Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 

Мы и общество

Храм здоровья у синего моря

Здравствуй, море!

Геленджик встретил нас неприветливо. И не мудрено: на дворе октябрь. А он, как правило, жителей и гостей города хорошей погодой не балует. Правда, бывают приятные исключения, только не в прошлом году.

Проведя без малого четверо суток в вагоне скорого поезда и проехав почти пол-России, мы прибыли в Краснодар, чтобы затем, сделав пересадку,  уже на автобусе добираться до места своего назначения, то есть до Геленджика.

Едва пассажиры, погрузив вещи в багажное отделение, заняли свои места, как по крыше автобуса забарабанили крупные капли дождя, вскоре перешедшего в настоящий ливень. Из-за него мы вместо 4-х часов ехали целых 5. И всё это время дождь ни на минуту не прекращался, лишь к концу путешествия как будто где-то там, на небесах, кто-то всемогущий слегка прикрыл кран, и он с бурного перешёл на моросящий. Так, сопровождаемые им, мы ранним утром переступили порог санатория «Солнечный берег». Мы — это группа инвалидов по зрению и их сопровождающие,  прибывшие сюда на отдых из самого центра России, города Красноярска.  

Наша группа состояла из 14 человек, а ещё шестеро были где-то  в пути. Таким образом, в тот заезд нас, красноярцев, оказалось 20 человек. Всего в 2010 году в этот санаторий для Красноярской РО ВОС Фонд социального страхования закупил 187 путёвок, что, как позднее рассказал начальник отдела реализации путёвок и размещения отдыхающих, заместитель генерального директора санатория Игорь Анатольевич Беляк, чуть не вдвое больше, чем в предыдущие годы. И в этом немалая заслуга председателя нашей  РО В.В. Сипкина. Он не только сам вплотную занимается приобретением путёвок, но и тщательно следит, как его члены ВОС по ним отдыхают.

 Расписание следования поездов под срок путёвок не подстраивается, значит, прибывающие издалека люди либо на день-два опаздывают, либо приезжают раньше, что создаёт как отдыхающим, так и сотрудникам санатория некоторые неудобства.  Мы не стали исключением и прибыли на сутки раньше положенного срока. Те, кто отдыхал раньше нас, ещё не уехали, нашу группу вселить было некуда. Прибывшие, проведя в дороге несколько суток, уже немолодые люди, порядком уставшие, чувствовали себя не очень хорошо. Некоторые были раздражены, и то, что срок их путёвки ещё не наступил и места проживания заняты другими, во внимание не брали, а требовали немедленного расселения. Кроме всего прочего, было воскресенье, и в регистратуре находилась лишь одна дежурная администратор. Несмотря на возбуждение женщин, она сумела всех успокоить, с милой улыбкой оформила документы прибывших, временно разместила в трёх служебных комнатах, вскипятила чай и даже принесла печенье. Попив чайку, кое-кто пошёл с дороги принять душ, а я и три моих спутницы, несмотря на всё ещё моросящий дождь, отправились на набережную, чтобы поздороваться с морем.

Последний раз я отдыхала здесь шесть лет назад. Море люблю и очень по нему скучаю. А оно, как будто сердясь на моё долгое отсутствие, грозно шумело, разъярённо швыряло на каменистый берег довольно высокие волны, широко разбрасывая брызги. Чайки с криком носились над разноцветными, катившимися по всей бухте водяными валами. А чёрные птицы, похожие на буревестников, чинно сидели на ветках деревьев, каким-то чудом растущих у самого края каменистого берега, и то и дело осыпаемых брызгами. Встав у парапета, я тихонько сказала: «Здравствуй, море!»

Нагулявшись по набережной и налюбовавшись распростёршейся перед нами красотой бухты, мы вернулись в санаторий и с удивлением обнаружили, что почти все наши попутчики расселены по комнатам. А вскоре и мы уже нежились в удобных постелях.

