Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Активный возраст

Путь к себе

В зале подмосковного санатория «Сосны», в котором собрались делегаты очередного Всероссийского  молодёжного образовательного форума инвалидов по зрению,  эта яркая блондинка сразу привлекла моё внимание. В перерыве я отыскала незрячую «фотомодель», которая вблизи ничуть не разочаровала. Современно мыслящая девушка оказалась обладательницей не только красивой причёски, приятного голоса, но и широкого круга интересов. Мы познакомились и разговорились. С Екатериной Поляковой из Тамбова было очень интересно и комфортно общаться:

— Ты классно выглядишь! Наверное, непросто на ощупь следить за собой и постоянно держаться на достойном уровне. Как тебе это удаётся?  

— По возможности занимаюсь спортом и туризмом, а кроме того, увлекаюсь йогой, что позволяет быть в неплохой физической форме. Макияж, в основном, наношу сама, а вот лак для ногтей — не получается. Карандашом  перестала пользоваться, так как многие говорили, что он мне не идёт.

— Екатерина, расскажи о себе.

— Родилась в Саратове. До семи лет у меня было стопроцентное зрение, потом из-за болезни оно стало падать, а к  пятнадцати  годам вовсе пропало. До шестого  класса училась со зрячими ребятами, а потом  меня перевели в школу-интернат для слепых и слабовидящих детей, где  пробыла 2 года. Затем с родителями переехала в Тамбов. Там на дому я окончила девятый класс.

— Как относишься к идее инклюзивного образования?

— Оно необходимо, ведь выиграют все, а не только дети с особыми потребностями. Только для того, чтобы заработали восемь принципов прогрессивных методик обучения, нужно поднимать общий уровень культуры. Например, в общеобразовательной школе были насмешки и непонимание, когда я ближе пододвигала учебник, чтобы прочесть текст, а в специальной такого не встречала и чувствовала себя комфортнее. 

— Катюша, ты коммуникабельная, вокруг тебя постоянно концентрируется молодёжь. Всегда ли так было?

— Когда родители переехали в деревню, а я осталась с бабушкой, не имея достаточных навыков, чтобы самостоятельно гулять, ходить по магазинам и просто встречаться с друзьями, буквально взвыла от тоски и начала активно искать пути к общению. Продолжать обучение я не собиралась. Не знала, что в принципе это возможно, поэтому вступила в члены ВОС и устроилась вязальщицей на УПП. Через  год мне предложили пройти курс реабилитации в Волоколамске. Больше всего  привлекала ориентировка. Приготовить поесть или пришить пуговицу и так умела. Душа требовала свободы, но право на неё ещё нужно было реализовать! Без мобильности тотальник не может рассчитывать на подлинную независимость. Я очень волновалась, когда в ЦРС вооружилась белой тростью. К  моему удивлению, буквально через несколько дней начала ходить по улицам без посторонней помощи.

— По родному городу теперь тоже странствуешь самостоятельно?

— Да! У  меня полный «комплект помощников»: складная трость — в правой руке, а слева — лабрадор по кличке Арина. Воспитанная собака-поводырь сразу приняла меня, а после совместных занятий в Купавне мы подружились. Правда, хвостатая спутница с характером, может развернуться и без команды пойти за понравившимся человеком. Как-то гуляли с подругой, а когда попрощались, я пошла домой, но задумалась и не заметила, как Арина по кругу обошла квартал и вернулась в пункт расставания. Стадный инстинкт сработал: раз вышли вдвоём, то и вернуться должны в том же количестве.

— Как окружающие относятся к вашей «сладкой парочке»?

— Если передвигаюсь лишь с ориентировочной тростью, место в транспорте особо не уступают, зато когда вдвоём едем, то пассажиры  усаживают почти насильно, а это во всех отношениях неудобно. Медвежья услуга получается. В колледже не разрешали ходить с добрейшей собакой, мотивируя тем, что она может покусать детей. В институте не стала спрашивать позволения, а просто взяла нужные документы, надела на четвероногого проводника полную экипировку, включая  намордник и красный крест, и отправилась прямиком в аудиторию. Студенты и преподаватели быстро привыкли, даже полюбили Арину.

