название материала объясняется тем, что в его основе — переданные редакции нашего журнала дневники Почётного члена ВОС, члена Совета ветеранов при Центральном правлении нашего Общества  Анны Павловны Язвиной.  Она вела их в 1982 году  во время посещения  учреждений слепых Англии в  составе делегации ВОС, куда входила как начальник производственного управления центрального аппарата.  По этим записям составлялись отчёты о поездке, которые впоследствии обсуждались на президиуме. К сожалению, в СМИ эти материалы тогда не попали, в течение многих лет  пролежали в архиве Анны Павловны, а вот сейчас, как говорится, пришло их время.

Однако  при подготовке данной публикации понадобилась информация о жизни незрячих современной Англии, прежде всего, для сравнения прошлого и настоящего. Подсказку  удалось найти  в интервью  журналистки О. Кирьяновой с незрячим переводчиком Дмитрием Лапой, размещённом в интернете. Дмитрий  часто бывал в Англии и знает о положении людей с ограниченными возможностями.  Вот его слова, сказанные в мае 2013 года: «В Англии всё и везде сделано для людей, всё приспособлено для того, чтобы им было максимально удобно, интересно и комфортно находиться и передвигаться по улицам, в транспорте и во всех общественных местах, а самое главное — всё и везде предусмотрено для людей с ограниченными возможностями, будь то незрячие, колясочники или старики с больными ногами. Инвалиды работают во всех сферах, ведут  активный образ жизни,  самостоятельно гуляют, ездят на поездах и в автобусах, летают на самолётах, ходят в магазины, храмы и музеи; окружающие относятся к ним с уважением, пониманием и вниманием; они являются интегрированной неотъемлемой частью общества. В Англии, чем я был просто поражён, в каждом городке в глубинке, в каждой деревне — повсюду выложены жёлтые плитки для  слабовидящих; есть специальные стоянки для инвалидов, туалеты для них; вход в каждый храм, музей, старый дом, автобус и т.д. удобен и безопасен. На каждой железнодорожной станции установлены специальные лифты. Часто можно увидеть, как старики на своих электромобилях одни едут в магазины, кафе и другие места…»  

Эти  восторженные отзывы по духу перекликаются с записями А. Язвиной. Вот она — ниточка между прошлым и настоящим.

 Но мы знаем, что такая комфортная жизнь не рождается на пустом месте. Ей предшествует большая работа. И для того, чтобы  инвалиды могли адаптироваться и влиться в жизнь общества, почувствовать себя в ней уютно, нужно создать специальные условия. На это уходят годы. Записи,  предложенные А. Язвиной,  как раз об этих условиях, в основе которых — внимательное и конструктивное  отношение  к каждому человеку, потерявшему зрение. Мы не собираемся проводить аналогий и заниматься критикой. Мы просто хотим сказать: там было  и есть именно так.   Цифры, приведённые в материале, относятся к 1982 году.

Объективная картина

Королевский национальный институт слепых Англии, аналог нашего ВОС,  координирует всю работу с незрячими. Он основан в 1848 году. Его правление состоит из генерального директора,  заместителя и четырёх старших управленцев, возглавляющих отделы: финансовый, образования, производства, реабилитации и трудоустройства. Есть специалист по спортивным вопросам. Он связан с Ассоциацией по  спортивной и оздоровительной деятельности, с Международной организацией по спорту инвалидов, спортивными клубами.

Все независимые общественные организации, работающие с незрячими, а также центральное правительство и местные власти имеют своих представителей в исполкоме Института. Он назначает исполнительные команды, которые отчитываются перед ним. Председатель исполкома  выбирается представителями на год, но практически работает много лет.  Это общественная деятельность. Три раза в год исполком, его комитеты и подкомитеты отчитываются перед правлением. Два раза в год Институт собирает представителей всех организаций слепых. Он же  вносит в правительство вопросы для их рассмотрения.