Странички из истории «Солнечного берега»

Санаторий «Солнечный берег» ВОС, в котором нам предстояло 21 день отдыхать и лечиться, —  это современный оздоровительный комплекс, расположенный в живописном районе черноморского курорта. Он находится в самом центре Геленджикской бухты, занимает благоустроенную территорию в 12 га в 50-и метрах от берега моря. На хорошо оборудованный пляж с галечной полосой протяженностью 250 м можно пройти по подземному переходу, не выходя за ограду санатория. Сам комплекс состоит из двух 4-этажных спальных корпусов, которые соединены переходными галереями. Одна из них одновременно служит помещением для проведения различных культурно-массовых мероприятий. Здесь в зимний период или ненастную погоду проводят концерты, турниры по шахматам и шашкам, литературно-музыкальные, танцевальные,  развлекательные и другие вечера. В крыле первого корпуса расположена столовая с обеденным залом на 400 мест. Лечебно-спортивный комплекс, включая бассейн с морской водой, расположен в нулевом этаже второго корпуса. Оба здания отлично гармонируют с ландшафтом парковой зоны. Их северные стороны обращены к горному склону Маркоцкого хребта, а южные — к морю.

 Предгорный средиземноморского типа климат, с мая по октябрь тёплое море, горы, преграждающие путь холодному ветру зимой и знойному — летом, почти 270 солнечных дней в году, умеренная влажность воздуха, преобладание реликтовой пицундской сосны — всё это   способствует быстрому восстановлению сил, улучшает обмен веществ, повышает сопротивляемость организма. Именно эти уникальные природные особенности убедили Центральное правление ВОС принять в середине 60-х годов прошлого века решение построить здесь ещё один санаторий для слепых. Один тогда уже был в Пятигорске, правда, небольшой, на 150 мест, с плохими бытовыми условиями и лаконичным названием «Труженик». Знаменитые кавказские минеральные воды, высокоэффективные лечебные грязи, природа преобладали над неудобством проживания. И люди приезжали туда  охотно с целью поддержать здоровье. Это для справки. Дело в том, что, знакомясь с музеем санатория «Солнечный берег» и слушая рассказ библиотекаря Татьяны Михайловны Крапицкой, я поразилась тому, что геленджикская здравница — якобы первый санаторий ВОС. И тогда поняла, что о восовском «первенце», так много сделавшем для оздоровления незрячих, особенно инвалидов Великой Отечественной войны, почти никто уже не помнит. Это, наверное, естественно, ведь прошло много лет, и ему на смену пришли «Солнечный берег»,  «Машук», «Сосны».

Санаторию у Черного моря через три года исполнится 40 лет.  За эти годы ему пришлось пройти через разные периоды своего существования: рассвет в 70 — 80-е годы, почти катастрофа в ужасные 90-е и медленное возрождение в последнее десятилетие.

Первым его директором и главврачом с самого начала строительства стал Вениамин Михайлович Песин. Заняв должность директора и узнав, кто будет лечиться и отдыхать в будущем санатории, он обратился с просьбой об изменении первоначального проекта.  Строительство шло целых 9 лет, и все эти годы для удобства не имеющих зрения будущих пациентов что-то улучшалось, переделывалось. Да и называться он должен был по-другому — «имени Николая Островского», но по неведомым нам причинам переименован, и 16 апреля 1973 года торжественно открылся и принял своих первых отдыхающих уже как «Солнечный берег». Но и после этого достраивали лечебный корпус, административное здание и другие службы. Благоустраивали парковую зону, высаживали редкие виды деревьев, такие как кипарис, пицундская сосна, можжевельник и другие, ставшие впоследствии настоящим украшением территории. Есть даже плодоносящий гранат.

