Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

        КОНКУРС ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Творчество неравнодушных

Какие эмоции чаще всего вызывают знаменательные даты? Мне кажется, прежде всего, сам именинник пытается вспомнить удачи прошлого и мечтает увеличить их число в будущем, а окружающие активно помогают в этом. Вот и мне в преддверии юбилея ВОС захотелось поговорить о двух, на мой взгляд, интересных авторах журнала, который недавно отметил своё девяностолетие. Что немаловажно, они также являются должностными лицами Всероссийского общества слепых. Пишут эти люди о том, к чему причастны сами. Часто их выручает богатый опыт практической деятельности. Они готовы поделиться с читателями своими знаниями и наработками. Кто же они? Это — теперешний руководитель Архангельской РО ВОС Надежда Валерьевна Нельзикова, которая  в недавнем прошлом была председателем местной организации, а также её коллега из Чистополя Рифкат Гарайханович Гардиев. Давайте вспомним их произведения! Может быть, кому-то захочется достичь таких же творческих высот.

В статье «Наша жизнь» в жизни северян» Надежда показывает, как незрячие архангелогородцы относятся к периодическому изданию: «Журнал нужен и сегодня. Его ждут с интересными публикациями и не собираются от главного журнала ВОС отказываться…» Обращает внимание автор и на возрастающие запросы инвалидов по зрению, откровенно делится пожеланиями знакомых к содержанию журнала: «Оказывается, читательницы с удовольствием ожидают рассказов и повестей с продолжением и кулинарных рецептов из тех продуктов, что доступны всем…» Одну из хозяек заинтересовало современное кухонное оборудование: «А я бы почитала про мультиварку, а то новой техники много, а как ею пользоваться слепым, хотелось бы от них и узнать. Ещё интересно было бы получать советы по домоводству и огородничеству…».  

Рубрику «Дискуссионный клуб» украсил её эмоциональный монолог «Брайль — нюансы и размышления». Она, в частности, пишет: «Для чего мы учим слепых детей иностранному языку? Если для того, чтобы они благополучно о нём забыли, то писать можно как угодно, хоть  русскими буквами, хоть  выдуманными значками, а  если  хотим, чтобы они могли потом читать рельефно-точечные издания той страны, чей язык  изучали, то надо снабдить их  той системой, которая используется  там… Эта тема очень серьёзная, важная и нужная, но, мне кажется, её не решить комиссии по унификации системы Брайля и чиновникам министерства образования… А вот региональные организации ВОС и специальные библиотеки с помощью слепых знатоков иностранных языков, по-моему, решить эту проблему могут. Я полагаю, темой гранта может стать создание учебника по изучению немецкой и английской краткописи… Последние четыре школьных года учила меня немецкому языку интересная, умная, практически слепая выпускница нашей школы, которую нам часто ставили в пример. Она любила преподаваемый язык, часто думала на нём, но и от неё мы ничего не узнали о немецкой краткописи… А интерес к этому был. Несколько ребят из нашего класса писали письма в союзные республики и за границу. С прибалтами, белорусами переписывались по-русски, а вот из Германии я получала несколько писем по-немецки, одно или два я, кажется, поняла и даже ответила, а дальше…»

Хочется надеяться, что поставленная задача будет успешно решена, потому что всё больше тотальников выезжают за границу, а там возникают сложности. В этом году я была в Индии. Экскурсовод показал мне описание достопримечательностей, выполненное  рельефно-точечным шрифтом. К собственному стыду, я даже не поняла, на каком языке это написано: краткописью по-английски или на хинди.

Публикации Н.В. Нельзиковой увлекательны, интересны и погружают читателя в то событие, о котором она рассказывает. Так, в статье «Мы вместе думаем о будущем» сообщается:

«Сегодня в помещении местной организации на заседание круглого стола на тему: «Библиотечное обслуживание инвалидов по зрению в Архангельской области — состояние и перспективы» соберутся представители департамента культуры, местного отделения Фонда социального страхования, школы № 5, где учатся незрячие, а также самые активные слепые и слабовидящие читатели и работники нескольких просветительских учреждений. Организатором этого мероприятия стала Архангельская областная спецбиблиотека. Все собрались, чтобы познакомиться с её работой, поделиться мыслями по улучшению обслуживания и наметить перспективы развития. С течением времени люди в организациях меняются, и необходимо подкреплять их интерес к нашим проблемам проведением подобных ознакомительных совещаний. Кроме того, в работе появляются новые направления и методы. Об этом и говорили выступающие…»

Кроме того, Надежда эмоционально, с душевной теплотой рассказала о подготовленной выставке для участников встречи. У меня лично осталось ощущение, что я не просто прочла полезную информацию, а побывала там. В заключение  автор размышляет о целях, которые ставит сегодняшний день перед её коллегами:

