Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Хозяйствовать по-хозяйски

Живём одной семьёй           

Арзамасское производственное объединение «Автопровод» — одно из самых динамично развивающихся предприятий Нижегородской области. Вот уже полвека здесь выпускают жгуты автопроводов для автомобильных и автобусных заводов России. Продукцию «Автопровода» (неизменно высокого качества) ждут на сборочных конвейерах ГАЗа, КАМАЗа, Павловского автобусного и других гигантов Автопрома.

От других предприятий его отличает то, что половина работающих на объединении (в составе «Автопровода» — ещё два филиала в  Лыскове и Богородске) — инвалиды, в основном, по зрению.

— Об этой половине коллектива у меня всегда душа болит, — признаётся гендиректор «Атопровода» Михаил Петрович Молодцов. — Это сейчас мы опять на подъёме (спасибо программе по утилизации старых автомобилей!) — и работаем с полной нагрузкой, и зарплата подросла. А знаете, как тяжело было в кризисном 2009-м, когда производство машин на ГАЗе на пятьдесят процентов упало, людей увольнять, особенно инвалидов по зрению? Ведь для большинства из них работа здесь — единственная возможность вырваться из четырёх стен, начать другую жизнь. Тем более, что мы уже столько сделали для того, чтобы эта жизнь состоялась. Хорошо хоть в коллективе меня правильно поняли. Верили, что наступят лучшие времена. И дождались-таки!

Заняты инвалиды по зрению, в основном, на тех операциях, где высокой квалификации не требуется: режут защитные трубки, вяжут жгуты проводов по заданной схеме с раскладкой на сборочных стендах. Работают, естественно, в специально созданных для них условиях. Продумывая их, администрация, кажется, учла всё: добраться до проходной помогают звуковые светофоры и путеводители. Путеводители же сопровождают тех, кто слабо видит, и в цехе, и на всей территории. Рабочие места оборудованы тифлосредствами, предусмотрено дополнительное освещение, особая маркировка, заготовки непосредственно на рабочие места подают подсобные рабочие, «распред» (тот, кто распределяет работу) при необходимости всегда покажет, где что лежит, какого цвета (инвалид по зрению ведь цветов зачастую не различает). А проверить правильность сборки жгутов проводов можно на специальном сборочном стенде.

Но если каждого незрячего и слабовидящего столько людей обслуживают — даже работнице столовой, которая обед таким посетителям на стол подаёт и сама же посуду уносит, доплачивать приходится, — то выгодно ли с экономической точки зрения инвалидов на работу брать?

— Если предприятие не простаивает, а работает, то выгодно, — считает генеральный директор. — Во-первых, потому что все эти затраты уменьшают налогооблагаемую базу и с лихвой окупаются. Во-вторых, сейчас, когда в заготовительном производстве у нас работает такое высокопроизводительное оборудование ведущих мировых фирм с автоматической системой контроля качества заготовок, мы можем уже безбоязненно более массово использовать труд слабовидящих на сборочном производстве. Что, кстати, и собираемся делать. А ещё продолжать заниматься социальной и трудовой адаптацией, заботиться о людях.

Кстати, за примерами такой заботы далеко и ходить не надо. Парикмахерская, где все инвалиды практически бесплатно (стоимость услуг — 15 рублей) могут постричься, и прачечная, где им бесплатно же постельное бельё постирают, — не за забором, а тут же, на заводской территории. А в прошлом году, когда небывалая жара стояла, администрация нашла возможность кондиционеры в цехах поставить. Что же касается реабилитации… Трудовая — в кабинете инженера-реабилитолога Татьяны Михайловны Калягиной начинается. Это она определяет, сможет ли новичок на «Автопроводе» работать, рабочее место в соответствии с его  заболеванием подбирает, как от одного объекта до другого по территории завода пройти на макете показывает, под крыло наставника в цех передаёт.

А вот социальная помощь, точнее социокультурная, такого точного адреса не имеет. Ведь практически во всех спортивных соревнованиях, КВН, концертах инвалиды по зрению и зрячие вместе участвуют.

— Конкурс «Алло, мы ищем таланты!» мы, можно сказать, специально организовали, чтобы наши рабочие — и зрячие, и незрячие — лишний раз почувствовали, что работают в одном коллективе, живут в одном обществе, — признаётся помощник гендиректора по социальным вопросам Андрей Альбертович Левин. — Не случайно и наш основной документ — План реабилитационных мероприятий, над которым профком и наша производственная организация ВОС каждый год колдуют — называется «План мероприятий по интеграции инвалидов в общество».

