Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

 

В правлениях и местных организациях ВОС

«Мне без современных технологий не обойтись»

Председатель Курской региональной организации ВОС Валентин Твердохлеб уверен, что если бы за день до получения предложения занять этот пост ему сказали, что он когда-нибудь решится на такой поступок, — не поверил бы. Между тем прошло уже без малого восемь лет, как Валентин Викторович руководит Курской РО, сумев за прошедшее время одолеть немало преград и достигнуть серьёзных успехов. А одной из главных своих заслуг он считает создание в родном городе реабилитационного центра для инвалидов по зрению. Мы попросили Валентина Викторовича поделиться с нашими читателями секретами столь успешной деятельности.

— Валентин Викторович, каким образом в наши сложные экономические времена Вам удалось найти средства на создание реабилитационного центра?

— Тайн тут никаких нет. Конечно, Центр вряд ли удалось бы открыть без поддержки губернатора, спонсоров и средств двух президентских грантов, которые нашей областной организации удалось выиграть. Ну и, разумеется, без содействия президента ВОС Александра Яковлевича Неумывакина. Кроме того, мне очень помог наш коллектив, поддержавший мою инициативу. Видите ли, у нас 12 местных организаций, а членов ВОС — 2700. Поэтому я посчитал одной из главных своих задач создание РЦ, в котором с помощью специалистов можно было бы профессионально заниматься реабилитацией незрячих и слабовидящих людей. С помощью генерального директора предприятия «Магнит» Владимира Николаевича Новикова нам удалось отремонтировать полуразрушенное помещение клуба с дырявым потолком и прогнившими полами и открыть там Центр. И вот уже более четырёх лет в реконструированном здании ведётся реабилитационная работа.

— Какие мероприятия проводятся специалистами центра?

— Мы работаем по четырём основным направлениям: социально-бытовая и социально-психологическая адаптация, освоение компьютерных технологий инвалидами по зрению и реабилитация их средствами культуры и спорта. Что касается специалистов, поначалу нам утвердили ставки руководителя, реабилитолога и уборщицы. Затем были дополнительно выделены штатные единицы психолога, специалиста по информационным технологиям, художественного руководителя, а также ставка спортивного инструктора и полставки — аккомпаниатора. В настоящее время реабилитационная работа стала значительно более профессиональной. Сначала специалисты составляют на каждого новичка анкету. Психолог и реабилитолог дают характеристику инвалиду по зрению, пишут рекомендации в индивидуальную карту. Допустим, человеку, нуждающемуся в психологической поддержке, они советуют персональные консультации специалиста и посещение групповых занятий, во время которых прорабатываются различные житейские ситуации; тем, кто не знает систему Брайля, рекомендуют её освоить. Любой активный восовец вполне может  взяться за освоение компьютера. Кстати, в Центре открыты кружки прикладного искусства, художественной самодеятельности, так что практически каждый может найти применение своим способностям, знаниям и умениям. Спустя некоторое время, реабилитолог со специалистом по социальной работе анализируют процесс и, в случае необходимости, корректируют его. Как правило, весь курс длится полгода, а в особенно сложных случаях — вдвое дольше. В прошлом году у нас прошли реабилитацию 55 инвалидов по зрению. В первом полугодии нынешнего — 28. Хотелось бы отметить, что среди них есть и куряне, и жители области. К сожалению, поселить их нам негде, поэтому они должны искать временное жильё в городе.

— Техническое оснащение вашего центра находится на высоком уровне? 

