Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ТЬМА ВЕКОВ

Жемчужина Востока

Как часто журналисты, описывая жизнь слепых, добившихся значительных успехов, позволяют себе пользоваться непроверенными сведениями! Возможно, они делают это для того, чтобы произвести наибольший эффект на читателей, прежде не имевших представления о незрячих, выставить их в более выигрышном свете. Порой это делается просто ради красного словца. Готовя эту статью, я обнаружил на сайте «Независимой газеты» такие строки, написанные Ольгой Батлер: «Став главой министерства внутренних дел в правительстве Тони Блэра, Дэвид Бланкетт создал исторический прецедент — до него ни в одной стране не было слепых мужчин или женщин, добравшихся до таких вершин». Автор, вероятно, в погоне за эффектной фразой не потрудилась хотя бы поверхностно изучить данный вопрос, иначе она без труда могла бы отыскать сведения о Таха Хусейне, который за полвека до описываемых событий, будучи совершенно незрячим, стал министром в правительстве Египта. К сожалению, в нашей стране имя Таха Хусейна, одного из наиболее влиятельных египетских интеллектуалов XX века, писателя, литературоведа и историка, известно очень немногим. Предлагаю хотя бы отчасти восполнить этот досадный пробел.

Таха Хусейн родился 14 ноября 1889 года в деревне Килу, недалеко от провинциального центра Магага в Верхнем Египте, на берегу Нила. Его отец, Хусейн Али, работал мелким служащим в компании по производству сахара и относился к числу людей среднего достатка. Он был дважды женат. От первого брака у него было двое, а от второго — одиннадцать детей. По утверждению Муниса Хусейна, сына Таха Хусейна, его дед прожил 101 год.

Таха был седьмым ребёнком и пятым сыном среди одиннадцати мальчиков и рос в обыкновенной мелкобуржуазной семье с патриархальными традициями. В возрасте трёх лет он потерял зрение. Когда ему исполнилось 9 лет, родители отдали его в куттаб — кораническую школу начальной ступени, где он наизусть выучил Священную Книгу. Трудно сказать, когда появился у Таха Хусейна литературный талант, но стремление к знаниям, их совершенствованию, поиск нового обнаружились в раннем детстве и воплотились в его творчестве.

Сильное впечатление на маленького Таха оказало устное народное творчество: он любил слушать песни, рассказы, истории. Окончив школу в 1902 году, Таха Хусейн поступил в исламский университет аль-Азхар в Каире. Здесь он изучил весь комплекс средневековой исламской науки: «фикх» (мусульманское право), религиозную догматику, арабскую грамматику и логику. Учился Таха хорошо, но вскоре, столкнувшись с грубостью и невежеством шейхов, отвратительными отношениями между преподавателями и студентами, он стал критически относиться к аль-Азхару. Тогда в стенах оплота исламского богословия уже чувствовался ветер перемен. Позднее Таха Хусейн так охарактеризует этот период своей жизни: «Новое время требовало нового мышления. Традиционные исламские нормы и установки не в состоянии были полностью удовлетворить нужды современного уклада жизни, который заявлял о себе новыми формами предпринимательской деятельности и новыми отношениями между людьми, новой техникой и новыми литературными веяниями…» Он написал критическую статью об аль-Азхаре, которая не была опубликована. Но благодаря ей Хусейн познакомился с кружком либерально мыслящей интеллигенции, объединявшейся вокруг редакции «Аль-Джарида» («Газета»). В ней Т. Хусейн поместил серию своих социально-политических статей.

В 1908 году благодаря инициативе египетских просветителей-патриотов было создано первое светское высшее учебное заведение — Египетский университет, насчитывавший семь факультетов. Основные средства на его создание пожертвовали представители либерально-буржуазного крыла египетского общества. Примечателен тот факт, что основоположником создания учебного заведения выступило не государство, а прогрессивная, сознательная часть общества. Это было передовым явлением. В числе преподавателей были и европейские востоковеды, которые читали лекции на арабском языке.

В 1910 году Таха Хусейн поступил на французское отделение университета. Ему нравилась образованность преподавателей, которые давали студентам объективные факты из истории, в том числе о былом культурном величии арабов. Он учился с большим интересом.

Но окончательно Таха расстался с аль-Азхаром только в 1912 году, так и не получив свидетельства богослова за открытое выражение недовольства положением дел и постановкой преподавания.

