Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ —  ЖИЗНЬ БЕЗ БАРЬЕРОВ

Международная конференция  «Жить без барьеров», котораянедавно прошла в Мурманске, вызвала большой интерес в регионе. В ней приняли участие делегаты местных организаций ВОС из девяти городов и посёлков Кольского полуострова, а также гости из Норвегии — представители  национального ресурсного центра участия и доступности при Министерстве по делам детей, молодёжи и семьи «Дельта  Центр» (Осло)  Нюгор Кнут и Андерсен Эгиль Туродд. Были приглашены  руководители и специалисты областных министерств труда и соцразвития, транспорта и дорожного хозяйства, а также всех важнейших служб, ответственных за социальную поддержку и жизнеобеспечение инвалидов.

Организатором мероприятия выступила Мурманская РО ВОС. В первый день на турбазе «Лесная»  хозяева и гости «примеряли» на себя доступную среду. Проводили тренинги и ролевые игры, делились опытом и знакомились с коллегами, обсуждая общие вопросы. На  второй день состоялось деловое заседание.  Разговор по существу продолжили  в формате «вопрос-ответ», что позволило высветить многие застарелые и вновь возникающие проблемы людей с ограниченными возможностями.

Стоит ли надеяться на перемены к лучшему?

Спросить об этом хотелось всем. Во-первых, потому что обычно на совещаниях разного уровня звучит очень много обещаний, о которых потом  их авторы нередко забывают. Во-вторых, перемены, действительно, появились, и грех было бы  не замечать их. Но продолжатся ли они? Ответил на этот вопрос не словом, а делом министр труда и социальной защиты области С. Мякишев. Под  аплодисменты зала  на глазах присутствующих он  подписал  с председателем РО ВОС В. Чирковым бессрочное соглашение о сотрудничестве. «Это гарант нашей совместной работы и перемен к лучшему»,  —  сказал министр.  Кроме того, он подчеркнул, что в ближайшее время по поручению губернатора в областную думу будет внесён законопроект о квотировании рабочих мест  для инвалидов, по которому вводится новое допустимое соотношение: один инвалид — на 36 работающих вместо прежнего один — на  100 человек.  Эта приятная информация настроила на позитив. И он, действительно, чувствовался в дальнейшем выступлении С. Мякишева.

Как выяснилось, действующая с 2012-го  и рассчитанная до 2016 года региональная программа «Доступная среда» переформатирована в государственную со сроком до 2020-го.  В неё включены все ранее запланированные мероприятия. В 2013 году более 26 млн. рублей из общего объёма финансирования в 28 млн. рублей  уже потрачены на меры социальной поддержки инвалидов, в том числе и на такие, как выездные занятия для обучения работе на компьютере, конкурсы чтецов по Брайлю среди незрячих детей, мастер-классы по пользованию программой «Джоз», оплата проезда инвалидов и сопровождающих в школы-интернаты Санкт- Петербурга, Петрозаводска, Мурманска, центр реабилитации слепых в Волоколамске.

Доклад  министра вселил надежду  на скорые перемены. Особенно порадовали следующие инициативы, обозначенные в его выступлении: «Уже второй год мы проводим в регионе  очень важное мероприятие —  конкурс среди социально ориентированных некоммерческих организаций. С огромным удовольствием отмечаю, что проект, представленный РО ВОС, дважды высоко оценивался  жюри.  В 2012 году  победа принесла   грант в 500 тысяч рублей, в   2013-м  — в 800 тысяч рублей.

У нас есть ещё одно хорошее направление поддержки. Это субсидии социально-реабилитационным предприятиям. В 2013 году  ООО «Мурманское СРПИ «Севертара»  получило 400 тысяч рублей на приобретение сырья и пополнение оборотных средств. Будем искать и другие варианты помощи.