— Да, разумеется. Дорогостоящую технику смогли закупить благодаря средствам президентских грантов, которые мы выигрывали дважды. Темой первого нашего проекта была «Комплексная реабилитация инвалидов по зрению Курской области». На средства гранта, выигранного в 2007 году, мы купили тренажёры в спортзал, 18 полностью укомплектованных компьютерных комплексов с лицензионными программами речевого доступа, которые установили в местных организациях, в компьютерном классе Центра, в областной организации. Таким образом, мы получили возможность выхода в Интернет, оперативного обмена информацией с нашим руководством, различными организациями, электронную почту. Через год нам снова удалось победить в конкурсе социально значимых проектов и выиграть грант. Темой следующего проекта значилась «Социально-психологическая адаптация инвалидов по зрению Курской области». Благодаря этим средствам было приобретено самое передовое оборудование для сенсорного кабинета реабилитационного центра. Сегодня в нём работают группы психологической разгрузки, проходят различные тренинги и занятия по релаксации со звуковым сопровождением, в том числе птичьим пением, звуками природы, музыкой. С реабилитантами занимается специалист по социальной работе — опытный психолог. Кстати, в Центре он трудится с начала нынешнего года. На празднование 75-летия Курской региональной организации приезжал А.Я. Неумывакин и поинтересовался нашими проблемами. Мы признались, что мечтаем о ставке для конкретного специалиста, а так как сроки реализации нашего проекта подходили к концу, то и сотрудничество с ним завершалось, чего обеим сторонам не хотелось. Александр Яковлевич не дал нам потерять хорошего психолога, помог получить ещё одну ставку.

— У вас действительно ведётся серьёзная работа по реабилитации инвалидов по зрению. А привлекаете ли вы молодых людей к своей деятельности?

— Увы, молодёжь к нам идёт неохотно. Но это — проблема всего нашего Общества. Я думаю, причины тому объективные: изменился общественный менталитет. Ведь раньше люди во всех социальных группах были более сплочёнными. Да и поддержка инвалидов, на мой взгляд, была гораздо лучше организована. ВОС могло предоставить работу на предприятии и поселить в общежитии, причём максимум лет через пять он мог рассчитывать на получение собственной квартиры. Кроме того, наш членский билет давал право бесплатного проезда в общественном транспорте. Пришли другие времена…  Возможности ВОС стали весьма ограниченными. Поэтому люди, особенно молодёжь, зачастую не понимают, что им даст членство в Обществе. Далеко не все сознают, что ВОС может при необходимости защитить, помочь отстоять права и самореализоваться. По-моему, те, кто убеждает себя, что  вполне обойдётся без Общества, глубоко неправы. Помимо прочего, они ограничивают себя в общении, а ведь один из главных бичей современности — недостаток участия и внимания, разобщённость и одиночество даже здоровых людей, не говоря о людях с ограниченными возможностями!

— Больше двадцати лет Вы проработали с восовской молодёжью специализированного музучилища. Не жалеете о завершении преподавательской деятельности?

— Я действительно 23 года преподавал в Курском музыкальном училище, ныне колледже. Однако, прежде всего, считаю себя музыкантом. В 1982 году я окончил консерваторию в Донецке, стал лауреатом Третьего международного конкурса незрячих музыкантов-исполнителей в Праге по классу баяна, концертировал. Увы, в настоящее время профессионально музыкой не занимаюсь: из-за несчастного случая пришлось оставить  любимое дело. В 2001 году попал под машину, получил сложный перелом кисти со смещением. Поскольку считаю, что преподавателю «музыкального» предмета нужно владеть инструментом и постоянно демонстрировать мастерство студентам,  чтобы они видели и понимали, «чего педагог стоит»,  после той аварии решил уйти из музучилища. Тем не менее, колледж — мой дом родной по сей день. Я там часто бываю, продолжаю работать в приёмной комиссии. Увы, сегодня большинство студентов не стремятся овладеть  мастерством в должной мере, настроить себя на служение профессии. Если вкладываешь душу, а отдачи от учащихся никакой не получаешь, то не может быть удовлетворения от работы.

— Из музучилища Вы уходили в «никуда» или переходили на другую работу?

— Я не собирался становиться безработным. Вообще считаю, что работу при желании можно найти всегда. Помимо музучилища, с 1991 года я работал в Курской областной ассоциации незрячих музыкантов, а потом — в региональном отделении общероссийской общественной организации инвалидов и Российской ассоциации незрячих студентов и специалистов. Надеялся, что без куска хлеба не останусь. Жизнь кипела! Так что, уйдя из училища, отдался целиком этому делу. А в 2003 году мне поступило предложение от руководства ВОС… Видите ли, в то время в Курской региональной организации произошёл, можно сказать, кризис: московская комиссия выявила серьёзные недостатки в работе моего предшественника. Был начат поиск и отбор кандидатов на эту должность. В результате мне предложили стать председателем.