В Англии 120 специализированных предприятий, на них заняты 13 тысяч инвалидов разных категорий, в том числе 2 тысячи слепых. Всего незрячих в Англии  130 тысяч. Около 11 тысяч работают. Фактические цифры трудоустройства  приблизительно такие: 3 — 3,5 тысячи заняты на заводах, 2 тысячи — на специализированных предприятиях, 2 тысячи — в конторах, госучреждениях, 500 надомников. Количество инвалидов по зрению в индустриальных профессиях уменьшается, а увеличивается в коммерческой сфере.  В связи с высоким уровнем автоматизации растёт число  телефонистов и конторских служащих. В штате  института — 200 человек, из них около 15  процентов слепых телефонистов. В составе исполкома — 120 человек, половина из них — незрячие.

Пенсии по инвалидности слепые не получают. Но получают пособие как нуждающиеся. Оно немного больше, чем у безработных, в среднем 25 фунтов  стерлингов в неделю. Выделяется субсидия на оплату квартиры. Если человек женат, то  ещё и дотация на иждивенца, а также  определённая сумма на ребёнка.

Если слепота наступила из-за производственной травмы или получена в армии, тогда  человеку выплачивают пенсию индустриальную или военную. Налоги с неё не взимаются.  В Королевском институте есть небольшой фонд — 25 тысяч фунтов  стерлингов  в год, который может быть использован для материальной помощи. Другие организации тоже имеют  скромные фонды.

В ведении Королевского института 40 центров,  сюда входят реабилитационные учреждения как  для взрослых, так и  для детей,  школа профессионального обучения, дома инвалидов. Всего в этой структуре заняты 1500 человек.  Бюджет составляет 13 — 15 млн. фунтов стерлингов, из них  50 процентов — это  субсидия правительства, 40 — средства завещанные, 5 — от вложений в дело, акций и ещё  5 —  от пожертвований.

Центр профориентации

 Создан в 1954 году. Сюда направляют не только обычных незрячих ребят с 16 лет, но и имеющих социальные отклонения  —  отсутствие образования, воспитания, отчисленных из  массовой школы за неадекватное поведение или проявляющих агрессию, вызванную потерей зрения.  Учеников делят на  группы по 3 — 4 человека, преподаватели оценивают  возможности каждого, составляют программу их обучения.  Определяют  физическую подготовку, склонность к интеллектуальным профессиям. Этот период длится 12 недель. Широко применяются тесты: 50 — 110 баллов — средний уровень развития.

Обучение  длится от года до двух лет в зависимости от способностей.  Ребята, которые  приходят  из обычных школ,  не знают систему Брайля,  в меньшей степени развиты, так как там ими  никто не занимался, а дети из спецшкол плохо подготовлены  к жизни, общению с внешним миром. Они слишком опекаемы. Всё это здесь откорректируют. В центр учащихся могут направлять и сами школы, а также  правительственные отделы здравоохранения. Реабилитационная программа состоит из двух частей: в первой предусмотрено освоение самообслуживания, домоводства, этики,  чтения и письма по Брайлю, во второй — ориентировки и мобильности. Всего  42 ученика,  10  учителей с полным рабочим днём,  3 — на полставки и няня. Основное требование — добиться самостоятельности ребят,  научить их помогать себе и  другим. В центре имеются небольшие мастерские  с   токарными и сверлильными станками, набором необходимых инструментов для выполнения простых работ.  Из академических дисциплин преподают литературу, математику, музыку и другие предметы, обеспечивающие знания на уровне школы. Наиболее способных выпускников направляют для дальнейшей учебы. Директор в случае необходимости ведёт переговоры с учебным заведением  о такой возможности.

Много внимания уделяется  спорту. Культивируются  такие виды, как  гребля, горный туризм, скалолазание.  Есть небольшой спортивный зал. Но можно посещать городской бассейн и другие спортивные сооружения. Среда — день для спортивно-оздоровительных мероприятий. Организуются консультации специалистов- медиков, проводится диспансеризация. Финансирует центр Королевский институт.