Проблема создания доступной среды для инвалидов по зрению особенно сложна, продолжил министр, к сожалению, практика российского строительства и транспортного обслуживания не соответствует тем нормативам, которые действуют в мире. После подписания «Конвенции о  правах инвалидов» РФ в полном масштабе должна решить эти вопросы, а время у нас ограничено. На заседание  правительства в сентябре мы внесли вопрос о паспортизации объектов социальной инфраструктуры, а их в области около 3000. Наша задача —  всесторонне оценить их деятельность и   определиться с приоритетами в сфере полезности и доступности для инвалидов. Эта работа проводится не только  органами исполнительной власти, но и  всеми 17 муниципалитетами».

Почему у вас  нет звуковой газеты?

Этот вопрос задала представительница Швеции на семинаре,  проходившем в областной специализированной библиотеке для слепых и слабовидящих накануне конференции, когда речь зашла о доступности  информации.   Заведующая библиотекой Н. Киреева тогда объяснила гостье ситуацию. А на данном итоговом мероприятии поделилась своими мыслями с залом:  «У нас действительно  нет звуковой газеты, потому что для этого нужна студия, а для студии — помещение. Оборудование мы закупили, а разместить его негде. Все надежды связываем с начавшимся ремонтом. Тогда появятся пандусы, звуковые маячки на входе и выходе и дополнительные квадратные метры для студии».

 Рассказала Н. Киреева и о ранее состоявшемся  международном семинаре, в котором принимали участие шведы и финны. Оказывается, проблемы этих стран схожи и тоже решаются нелегко.  Чтобы привлечь общественность и чиновников к более действенной помощи  инвалидам по зрению, там стали проводить акции, рассказывающие о возможностях незрячих и слабовидящих людей, о том, какую пользу они способны принести обществу.

«Это хороший опыт, — подчеркнула Н. Киреева, — сегодня наша  библиотека тоже готова популяризировать достижения своих читателей. Все они незаурядные, талантливые, высокообразованные люди, достойные уважения и поддержки».

Что касается Мурманской библиотеки, то, несмотря на отсутствие звуковой газеты,  здесь многое предпринимается для обеспечения доступа незрячих к информации. Ежегодно закупается современное оборудование для чтения слабовидящими плоскопечатного текста, а также смартфоны, диктофоны и навигаторы. Есть прокат тифлоплейеров для прослушивания «говорящих» книг на флэш-картах, работают курсы обучения компьютерной грамотности.  Не забыты  инвалиды, проживающие  в труднодоступных городах и районах области.  На базе библиотеки создан адаптированный сайт. Внедряется система автоматизации «ИРБИС», отвечающая всем международным требованиям. Не за горами дистанционное обслуживание, когда незрячий сможет самостоятельно  скачивать имеющиеся в электронном каталоге  книги. Такая практика распространена в Скандинавии. В Мурманске пока этого нет из-за технических сложностей.

А что со спортом?

И золото, и кубки добываем — так вкратце, суммируя услышанное на конференции, можно ответить на этот вопрос. Специалиста областного комитета по физкультуре и спорту Татьяну  Вишняк зал встретил улыбками. Нет, не ироничными, а  одобряющими. Несмотря на то, что работает Татьяна  недавно, она уже успела проникнуться ситуацией и провела несколько соревнований среди инвалидов по зрению. Взаимопонимание достигнуто. И это радует.

Облспорткомитет выступил заказчиком спортивной программы «Доступная среда». Это позволило увеличить количество мероприятий,  развить новые виды спорта, способствовать реабилитации и адаптации инвалидов. В 2013 году на эти цели было выделено 1 млн. 288 тыс. рублей из областного бюджета, а из федерального — 290 тысяч специально для школы № 15 Мурманска, где учатся дети с ограниченными возможностями. Деньги пошли на тренировочные сборы, организацию соревнований на  территории области  и за её пределами. В Мурманске, Кировске, Апатитах, Североморске, Мончегорске, Оленегорске, ЗАТО Александровск и в Кольском районе спортивные мероприятия проводятся и за счёт средств  муниципальных образований. В 2013 году состоялся первый этап Всероссийской зимней спартакиады инвалидов, прошли отборочные соревнования по настольному теннису, мини-футболу, лёгкой атлетике, плаванию. Спортсмены-адаптивники участвовали  в международных соревнованиях. Две заполярные спортсменки привезли 4 золотые медали. Накануне Паралимпиады в Сочи поставлен вопрос о включении наших девушек-спортсменок   в сборную России.

