Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 

2010 год — Год учителя

ВОСПИТАНИЕ ПРИМЕРОМ

Когда въезжаешь в город Артём Приморского края, то не можешь не восхититься густым лиственным лесом, что тянется  справа от трассы. И хотя в последнее время всё чаще и чаще стали появляться в его дебрях крыши похожих на сказочные терема коттеджей (немудрено, город растёт, расширяется), лес по-прежнему великолепен и загадочен. Могучие древесные стражи  крепко хранят свою первобытную красоту. Но вот дорога пересекла небольшой мост, оставляя позади низинку с безымянной речушкой, и лес наконец-то в нерешительности остановился, открывая вид на трёхэтажное здание  из белого кирпича, расположенное на пригорке напротив задумчивых деревьев. За невысокой металлической оградой — стадион, хозяйственные постройки. Территория аккуратная, ухоженная. Чувствуется, что обитатели этого уголка с трепетом относятся к своему жилищу.

Кто же они? Около 170  подростков с нарушением зрения из разных городов и посёлков  Дальнего Востока обучаются здесь, в спецшколе-интернате для слепых и слабовидящих детей № 4.  Почти 50 учителей и воспитателей делятся с ними своими знаниями,  согревают душевным теплом. Дети, живущие здесь, подолгу не видят родных. И школа поистине стала для них вторым домом.

Более 30 лет проработал в этих стенах учителем физики и директором Рональд Геннадьевич Богатырёв. Места для него родные. Он  родился во Владивостоке в 1933 году. Сначала учился в общеобразовательной школе  этого приморского города, затем его семья военнослужащего переехала в Северную Корею. Там и случилось с ним несчастье. По дороге в школу нашёл запал от мины. От взрыва полностью потерял зрение. Лежал в военных госпиталях  Северной Кореи, затем  Владивостока.  Учёбу продолжил  уже в специальной школе для слепых в Амурской области, затем — в Куйбышевской. По её окончании в 1952 году поступил как медалист во Владивостокский пединститут на физико-математический факультет. В 1956 году, окончив его с красным дипломом, устроился   в Артёмовскую школу для слепых детей на должность учителя физики и математики. Тогда это учебное заведение находилось на Партизанской улице, 3 и представляло собой  небольшое здание с печным отоплением, четырьмя классами, столькими же спальнями и тридцатью двумя учениками.

С пылким азартом и неутомимым энтузиазмом, присущим молодости, Богатырёв погрузился в учительские будни.  Активного педагога  заметили и в марте 1961 года предложили стать директором. Не колеблясь, тот согласился, но поставил одно условие: будем строить новую школу. В крайоно обрадовались решимости нового директора: школа действительно была нужна. И её строительство даже было запланировано, но на далекий 1970-й. Новому директору пришлось  повоевать: написать письмо  в министерство, побывать в крайкоме и крайисполкоме. И уже в июне 1961 года удалось прорваться сквозь бюрократические препоны и получить разрешение на строительство.

Долго выбирали место. Рассматривалось множество вариантов в разных районах Приморья. И, в конце концов, остановились на окраине  Артёма, где в странном соседстве существовали противотанковый ров и большой фруктовый сад. Соблазнились садом, ведь его власти обещали отдать  во владение школы.

В июле 1962 года  был заложен первый кирпич, а в октябре 1965-го ученики седьмого класса Алла Сарычева и Женя Малаканов разрезали красную ленту.  Богатырёв вспоминает, что хотели к открытию школы сделать  символический ключ длиной 39 сантиметров — по  сантиметру на месяц строительства, но  не успели.

 Новая школа была большой, имела огромную территорию с игровой и географической площадками, стадионом, хозяйственными помещениями  и овощехранилищем. Правда, фруктовый сад сохранить не удалось. Зато по соседству остались  лес и речка. Аллеи же пришлось высаживать самим. На школьном автобусе,    носатом «Кунгуре», и бортовом грузовичке наставники вместе с учениками ездили в лесопитомник за саженцами. Так вдоль ограды появились молодые берёзки и ясени, а через несколько лет на территории зашумели пятьдесят красных клёнов, напротив здания выстроились дальневосточные пихты, а у крыльца зашелестел листвой маньчжурский орех.

Работать  и учиться в школе было одно удовольствие. Кабинеты оснащены по последнему слову техники. В каждом — лингафонное и лабораторное оборудование, многочисленные наглядные пособия, киноаппараты. Не стал исключением и кабинет физики. Ребята  с нескрываемым любопытством ступали по резиновому покрытию, рассматривали клеммы и переключатели на столах. Казалось, именно здесь, за этими партами, рождаются знания, благодаря которым поднимаются на орбиты космические корабли, опускаются в пучину мирового океана глубоководные аппараты. Дети с азартом крутили пластмассовый муляж двигателя внутреннего сгорания, слушали пощёлкивания счётчика Гейгера,  рассматривали замысловатый узор инверсионных следов альфа-частиц. Было у учителя,  чем удивить ребят и вне программы. Это и объектив фотоаппарата для аэросъёмок, линзы которого походили на автомобильные фары, и стереотруба, и многое другое, что приводило в восторг школьников.

Любил физик поразвлекать  своих учеников разными задачками и головоломками, всевозможными математическими нелепицами. Запросто путём хитрых исчислений доказывал, что один равняется двум. А зная вес и радиус арбуза, мог определить, спелый он или нет. После чего чуть ли не каждый школьник, покупая арбуз, прикидывал, какой у него радиус. И ведь попадались спелые!

Ребята обожали наставника. Им казалось естественным, что в школе для слепых и слабовидящих детей директор незрячий. Мечтая о профессии, каждый видел этот конкретный пример перед собой. Раз получилось у него, значит, должно получиться и  у них.

Выпускники 1985 года, к которым отношусь и я, автор этого материала, вспоминают, что как-то после очередных проказ к ним в класс пришёл директор. Думали, что будет головомойка по полной программе, а он вдруг завёл разговор о своём детстве. Говорил, что тоже любил пошалить и побаловаться, подражая своим зрячим друзьям. Но потом понял, что это неправильный путь. Как ни крути, а незрячему человеку надо в дальнейшей жизни и знать, и уметь больше. Засел за учёбу, стал круглым отличником, впоследствии — золотым медалистом. И это лишь укрепило его авторитет среди товарищей, в том числе и в среде зрячих. Так что дверь в будущее открывают знания, а не проказы.

Многие выпускники в своей жизни не раз убеждались в правоте этих слов. Они уже  стали солидными людьми, воспитывают собственных детей и внуков, но  Рональд Геннадиевич по-прежнему остаётся для них вдумчивым учителем. И сколько смеха и веселья случается, когда удаётся собраться всем вместе! Вспоминаются школьные вечера, походы, ночные разговоры у костра на морском берегу, а у старшего друга, как и тогда, припасено для них что-то интересное. И кажется, что они там, в далёком радостном детстве.

Звенит звонок. Новые ученики спешат в школу. Шелестит над их головами своей могучей кроной маньчжурский орех, некогда посаженный незрячим учителем. Конечно, Рональд Геннадиевич уже не преподает в школе, но дух  серьёзного и творческого  отношения к учёбе, которым он так старался насытить своих учеников,  не исчез. С 1987 по 2005 годы  Богатырёв был председателем Приморского краевого правления ВОС. Сейчас на пенсии, как он говорит, занимается домашним хозяйством и компьютером.

Виктор Бережной,

Приморский край