— Проблемы музучилища по-прежнему принимаете близко к сердцу?

— Естественно! Сотрудничество с нашим музыкальным колледжем считаю одним из важнейших направлений работы. Мы стараемся помогать материально учащимся — членам ВОС. В частности, обеспечиваем ребят техническими средствами реабилитации, например, тростями. Ведь многие студенты колледжа в городе прописаны временно, поэтому не имеют права на бесплатное получение тифлосредств. Но основная наша забота — содействие выходу из экономического кризиса ООО «Магнит». Несмотря на трудности, нам удалось получить значительную финансовую поддержку, за что мы очень благодарны нашему губернатору. Материальные средства пойдут на газификацию предприятия, которое ранее отапливалось углём. Причем уголь мы получали от… Тулеева! У наших властных структур и бизнесменов понимания тогда не нашли, а сибиряки нас поняли и ежегодно бесплатно присылали два вагона угля. В прошлом году из-за кризиса они отказали. Однако нам удалось добиться включения  затрат по газу в целевую программу «Социальная поддержка инвалидов Курской области на 2009 — 2011 годы».

— Судя по всему, Вы очень упорный, настойчивый и трудолюбивый человек. Мне кажется, о Вас можно сказать «self made man», то есть «человек, который сделал себя сам». Откуда Вы родом? Где происходило становление и закалка характера?

— Я родился в 1956 году в Запорожье, на Украине. В детстве зрение было 0,2%, поэтому учился в школе для слабовидящих детей и музыкальной школе. Потом пришёл на специализированное предприятие. Дело в том, что зрение катастрофически падало, плоскопечатного текста практически совсем не видел, и мне нужно было время для самостоятельного освоения системы Брайля. Поступил в наше Курское музыкальное училище-интернат. Об остальном я уже рассказал…

— А чем занимаются члены вашей семьи?

— В 2007 году я потерял жену. Так что сейчас я один. Дочь Надежда вышла замуж, живёт в Москве, а дочь от второго брака — в Курске. Так же, как и моя мама, которой 82 года. На жизнь не жалуюсь. В будущее смотрю оптимистично. Главное, у меня есть интересная работа, прекрасный коллектив, в котором здоровая, замечательная атмосфера. Приятно трудиться, чувствуя поддержку и понимание коллег. Ведь одному мне ничего не удалось бы сделать…

— Неужели не случается в вашем коллективе конфликтов, размолвок?

— Конечно, бывает всякое, но по мелочам. Вначале сложности и проблемы возникали, потому что далеко не все верно понимали и оценивали происходящее, а некоторые поддерживали моего предшественника. Тогда я был на грани отчаяния и даже думал, что не справлюсь. Очень переживал. Помог мне чужой опыт. Я много читал статей в восовских журналах «Диалог» и «Наша жизнь», в которых рассказывалось о судьбах незрячих руководителей, и говорил себе: «У них всё получилось, а ты решил, что ничего не можешь сделать? Как же так? Выход один — надо постараться». Со временем у меня стало тоже всё получаться. А главное, люди мне поверили. Я стараюсь их не подвести. Работаю над собой, повышаю образовательный уровень в сфере управления, экономики, компьютерных технологий.

— Теперь Вы можете себя назвать, говоря современным офисным языком, продвинутым компьютерным пользователем?

— Вообще-то я довольно давно работаю на компьютере. Пожалуй, могу считаться опытным практиком. Нынешним летом приезжал в Москву изучать компьютерные технологии в «Реакомпе». Ведь одно дело, когда председатель только красиво говорит о пользе компьютеризации, и совсем другое, если может показать, как пользоваться этой техникой, обучить этому полезному занятию инвалидов по зрению, продемонстрировать его пользу в повседневной профессиональной деятельности. Благодаря компьютеру я теперь многое могу делать без помощи секретаря, например, легко нахожу любую необходимую информацию. Глубоко убеждён, что компьютеризация является огромным достижением, особенно для незрячих. А уж мне при столь напряжённой работе без знания современных технологий обойтись никак нельзя.

Юлия Седова