Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Личность

СВОБОДНАЯ ЖЕНЩИНА

Именно так хочется мне назвать свою собеседницу. И совсем не потому, что по нашим житейским представлениям о семейном положении она на данный момент действительно свободна. Суть в другом. Она  свободна  потому, что живёт открыто и без лжи, прежде всего, перед самой собой.

Я не  пишу стихов по поводу любому.

Меня не трогает пустая суета.

Но иногда царапнет по живому,

Оставит след в душе  беда иль красота,

И вот тогда родится звук, и слово

Ложится к слову в ряд, и я пишу опять.

И лишь тогда я оживаю снова.

И уж ни слёз, ни слов, ни мыслей не сдержать!

Это её стихи об искренности, которая ведёт по жизни и позволяет быть свободной.

«Свой человек» в виртуальном мире

Мы встретились с Надеждой Валерьевной Нельзиковой, председателем местной организации из Архангельска, благодаря компьютерным курсам КСРК ВОС, на которые она приехала, чтобы изучить  специальные программы для незрячих.

 Говорит, что давно стремилась сюда. Но мечта осуществилась совсем  неожиданно. По совету знакомых зашла на сайт КСРК, заполнила анкету, ответила на большинство вопросов теста  и в числе других шести счастливчиков получила приглашение. Время учёбы  совместила со своим отпуском. Посчитала, что раз это её инициатива, зачем использовать рабочие дни. Председатель правления Анатолий Георгиевич Одоев дал согласие на обучение, и вот она  в Москве. Эта удача для неё — награда за смелость.  И хоть  говорят, что учиться никогда не поздно, но для человека среднего возраста начинать  любое новое дело в жизни — всегда поступок. Не так уж много у нас руководителей восовских коллективов, которые уверенно чувствуют себя в виртуальном мире. А Надежда Валерьевна — вот такая. Раз «хочется и можется», почему бы нет?

За окном дождь, а в уютной  гостинице Общества слепых светло и тепло. Трёхместный номер, где она живёт с подругами, представляет собой  двухкомнатную квартиру со спальней и гостиной. Здесь телевизор, телефон, журнальный столик, удобные кресла.  Чистота идеальная. Моя собеседница восхищена этим, а также самой организацией учёбы. От гостиницы до КСРК расстояние большое. Но «курсанты»  не сами добираются туда, а на автобусе, который каждый день возит их. Учебный график напряжённый и плотный. Все возвращаются в номер лишь к восьми вечера. Выходной только в воскресенье.  Конечно, устают. Но Надежда признаётся, что это ей не в тягость, она сама не ожидала, что у неё будет столько энергии.

Женщина отвечает на мои вопросы, а периодически кто-то по телефону задаёт ей свои.  Она извиняется и берёт трубку.  Соседи по гостинице просят разъяснить некоторые компьютерные премудрости. Она для них в этих вопросах авторитет. Здесь нет ничего удивительного. И не только потому, что на занятиях всё схватывает  на лету. Ведь первый уровень курсов КСРК начинается не с нуля, а обязательно предполагает наличие у  слушателей начальной подготовки. Конечно, она у всех разная. Но, судя по всему, у Надежды повыше, хотя эта скромница периодически объясняет, что у неё ужасные пробелы в знаниях, и надо учиться ещё и ещё.

В Архангельске у неё компьютеры и дома, и на работе. В своё время окончила курсы при Центре некоммерческих организаций «Гарант». Она на «ты» и с электронной почтой, и со Скайпом, и с Интернетом,  «свой человек» в социальных сетях,  знакома со старой версией программы «JAWS», может проконсультировать. Без знания компьютера сейчас председателю местной организации никуда.  Пользовательские навыки позволяют быть в курсе  восовской жизни не только области, но и страны, своевременно просматривать новые документы, поступающие из администрации  города,  поддерживать деловые отношения с Союзом общественных объединений инвалидов Архангельской области, другими организациями инвалидов, находить в Интернете материалы —  сценарии, вопросы для викторин, стихи, песни по теме  при подготовке различных мероприятий в местной организации, да и просто общаться, чтобы не чувствовать себя одинокой.

