Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ХРАНИТЕЛИ

От истории — к современности

Мы с мужемработаем в музее слепых в городе Брно.Нас очень интересовало, существуют ли подобные в других странах Европы. И как же мы были поражены, когданашли много таких музеев! Вместе мы посетили Музей слепых в Вене, в Праге на Градчанах в школе имени Ярослава Ежека, в Париже (в доме Ассоциации Валентина Гаюи), родной дом Луи Брайля в Кувре, музеив Мадриде, Москве, Левочи, Берлине, Загребе, Ганновере, Варшаве, Милане, Флоренции, Санкт-Петербурге,ия однапобывала  в Минске и Берне.

Эти учреждения, прежде всего, находятся в ведении организаций незрячих и слабовидящих людей. Многие их них основаны как школьные музеи. Некоторые работают под эгидой министерства культуры. И только музей в Кувре действует под патронатом ЮНЕСКО. Расскажу о наиболее интересных.

Музей слепых в Брно создавался на базе частной коллекции экспонатов доктора философских наук Йозефа Смыкала. Он был основан 5 мая 1992 г. чехословацкой Федерацией незрячих и слабовидящих. Его экспонатыразмещаются в помещениях фонда —дома поэта Йозефа Халоупки. В 1994 годуучреждениеперешлов ведение Чешской унии незрячих и слабовидящих, а с 1 января 1997-го—в ведение основанной тогда Объединённой организации незрячих и слабовидящих. Поскольку число экспонатов росло, а прежние помещения не могли их вместить, коллекцию   перевели в Технический музей, где она существует в  форме «отделения истории слепых».С февраля она получила название «Отдел документации тифлопедической информации» Технического музея в Брно. Экспозиция названа «Культура незрячих».

С ноября 1997 года я стала заведующей этого музея. Йозеф Смыкал помогает мне своими консультациями в работе над выставками, которые проводятся у нас регулярно, каждый год. Он заслуживает огромной благодарности за свой труд.

Музей слепых в Брно организовывал тематические выставки и развивал различные культурные и образовательные инициативы, сотрудничал с высшими учебными заведениями и т.д. «Отдел документации тифлопедическойинформации»продолжает осуществлять эту деятельность. Одной из последних была выставка рельефных картин, технических чертежей и географических карт «Гаптический (осязательный) мир —I». Её автор — Йозеф Смыкал. Она действовала с апреля по декабрь 2002 года. При посещении в тот же период Москвы мы предложили генеральному директору Культурно-спортивного реабилитационного центра ВОС Владимиру Петровичу Баженову провести подобную выставку в помещениях московского комплекса. Наше предложение было принято. Большая заслуга в реализации этой выставки тогда принадлежала Чешскому центру в Москве и его директору Катержине Новотной. В 2005-м нам повезло: удалосьблагодаря Чешскому центру в Москве переместить выставку в Государственную библиотеку для слепых в Санкт-Петербурге под названием «Гаптический (осязательный) мир —III». Благодаря помощи сотрудников  Генерального консульства Чехии в Санкт-Петербурге торжественноеоткрытие состоялось 5 марта 2005 года.

Работники нашего отдела развивают сотрудничество и путешествуют по европейским музеям слепых. Об этих экскурсиях и обмене опытом информируем  читателей и слушателей в чешских журналах и радиопередачах.

К примеру, Музей слепых в Вене принадлежит школе для незрячих и слабовидящих. Его основал Иоганн Вильгельм Кляйн в  1835 г. Он собирал тифлоприборы, которыми пользовались ученики в его учреждении. Прежде всего, этопредметы, которые были созданы его руками, например, пишущая машинка срельефно-точечным шрифтом, деревянная карта Австро-Венгрии. Что касается остальных экспонатов, я назову ещёгеографическую карту, созданную руками Терезии фон Парадисовой. Во время нашего посещения руководство этим учреждением приняла Бригите Андре Шелнер, учитель ориентирования в пространстве вэтойшколе.

Школьный музей в Праге на Градчанах был основан в 1925 году. В то время были выставлены приборы не только современные, но и самые старые, с которыми работали незрячие и слабовидящие дети того времени. Кураторы школы стремились создать музей слепых. Наконец, в Праге былоосновано «Общество музея слепых»и«Общество чешской печати для незрячих». Эти организации  выбрали инспектора Министерства образования Йозефа Земана. Благодаря ему в 1935 году эти общества организовали в Праге всемирнуювыставкуразличных тифлоприборов и книг, напечатанных шрифтом Иоганна Вильгельма Кляйна и другими рельефно-точечными шрифтами. Организаторы собрали разные приборы практически изовсех стран мира. Выставка открылась 8 мая и закрыласьв начале июня того же года. Она была размещена в здании Ассоциации художниковна улице Воршилская. На ней также прошла презентация нескольких коллекций, например, из Англии, Японии, бывшей Югославии, Польши и других стран мира.

Предметы с этой выставки после второй мировой войны были перемещены в здание на улице Краковская, дом 21, которое было передано незрячим вфеврале1948 года, потому что возникали новые общества инвалидов по зрению. После Второй мировой войны Йозеф Земан хотел возобновитьдемонстрациюколлекции тифлоприборов, но ему это не удалось. Экспонатыпришлось упаковать в коробки и переместить в подвалы разныхшкол в Праге. Вовремя правления коммунистовони постепенно были утрачены. После Бархатной революции доктору философских наук Йозефу Смыкалу удалось сохранить некоторые предметы, которые остались на улице Краковская, в своей тогдашней коллекции. Благодаря этому в музеев Брно хранятся некоторые предметы с выставки 1935года.

Вернусь в школу для незрячих и слабовидящих учеников, где остались тифлоприборы, которые постепенно создавались руками учителей и других сотрудников. В учреждении преподавали и воспитывали ребят монахини. Тогдашним директором была монахиня Домината Гонькова, котораясобственноручно изготовиланесколько муляжей насекомых.Ихиспользовали в качестве наглядных пособий незрячие ученики на уроках. Одним из лучших преподавателей былаАквуина Седлачкова, специалистпо различнымрельефнымкартам.Ей, к примеру, очень удалась картатогдашней Праги. Она занималасьтакжесослепоглухими учениками. Для них был создан алфавит, который разработал директор учреждения в Брно Александр Антонин Шпичка в девяностых годах XIXвека.

Поскольку учреждение в Праге никуда за всю свою историю не перемещалось, коллекция тифлоприборов находилась в подвале и там ждала своей классификации. Благодаряэтомумножество экспонатов сохранилось до сих пор. В 60-х годах прошлого века ответственность за эту коллекцию принял  бывший учитель школы Марко Вагнер, который хранил еёдо открытия школьного музея. Еёпоместилив депозитарийшколы, который находился за концертным залом. Предметы  былиупакованы и готовы к демонстрации. В девяностых годах прошлого века она получила название «Школа для инвалидов с глубоким нарушением зрения имени Ярослава Ежека». 15 ноября 2010 годав двух комнатах адаптированного подвала был открыт музей, о котором мечтал директор Мгр. Ян Гаек. Я принимала участие вего открытии и от нашего Отдела подарила копию однострочного прибора Карла Эмануела Мацана. Оригинал этого тифлоприбора находится у нас.

Мгр. Элишка Глуши,

завотделом Технического музея в Брно

Окончание читайте в следующем номере.