Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

        СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ

Одно счастье на двоих

Штормит в житейском океане

От тихих заводей вдали,

А в оглушительном тумане

Проходят мимо корабли.

Ужасно просто с курса сбиться

И разминуться невзначай.

Опять бессонниц вереница

Роняет грусть в остывший чай.

Как трудно отыскать свою единственную половинку, особенно если такой многоликий и притягательный мир загораживает непроглядная тьма. На порядок сложнее соединиться в любящую пару сразу двум инвалидам по зрению, ведь отсутствует чрезвычайно эффективный зрительный контакт — «глаза в глаза», который  позволяет «зажечь обоюдную искру чувств» или заметить пронзительность многообещающего интереса! Маломобильным партнёрам приходится ориентироваться на проникновенность голоса и содержательность речи, лёгкие прикосновения при знакомстве и в танце, порывистость движений и пленительные ароматы близкого счастья. Конечно, от горьких разочарований и сладостных заблуждений, непростительных ошибок и даже жестоких предательств никто не застрахован. Возможно, именно поэтому исключительно редко успех приходит с первой попытки. Гораздо чаще со временем тяжкие недуги, соблазнительные испытания или роковые встречи беспощадно ломают налаженный ход вещей, чтобы заново воздвигнуть общий дом нерушимого единения, в котором тепло и радостно жить! По воле случая, мне довелось внимательно присмотреться к загадочному феномену подобных «высоких» отношений, которые уже давно и успешно развиваются на столичной улице Корнейчука наперекор и вопреки…

Веру Филатову и  Михаила Мошковасвязывают не только штамп в паспорте или ведение совместного хозяйства, но также трепетное внимание друг к другу, основанное на уважении противоположного мнения и терпимом отношении к чужим слабостям. Такое удивительное взаимопонимание достойно восхищения, ведь многие, казалось бы, здоровые и сильные индивидуумы, оказавшись в их положении, наверняка бы растерялись, а они показывают пример крепкого союза. Я знаю эту неунывающую пару лет десять с гаком, а писать о близких людях, как известно,  почему-то особенно трудно. Недаром хирурги стараются не оперировать родственников и друзей. Всё же попробую беспристрастно «посмотреть со стороны» на уникальную семью. Тем более что подвернулись подходящие «информационные поводы»: в июле Михаил отметил значимый юбилей, а девятнадцатого ноября исполнится пятнадцать лет совместной жизни незрячих супругов. Кстати, сами себя юбиляры с удовольствием называют: «Вермишель», так как имена мужа и жены легко сложились в такое сочетание, и получился затейливый филологический прикол, к тому же у них и отчества одинаковые: отцов звали  Николаями. Других совпадений тоже хватает, в частности, у обоих есть взрослые дочери от первых неудавшихся браков.

Встретились беглецы от депрессии в подмосковном Волоколамске. Там десятки лет с похвальным постоянством  переплетаются, а порой и  навсегда соединяются  нити судеб обездоленных «странников во тьме одиночества». В августе счастливого года трёх девяток Вере Филатовой из столичного Бибирева и Михаилу Мошкову из Ногинска  дали путёвки в Центр реабилитации слепых: ему — на пятимесячное профессиональное обучение лозоплетению, а ей — на десятинедельную элементарную реабилитацию. Впрочем, по личной настоятельной просьбе президента МООИ ОСПСГ «Эльвира» Сергея Алексеевича Сироткина слепоглухой москвичке вскоре вдвое увеличили время  пребывания, что и сыграло решающую роль в бурном развитии «учебного романа» много переживших россиян уже не первой молодости.