Переписка со знакомыми по электронной почте год назад завершилась приглашением в голосовой чат для незрячих «Ventrilo», который недавно отметил трёхлетие. Это  интеллектуальное Интернет-сообщество объединяет людей с проблемами зрения из разных стран. Когда Надежда рассказывает о нём, её глаза загораются,   эмоции бьют через край.  Чувствуется, что это её среда. Здесь она нашла сторонников по литературным пристрастиям, раскрылась как лирическая поэтесса, познакомилась с искусством различных народов. Чат  активен 24 часа в сутки, войти в него  можно в любой удобный для пользователя момент. Иногда Надежда «сидит» в нём 10 — 15 минут, иногда по часу, чаще  днём по выходным, хотя говорит, что именно в ночные часы там  можно встретить  самую интересную аудиторию. Здесь есть различные кружки. К примеру, любители вязания  обмениваются опытом и учатся в «теремке» «Клубочек». Здесь можно посетить психологические тренинги,  изучить эсперанто, английский язык, занятия ведут профессионалы из числа незрячих. Здесь проводят встречи, конференции по различным проблемам жизни инвалидов по зрению. Порой у компьютеров одновременно собираются много людей из разных стран. Они слышат и слушают друг друга, правда, в дискуссию вступают по принципу: все молчат, когда кто-то говорит.  Здесь  спасаются от одиночества, рутинной работы. Администрация  чата внимательна к просьбам и пожеланиям  посетителей и делает всё возможное, чтобы каждый человек   мог найти здесь свою отдушину.

Например, Надежда увлеклась участием в интеллектуальных играх. Она — член команды «Восток-Запад», в  состав которой  входят северяне, псковичи, уральцы во главе с капитаном Николаем Лавровым из Челябинска. Это виртуальные друзья Надежды. В реальной жизни она с ними не встречалась. Хотелось бы  побывать в гостях, но слишком уж дорогие билеты. Правда,  от этого взаимные симпатии ничуть не меньше. Когда у Надежды Валерьевны был день рождения, «чатовцы» устроили для неё великолепный праздник с тёплыми поздравлениями и настоящим домашним весельем.

Так что же ещё нужно этой женщине, если она уже достигла определённого уровня компьютерной грамотности? А нужно, как всегда, ещё больше. Вот как она сама объясняет это: «Осваивать «говорящие» программы заставило зрение.  Оно у меня плохое с детства. Сейчас сохранилось две-три сотых на одном глазу. То есть катастрофически падает.   Я очень долго работала с мышью и электронной лупой, которая встроена в систему Windows.  Но потом поняла, что  как бы быстро ни ориентировалась на странице, читать текст с помощью лупы не могу. Глаза устают на второй-третьей строке. Фокус теряется, начинается нервотрёпка.  Старенькая версия «JAWS» помогает лишь частично.  То есть пришла пора всерьёз задуматься о здоровье и максимально освоить то, что предлагают современные программы для слепых, чтобы работать беспрепятственно.

Что из этого вышло? Прежде всего,  удалось подняться над «азами», научиться работать с программами экранного доступа и современными «говорящими», с помощью клавиш быстрой навигации  сразу  находить  на Веб-странице ту или иную информацию, грамотно пройтись по заголовкам, ссылкам, профессионально действовать в поле редактирования.  И всё это без контроля зрением. Конечно, программированием я вряд ли буду заниматься, но продолжить обучение на второй ступени, которая пока не проводится, но планируется, очень хотелось бы».  

И  учёба, и наша беседа —  уже в прошлом. Но приобретённые знания    никогда не станут историей.  Теперь Надежда Валерьевна — ценный в области специалист, владеющий системой правильно и умеющий профессионально работать вслепую. Этой победой над собой она гордится. Спрашиваю: «Будете помогать другим?» — «Конечно, — отвечает. — Я и раньше занималась этим на базе своей организации, консультировала новичков, и сейчас готова поделиться знаниями с другими».

Жизнь с лёгким сердцем

 Говорят, что поступки человека обусловлены его характером.  Конечно, трудно при первом знакомстве делать какие-то выводы. Но не  заметить эмоциональную открытость  Надежды невозможно.   Во взгляде, в движениях, в словах — свет её доброй натуры. Она не сетует на судьбу, не хнычет, как бы поднимается над суетой. Вот и о своей жизни рассказывает легко, просто, даже печальные  страницы пролистывает без надрыва. Да, зрение потеряла в детстве из-за кори. Да, была неудачная операция по удалению  хрусталика. Да, глаукома постоянно показывает свои «коготки». Но над этим не плачет, а живёт дальше.   Её родители волгари. После окончания учёбы были направлены по распределению в Кемерово, где и родилась их шустрая дочурка. Когда у неё начались проблемы со зрением и в целом со здоровьем, врачи посоветовали  переехать в среднюю полосу России. Так семья оказалась в Костроме. Девушка окончила Костромскую школу для слепых и слабовидящих детей. Отлично знает систему Брайля. Она выпускница Костромского педагогического университета, по специальности преподаватель истории и обществоведения и одновременно методист воспитательной работы. Свою трудовую деятельность начала в Костромском областном правлении ВОС инструктором по оргвопросам. В 1986-87 годах училась в Институте повышения квалификации специалистов ВОС на факультете подготовки резерва кадров.  Во время первой производственной практики работала мастером участка, во время второй — в составе руководства УПП.  Тема диплома была очень актуальная и называлась «Анализ основных фондов восовских предприятий». Но по окончании факультета вернулась не в  Кострому, а в Архангельск, куда её  увёз молодой муж,  сокурсник Евгений Викторович  Нельзиков, тоже инвалид по зрению. Поначалу жили у его родителей в Северодвинске, а потом получили однокомнатную квартиру в Архангельске. Муж стал работать  заместителем  председателя в областном  правлении. А сейчас он  председатель Архангельской организации ВОИ.