Почему путёвок всё меньше и меньше?

Потому что и в этом деле, как и во многих других,  потребности опережают рост возможностей. Исполняющая обязанности управляющего региональным отделением Фонда  социального страхования Г.  Шмойлова  своё выступление начала издалека: «Наш Фонд  заключил два соглашения с  РО ВОС ещё в 2012 году.  При сотрудничестве мы руководствуемся нормативными документами по обеспечению общественных организаций средствами технической реабилитации. Но… В этом году из-за недостаточного финансирования всё происходило не так гладко, как в прошлом. Сейчас у нас выдано 326 изделий, обеспечены 203 человека.  К сожалению, не всегда участники наших аукционных торгов добросовестно относятся к поставке средств реабилитации и не всегда качественная продукция поступает к потребителям.

Ещё сложнее обстоят дела с санаторно-курортным лечением. Путёвок недостаточно. Выдано 36, из них 19 — инвалидам и 17 — сопровождающим. Работаем в контакте  с РО ВОС, находим совместные решения. У нас есть соглашение  по безбарьерной среде.  Надеемся, что в 2014 году  начнём строительство помещения для местной организации ВОС в Апатитах с учётом требований по доступности».

Всё это радует. Но вот что надо сделать, чтобы потребности в путёвках  удовлетворялись полностью, на конференции так и не выяснили.

Если кругом «хорошо», то откуда «плохо»?

Доступность среды — это, прежде всего, беспрепятственное передвижение в окружающем пространстве,  что особенно важно для  человека, лишённого зрения. Результатом семинаров по безбарьерной среде, проходивших в течение года в городах области в преддверии данной конференции, стали заметные изменения в этой сфере. Восовцы из Мончегорска и Североморска  для доказательства  подготовили тематическую презентацию. Североморская молодёжь работала над проектом «Раздвигая границы доступного мира» и продемонстрировала, как он воплотился в жизнь. В Мончегорске удалось убедить руководителей многих служб понять проблемы слабовидящих. Появились крупные контрастные номера на маршрутных такси, в жёлто-белую полоску раскрашены пешеходные переходы, таблички на кабинетах в поликлиниках тоже обозначены крупным шрифтом и располагаются теперь на уровне глаз, радуют новые пандусы и поручни в людных местах.

Об изменениях в подведомственной сфере рассказал собравшимся начальник отдела транспорта министерства транспорта и дорожного хозяйства Валентин Иванович Викторов: «За последние годы в области приобретено 64 специальных  низкопольных автобуса. Из них 54 — для «Мурманскавтотранса», который обслуживает всю область.

На автовокзале  областного центра расписание автобусов, правила перевозки пассажиров и другая важная  информация размещается  на стендах с увеличенным шрифтом. Есть громкая связь.  Работает стационарная информационная служба — «Справочное бюро». Указатели расположения помещений выделены ярким жёлтым цветом. При приобретении инвалидами билетов на междугородние рейсы в станционных  ведомостях делаются пометки «инвалид». Если у него нет сопровождающего, то эти обязанности выполняет посадочный контролёр.