Мысленно погружаясь в прошлое, Вера вспоминает: «Познакомились мы на танцах. Там все мужчины поначалу были чрезвычайно скованные и грустные. Стеснялись, что ли, с непривычки? Ну, я и решила их немного взбодрить. Пригласила одного, другого, а Мишаню  не успела. Он был такой тихий, скромный, наутюженный, а тут вдруг смотался. Мне обидно стало. Только на второй день взяла его в оборот. Он сразу стал интересоваться, в какой комнате живу. Совсем не ожидала такой прыти, да и не была ещё готова к серьёзным отношениям, потому и отмалчивалась. Потом столы у нас рядом оказались. Проходя мимо, настойчивый кавалер на завтраке обязательно говорил: «Верунчик, доброе утро, приятного аппетита!» Так помаленьку и началось наше сближение. Подруги сокрушались, что перспективный жених не видит моей красоты. Я же беззаботно смеялась, понимая, что зрячие ему обязательно расскажут, а зато, когда постарею, он этого тоже не заметит! Кое-кто меня аргументировано отговаривал от обременительной «дружбы» с тотальником, но я горячо возражала и упорно искала плюсы в сложившейся ситуации. Так как у меня сохранился небольшой остаток зрения, а он нормально слышал, то само собой сложился «компенсационный тандем», благодаря которому мы с волоколамских времён без особых проблем совершали рейды в «большой свет». Вообще, маломобильным гражданам с ориентировочными тростями обычно охотно идут навстречу даже незнакомые  люди, поэтому на рынке, где  нас отлично знали, всегда действовала решительно. Присмотревшись и обнаружив окошко подходящей палатки, подтаскивала к нему своего спутника и обращалась с расспросами к продавцу. «Универсальный носильщик широкого профиля» мне переводил ответы и вместе уже решали, покупать или нет. Был ещё один судьбоносный момент: параллельно с уединёнными прогулками и походами за продуктами в театральном кружке  дали мне ведущую роль в спектакле «Хочу замуж». Вот, бывало, учу текст и ни с того ни с сего начинаю реветь, пытаясь объяснить всем и каждому в отдельности, что категорически не желаю менять устоявшийся уклад и по собственной глупости влезать в семейное ярмо! Очень позабавило символичное предзнаменование, связанное с ослепшим священником. Мы в столовой сидели рядом и с первых дней в Центре часто доверительно беседовали. Тогда-то и  приснился странный сон, в котором отец Николай вручал мне подарок, почему-то доставая  его прямо из-за пазухи, можно сказать, от сердца отрывая. Присмотрелась, а это игрушка, а именно — Олимпийский Мишка, да глазастый такой! Удачно совпало и то, что я к Новому году сшила себе шикарный туалет, а значит,  на свадебное платье тратиться не пришлось. Вот так всё и получилось. Хоть и сопротивлялась для приличия, всё равно смирилась, а куда денешься при общей заинтересованности и потрясающем давлении со всех сторон! Видимо, ангелов-хранителей не обманешь, да и надо ли! Поныне удивляет, что в общей сложности от дебютного свидания до торжественного бракосочетания прошло всего 3 месяца…»

Мишель русского разлива решительно вклинивается в разговор и берётся дополнять повествование супруги: «Когда её встретил, моя хорошая была такая хрупкая и воздушная! Обнять — и то боязно. Я могу отчётливо представить себе внешность собеседника, тщательно ощупав его фигуру, а главное — лицо. Причём буквально каждая крохотная деталь или даже неприметная для зрячих чёрточка имеют значение. Разумеется, ежели объектом волнующих исследований является любимая женщина, то подобный процесс становится долгожданным и безмерно дорогим, — смеётся он и продолжает, немного помедлив. — Надо сказать, что далеко не каждая привлекательная особа отважится взять в мужья тотальника, поэтому очень благодарен моей жене за такой своего рода подвиг. Ещё вот Верунька забыла рассказать о том, что когда у меня пуговица на рубашке оторвалась, ребята мне объяснили, у кого наверняка есть всё необходимое для ремонта, я и пошёл на разведку. Попросил у хозяйки указанной комнаты иголку с ниткой, а она молчит, словно партизанка, чтобы не узнал её по голосу и не выяснил место жительства моей милой. Потом всё-таки нарушила конспирацию, заявив, что помогать мне не станет. Ну и не надо, отвечаю, главное тебя не потерять, а пуговицу сам пришью! Вот и «пришился»! С той поры бельё стирать вместе ходили, а о законном браке тогда и не думали. Как потом выяснилось, воспитатели в  прачечной присматривали за нами, вот и спросили однажды, ехидно улыбаясь: «Вы собираетесь расписываться-то или как? По знакомству, в здешнем ЗАГСе можно без проволочек отношения оформить». Конечно, в столице посолидней получилось бы и гостей побольше пригласили бы, но уж очень не терпелось с формальностями разделаться, к тому же волоколамские специалисты  умели превосходно решать сложные организационные задачи, связанные с персональными запросами нестандартных участников масштабного действа. Взвесив все «за» и «против», мы согласились и ни разу не пожалели. Нам предоставили директорскую  «Волгу». Было всё, как положено: цветы и поздравления, шампанское и подарки. В праздничных хлопотах активно участвовали многие сотрудники Центра, приехала моя сестра, а ещё брат и племянник. Вместе с ними мы и сыграли нашу свадьбу…»

Как говорится, молодожёны оказались  людьми с прошлым. Понятно, что у каждого собралась  персональная копилка событий — приятных и трагичных, а значит, за плечами богатый опыт восторгов и разочарований, взлётов и обрушений. Как бы то ни было, минувшие годы нельзя стереть из памяти, а новые свершения обязательно опираются на внутренний стержень, который формируется в детстве и юности.

