Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Кругосветка

Дорогами добра и милосердия

Праздник жертвоприношения, именуемый во многих мусульманских регионах Курбан-Байрам, отмечается по лунному календарю, поэтому дата его проведения ежегодно меняется. Нынче он пришёлся на 6 ноября. Незадолго до этого священного для мусульман дня в Чистопольской местной организации прошла встреча с муэдзином мечети «Рамазан», которая находится в Казани, инвалидом первой группы по зрению Марселем Гайфуллиным.

Зал, вместивший несколько десятков незрячих, среди которых были и русские, и татары, с огромным интересом прослушал лекцию «Ислам — религия мира и милосердия». Причиной подобного интереса стало не только умение лектора держать зал в постоянном напряжении, обилие неизвестных слушателям цифр и фактов, умело проведённый сравнительный экскурс в историю мировых религий, но и то обстоятельство, что Марсель — коренной чистополец. Многие знают его родителей, всю жизнь проработавших  на УПП ВОС, которое, как и некоторые подобные предприятия, имеет свой микрорайон, где люди знакомы друг с другом не один год. Наверняка Марселю, которого большинство присутствующих помнили ребёнком, поначалу было трудно преодолеть некий психологический барьер, но он не подал виду, что испытывает дискомфорт. Речь его лилась свободно и легко, он со знанием дела отвечал на все вопросы, среди которых были и достаточно каверзные: у  многих слушателей, воспитанных в советскую эпоху, не признававшую существование Бога,  под влиянием современных средств массовой информации сложилось представление о мусульманах как о террористах, сеющих по всему миру кровавые бедствия. После лекции я остался с Марселем наедине и задал ему несколько вопросов.

— Марсель, насколько мне известно, ты первый незрячий в Российской Федерации, получивший высшее исламское образование. Расскажи, пожалуйста, как ты пришёл к решению посвятить себя служению религии?

Я родился и получил воспитание в татарской семье, где были в чести исламские традиции. Это обстоятельство во многом предопределило мою судьбу. Аллаху было угодно, чтобы у меня оказалось ослабленное зрение. Кроме того, я страдал множеством других болезней, которые не позволили мне учиться в обычных классах. Однако я не был брошен на произвол судьбы: так же, как и все дети, в семилетнем возрасте  начал заниматься в учебно-консультационном пункте вечерней школы. Мне повезло с преподавателями: В.С. Калиничева и Т.А. Решетова с первых лет  привили мне трудолюбие, стремление к знаниям,  самостоятельности в принятии решений. Эти качества очень пригодились в дальнейшем. Будучи русскими по национальности эти замечательные педагоги всегда очень уважительно относились к татарской культуре, прививали мне любовь к национальной литературе, а также требовали  такого же уважительного отношения к культурному наследию других народов. В моём становлении заметную роль сыграли и вы. Я прекрасно помню ваши уроки математики и наши совместные посещения мечети.  В нашей семье были очень сильны исламские традиции. Даже в самые строгие советские времена мои родители не бросили веру, которая шла от души, не на показ. Безусловно, моё решение изучать ислам было вызвано именно этим обстоятельством. В 14-летнем возрасте я в первый раз переступил порог медресе при Чистопольской соборной мечети. Преподаватели впервые встретили незрячего ребёнка, желающего получить религиозное образование, не знали, как со мной быть, каким образом обучать, ведь в медресе не было никаких пособий по обучению исламу слепых, не говоря уже о брайлевских книгах. Мне пришлось, в основном, полагаться на память, но невозможно изучать арабский язык, не записывая букв и слов. Такова его специфика. Мне пришлось пользоваться поначалу буквами кириллицы, приспосабливая её под арабскую грамматику, придумывая, где нужно, свои значки. Но я не терял надежды найти арабскую азбуку, написанную по Брайлю. Поиски были долгими, порой казалось, что они безуспешны. Я обращался во множество библиотек слепых среднеазиатских стран СНГ, связывался с Дагестаном и Уфой, не говоря уж о Казани, но в те времена эти книги ещё, как видно, не дошли до нас. Во время этих поисков я познакомился со многими замечательными людьми. Один из них — Макарим Хусаинович Тухватшин, многие десятилетия назад разработавший башкирский алфавит по Брайлю. Он прислал мне тоненькую брошюру, написанную рельефно-точечным шрифтом и изданную в Саудовской Аравии. Хоть я тогда и не смог ничего из неё прочитать, но она вселила в меня уверенность, что мои поиски когда-нибудь увенчаются успехом.