. В Мурманске  проведена модернизация вокзала. Сейчас здесь действует служба встречи и доставки от вокзала к вагону и от вагона на вокзал людей с ограниченными возможностями. За 2013 год  такой услугой воспользовались 165 человек. Определены места для входа в зал ожидания, билетные кассы оборудованы переговорными устройствами «пассажир-кассир». Смонтирована подъёмная платформа между первым и цокольным уровнем вокзала для граждан на колясках. Есть специализированные вагоны с широкими дверьми для входа в поездах «Москва — Санкт-Петербург» и «Арктика». На автопарковках, прилегающих к станциям «Апатиты», «Полярные Зори», «Оленегорск», «Кандалакша», выделены специальные места для инвалидов. Установлены пиктограммы с символом доступности помещений для колясочников, определены маршруты передвижения, в  том числе  для прохода к пассажирским платформам. На станциях «Апатиты» и «Кандалакша» входы  в помещения вокзалов оборудованы пандусами. В последнее время люди с ограниченными возможностями пользуются воздушным транспортом. В аэропорту «Мурманск» после приземления и перед вылетом их обслуживают в здравпункте, в комнате ожидания, к их услугам санитарный автомобиль. Диспетчер аэропорта  сообщает экипажу  о проблемных пассажирах. В здании аэровокзала установлена автоматическая раздвижная дверь. Оборудованы туалеты».

 Радужную картину с транспортом, нарисованную В. Викторовым, участники конференции тут же свели к реалиям дня. Вопросы посыпались как из рога изобилия. Представитель министерства  едва успевал отвечать и записывать, чтобы разобраться в ситуации. Восовцы говорили о том,  что остановки в автобусах по-прежнему не объявляют, что  останавливается общественный транспорт не за 20 сантиметров, а за 2 метра от  павильона, что в аэропорту нет «рукава», по которому можно пройти в самолёт,    и что начальник станции «Кандалакша» ничего переделывать специально для слабовидящих не хочет. Криком души  малых народов-саамов назвала председатель Мончегорской местной организации  Н. Горбенко отмену рейсовых автобусов из Ревды и Ловозера в Оленегорск и потребовала от имени делегатов конференции вернуть их. Путь в 80 километров инвалиду по зрению теперь приходится преодолевать  с пересадками, иногда на маршрутке. Идёт она только до станции,  в город не заходит, а едут люди, в основном, в поликлинику и больницу. В общем, плюсов много, но  нормой многое из желаемого ещё не стало.

 Председатель обкома профсоюза работников жизнеобеспечения  Н. Дербенева  пообещала подключиться к решению транспортных проблем. Также она сообщила, что утверждён новый МРОТ, подписано соглашение между обкомом профсоюзов, администрацией и работодателями и обсуждается льготный проезд северян в отпуск.

Кто заплатит за сиделку?

  Социальные услуги дорожают не по дням, а по часам. Об этом говорили все. Накануне мончегорцы даже написали письмо Министру труда и соцразвития, в котором просчитали стоимость самых необходимых услуг для лежачих инвалидов по зрению. С 1 января 2014 года пенсии для самой скромной жизни  им не хватит. Помощь нужна постоянно,  соцработник же  ходит два раза в неделю, а сиделки берут почасовую оплату. Раскошелиться придётся и на то, чтобы памперс поменять, и на то, чтобы на другой бок повернуться.

Не порадовала участников конференции и заместитель руководителя по экспертной работе главного бюро МСЭ О. Ган. Она рассказала, что теперь сократился регламент ожидания в очередях поликлиник за счёт того, что  вместо 30 минут, отведённых ранее врачу  на приём одного пациента, теперь предусмотрено 15 минут. Но как это отразится на эффективности медицинского обслуживания? Дорабатывается новый проект по критериям групп инвалидности. В его основе — международная классификация функционирования.  Помимо групп инвалидности, там вводится буквенная аббревиатура, которая будет отражать ограничение жизнедеятельности. Этот пилотный проект апробирован в трёх регионах страны в прошлом году. Приживётся ли он в области? Что касается технических средств реабилитации, то утверждён приказ  минтруда и соцразвития  «О показаниях и противопоказаниях к техническим средствам реабилитации», то есть список ТСР  и услуг расширится.

Готова ли Россия к универсальному дизайну?