В 1910-м в газетах «Знамя» и «Наука» Таха Хусейн опубликовал 23 статьи о книге одного из самых знаменитых писателей-просветителей современной арабской литературы Мустафы Лутфи аль-Манфалути. Эти публикации считаются одними из первых образцов становления и развития литературно-критической деятельности в Египте.

15 мая 1914 года Таха Хусейн защитил докторскую диссертацию, которая называлась «В память об Абу-ль-Ала» и была посвящена творчеству слепого арабского поэта-философа XI века. В том же году Каирский университет направил его для продолжения образования во Францию, в Монпелье. Его поразили разнообразие и богатство французской общественной жизни, неограниченные условия для научной деятельности, возможность свободно выражать свои мысли. Всё это резко отличалось от того, что было в Египте. Здесь он написал серию из 15 рассказов под общим названием «Женитьба шейха», в которых изображал французский стиль жизни, высокую культуру.

В декабре 1915 года Таха Хусейн уехал в Париж. В Сорбонне, Коллеж де Франс и Школе восточных языков он слушал лекции по античной истории, философии, литературе, психологии, социологии и ориенталистике, изучал древнегреческий и латинский языки, уделял серьёзное внимание французской литературе.

В 1917-м Таха защитил вторую диссертацию, посвящённую социальной философии великого арабского историка и обществоведа Ибн Хальдуна, и стал первым египтянином-лиценциатом Сорбонны. В Париже произошло важнейшее событие в его личной жизни. 9 августа 1917 года Т. Хусейн женился на француженке-католичке Сюзанне Брессо, которая была его личным секретарём. Их объединяло родство душ, стремление помочь друг другу. Слепому Т. Хусейну умный и зрячий друг был необходим. С. Брессо разъясняла ему тонкости французской литературы, с её помощью он выучил латынь, занимался греческим языком. Счастливый брак окрылил Хусейна, и он посвятил множество проникновенных строк своей супруге: «Она оживила моё сердце, встряхнула ум, усладила душу, принесла радость после страданий». Для С. Брессо он был образцовым супругом и благородным другом. Именно благодаря супруге Т. Хусейн обратился к проблеме роли и места женщины в обществе. С. Брессо помогала  в сборе материалов к диссертации, которая была написана на французском языке. В последующие годы связь египетского литературоведа и учёного с европейской культурой лишь продолжала укрепляться и стала многими восприниматься как её неотъемлемая часть. Недаром за заслуги перед французской культурой и литературой, а также за установление связи между французской и арабской культурами в ноябре 1938 года Т. Хусейну  присвоили звание почётного доктора Лионского университета, а в 1951 году наградили орденом Почётного легиона.

В 1925 году Каирский университет преобразован в государственный. Т. Хусейн стал профессором кафедры классической литературы. Он углубился в изучение истории арабской литературы и призывал к необходимости дальнейшего развития литературных знаний. Одним из первых среди представителей новой литературной школы настаивал на том, что Египет занимает особое место в арабском мире. По его мнению, современный Египет «должен догнать Запад и одновременно ещё больше «египтизироваться», чтобы не потерять самобытность». Многие деятели новой школы поддерживали позицию Т. Хусейна в отношении особого положения Египта, национальной культуры.

В 30-е годы Т. Хусейн — среди популярных и известных личностей в общественной жизни не только Египта, но и арабского мира, его имя стало знакомо европейским учёным. В эти годы он уделял большое внимание проблеме сближения Египта с Западом, поскольку считал, что построение развитого общества в стране возможно на основе европеизации. Под этим термином Таха Хусейн понимал не только изучение и использование достижений европейской науки и техники, форм организации производства и устройства политической жизни, но и изучение культурного наследия, основанного на античной греческой цивилизации.

Наряду с этим Таха Хусейн считал необходимым возрождение арабо-исламского наследия в качестве основы национальной культуры, развитие системы образования как средства модернизации. Он писал: «Могущество и богатство цивилизации основываются на культуре и знаниях». Т. Хусейн считал, что между народами средиземноморского бассейна по существу нет различий в культурном и ментальном отношениях, потому что все они находятся в одном культурном мире: «Египет всегда был частью Европы в плане интеллектуальной и культурной жизни». Таха Хусейн как просветитель и современный мыслитель считал, что усвоение европейской культуры предполагает коренные изменения в системе народного образования. По мнению просветителя, образование является не только средством обновления египетского общества, но и путём к национальной независимости. В своей книге «Будущее культуры Египта» он посвятил целый раздел  реформе системы образования в стране. По его мнению, нужна единая государственная система образования вместо той, в которой существует большое количество разных школ: частных и государственных, светских и религиозных, национальных и иностранных. Старое традиционное египетское образование изжило себя и должно исчезнуть, так как оно является «источником неправильного мышления, разложения характера, источником безнравственного образа жизни в целом и в частности».