— Что тебя заставило стать студенткой? 

— После того как посмотрела, чего добиваются незрячие, поняла, что без образования не могу позволить себе мечтать о большем. Чтобы добиться задуманного, решила продолжить «грызть гранит науки» и старательно готовилась к поступлению в облюбованное учебное заведение, которое находилось в Ульяновске. Я много читала по Брайлю и «говорящие» книги, но прямо перед  вступительными экзаменами была вынуждена отправиться в Уфу восстанавливать зрение. Операция дала кратковременный эффект, а время было упущено. Тогда решила попытать счастье рядом с домом, удивилась и обрадовалась, что даже есть выбор. Приятели из Тамбовского регионального отделения «Ассоциации молодых инвалидов России «Аппарель» посоветовали изучать юриспруденцию. Через три года окончила колледж и стала дипломированным специалистом.

— Как получилось, что ты замахнулась и на высшее образование?  

— Однажды знакомые студенты пригласили меня на встречу с деканом ТГМПИ имени С.В. Рахманинова. Он рассказал, что у них есть отделение декоративно-прикладного искусства. Сразу загорелась и поступила, сдав экзамены  на «отлично». Учусь с удовольствием. В группе стараюсь держаться на равных со зрячими однокурсниками. Ко мне все хорошо относятся, без скидок на отсутствие зрения.

Ручная работа

— В народных сказках у некоторых работящих героинь встречается значимое прозвище, которое подчёркивает их мастеровитость. Можно ли тебя тоже назвать  Екатериной-искусницей?

— Вряд ли я достойна такого почётного звания, впрочем, вышиваю лентами и вяжу спицами с четырнадцати лет. Начинала осваивать эти премудрости, когда ещё немного видела. Хотелось что-нибудь полезное сделать для младшего братишки, вот и взялась за изготовление индивидуальной детской одежды.

 — Какими видами рукоделия ты увлекаешься? 

— На одно из мероприятий для инвалидов пришла представительница  Дома милосердия, пригласила посетить тамошние кружки. Так  я начала заниматься макраме, сначала думала, не справлюсь, но попробовала и вроде получилось.

— Возникали ли трудности в общении с нормально видящими наставниками?

— Помню, как преподавательница объясняла ученикам, в том числе и мне, что и как делать, но после занятий она начала повторять всё то же самое моей бабушке, которая зашла за мной, мотивируя это тем, что иначе я не сумею понять пройденного материала. Только  бабушка ничего не смыслила в этом.  К сожалению, зрячие частенько стараются разговаривать с сопровождающими, считая, что слепые неправильно понимают и оценивают полученную информацию.

— Какие ещё  виды прикладного творчества тебя привлекают?

— В 2008 году с  подругой пошли на славянскую ярмарку. Там мне понравились тряпичные куклы. Я захотела купить одну, но когда узнала цену, решила, что лучше сама такую же сделаю, и поехала в магазин, где  купила всё необходимое, а  выкройку придумала сама. Первую куклу набила, чем придётся, получилось не очень. Теперь использую специальный синтетический материал.

— Что мешает развернуть производство?

— Есть единственная серьёзная проблема: не могу найти человека, который бы удовлетворительно рисовал лица. Пробовала сама вышивать игрушечные портреты, но слишком трудоёмко, результат не устроил.

— Как ты совершенствуешься в мастерстве?

— Интернет выручает. Изображения готовых работ размещаю на различных сайтах.  Несколько  ошейников-оберегов для собак продала. Компьютер мне подарили родители на шестнадцатилетие. Они же открывали мне ворд и проверяли набранный вслепую текст. Затем сама купила ноутбук в кредит. Джоз уже в Центре реабилитации слепых освоила. Кстати, мировая сеть позволяет оперативно находить нужную информацию, в том числе о деятельности движения экологов, а главное — знакомиться с интересными людьми. Недавно подружилась с молодыми супругами. Оказывается, они увлекаются веломобилями. Мне тоже предложили покататься с ними. Вспомнив зрячее детство, согласилась и отважно оседлала тандем. Так виртуальное  общение превратилось в реальные встречи на базе общих увлечений. Меня уже пригласили на велосипедный марафон.