 Вся Европа относится к инвалидам как к людям с повышенными запросами, а в России — это люди с ограниченными возможностями. На это обратила внимание  в своём выступлении председатель областного правления ВОИ Л. Рябышева. Отсюда и разница в подходах. Как бы в подтверждение  этому, гости из Норвегии продемонстрировали на конференции презентацию под названием  «Усилия в Баренц-регионе»,  где они показали, какой должна быть  общая стратегия по  развитию безбарьерной среды.  Они рассказали также, что в сентябре в Киркенесе состоялась 1-я международная конференция  «Универсальный дизайн в Северной Европе». Пять  стран — Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Россия — приняли в ней участие. Россия заявила, что готова сотрудничать с северными соседями и учиться на их опыте, высказала свои пожелания по  всеобщей доступности окружающей среды для слепых, слабовидящих и пожилых людей,  по общественному транспорту,  равенству и защите инвалидов от дискриминации.

Участники  конференции в Киркенесе договорились делиться всем лучшим в области универсального дизайна,  предложили создать информационный центр, подобный Санкт-Петербургскому, который был построен при помощи Финляндии. В принятой декларации  обозначили главную стратегию: транспортная система должна развиваться с учётом  сохранности окружающей среды и  доступности для всех.

  — А что вас удивило и порадовало в Мурманске? — спросил гостей В.Чирков.

По душе им пришлась специализированная библиотека, низкопольные автобусы на улицах городов,  впечатлило то, что сделано по доступной среде в Мончегорске. Отметили они появление пандусов, подъёмников, удобных туалетов, с чем согласились в своих выступлениях и делегаты от МО ВОС.  Они рады,  что  в области появились признаки европейской жизни: бело-жёлтые переходы, дорожные знаки «очки», «жёлтый треугольник» на остановках, светодиодные знаки на новых троллейбусах, которые хорошо видны даже полярным днём, что в некоторых  музеях экспонаты можно потрогать руками, что в Сбербанке  теперь есть звуковые табло, вежливые сотрудники, что  продавцы магазинов помогают незрячим выбрать покупки, а  Североморский центр занятости ставит инвалидов на учёт.  Но хотелось бы большего.

Что, где, когда?

Вопросов было много. Их задавали  в ходе   конференции выступающим специалистам, которые что-то брали на карандаш,  обещали выяснить и уточнить, а иногда разводили руками: мол, ничего сделать нельзя, таковы нормативные акты. Председатель Мончегорской МО ВОС Н. Горбенко  удивилась: 

— Когда эти нормативные документы разрабатываются, они согласовываются с больными людьми?

И привела в пример всё тот же самый дальний Ловозерский район, где живут саамы, которые из-за отмены рейсовых автобусов лишились возможности приезжать на МСЭ.  Вот и выходит, что больной здоровому не товарищ. Нельзя так жить! Говорим о доступной среде, а навстречу этим больным идти не хотим.     

Что предстоит исправить? Это выявит паспортизация зданий и сооружений, которая сейчас проходит в области. Старые объекты будут  реконструированы. Но, видимо, стороны действительно порой  не понимают друг друга. Летом в Мончегорске был сдан новый спортивный комплекс… без лифта. Да и вообще, большинство спортсооружений области не приспособлены для инвалидов. На маршруте  автобуса № 118 появились нелегальные перевозчики с ярославскими номерами. Мурманские власти ничего не могут с ними сделать. Двух легальных автобусов не хватает. И здоровому человеку не уехать — не то, что инвалиду. В Оленегорске нет городских автобусов. В Печенгском районе катастрофически не хватает врачей-специалистов.

Подводя итоги конференции, председатели Мурманской организации инвалидов и РО ВОС отметили, что подобные  форумы очень полезны. Надо только выполнять рекомендации и предложения, записанные в их решениях. А  если нарушаются права инвалидов,  следует обращаться в суд. Нет возможности приобрести низкопольные автобусы,  необходимо сделать высокие платформы для посадки. Нужно заставить систему работать на создание цивилизованного мира для инвалидов. Только так мы сможем  обеспечить жизнь без барьеров.

Людмила Карху,

Мурманск