В.М. Песин проработал до 1984 года, после чего по состоянию здоровья был вынужден перейти на более лёгкую работу. За 9 лет, пока кресло генерального директора не заняла Валентина Михайловна Момот, на этой должности пробовали свои силы ещё двое. Для здравницы это были не самые лучшие годы. Перестройка, а затем крах Советской власти привели всю страну к разрухе и хаосу, что, как в зеркале, отразилось на санатории. Валентина Михайловна оказалась в самом его эпицентре.

Поворот судьбы

Если бы раньше кто-нибудь сказал, что она станет работать генеральным директором санатория, где будут отдыхать инвалиды по зрению, Валентина Михайловна в эту версию ни за что  не поверила бы. Она родилась в  1950 году в маленьком городке Донецкой области. Папа был военным лётчиком-испытателем, мама учила детей младших классов. Вместе с отцом семья немало поколесила по стране, но в конце концов кочевая жизнь закончилась в Ленинграде. Валя после окончания Донецкого института педагогики и психологии вышла замуж, тоже за военного, и переехала с ним в Краснодар.

Она работала заведующей детским комбинатом «Белочка», который посещали 650 детей. На базе их комбината Московский институт педагогики и психологии проводил большую научно-исследовательскую  работу. По соседству с их учреждением находилось Краснодарское краевое правление ВОС. Дети дошкольного возраста работников Общества посещали её комбинат. Она знала их мам и пап, хорошо была знакома и с председателем правления В.П. Филатовым. И когда в начале 90-х «Белочку» продали, Валентина Михайловна оказалась без работы. Узнав об этом,  Филатов пригласил её к себе и без долгих предисловий, зная её как хорошего, с деловыми качествами и организаторскими способностями человека, предложил занять освободившееся место генерального директора санатория «Солнечный берег». Немного подумав и посоветовавшись с мужем, она согласилась, и в 1995 году семья перебралась в Геленджик. И ни разу об этом не пожалела.

Ей повезло, так как по наследству достался созданный ещё первым директором замечательный коллектив,  знающий своё дело. Работа захватила сразу, увлекла с головой, не оставляя ни минуты свободного времени. Приходилось ежедневно принимать самые неотложные решения. Санаторий работал лишь в летний период, о круглогодичном приёме отдыхающих приходилось только мечтать. Во всех помещениях требовался ремонт. Медицинская аппаратура морально устарела, да и вся материально-техническая база была далека от должного уровня. Надо было срочно принимать радикальные меры. А средств не было. ВОС тоже переживало нелёгкие времена. Выручило решение правительства Российской Федерации «О развитии санаторно-курортной отрасли на Черноморском побережье», позволившее самостоятельно продавать санаторно-курортные путёвки, после чего работа сдвинулась с точки замерзания.

Своими силами провели небольшой косметический ремонт, к приёму отдыхающих подготовили столовую. От реализации путёвок на расчётный счёт санатория стали поступать средства. Да и руководство ВОС в стороне не стояло. А главное — появилась реальная поддержка государства. Мало-помалу стали приобретать новейшее оборудование, начали проводить капитальный ремонт жилых помещений, лечебного корпуса. А через некоторое время санаторий стал принимать отдыхающих почти круглый год. И лишь  с 25 декабря по 1 марта в нём нет отдыхающих, хотя  если остаются переходящие путёвки, то прихватывают и половину января. В период затишья полным ходом идёт подготовка к открытию нового сезона.

Разговор с генеральным директором

С Валентиной Михайловной мы встретились в её кабинете. Она была не одна. Для беседы со мной директор пригласила своего заместителя по лечебной работе Эльвиру Петровну Симкину. А проводил к ней другой заместитель —  по реализации путёвок и размещению отдыхающих И.А. Беляк, с которым мы уже были знакомы ранее.

Наша беседа длилась более часа. С огромным интересом я слушала оживлённый рассказ о санатории, о работающих в нём людях, а их по штатному расписанию 310 человек. Особенно тепло говорила директор о своих непосредственных помощниках — заместителях  и очень скупо — о себе. Даже о тех трудностях, с какими ей пришлось столкнуться в начале  директорской деятельности, она мало что поведала.