Учреждение  надомного труда

В начале 20-х годов прошлого века   правительство обратилось к Королевскому институту  с предложением организовать участок для надомного труда инвалидов по зрению с обязательным обеспечением их и сырьём, и рынками сбыта.  Это было очень удобно, и  до войны основная часть  незрячих предпочитала работать на дому. Во время и после войны слепые получили возможность трудоустраиваться  в производственных условиях. Постепенно это надомное учреждение приостановило свой рост.  130 человек делают сиденья для кресел, машин, плетут корзины, вяжут  кофты,  осваивают  настройку   пианино и т.д. Новичков обучают профессиональным навыкам. Имеется птицеферма. Слепые работают садовниками, гончарами.  Есть два страховых агента. Район их обслуживания — 1000  квадратных милей. Они контактируют с муниципальными советами и выступают как агенты этих органов. Муниципальные советы  платят взносы за своих надомников. Большую часть стоимости  оборудования, а это 75 процентов, оплачивает центральное правительство и 25 процентов — муниципальные советы. Учреждение  следит за тем, чтобы слепые выполняли  работу, которая не вредит их здоровью.

В штате — 19 человек, включая обслуживающий персонал, столовую и т.д. Поскольку  участок не развивается, то  надомники должны уйти на пенсию в 65 лет, чтобы освободить место для более молодых.  Но при этом они имеют право открыть своё дело. В этом случае они покупают сырьё у предприятия.

Школа физиотерапевтов

Открыта в 1915 году. Новое здание построил Королевский институт в 1978-м. Рядом клиника на 1300 мест, где учащиеся проходят практику в объёме  1000 часов. Срок обучения 3 года,  набор —  40 человек, преподавателей 8, они же и воспитатели.  Два педагога   незрячие. Площадь под школу выделила клиника. Финансирует Институт. Аудитория оборудована так, что через несколько минут текст лекций раздают слушателям. Здесь хорошая библиотека. Она  размножает лекции и другой учебный материал. В школу могут поступить незрячие и из других стран.

Первый год студенты живут в общежитии школы,  на второй имеют возможность выбора: остаться здесь или найти другое жильё, а третьекурсникам уже рекомендуют обустраиваться самостоятельно, чтобы лучше адаптироваться. В общежитии три жилых блока на 6 человек, ванная, душ, кухня с балконом, у каждого своя комната. Есть блоки на 2 человека.

Связь с клиникой очень тесная. Учителя всё время повышают свою квалификацию и проходят аттестацию. Преподаватели из других стран, из зрячих школ физиотерапевтов приезжают сюда на переподготовку  для тех случаев, когда в их школу поступят слепые.

Каждый наставник обязан знать  любой предмет, однако есть специализация. Поступающие должны иметь среднее образование, быть мобильными, уметь печатать. Три  вида электрооборудования  для  физиотерапевтических кабинетов изучают здесь. Эти приборы оснащены специальными звуковыми приспособлениями,   которые выдают  выпускникам.

В день  бывает пять  часов лекций и один час самостоятельной работы. Учащиеся 1 курса клинику не посещают, а на  2 и 3 курсах они  4 недели занимаются в школе и столько же — в клинике. Экзамены после первого и последнего курсов. В экзаменационную комиссию входят преподаватели из других аналогичных учебных заведений. Уровень подготовки окончивших эту школу достаточно высок, поэтому у них нет проблем с устройством на работу. За обучение платит правительство. Стоимость — 6 тысяч фунтов стерлингов  в год. Учащиеся получают стипендию. Питаются самостоятельно.

Лондонская ассоциация для слепых

Это самостоятельная общественная организация. В её ведении — производственный участок, состоящий из двух цехов: пластмассы и литья. Работают 63 инвалида по зрению. Они изготавливают  из пластических материалов и плёнок обложки для  водительских удостоверений, чековых книжек,  папок. Процесс литья  автоматический. 250 пресс-форм обслуживают 3 инструментальщика. Конструируют пресс-формы сами. Основные изделия — кассеты для видеомагнитофонов, различные детали для радиоприёмников и телевизоров, детские стульчики, расчёски, кружки и др. В  год  выпускают продукции на 1 млн. фунтов стерлингов.  Реализация: 30 процентов — в электропромышленность, 15  — для банков, 10 — для правительственных закупочных контор и Королевского национального  института. Продукция распространяется по всей стране, 25 процентов  идёт на экспорт.

