Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 ЭХО СЪЕЗДА

МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

С председателем контрольно-ревизионной комиссии Ростовской областной организации, руководителем городской МО и делегатом Двадцать первого съезда ВОС Юлией Юрьевной Богатовой побеседовал главный редактор журнала «Наша жизнь» Владимир Бухтияров.

— Уважаемая Юлия Юрьевна, мне в очередной раз было неудобно слушать Ваши чрезвычайно «мужские» должности. Жаль, что в русском языке у некоторых «руководящих» слов даже нет женского рода или он несёт ироничную окраску, хотя на самоотверженность хрупких и одновременно несгибаемых россиянок, в том числе казачек,  только и остаётся надеяться так называемому «сильному полу». Кстати, костяк Всероссийского общества слепых тоже составляют прекрасные дамы с нежной душой и железной хваткой. Вы со мной согласны?

— Во всяком случае, в Ростове-на-Дону четыре местных организации и всеми руководят женщины. Три  из них объединяют незрячих по территориальному принципу, а одна — по производственному, в каждой — до семисот незрячих. Сейчас этот средний показатель по области значительно превышен лишь в Таганрогской — там девятьсот членов. В нашей Ростовско-Кировской МО на учёте состоят более шестисот инвалидов по зрению и почти половина из них — мужчины. Ничего, справляюсь!

— Как сказываются на рядовых членах вашей организации неурядицы, в последнее время захлестнувшие хозяйственные общества Ростовской РО ВОС?

— Безусловно, сложности на производстве сразу отразились на качестве жизни всех незрячих с Дона. Если раньше местные организации получали финансовую помощь от наших предприятий, то в 2011 году им стало очень сложно заниматься шефской деятельностью. У них резко возросли задолженности по налогам и отчислениям в централизованный фонд ВОС. С июня нам деньги выделяют лишь на заработную плату и погашение коммунальных затрат. Материальное обеспечение практически всей уставной деятельности легло на плечи председателей и секретарей. Плановые реабилитационные  мероприятия последние полгода мы проводили исключительно на привлечённые средства, пожертвования или благодаря поддержке местных органов власти.

— Ваш регион традиционно славится спортивными достижениями. Как ныне обстоят дела?

— Порой  бывало тяжеловато, хотя министерство спорта нам утвердило стопроцентное финансирование,  но авансирования нет вообще. Наши затраты компенсируются лишь после сдачи всех итоговых документов. Нужно сначала найти деньги, чтобы отправить команды на соревнования, а где взять десятки тысяч, если они  в бюджете не предусмотрены? Сотрудникам приходилось даже оформлять на себя беспроцентные кредиты. Слава Богу, банк шёл навстречу. Всё-таки на парочку турниров участников не смогли отправить.

— Вы своего лицевого счёта, разумеется,  не имеете?

— Им располагает только областная организация, в которой есть специальный сотрудник, занимающийся банковскими операциями. Так что мы не мучаемся с подписями слепых руководителей и применением факсимиле.

— Как, на Ваш взгляд, в нынешних посткризисных условиях справляется со своими непростыми обязанностями  новый председатель Ростовской РО ВОС?

— Вы знаете, когда руководителем областной организации был избран Ю.И. Мещеряков,   вначале я сомневалась в том, что он добьётся успеха в работе, поскольку у него слишком мягкий характер, а лидеру иногда нужно проявлять жёсткость и требовательность. К моему удовольствию, председатель наблюдательных советов наладил отличные отношения с генеральными директорами предприятий, профессиональный уровень которых сегодня внушает оптимизм. Впрочем, всё равно   чувствуется, что ему трудно. Перебарывая себя, он постепенно набирается опыта, собирается с силами и принимает ключевые решения. Что касается социокультурных и спортивных мероприятий, Юрий Ильич по возможности помогает как творческая личность, во всё вникая, ведь знает реальные обстоятельства изнутри. Только вот с материальной базой, честно говоря, у нас дела пока обстоят похуже, чем раньше.

— Уважаемая Юлия Юрьевна, какое значение, на Ваш взгляд, в жизни незрячих имеет периодическая печать ВОС?

— Пожалуй, трудно себе представить будни нашей организации без этих изданий. Наша местная организация объединяет незрячих разных районов. Фактически  80 процентов из них — люди старше шестидесяти лет, поэтому большинство восовцев не в состоянии освоить Интернет, а некоторые боятся потерять остаток зрения. Вот журналы — совсем иное дело. «Диалог» и «Наша жизнь» где-то на одном уровне идут. Многие слепые выписывают оба издания. Они говорят: «Что в одном не услышали, то в другом по плоскому или по Брайлю прочтём!»

— Вам помогают с подпиской?

— Обычно нас выручали органы власти, спонсоры и жертвователи, а недавно избирком подключился.

— Какие причины, кроме нехватки средств и сокращения числа знатоков Брайля, по Вашему мнению, мешают увеличению количества читателей, что, в свою очередь, влияет на размеры тиражей?

— С журналом «Наша жизнь» всё просто: только подписаться вовремя не забудь, а вот чтобы читать «Диалог», необходимо иметь специальный магнитофон или тифлофлешплеер.  Конечно, их на руках уже достаточно много, но и неохваченных инвалидов по зрению не так уж мало, потому что далеко  не каждый может добыть индивидуальную программу реабилитации. Правда, процедуру её оформления на местах нам удалось значительно упростить. По договорённости с поликлиниками, незрячему не надо проходить все обследования, а достаточно получить справку врачебной комиссии,  которая свидетельствует, что ему требуются определённые тифлосредства. С назначением группы инвалидности это абсолютно не связано.