— В том, что мы выстояли и победили, заслуга всего коллектива, без которого я не принимала ни одного решения. А он меня всегда и во всём поддерживал, вселял силы. У нас каждый человек на своём месте, отдаёт порученному  делу себя целиком и полностью. И делает больше, чем положено, свою работу хорошо знает и является классным специалистом. Каждый понедельник у нас проводится планёрка, на которой обсуждаем и решаем дела санатория на ближайшую или более отдалённую перспективу. А по пятницам все, независимо от занимаемой должности, выходят на уборку территории. Это как местный закон, обсуждению не подлежит.

— Валентина Михайловна, то, что Вы рассказываете о своём замечательном коллективе, конечно, хорошо. И то, что везде порядок, чистота, вежливое обращение с отдыхающими, я уже заметила. Вчера стала невольным свидетелем Вашего разговора с отдыхающими москвичами, которые благодарили за сохранение парковой зоны и тех редких деревьев, которых в других санаториях уже нет. Я знаю, что лечебной базе санатория присвоена высшая категория, а это значит, что она обладает всем необходимым для реабилитации инвалидов. Вы работаете по 8-ми направлениям. Кроме органов зрения, здесь лечат опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, органы дыхания, мужские и женские половые органы.  В этом году получили лицензию на 30 видов лечебной деятельности. Имеется неплохая водолечебница, есть даже хлоридно-натриевые воды, большая грязелечебница. Грязь привозят из Анапы и хранят в натуральном виде в специальном хранилище. И больной орган человека лечат «живыми» аппликациями. Проводят много процедур из области традиционной медицины, таких как лечение пиявками, пчелиным ядом, иглоукалывание, подводное вытяжение позвоночника и масса других. За последние несколько лет врачи санатория  разработали более 200 различных методик лечения. Откуда Вы берёте для всей этой деятельности средства? Ведь все вокруг жалуются на кризис, а у вас жизнь бьёт ключом. Поделитесь секретом!

— Секрета никакого нет. Доходная часть нашего бюджета состоит из двух частей. Первая — от продажи путёвок. Всего за год мы продаём около 5 тысяч.  Мы реализуем 50% своих путёвок через Фонд социального страхования и социальной защиты РФ по льготным ценам, которые приобретаются для инвалидов по зрению.  А остальные — всем желающим отдохнуть в нашем санатории по более высоким коммерческим ценам. По понятным причинам, в основном, в летний период, так как многие едут не только лечиться, но и покупаться в море, позагорать на южном солнышке. Полученные от продажи путёвок деньги мы используем на погашение расходов, приобретение необходимых товаров, текущий ремонт и на всё то, без чего санаторий  не может нормально функционировать. Вторая часть дохода поступает от собственника санатория — Всероссийского общества слепых. Оно ежегодно финансирует капитальный ремонт, приобретение оборудования. Мы имеем возможность покупать новое медицинское оборудование, проводить ремонт котельной, спальных корпусов, за что я от всей души благодарна руководству ВОС. Это люди, на чьё слово всегда  можно положиться.

— Валентина Михайловна, из окна моей комнаты видно строительство какого-то здания. Что это будет?

— Все последние годы мы стремились увеличить количество койко-мест. За счёт реконструкции спальных корпусов нам удалось кое-что сделать. У нас вместо 270-и мест, которые были в то время, когда я пришла сюда, имеется 348. Но на этом останавливаться мы не хотим. Задумали построить третий корпус, в котором планируется 146 спальных мест, клуб на 300 посадочных мест. Там же будет находиться и вся администрация санатория. Нашу инициативу одобрило ЦП ВОС. Это строительство финансируется за счёт инвесторов. И вот в конце 2011 года мы рассчитываем отпраздновать новоселье.