Образование — одна из необходимых потребностей в жизни любого цивилизованного народа. Его двери, по словам Т. Хусейна, должны быть открыты для всех людей независимо от социального положения.  

В 1943 — 1946 годы Таха Хусейн был ректором университета в Александрии, а 13 января 1950 года его назначили министром просвещения Египта в вафдийском правительстве. Под его руководством разработана программа обязательного и бесплатного среднего образования и предложено введение преподавания древнегреческого и латинского языков, было организовано большое количество средних школ.

Он писал: «Умственные способности египетского ребёнка нисколько не хуже и не меньше, чем у европейского ребёнка».  В случае правильного усвоения европейской формы обучения «египетские дети, получив образование, будут знать свои права и обязанности как внутри страны, так и за её пределами, и они не допустят того, чтобы какое-нибудь государство поступило несправедливо по отношению к ним или затронуло их достоинство».

26 января 1952 года вафдисты и вместе с ними Т. Хусейн подали в отставку, причиной которой послужил пожар в Каире. В стране в том же году произошла буржуазно-демократическая революция и была отменена монархия. Начался новый этап в развитии страны на пути к независимости. Провозглашение республиканского строя и усиление антиимпериалистической борьбы египетского народа за независимость всколыхнули народные массы и способствовали обострению классовой борьбы в стране. В области искусства и литературы также произошёл накал борьбы. Являясь сторонником позиции внеклассовости литературы, Т. Хусейн признавал принцип «искусство для искусства», означающий полную свободу творчества. Представители «новой» демократической школы противопоставили лозунг «Искусство для жизни». В ответ на это Т. Хусейн утверждал, что «эти два лозунга тождественны друг другу». Он отрицал назначение литературы отражать общественные явления, считая, что литература — для души, для удовольствия. По его словам, литература не является средством осуществления той или иной цели общества, изменения условий жизни народа. Она «не может ставить задачу накормить голодного, одеть голого или вылечить больного». Литература «нуждается в свободе от масс, и писатель не должен считаться с тем, как реагирует масса, и не должен искать её благосклонности». Т. Хусейн постоянно повторял, что литература и культура в целом должны быть свободны и от контроля со стороны государства: писатель не обязан быть слугой общества, однако он является умом и совестью народа. Поэтому автор считал, что не должно существовать разделения на литературу для «избранных» и для всех. Она должна быть просто хорошей, чтобы народ мог читать, понимать и наслаждаться ею. Но это не значит, что художественные произведения должны быть написаны примитивным языком. «Главная задача литературы и науки — способствовать развитию интеллектуального, художественного и культурного уровня народа».

В 1955 году в журнале «Аль-Хиляль» была опубликована статья Таха Хусейна «Это мой путь». В ней он описывает свой трудный путь к вершинам знаний. «Я понял, что благодаря жажде знаний, терпимости и бесстрашию перед трудностями, искренности, открытости, любви к своему народу, упорному труду я достиг успеха в жизни… И если есть надежда, у которой нет границ, работа, от которой нет отдыха, то я безумно счастлив…»

За вклад в развитие культуры в 1959 году Таха Хусейн был награждён высшим египетским орденом — «Ожерелье Нила». В том же году он был удостоен государственной премии. С 1965 года Таха Хусейн —  президент академии арабского языка.

В 1972 году вышла в свет последняя книга классика современной египетской литературы — третья часть автобиографической повести «Дни». В ней содержатся воспоминания о периоде жизни в аль-Азхаре и в Латинском квартале, о том, как он изучал французский язык, о встрече с будущей супругой Сюзанной Брессо…

28 октября 1973 года Таха Хусейн умер. В последние дни его жизни ему была присуждена премия ООН в области прав человека.

Сложен и противоречив путь этого разносторонне одарённого  человека, но бесспорно то, что  он стремился быть верным правде жизни. Его творчество продолжает оказывать влияние на умы и сердца современных писателей и читателей.

К сожалению, лишь две его книги были переведены на русский язык и изданы в нашей стране: «Дни» и «Зов горлицы». Мои попытки найти их в обычном или электронном варианте не увенчались успехом. При подготовке статьи мной были использованы сведения, полученные из публикации Э.К. Собирова «Литературно-эстетические взгляды Таха Хусейна».

Рифкат Гардиев,

Чистополь, Республика Татарстан