После школы Миша окончил училище, трудился столяром  на военном заводе в Электростали, армейскую службу проходил в Таллине, затем некоторое время работал в РСУ, а с начала девяностых обосновался в фирме «Гарант». Уже будучи начальником мебельного цеха в результате автомобильной аварии Михаил Николаевич Мошковпотерял зрение и в течение  трёх лет безуспешно пытался приспособиться к действительно экстремальным условиям существования на слух и на ощупь. Недавний руководитель едва не проиграл борьбу с самим собой, но однажды ему улыбнулась слепая Фортуна, подарившая надежду. Поздноослепший тотальник свой шанс не упустил и отправился в ЦРС, где быстро  убедился, что страшный недуг — ещё не повод для потери собственного достоинства и погружения на самое дно социума.Вопреки жестоким обстоятельствам, он напряг скрытые  резервы организма и стал понемногу осваиваться среди незрячих. Сперва ему было крайне тяжело читать по системе Брайля, потому что грубоватые пальцы не справлялись с рельефно-точечным шрифтом, но вскоре мозоли сошли и появился результат. Мужчина в самом расцвете сил сравнительно быстро научился мастерски плести корзины и стал подумывать о будущем. Тут ему снова несказанно повезло: наконец-то он встретил «девушку своей мечты», что коренным образом изменило всю его жизнь.

В свою очередь Верочка, у которой проблемы со зрением начались ещё в детстве из-за болезни, окончила 10 классов и стала дипломированной медицинской сестрой, профессия  статистика ей тоже знакома. В сложные времена в таксопарке по ночам мыла машины, а видела уже неважно и порой добросовестно вытирала мнимую грязь заново. Напарницы косились в её сторону, а некоторые ругались и посылали к офтальмологу. Чтобы оправдаться в их глазах, в 1988 году всё-таки отправилась к врачу и сразу получила направление на ВТЭК, но туда не пошла, вместо этого устроилась в молокораздаточный пункт. Только через четыре года, когда уже не могла самостоятельно добираться до работы, оформила группу инвалидности, в последующем ставшую первой и бессрочной. Сегодня Вера  Николаевна Филатова почти не видит икрайнеплохо слышит, но с помощью внимательных и настойчивых наставников уже давно перестала стесняться белой трости и добилась больших успехов в применении правильных приёмов ориентировки в пространстве, научившись самостоятельно и уверенно ходить по улице. Разумеется, в суетной повседневности очень пригодились теоретические знания по домоводству, приобретённые в Центре реабилитации слепых, помноженные на неоценимый опыт практических  занятий, а хорошо усвоенные навыки машинописи в будущем способствовали довольно быстрому освоению персонального компьютера. Вот как москвичка делала первые шаги навстречу безграничным возможностям интернет-общения: «Премудрости современных гаджетов довелось постигать и в Протопоповском переулке, и на двухнедельных курсах в Пучково, где мы оказались «первопроходцами», но лишь Анатолий Гордеев сумел ликвидировать мою вопиющую безграмотность по части программного обеспечения. Терпеливый кудесник из ИПТК «Логосвос» безотказно приобщал неумеху к таинствам тифлотехники, вплотную занявшись «персональным воспитанием» наивной искательницы интернетовских приключений. Этот слепоглухой поклонник «мировой паутины» вдохновенно рассказывал, что там можно свободно читать «говорящие» книги и электронный вариант плоскопечатных изданий, а ещё в качественном исполнении слушать лучшую музыку. Он во многом мне помог, день за днём терпеливо объясняя, где и в какой последовательности нажимать нужные клавиши. Потом чувствую, что несколько раз спрашиваю  одно и то же, тогда стала конспектировать на диктофон, и дело сразу сдвинулось. Уже в моём доме рукастый наставник настроил подаренные друзьями системный блок и увеличительное устройство, подключил принтер и сканер. После установки специальной программы при включении компьютер, прямо  как джинн из волшебной сказки, стал говорить: «Привет! Слушаю и повинуюсь!» Скоро появилась и первая заочная подруга Светлана Широкова, с которой активно  переписываюсь и беседую по Скайпу. Кстати, эта  незрячая поэтесса из Мурманска отыскала своего будущего мужа благодаря своевременному объявлению в «НЖ». Хорошо, что в журнале поныне сохранилась полезная рубрика «Давайте познакомимся!» Она тоже помогает слепым и слабовидящим, а иногда и зрячим подписчикам или посетителям библиотек, найти своё нелёгкое личное счастье…»

Давний друг семьи Анатолий Гордеев дипломатично высказался о характерных достижениях подопечной: «У Веры годами лежало неимоверное количество непрочитанных инструкций, а отсканировали их, и всё стало понятно. Через электронную лупу она смотрит, какой стороной надо положить лист в принтер. Таким образом, становится доступным для восприятия любой печатный текст. Вообще, моя ученица очень упорная, если не понимает, то обязательно переспрашивает. Пока твёрдо не усвоит материал, не успокоится. Конечно, если бы не её сверхъестественная настойчивость, ничего путного и не вышло бы. Теперь мы почти каждый вечер общаемся, используя Скайп…»