Медресе я окончил одновременно со средней школой. К этому времени  уже точно знал, что буду продолжать религиозное образование. Годом ранее в Казани открылся Российский исламский университет, и в 2000 году я впервые переступил его порог, успешно прошёл тестирование и был зачислен на подготовительное отделение, где обучался в течение двух лет. После этого сделал выбор в пользу шариатского факультета.

— Расскажи более подробно, как тебя встретили в Исламском университете? Сразу ли поверили в возможности обучения незрячего человека?

— Преподаватели и даже  руководство университета сначала отнеслись ко мне настороженно. Однако в ходе учёбы поверили в мои возможности, не жалели для меня своих сил и времени, были в меру строги и объективны при оценке знаний. Все годы учёбы  меня поддерживала уверенность в том, что я на верном пути. И действительно, к концу обучения я понял, что полученные знания необходимы незрячим мусульманам.

— А как складывались твои отношения с остальными незрячими, с Казанской местной организацией, с библиотекой для слепых?

— С первых дней учёбы в Исламском университете я чувствовал моральную поддержку со стороны Общества слепых: председатель Татарской РО ВОС В.А. Федорин, тогдашний председатель местной организации Р.Ф. Гафурова и директор РСБС Н.И. Сафаргалеев были в курсе моих проблем и всячески  поддерживали. Удалось найти много единомышленников благодаря тому, что в читальном зале библиотеки, начиная с 2002 года, были созданы условия для проведения занятий с незрячими мусульманами. Здесь собирались от 50 до 70 казанцев, проживающих в разных концах города. На первых занятиях я подробно рассказывал им об основах вероучения, затем по просьбе незрячих мы стали приурочивать их полуденному намазу «Зухр». Это позволило многим впервые в жизни совершить молитву в соответствии с канонами ислама. В дальнейшем мы стали изучать более сложные темы: «Женщины в Исламе», «Национальные традиции и Ислам», «Современные межконфессиональные отношения» и другие. Занятия проводились как на татарском, так и на русском языках.

— Как складывалась твоя судьба по окончании университета? Не секрет, что многие незрячие, получив высшее образование, не могут найти работу по специальности.

— Окончив университет,  занимался просвещением незрячих на профессиональном уровне. Я один из инициаторов создания медресе при мечети «Сулейман»,  первый незрячий педагог, преподающий слепым основы ислама, затем стал помощником муэдзина в мечети «Рамазан», одновременно создал при ней и возглавил группу инвалидов по зрению, желающих изучать ислам.

Я активно сотрудничаю с издательским отделом библиотеки для слепых: в качестве консультанта принял участие в издании по Брайлю книги «Порядок совершения Намаза», под моей редакцией были изданы «99 имён Аллаха» и «Свет Священного Корана», которая включает в себя наиболее часто звучащие суры.

— Марсель, я знаю, что ты прошёл стажировку за рубежом. Расскажи о том, как обстоит дело с обучением незрячих там?