Известный не только в Арзамасе, но и в области Центр по социальной, медицинской и профессиональной реабилитации инвалидов, что по соседству с производственными корпусами находится, как раз исполнением этого плана и занимается. В составе Центра — медпункт, клуб, а также соответствующие специалисты. В медпункте ведут приём окулист и терапевт. По их назначению пациенту и укол сделают, и перевяжут, и кардиограмму снимут (недавно в Центре новый немецкий электрокардиограф приобрели), здесь также помогут пройти медико-социальную экспертизу и получить индивидуальную программу реабилитации, посодействуют в получении путёвки в санаторий.

Но чаще инвалиды по зрению спешат в это здание по другому поводу: на занятия в кружок,  спортзал или  кабинет домоводства. Работают в Центре реабилитации люди увлечённые. Такие, как супруги Калягины.

— Для своих подопечных — слабовидящих я ведь не столько инженер-реабилитолог, сколько мамка и нянька, — улыбается Татьяна Михайловна, — поскольку ещё и бытовые проблемы их решать учу, и клубом заведую. Показывать, как правильно вилку, ложку в руках держать, правда, уже не приходится. И слава Богу. Помогать осваивать новую овощечистку, ножницы для разделки курочки, согласитесь, куда приятней. В кружке домоводства мы теперь правильно сервировать стол учимся, новыми блюдами друг друга балуем. И удовольствие от этого получаем превеликое! Ну, а в клубе на моём попечении вокальный эстрадный ансамбль, народный хор, сейчас вот ещё общими усилиями драмкружок создаём. Этот зал со сценой для многих — единственное место, где они могут раскрепоститься, почувствовать себя нужными людям. Больше всего люблю смотреть на наших артистов, когда у них вдруг что-то получается. Наконец-то новую песню осилим — радость, поехали в Псков на конкурс «Живое слово» и  — вдруг! — второе место заняли, опять радость, пообщались с такими же инвалидами из других городов, сравнили их жизнь со своей и — о, радость! — оказывается, на нашем-то «Автопроводе» и территория чище, и условия труда лучше. Почему я здесь на 27 лет задержалась? Понимаю, что люди эти близки мне по духу, а я им действительно нужна в самом разном качестве. Спортивный и тренажёрный залы в Центре тоже не пустуют. И желающие в настольный теннис поиграть, в шашки-шахматы сразиться всегда находятся. Всё это — вотчина Александра Васильевича Калягина.

Вообще-то он — инструктор по производственной гимнастике, но именно под руководством Калягина спортсмены-инвалиды по зрению не раз становились призёрами и областных, и всероссийских соревнований по лыжам и туризму. Туризм — это его конёк. С недавних соревнований в Йошкар-Оле команда «Автопровода» опять с победой вернулась.

— Мы, можно сказать, родоначальники этих соревнований, — делится Александр Васильевич. — Первыми начали на реке Сереже рядом с Криушей собираться, потом к нам команды из области присоединились, а когда про наш туризм в Москве узнали, эти соревнования всероссийскими стали. Иногда некоторый зрячий не может сделать то, что делают наши инвалиды: бегут, поднимаются в горы, вяжут узлы, по параллельным верёвкам переходят (правда, с подстраховкой). И не подумаешь, что люди плохо видят. А какая борьба, какой азарт! Для них ведь важно не столько прийти первыми, сколько себя преодолеть. Знаете, как это планку самоуважения поднимает…

Вот так многогранно — работая, общаясь, вместе проводя досуг, — живут на «Автопроводе» люди, как принято говорить, с ограниченными возможностями здоровья.

— А в том, что все мы здесь — одна семья, можете не сомневаться, — улыбается ветеран предприятия Тамара Борисовна Телегина. — Нас здесь, к примеру, целая династия. И папа, и мама на «Автопроводе» работали, сейчас мы с сестрой, наши мужья. Я ведь инвалид с детства, сюда в 79-м сразу после школы пришла. Сначала на конвейере работала, потом на стенд перешла, а сейчас такие операции выполняю, которые раньше бы и не доверили: колодки, к примеру, одеваю, пучок в трубку полностью собираю. Здесь и друзей, и счастье семейное своё нашла. Сейчас вот уже бабушка. Так что «Автопровод» для меня практически вторая семья.

Людмила СТАНОВОВА