Ассоциация получает пожертвования  от общественности. Есть специальный отдел, сотрудники которого  направляют письма отдельным лицам. В 1982 году поступило  2,2 млн. фунтов стерлингов. Эти деньги  используют на содержание общежитий, домов престарелых и некоторых жилых домов. Есть общежитие на 30 мест не только для работающих на этом заводе. Есть два дома отдыха для воскресных дней, в год отдыхают 2 тысячи человек  из любого города страны,  два дома престарелых на 64 места. Средний возраст  проживающих там — 87 лет. Направляют туда местные советы.  Ассоциация берёт с них взносы. Если есть деньги, то платит сам слепой, если нет, то местные советы. Построен  54-квартирный дом, в котором живут слепые. Они платят за квартиру. Но в случае  необходимости Ассоциация помогает. Она  оказывает поддержку всем нуждающимся или в виде пенсии  (580 человек), или в виде единовременного пособия на отпуск, образование,    покупку оборудования, мебели. Трудовое устройство осуществляется через бюро либо правительственного, либо Королевского института, где незрячие должны пройти предпрофессиональную подготовку.

Колледж для слепых девочек

Они приезжают сюда  со всей Великобритании  и из других стран. Проходят  отбор. Девочки должны быть интеллектуально развиты. Кроме академических предметов, их  обучают мобильности, содействуют росту  интересов и  общению с внешним миром. Здесь занимаются лыжами,  дзюдо, ездой на пони, плавают на яхтах, работают с коротковолновыми приёмниками, что расширяет границы общения. В колледже 80 девочек, учатся 7 лет.  После освоения обязательного курса  могут продолжить образование. Изучают английский, немецкий,  французский, факультативно — русский, а также испанский, шведский,  древнегреческий, литературу, ботанику, вычислительную технику. Одними из первых они начали в 1964 году осваивать компьютеры. Подготовка  здесь очень высокая.  Почти все выпускницы  колледжа в  дальнейшем получают высшее образование. Организован он  в 1921 году. Принадлежит Королевскому национальному институту. За обучение платят только иностранки. Стоимость — 6 тыс. фунтов  стерлингов  в год. Территория 25 акров.  Есть бассейн с подогретой   водой, чудный спортзал, сцена,  драмтеатр.

Центр реабилитации

Во всей стране помощь слепым оказывает центральное правительство, местные муниципалитеты и  общественные организации. Когда человек слепнет,  на него заполняется врачебная карточка. Если указано, что зрение превышает уровень, установленный органами здравоохранения, то карточку направляют по месту жительства муниципальному совету. Там   выясняют, что нужно этому инвалиду:  обучение Брайлю, машинописи, бытовым навыкам.  Эти услуги могут быть  оказаны как на дому, так  и в центре реабилитации. В стране имеются три таких  центра: в Шотландии, Ноттингеме, Торки. Если нужно освоить самообслуживание,  надо ехать в Ноттингем. Если речь идёт о возвращении на работу, то Торки.  Оплачивается  пребывание в центре реабилитации центральным правительством. Сюда поступают не только недавно ослепшие. Возраст — от 16 до 65 лет. Обязательное условие: чтобы человек мог освоить курс обучения. Задачи центра: реабилитация и подготовка к труду. Обучают Брайлю, машинописи, ориентировке. Социальный работник  беседует с каждым прибывающим в центр. Он выясняет степень подготовленности, уровень образования, воспитания, семейного положения. Затем составляют программу либо для развития, либо  для устранения психологических проблем, связанных с потерей зрения. Часто встречаются депрессии,  вызванные отсутствием денег, иногда личными неурядицами. Тогда работник связывается с семьёй либо с местными муниципальными советами и всеми способами старается помочь слепому улучшить  своё душевное состояние.

При поступлении каждый абитуриент направляется в лабораторию для проверки  зрения. Разрабатывается методика для слушателей, имеющих остаточное зрение, определяются возможности его использования. Исследуют  также состояние  цветного зрения. Оно  важно для мобильности. Определяется острота и поле зрения. Проверяется состояние слуха.

В центре есть консультант по слабовидению. Он бывает один раз в месяц. Помогает подобрать  корректирующие средства. Есть прибор, который  уточняет уровень светоощущения. В центре 20 преподавателей  и 4 воспитателя. Обучают 300 человек в год.