В странах Ближнего Востока обучение незрячих исламу имеет гораздо более продолжительную историю, чем в нашей стране. Центром образования для незрячих мусульман всего мира является Египет. Ведущая роль в этом благородном деле принадлежит университету Аль-Асхар, который входит в число десяти ведущих вузов мира. Я горжусь тем, что в течение полугода получал знания в этом учебном заведении. В настоящее время в нём обучают более трёхсот незрячих мусульман — выходцев со всего мира. Звуковые маячки и специальные дорожки, помогающие  свободно ориентироваться, создают для нас весьма комфортные условия. Здесь накоплена самая богатая в мире библиотека для слепых мусульман. Это стало возможным благодаря тому, что в университете есть свой издательский центр, который, помимо издания исламской литературы, занимается и её распространением по всему миру. В частности, в Казанской библиотеке для слепых и в библиотеке Российского исламского университета имеются книги, изданные в Аль-Асхаре, причём для незрячих многие из них переведены на русский язык и записаны на аудиодисках. 

— Я слышал, что до сих пор ты поддерживаешь контакты с верующими незрячими Турции. Так ли это?

— Это правда. По приглашению общественной организации незрячих «Баяз-Ай», что в переводе означает «Белый полумесяц», за годы учёбы я трижды побывал в Турции с целью углублённого изучения Корана совместно с верующими этой страны. Находясь там, я внимательно прислушивался к их разговорам, слушал их радио и телевидение, не боялся вступать с окружающими в контакт. Это позволило мне неплохо овладеть турецким языком.

— Марсель, длительное пребывание в Турции позволило тебе заглянуть в вопросы образования незрячих, что называется, изнутри. Расскажи об этом более подробно.

Начну с того, что между нами много общего: полное или частичное отсутствие зрения создаёт множество сходных проблем. Однако решаются они по-разному. В Турции практически нет государственной системы дошкольного воспитания детей, есть частные заведения, однако пребывание в них стоит очень дорого. Воспитанием же детей с момента их рождения и до школы занимается в семье мать. В 7-летнем возрасте незрячего ребёнка направляют в начальную школу не 1 сентября, как у нас, а 13-го. В стране имеется более 10 специализированных  школ. Самые большие из них расположены в Стамбуле и Анкаре, в каждой из них обучаются более 100 детей. В других школах по 30 — 40 слепых детей. Начальное образование может длиться три или четыре года. Более престижным считается четырёхлетнее начальное образование. Оно в Турции бесплатное, но имеется перечень платных услуг, например, помощь репетитора. Затем ученик поступает в средние классы. Здесь обучение происходит в течение пяти лет. После этого он сдаёт экзамен, который может стать вступительным в частный лицей. Для зачисления в государственный нужно пройти испытание. Причём, в Турции нет специальных лицеев для слепых, обучение происходит совместно со зрячими детьми. Здесь в  зависимости от будущей профессии ученик имеет право самостоятельно выбирать те предметы, которыми он хочет заниматься более углублённо. Престижным является изучение иностранных языков. Уже после восьмилетнего обучения, как правило, подросток неплохо владеет английским и арабским языками. В лицее ученик осваивает на выбор ещё три языка, в настоящее время наиболее популярны французский, немецкий и русский. Интерес к последнему вызван тем, что наши соотечественники часто посещают страну как туристы или  представители бизнеса.

В Турции, как и у нас,  незрячие могут получить высшее образование. Для этого они сдают экзамен не в конкретное учебное заведение, а в центр высшего образования. Это, по сути, тестирование по всем школьным предметам. При подаче документов абитуриент указывает будущую специальность, а также город, в котором  хотел бы учиться. По итогам тестирования, а также с учётом пожеланий будущего студента центр определяет место его учёбы. В этой стране очень много университетов, так что выбор огромен. Незрячие, как и у нас, выбирают специальности юристов, педагогов, массажистов. А вот профессия гида, достаточно популярная среди незрячих Турции, у нас пока выглядит несколько экзотичной. По окончании университета  незрячий сам занимается трудоустройством. Иногда решение этого вопроса берут  на себя общества слепых, например, «Баяз-Ай», которое трудоустраивает выпускников религиозных факультетов.

— Нельзя ли хотя бы в нескольких словах рассказать и о достижениях незрячих других стран, изучающих ислам?