У Надежды такая история. Её первая должность на новом месте — специалист по реабилитации, которую сократили, когда она была в декрете. Пришлось идти простой работницей на участок,  где из берёзы делали коврики для автомобилей, панно для украшения прихожих, массажные дорожки. В 1995 году Нельзикову избрали председателем местной организации Архангельска. В декабре 2010 года ей доверили руководить коллективом в четвёртый раз. С мужем, к сожалению, рассталась. Говорит, что разошлись интересы. И чтобы не усугублять конфликт, решили жить отдельно. Но  отношения сохранились добрые. У них общий сын Андрей, которому 22 года. Он студент факультета иностранных языков  Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Всё не так просто, как кажется

Работа? Она всегда в ней со всеми счастливыми и грустными моментами. В таких случаях говорят,  что это любовь.  Как для  председателя главный предмет внимания — люди. Их в организации  около 400 человек. Это те, кто живёт в Архангельске и трёх прилегающих к нему районах. Здесь и пенсионеры, и рабочие УПП, и студенты. У каждой категории свои запросы.  Взрослых — 378. Плюс ещё  21 ребёнок. Конечно, дети пока не члены ВОС, поскольку им нет 18 лет, но с их родителями полный контакт, равно как и со спецбиблиотекой, которая активно помогает таким семьям, обеспечивает необходимой литературой, а детишек — книжками-игрушками с тактильными и звуковыми вкладками.  Их делают для незрячих малышей студенты социального факультета. Надежда Валерьевна проблему видит в том, что  в области нет специализированного учреждения  для  слепых и слабовидящих детей.  И хоть  в рамках инклюзивного образования на базе одной из городских школ  сформирован  класс для ребят без зрения, тем не менее, споры по поводу  эффективности такого обучения не прекращаются.  А сама Нельзикова  как педагог, знающий проблему изнутри, сторонница специально созданных условий. 

Что касается молодёжной части коллектива, то для неё главное —  общение и поддержка в самореализации.  Многие с удовольствием посещают компьютерные курсы при спецбиблиотеке. Без приобретённых навыков сейчас трудно найти работу, да и учиться уже невозможно.   Уверенно себя чувствовать инвалиду позволяет и знание законов. Здесь тоже отлажена система. В сложных случаях можно обратиться в бесплатную юридическую консультацию при  областном правлении ВОГ, а в житейских ситуациях в МО помогут собственными силами. Все изменения законодательства — всегда в базе данных ПК. 

 Пожилые люди очень интересуются лекциями о здоровье, которые периодически читают специалисты Медицинской академии по договорённости с председателем. Приходят с беседами представители фармацевтических компаний. Спецбиблиотека проводит литературно-музыкальные вечера. В День Белой трости обязательны встречи с представителями Пенсионного фонда, управлений соцзащиты, медико-социальной экспертизы, на которых можно не только узнать об общей социальной ситуации в области, но и как-то повлиять на  свою. Кстати, льготы для инвалидов здесь, в основном, федеральные.  Это 50-процентная скидка на оплату коммунальных услуг. На проезд в общественном транспорте городские власти дают 20 билетов в месяц, каждый из которых только на 2 рубля дешевле, чем обычный. За телефон горожане платят полностью. В сельской местности  инвалиды могут поговорить бесплатно внутри района, а звонки за его пределы — по общим тарифам. В целом, регион небогатый, и льготы более чем скромненькие. Но. Есть одно «но», которое, как я поняла, используется здесь на полную катушку.