Мыльная опера

— Скажи, пожалуйста, чем в настоящее время радуешь себя и близких?

Эксклюзивным мылом.

— Каким образом ты оказалась в рядах мыловаров?

— Зрячая знакомая неплохо зарабатывала этим. Год назад у меня появилось желание освоить модный промысел. Я стала искать информацию во всемирной паутине. Оказалось, что специализированный магазин в Тамбове находится буквально рядом с институтом. Поехала с подругой на разведку. Пальцами изучала  ассортимент и нюхала отдушки: сразу всего хотелось. Взяла несколько формочек, немецкую основу и уже на следующий день приступила к опытам.

  Что для начала необходимо купить и в какую сумму это обойдётся?

— Мыльную основу, масло, отдушку, краситель. Для первого раза можно и в 300 рублей уложиться. Я оставила в магазине около тысячи.

— Дорогая Екатерина,  я хочу попросить тебя поделиться некоторыми секретами производственного процесса. Возможно, кто-нибудь из читателей последует твоему примеру.

— Нужно взять одноразовый пластмассовый ножик и миску, а поначалу полезно консультироваться со зрячими. Если в мыле использовать сухие добавки, то соотношение ингредиентов становится неустойчивым, поэтому не обязательно отрезать всё точно до грамма. Со временем я убедилась, что органическая основа лучше, ведь делается из натуральных масел. Очень важно следить, насколько она расплавилась. Изначально контролировала процесс растворения  пальцем. Главное не перегреть в микроволновке. Теперь  приноровилась и просто выставляю нужное время и мощность.

— Что требует особого внимания?

 Прежде всего, мучилась с дозировкой базового масла, которое является растворителем для эфирного. Если переборщить, то конечный продукт будет плохо пениться. Необходимо примерно полчайной ложки на 100 граммов основы. Для удобства пользуюсь пипеткой и посудой с носиком, а с помощью шприца наполняю спиртом флакон  с пульверизатором и сбрызгиваю заготовку, чтобы соединить два слоя, это позволяет сгладить неровности,  удалить пузырьки с поверхности.

— Судя по всему, манипуляции с разогретой основой нужно проводить быстро. Как можно увеличить время для творчества?

— Добавить немного мёда, молока или воды. При этом не образуется плёнка, меньше вероятность, что будут комочки. Основа медленнее застывает, с ней легче работать.

— Какие ещё добавки используют?

— Свежие фрукты, таким  мылом надо пользоваться сразу.  Сухие дольки лимонов, апельсинов, овсяные хлопья как скраб.

— Какие-нибудь интересные эксперименты с ингредиентами ты проводила?

 Разделила прозрачную основу напополам. В первую добавила листья календулы, во вторую — перламутр, накапала эфирные масла. Заранее приготовила мыло в форме сердца, наполовину «утопила» в части с перламутром, придерживала рукой, пока не схватилось. Затем сбрызнула спиртом и залила прозрачной заготовкой с календулой. Получилось, как будто сердце лежит на необычайно красивых водорослях в морской пене.

— Екатерина, ты продавала свои работы?

— Чтобы сдавать мыло для реализации в косметические салоны или специализированные магазины, нужен сертификат, который стоит несколько тысяч рублей. Пока воздерживаюсь, но намериваюсь попытаться в будущем.

— Популярные «мыльные оперы», как правило, заканчиваются грандиозной свадьбой, неожиданным богатством или заслуженным профессиональным триумфом. Иногда телевизионный happy end объединяет всё сразу.  У тебя пока ещё всё впереди, но, наверное, есть заветные желания и взвешенные планы. Что в них самое главное?

— Разумеется, я мечтаю о надёжном спутнике жизни и малышах. Хотелось бы по-настоящему влюбиться и создать крепкую семью, а пока необходимо окончить институт, может быть,  даже  экстерном, чтобы  получить финансовую независимость и попытаться заняться предпринимательством.

              Ирина Федотова