«Я слушала выступления, смотрела яркие компьютерные презентации и думала о том, как быстро новые технологии входят в жизнь, как меняется мировоззрение членов ВОС, но всё новое нужно применять, не забывая об интересах ветеранов, их в нашей организации более шестидесяти процентов, как и в Обществе слепых в целом. Значит, надо искать подходящие в нашей ситуации приёмы и методы работы. И нельзя успокаиваться на достигнутом…»

Тему сотрудничества региональной организации ВОС и Областной специальной библиотеки для слепых с различными организациями и учреждениями Надежда Валерьевна продолжает в статье «Литературные новинки Севера». Здесь она рассказывает о творчестве известного писателя-сказочника и художника Степана Писахова. Диск «Чародей Севера» содержит информацию в текстовом, графическом и аудио форматах. Его материалы могут использовать профессионалы, занимающиеся воспитанием и обучением детей с проблемами зрения, о чём свидетельствует очередная цитата: «работа была проделана огромная,  а результат и сердце радует, и душу веселит, и в копилку знаний значительный вклад вносит…» Второй озвученный сборник, о котором рассказывает Н. Нельзикова, по сути, делает сказку былью. На этом диске представлено творчество самодеятельных писателей и поэтов области, в том числе и с дефектами зрения. Объединяет  все  произведения любовь к родному краю и к людям, живущим рядом. Пока эти экспериментальные издания доступны только северянам, но надеюсь, что специальная Архангельская библиотека для слепых найдёт возможность поделиться столь интересной информацией с незрячими любителями хорошей  литературы из других регионов нашей страны.

Оптимистичным оказалось необычное произведение под заурядным названием «Архангельскому предприятию — 65 лет». Мне кажется, в неординарном интервью современно думающего директора этого хозяйственного общества чётко обрисованы качества слепых, которые  не только не отталкивают зрячих, а наоборот, привлекают их внимание, убеждая в том, что чем раньше здоровые люди узнают о возможностях инвалидов, тем проще будет найти общий язык этим, казалось бы, полярным группам. Запомнились искренние слова: «Я просто улыбаюсь людям и не жду ответа, делая себе праздники в виде похода в кино, театр, на концерт или выезда на природу, конечно, с хорошими людьми. Радоваться нужно вместе…»

В очерке «Она — учитель» Надежда Нельзикова рассказывает о своей энергичной и не унывающей однокашнице Людочке Пановой, которая за литературную деятельность ещё в школе была награждена Почётным знаком Всесоюзной пионерской организации. Эта нынешняя преподавательница Архангельского музыкального училища широко известна своими выступлениями. Чего она достигла в профессии, показали музыкальные состязания среди инвалидов по зрению и зрячих исполнителей. Людмила стала лауреатом всероссийского и дипломантом международного конкурсов, получила Международную премию «Филантроп». Разумеется, в её жизни тоже были поиски работы и личного счастья, а главное — себя, что выражают лиричные строки:

«Я хочу необъятное небо объять

И укрыться скорей покрывалом из звёзд.

Всё, что мне не понятно, желаю понять,

А ещё — окунуться в мир сладостных грёз…»

Людмила Панова как педагог-духовик не только делится своими знаниями и виртуозным умением, она помогает подопечным решать каждодневные проблемы, справляться с трудностями или упорно им противостоять. Она не позволяет своим ученикам с дефектами зрения оставаться наедине с бедами. Такая конкретная поддержка — неоценима:

«Её труба неизменно там, где звучит в нашем городе лучшая музыка. До сих пор удивляет работоспособность этой, на первый взгляд, хрупкой женщины, но характер ей достался боевой! Потому-то  она успевает и на урок, и на концерт, и в местную организацию, где талантливой наставнице и её ученикам всегда рады. Несомненно, удача даётся тому, кто пришёл к ней через самоотверженный труд и даже слёзы, восторг созидания и заслуженные победы. Видимо, это и есть подлинное счастье…»

При желании, в разножанровых произведениях Н. Нельзиковой можно найти полезное зерно практического опыта. Он может быть применён буквально в любой местной организации. Описанные ею мероприятия не требуют больших финансовых вливаний и организационных штурмов. Актуальные материалы: «В ритме сальсы» и «В центр — за здоровьем» тоже не исключение. Приятно узнавать, что Надежда Валерьевна с интересом берётся за любое новое дело и своим примером заражает других. Я от души порадовалась за архангелогородцев, которым посчастливилось заполучить в председатели региональной организации неравнодушную и очень талантливую Подвижницу с большой буквы!

       Татьяна Усачёва