До недавнего времени супруги работали по местужительства, собирая выключатели, розетки и прочее. Когда надомный труд стал вроде бы  нерентабельным, им перестали давать заказы, но они не комплексуют и руки не опускают, а дружно занимаются хозяйством и углублённым самообразованием. Их привлекает роскошь человеческого общения, во всех её проявлениях. Из-за объективного отсутствия возможностей свободно передвигаться по городу, неотъемлемой частью будней и праздников стала хорошая литература, прежде всего, озвученная или в электронном виде, вследствие чего вызывает интерес событийность минувших веков. Волнительная мудрость гениев прошлого и настоящего заставляет задумываться над анализом окружающей действительности. Впрочем, нельзя постоянно находиться в четырёх стенах уютного мирка вынужденной самоизоляции. В поликлинику или на собрания актива общественной организации, на природу или  в гости «тяжёлых» инвалидов сопровождают  волонтёры или социальные работники, родственники или друзья, а иногда и вовсе случайные попутчики. Отзывчивые люди покупают и доставляют продукты и другие товары первой необходимости, включая тифлоприборы, а главное — оформляют многочисленные документы и заполняют бланки для оплаты коммунальных услуг.

Михаил охотно поясняет: «Жена вот на приличном уровне освоила компьютер, я тоже когда-нибудь обязательно до него доберусь, а покуда скучать точно некогда. Повседневных забот и так набирается с излишком, только успевай поворачиваться. В быту мы стараемся обходиться  без посторонней помощи, чтобы никого лишний раз не обременять. К сожалению, с появлением крупных магазинов самообслуживания у нас появились дополнительные трудности. Там без  тележки не обойтись, а она, как на зло, всё время за что-нибудь  цепляется, того гляди, чего-нибудь посшибаем. На тротуарах тоже рисков и непредсказуемых преград прибавилось. Вслепую не очень-то разбежишься, а переходить проезжую часть чрезвычайно опасно, ведь даже возле светофора или на «зебре» водители частенько лихачат, не обращая внимания на правила и возможные штрафы. Впрочем, на своей «двухкомнатной территории» нам многое по плечу. Веруня всё готовит сама. Помню, сразу после свадьбы новобрачная попросила меня хоть как-нибудь «довести до ума» помидоры. Ради любимой решил расстараться, ну и нарезал, прямо  как в ресторане, тоненькими дольками. Жена была в шоке. С той поры у нас строгое распределение обязанностей: я посуду мою, картошку, морковку, лук и другие овощи чищу, коли надо и режу с удовольствием, а она уже дальше кашеварит…»

Хозяйка поддерживает добровольного кухонного ассистента: «Да, Мишель распределил, а я согласна! На самом деле, мне нравятся поварские обязанности. Однажды даже участвовала в кулинарном конкурсе среди слепых. Тогда состряпала сытный овощной салат. Сейчас приходится делать всё на ощупь, так как зрение почти пропало, но в привычной обстановке, в основном, справляюсь. Что касается уборки квартиры, то муж всё пылесосит, а мне уже потом полы мыть приходится…»

Может быть, кому-то покажется, что в повествовании о дружной «Вермишели» многовато приземлённого натурализма, но эти бытовые детали являются неотъемлемой частью нелёгкого счастья этой семьи. Очередные невзгоды только сплачивают «пожизненно влюблённых», а «из песни слов не выкинешь»! Чтобы погрузиться в суровый реализм ситуации, попробуйте-ка поставить себя на место мужа и жены очень среднего возраста с по-настоящему ограниченными возможностями здоровья. В бурных волнах забот и происшествий им действительно совсем непросто всё-таки уверенно держаться на плаву, гордо вздымая флаг своей непотопляемой семейной лодки. Хочется надеяться, что «стеклянная свадьба», при кажущейся хрупкости, будет обладать необоримой крепостью броневой стали, сохранив прозрачную доверительность прежних отношений. Меня искренне восхищает, что Вера и Михаил и сегодня на должном уровне продолжают бережно хранить жар своего очага, возле которого к тому же согреваются одинокие сердца! Пускай несгибаемым супругам сопутствует удача — они это заслужили!

Печаль светла! Вдруг почему-то,

Меняя призрачную суть,

Нежданный случай два маршрута

Переплетает в общий путь.

Синхронно двигаться не сложно,

Когда стремишься не отстать,

А сохранить при этом можно

Любви породистую стать.

                     Владимир Бухтияров

                 Опрос и  фотографии Оксаны Пахомовой