Да, конечно! Я хочу начать с Малайзии, так как она является одной из самых развитых стран исламского мира. Здесь применяют новейшие технологии обучения, в том числе и незрячих. В конце 80-х годов там впервые был распечатан на специальном принтере Священный Коран для слепых. В 1997 году  создан электронный носитель, содержащий весь объём Священного Корана и ряд Хадисов Пророка, и всё это незрячие могут воспринимать на слух. Примечательно, что это изобретение было сделано незрячим электронщиком Мухаммат Акрра, который окончил исламское медресе в Индонезии, а затем успешно отучился в Малайзийском техническом университете.

Саудовская Аравия является родиной ислама, я, как и большинство мусульман, мечтаю там побывать. Особенно больших успехов в образовании слепых страна достигла при шейхе Ибн-Баазе. Он потерял зрение, находясь при исполнении обязанностей Муфтия, именно поэтому ему были особенно близки проблемы слепых. В Саудовской Аравии отдельные шейхи набирают небольшую группу незрячих и занимаются их обучением. При этом они их содержат: обеспечивают на время учёбы их нужды. Кроме того, в стране есть множество малых медресе, где обучают слепых. Особенно много их в Мекке и Медине. Необходимо отметить кружок при мечети Мазджидуль-Набавия (Мечеть пророка), где незрячие изучают Коран по особой методике.

В Иорданском  университете Аз-Зарка открыта группа для слепых, желающих изучать ислам. Их обучают также  и в других группах вместе со зрячими. В Сирии инвалиды по зрению являются наиболее социально защищёнными. Здесь открыто множество специализированных школ, в которых использован положительный опыт России в вопросах обучения слепых. В Тунисе также успешно решают проблемы образования слепых, но здесь используется опыт Франции. В Пакистане есть центр дагвата (призыва) «Райвант», где обучают среди прочих и незрячих. В нём учился незрячий из Татарстана  Фаиль Шафигуллин. Подобный центр имеется также в Индии, он называется «Низамутдин».

— Марсель, может сложиться впечатление, что ты ничем другим, кроме религии, не интересуешься. Так ли это на самом деле?

— Конечно, не так. Мою жизнь скрашивает множество разнообразных увлечений. В школьные годы я интересовался географией. До сих пор в квартире родителей хранится солидная коллекция атласов почти всех регионов нашей страны, а также карты других стран. Кроме того, мне нравилось слушать зарубежные радиостанции, вещающие на русском и татарском языках. Тогда ещё не было Интернет-радио, поэтому передачи приходилось слушать по обычному радиоприёмнику. В начале 90-х их уже не глушили. С большинством радиостанций у меня завязалась переписка. Они охотно отвечали на мои письма, присылали красочные буклеты с программами своих передач, небольшие сувениры, самоучители по изучению языков своих стран.

Особое место в моей жизни занимает участие в кубках «КИСИ». В 2003 году меня попросили выступить в составе команды «Провинциалы», созданной моей родной Чистопольской местной организацией. Без ложной скромности могу сказать, что в том, что мы завоевали тогда кубок, есть и мой вклад. В составе этой команды я объездил множество городов России, и где бы  ни был, в первую очередь стремился попасть в мечеть. Так, в 2003 году я побывал в соборной мечети Санкт-Петербурга, которая является духовным центром мусульман северной столицы. Друзья по команде никогда не препятствовали моему желанию прикоснуться к мусульманским святыням. Сейчас я активно участвую в работе молодёжного движения незрячих Татарстана.

— Марсель, по истечении шести лет учёбы и пяти лет работы на поприще служения вере можешь ли ты с уверенностью сказать, что выбрал именно ту дорогу, о которой мечтал?

— Я считаю, что мне удалось найти своё место в жизни. Работа позволяет чувствовать свою востребованность не только среди незрячих, но и среди здоровых людей. Особую гордость доставляет то, что по моим следам в Исламский университет потянулись незрячие, а медресе при мечети «Сулейман» принимает слепых мусульман со всей России. Считаю, что Всевышний позволил мне избрать верную дорогу.

Беседу вёл Рифкат Гардиев,

 Чистополь