Надежда Валерьевна — член координационного Совета по делам инвалидов при мэрии Архангельска.  Это позволяет  ей быть в курсе социальной политики   и  напрямую  ставить перед руководством  проблемы, касающиеся незрячих.    Главное — не упустить момент и войти в городские программы по поддержке инвалидов. «Будешь тихо сидеть, никто тебе ничего не предложит, — говорит она. — Другие категории инвалидов могут забрать все деньги на свои нужды. Мы, конечно, дружим со всеми, но стараемся, чтобы и нам что-то досталось».  По последним данным, «досталось» 5 тысяч рублей на подписку журнала «Наша жизнь». В прошлом году пяти молодым незрячим была закуплена компьютерная техника на 80 тысяч рублей. По программе «Доступная среда» выделено 800 тысяч на установку звуковых светофоров,  появился даже один «говорящий», а 600 тысяч рублей потрачены на замену  в поликлиниках мелких информационных табличек на более крупного формата. В честь юбилея  Архангельской местной организации 11 человек получили  грамоты и подарки. Вышел сборник стихов самодеятельных поэтов из числа инвалидов. «Эти программы — долгосрочные, — объясняет Нельзикова. — Когда они завершаются, их либо продляют, либо видоизменяют. С 1995 года я не припомню такого случая, чтобы мэрия отказала нам в помощи. Может быть, она небольшая по сравнению с другими регионами, но мы ни от чего не отказываемся».

 Эта работа с людьми и с властью требует  большой самоотдачи. Но председатель ведь не машина, а живой человек, порой, как мы знаем, с теми же «болячками», что и у подопечных. От усталости у него  и давление может повыситься, в том числе и внутриглазное, а от  нервного перенапряжения — и сердце заболеть. «Я же не могу бросить трубку, если человек рассказывает мне о своей беде. Я должна выслушать его, утешить,  организовать помощь, как бы плохо  себя не чувствовала, — признаётся собеседница. — Заметила, что на штатной работе в  местных организациях остаются те,  кто умеет открыться людям и понять их. Но как  сохранить и своё здоровье?»  В этой связи  Надежда Валерьевна высказала такое предложение:  организовать для руководителей МО психологические тренинги, которые помогут им восстановить работоспособность, защититься от негативной энергии. Она знает, что есть специальные методики по этим направлениям. Сама уже обращалась к знакомому психологу, говорит, что помогает. Но может быть, это нужно  только ей, как человеку эмоциональному и открытому?

Голос внутреннего состояния

В начале данной статьи я назвала Надежду свободной женщиной, имея в виду, прежде всего, её внутреннюю свободу, которая проявляется, в том числе, и в её увлечениях. Она любит путешествовать. Дважды побывала в Германии, в городе-побратиме Архангельска  Эмдене. В первый раз ездила по программе обмена в составе делегации из пяти человек. Познакомилась с жизнью незрячих этой страны.  Побывала в социальных центрах, где они получают медицинскую и реабилитационную помощь,  в обучающем центре Ганновера, который работает с детьми от 0 и старше, сопровождая вплоть до взрослой жизни, была на специализированных предприятиях, где трудятся инвалиды разных категорий, а у незрячих и слепоглухих есть свои участки. Во второй раз  — по проекту «Семейный отдых»:  вместе с сыном провела отпуск   на острове Зюльт.  Одним из условий  при отборе счастливчиков было знание мамой немецкого языка. Надежда вновь засела за институтские учебники. Во время отдыха  обходилась без переводчика, свободно общаясь  с местными жителями  на бытовом уровне. Более того, увлеклась немецкой  поэзией  и даже перевела стихи понравившегося ей поэта Эдуарда Мёрике, а потом и победила с этой работой  на фестивале творчества инвалидов «Крылья души». Эти поездки подарили Надежде и новые знакомства. С двумя подружками из Германии переписывается до сих пор.  Любит музыку, но только слушать,  немного поёт, но говорит, что «со своим голосом на сцену ни за что не полезет». Муж когда-то открыл ей оперу. Для неё до сих пор это «приятный» мир.  В современной эстраде не переносит плохих текстов. И какой бы «заводной» не была мелодия,  песня перестаёт для неё звучать, если там  отсутствует сюжет. В последнее время увлеклась журналистикой.  Несколько раз публиковалась и  в нашем журнале. Но считает, что здесь ей ещё многому надо учиться.  Как  и подобает эмоциональной женщине, пишет стихи.  В основном, о любви.

Не проси ни словом, ни видом.

Я  секретов весны не выдам.

Я секретов весны не знаю.

 Я её всю, как есть,  принимаю.

Эти мартовские морозы.

И в апреле капель и грозы.

В светлом мае снежок внезапный

И сирени пьянящий запах.

Если всё ж сомненьем томимый

Ты идёшь по земле весенней,

 Подойди лишь к своей любимой,

Поищи у неё спасенье.

Обними её хрупкие плечи.

Ты поймёшь,  сердцу станет легче.

Прикоснись к губам осторожно.

 Ты узнаешь, что всё возможно…

Вот так  живёт эта женщина. Вдохновляясь ощущением  внутренней свободы.

Валентина Кириллова