— При советской власти Общество было очень богатой организацией и построило для инвалидов по зрению три санатория. К чести руководства ВОС, несмотря на все перипетии в стране, ему удалось их сохранить, и все они остались в его собственности. Но вот получить в собственность землю, на которой санаторий находится,  сумели только Вы. А это не так-то просто. Как же Вам это удалось?

— Было, конечно, нелегко. Решение этого вопроса длилось целых три года. Вначале мы обратились в администрацию Краснодарского края, подготовили большой пакет документов с обоснованием необходимости передачи в собственность земли, на которой выстроен оздоровительный комплекс, а в дальнейшем планируем построить благоустроенный оздоровительный микрогородок. Рассмотрев наши документы, в крае ответили, что сейчас земля находится в муниципальной собственности Геленджика и нам надо обратиться туда. В городе нас хорошо знают, доказывать необходимость оформления земли в собственность ВОС было легче. Санаторий «Солнечный берег» является в Геленджике одним из лучших. Рассмотрев наши документы, руководство администрации отправило к нам комиссию с проверкой. Мы рассказали о планах развития санатория, задумках по улучшению бытовых условий во всём оздоровительном комплексе. Члены комиссии осмотрели состояние нашего пляжа, территорию, ознакомились с лечебной базой, побеседовали с отдыхающими. Убедившись в том, что всё, что мы делаем, действительно направлено на развитие санатория, благоустройство, улучшение отдыха и оздоровление инвалидов, на их реабилитацию, вопрос решили положительно.

Прошло  15 лет с тех пор, как Валентина Михайловна стала настоящей хозяйкой санатория. Срок немалый, особенно в наше беспокойное время. За эти годы ей удалось сделать очень много, а ещё больше дел впереди. Кроме нового корпуса, запланировано строительство летнего бассейна, спортивных площадок и большая реконструкция пляжа. Эскизные проекты уже утверждены, а над созданием рабочего плана трудятся архитекторы из Сочи. Реконструкция будет проводиться в две очереди. Начнётся она с теперешнего лечебного пляжа. Он будет в двух уровнях с разделительными дорожками. Верхнюю часть займёт солярий, внизу предусмотрены комнаты отдыха, реабилитации, тренажёрный зал, медпункт, кафетерий, то есть всё для комфортабельного отдыха незрячих людей.

Планы, как видим, грандиозные. И в том, что они непременно претворятся в жизнь, Валентина Михайловна не сомневается. Её сил, энергии и энтузиазма для этого более чем достаточно.

До свидания, солнечный берег

С Тамарой Сергеевной Кудрявцевой я познакомилась на гирудотерапии. Мы лежали рядышком целых 40 минут, разговаривали обо всём.  На вопрос, нравится ли ей здесь, она ответила:

— Да, здесь неплохо. Только вот асфальт на территории давно требует нового покрытия, а то ненароком можно оступиться и повредить ногу.

Оказалось, что она здесь уже в третий раз. Да и большинство людей, с которыми мне приходилось беседовать, здесь тоже не новички. Здравницу ежегодно посещают иностранные туристы из Канады, Швейцарии и других стран. Много лет здесь отдыхает незрячий гражданин Германии Альберт Бердман.

Дни, наполненные беготнёй по лечебным процедурам, купанием в бассейне или в море, приёмом воздушных ванн, поездками на экскурсии и другими присущими отдыху делами, пролетели быстро. Пришла пора покидать этот гостеприимный дом. Все, кто отдыхает в санатории, уезжая, непременно приходят к морю. Мы не стали исключением. И хоть погода тёплыми днями не баловала, всё компенсировалось хорошими бытовыми условиями, лечением и культурным обслуживанием.

Море в то раннее утро было тихим и ласковым, как будто не хотело с нами расставаться. И мы, бросив в воду свои монетки, торжественно пообещали когда-нибудь снова сюда вернуться.  

Нина Зайцева,

Красноярск