Занятия  по мобильности индивидуальные, 1,5 часа в день в течение 10 — 12 недель. Для тренировки используется длинная трость. Но сначала проверяют, что лучше для человека  — трость, собака или зрячий проводник. Обучают навыкам предостережения  с помощью рук.  Когда слепой начинает  хорошо ориентироваться в доме, он выходит в открытое пространство. Он должен определить все препятствия на своём пути, сориентироваться на территории с небольшим количеством транспорта и пешеходов, затем — на дорогах с интенсивным движением.  В конце курса ему нужно добраться до  центра города, зайти в магазин, сделать покупку и вернуться обратно.

Занятия по домоводству проходят в домашней обстановке. На плите, на чашке-дозаторе, на весах — брайлевские  указатели. Каждый может прийти в любое время.

На профориентации изучают  сверлильный, токарный, револьверный станочки. По желанию делают шкатулки, шахматные столики, табуретки, сиденья которых оплетают. В гончарной мастерской изготавливают фигурки, вазочки, кувшины, после обжига их покрывают глазурью. Ведётся обучение  учащихся для работы в конторах с применением машинописи, телефонии, компьютеров. Есть участок плетения корзин, ткачества небольших ковриков.

Через четыре недели после начала обучения  обсуждаются предварительные возможности трудоустройства,  потом это происходит через каждые две недели. Один из членов комиссии обязательно представитель правительства.  Трудоустройство осуществляется через специальное бюро правительства и через Королевский институт. В конце курса члены комиссии направляют в местное правительство отчёт: объективную картину  на каждого незрячего с рекомендациями. Пишут, куда может быть устроен человек по своим личным качествам, но без указания конкретных профессий. Например:  может работать в общей промышленности или на специализированном предприятии, где ему надо предварительно пройти профессиональную подготовку, или  не может быть трудоустроен. Одновременно выясняют, сколько незрячему нужно денег на жизненное обустройство  в своей местности.

Брайлевский дом

Это типография брайлевских и «говорящих» книг. Специализируется на выпуске учебной литературы. Есть музыкальный отдел и библиотечное отделение. Хорошо налажено планирование производства. Соблюдается соответствие заказов имеющимся мощностям и  технологиям. Строго осуществляется контроль за графиком работ. Литература начитывается добровольными чтецами бесплатно. Они делают это дома. Все остальные работы проходят в типографии. Студенты дают список необходимых для учёбы книг, потом он рассматривается и, как правило, утверждаются все.  1500 читателей пользуются этими книгами, в том числе 200 студентов университета плюс  100 студентов других институтов.

В музыкальном отделе   записывают  ноты  по Брайлю, литературу для продажи и по заказам. Есть каталог, к которому ежегодно выпускают дополнения. 19 частных заказов в месяц выполняют на плёнке, и 50 названий — для продажи.

Плоскопечатная литература о слепых поступает сюда со всего мира. Переписывают 70 человек дома. Бумагу и машинку предоставляет типография.  Пользуются библиотекой учёные, а также  незрячие, занимающиеся какими-либо научными вопросами.

Студенческая брайлевская библиотека рассылает в 80 стран  63 тысячи томов учебной литературы. Некоторые книги продают. Есть единственные экземпляры. Некоторые размножают на термопластах. Библиотека — часть Королевского института.  Существует на пожертвования и небольшую дотацию правительства.

От редакции. Вот, пожалуй, и всё, что мы узнали  про старую добрую Англию  из дневника А. Язвиной. Читайте, думайте, сравнивайте.  Учтите,  что  это всего лишь страницы истории, к тому же не нашей. Но с намёком нам  на то, что максимально доступная окружающая среда, позволяющая незрячим  не только безопасно передвигаться по улицам, но и в  целом по жизни,  начинается с внимательного отношения к каждому инвалиду, с создания условий для реализации  его   личных способностей и возможностей

Мы благодарим А. Язвину за воспоминания, за сотрудничество при подготовке материалов, посвящённых юбилею ВОС.  Просим ветеранов последовать этому благородному примеру и рассказать на страницах нашего журнала о наиболее интересных, ярких и значимых событиях из истории Общества слепых, свидетелями которых они были. Их впечатления, оценки украсят книгу памяти живыми образами.