— Рассказывая о выдающихся достижениях незрячих в искусстве или спорте, можно заинтересовать потенциальных жертвователей. Помогали ли Вам на практике подобные публикации «НЖ»?

— Спонсорам или благотворителям я постоянно дарила диски с записями лучших незрячих исполнителей. Этот приём применяла не раз, а журнал использовать не догадалась. Спасибо за подсказку, обязательно попробую.

— Уважаемая Юлия Юрьевна, а какие рубрики  нашего издания  прежде всего привлекают внимание читателей юга России?

— Мне кажется, нужно по возможности охватывать все «инвалидные темы», потому что председателям и ответственным работникам важнее официальные сообщения. Прочитанные материалы часто требуют квалифицированного комментария или вызывают потребность обсудить приведённые факты и чужие мнения. Рядовых читателей волнуют события, происходящие в других регионах. Они по привычке идут к нам за разъяснениями и подробностями. Мы обязаны быть в курсе всех событий.  

— Как, по Вашему мнению, можно заинтересовать  публицистической продукцией одновременно молодых интеллектуалов и пожилых специалистов, типичных пролетариев и убеждённых безработных, хрупких меломанов и накаченных спортсменов, учитывая их индивидуальные литературно-художественные вкусы, профессиональные  или «клубные»  предпочтения?

— Всем угодить невозможно, но объективная, выверенная и занимательная информация имеет устойчивый спрос. Люди старшего возраста выискивают вести из организаций, учреждений и хозяйственных обществ ВОС. Ветераны находят на страницах журнала упоминания о старинных друзьях, коллегах  и однокашниках. Продвинутая молодёжь больше склоняется к интернетовскому общению, а значит, возрастает роль целевых сайтов, которые у нас плохо раскручены. Незрячим россиянам небезразлично положение в зарубежье. Им хочется знать, что новенького там делается в реабилитации инвалидов по зрению, и почему этого нет у нас.

— Незрячие журналисты и наши постоянные авторы довольно часто пишут о GPS-навигации. Как у вас развивается суперсовременная ориентировка в пространстве с применением достаточно дорогостоящего и сложного в эксплуатации персонального оборудования?

— Можно сказать, что хорошо! У нас второй год остро нуждающимся тотальникам бесплатно вручают ноутбуки и смартфоны, в которых предусмотрена обязательная установка GPS-навигатора.

— Уважаемая Юлия Юрьевна, а как Вам  удалось доказать, что эти сравнительно дорогостоящие технические тифлосредства реабилитации жизненно необходимы людям с ограниченными возможностями здоровья?

— Где только можно, мы несколько лет настойчиво объясняли, что данная «говорящая» электроника  позволит слепым пользователям свободно передвигаться в пространстве и даже трудоустроиться по специальности. Наконец-то наши предложения удалось включить в программу «Доступная  среда», которая внедряется на различных уровнях. Благодаря этому теперь в региональный перечень попала новейшая реабилитационная  тифлотехника, что принципиально важно именно для тотальников.

— Скажите, пожалуйста, сколько всего у вас получено этих замечательных тифлоаппаратов?

— В общей сложности  в 2010 году слепые нашей области получили 120 ноутбуков и 90 с лишним смартфонов, а за десять месяцев 2011-го — ещё 60. Сотни тотальников уже встали на очередь и с нетерпением ждут электронных подарков от государственных и региональных структур. Радует, что  в состав комиссии по приёмке технических тифлосредств включены Ю.И. Мещеряков и тотальник В.И. Мартынов из спецбиблиотеки, потому что поначалу были организационные неувязки и трения из-за недопонимания зрячими специфики поставленных задач.

— На какой срок рассчитано действие этой полезной инициативы сверху? 

— Первоначально предполагалось, что  мероприятия программы «Доступная среда» охватят период  с 2011-го по 2013-й годы включительно, но уже объявлено о её продлении на пару лет.

Скажите, пожалуйста, что в вашем городе делается для сокращения дорожно-транспортных травм у инвалидов?

— В Ростове-на-Дону сейчас настоящий «светофорный» бум! «Говорящие» устройства приветливо «подмигивают» пешеходам и водителям. Это здорово, но качество звука оставляет желать лучшего. У меня ещё небольшой остаток зрения сохранился, поэтому я вижу, куда люди идут и машины едут, а тотальники просто не могут понять, с какой стороны пищит и где можно без особого риска преодолеть проезжую часть. Хотя практически все напряжённые перекрёстки и переходы возле восовских объектов оснащены светофорами с «пикалками», всё равно тревожная обстановка  сохраняется. Вот закрою глаза и сразу понимаю, как сложно слепому без посторонней помощи на оживлённой улице  разобраться в многочисленных нечётких или почти одинаковых сигналах.

— Уважаемая, Юлия Юрьевна, чем ещё занимаются непоседливые ростовчане в рамках проектов по созданию безбарьерной среды?

— В последнее время активизирована работа по благоустройству офисов, присутственных мест и жилого фонда в интересах инвалидов различных категорий. Много сил брошено на переоборудование поликлиник, аптек, магазинов, социальных центров и муниципальных учреждений. Наличие в некоторых из них так называемых «ступенек-убийц» и отсутствие каких-либо перил и направляющих ориентиров провоцируют катастрофические ситуации. Представители общественных организаций и ответственные чиновники порайонно  обследовали все соответствующие здания и сооружения, определив, на какие следует обратить особое внимание. Теперь согласно разработанным планам  предстоит их привести в надлежащий вид. Мы все вместе должны поддерживать порядок в родном городе и стараться сделать его ещё комфортней, а главное — безопасней!

— Искренне желаю Вам дальнейших успехов на благородном поприще и спасибо за откровенный рассказ о беспокойных буднях председателя Ростовско-Кировской  местной организации!