Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

        ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ПО-ХОЗЯЙСКИ

НОВЫЙ УРОВЕНЬ

  С вице-президентом ВОС Владимиром Васильевичем Сипкиным побеседовал главный редактор «НЖ» Владимир Бухтияров.

— Уважаемый Владимир Васильевич, знакомство у нас давнее, но интервью я у Вас беру впервые. Как Вы себя чувствуете в новом качестве?

— Нормально. Вот уже скоро девять месяцев, как я попал в столицу, в общем-то, начинаю адаптироваться потихоньку. Углублённые исследования документов, встречи со знающими коллегами и многочисленные   командировки дали свой результат, что помогло сориентироваться в проблемах и задачах производства Всероссийского общества слепых непосредственно на федеральном уровне.

— Вы сейчас уже на постоянном жительстве в Москве?

— Да, я здесь практически обосновался, но пока у меня временная прописка. Вы знаете, город сложный, но очень красивый. Откровенно говоря, раньше даже не предполагал, что столько замечательных мест в Москве: у нас рядом с домом чудесный Екатерининский парк, а ещё понравились Аптекарский огород, Александровский сад и прекрасный сквер возле Моссовета. Люблю там гулять вместе с супругой. До сих пор не было никаких негативных впечатлений, и погода постоянно радует. Сегодня в Красноярске прохладно, а здесь довольно хороший климат, сочинский почти.

— Вы и раньше много ездили по стране. Теперь наверняка   нагрузки значительно увеличились. Это Вас не напрягает?

— Нет. К поездкам давно привык, ведь как полномочному представителю президента ВОС по Сибири и Дальнему Востоку, а кроме того,  руководителю краевой организации и хозяйственного общества мне довелось очень много странствовать по производственной необходимости, потому что географический центр России находится на Енисее. Так что поколесил и по Европе, и по Азии. Преодолевал огромные расстояния на машине и самолётом. Приключений хватало… Есть что вспомнить.

— Толчок к активизации местных кадров, который Вы дали сибирякам и дальневосточникам, до сих пор чувствуется. Мы рады, что появились новые авторы из-за Урала, которые довольно активно печатаются в «НЖ».

— В своё время был сделан удачный кадровый выбор. Признанным лидером приморских незрячих стал именно Дмитрий Поташев. Оказалась на высоте и Елена Зенкина, возглавляющая Хабаровскую  региональную организацию. Особо хочется отметить председателя Амурской РО ВОС Владимира Титова и генерального директора местного УПП Михаила Сизых. В интересах инвалидов они буквально с нуля возродили тамошнее промышленное производство. Это очень хорошие ребята. Руководители Якутской, Сахалинской, Иркутской, Забайкальской, Бурятской, Тувинской и моей любимой Хакасской  РО ВОС тоже не подкачали. Я им всем очень благодарен и всегда чувствовал себя как дома будучи у них в гостях. Конечно, это положительно сказывалось на сотрудничестве, которое было конструктивным и плодотворным. Часто общались как дистанционно, так и очно, в общем-то, старались поддерживать постоянный диалог. Было хорошее взаимопонимание, советовались, помогали друг другу.

— По просьбе наших читателей и героев некоторых публикаций, позвольте задать Вам ряд вопросов, которые напрямую касаются  проблем работающих членов ВОС.

— С удовольствием на них отвечу.

— Корреспонденты журнала неоднократно рассказывали о незрячих кудесниках традиционных ремёсел и ловких рукодельницах, о продвинутых программистах и удачливых коммерсантах с инвалидностью по зрению. Как лично Вы относитесь к подобным талантливым и целеустремлённым добытчикам материальных благ «на стороне»?

— Вопрос интересный и неоднозначный. Не скрою, что модное увлечение трудоустройством на общих основаниях порой отрицательно влияет на массовость стратегического резерва восовских кадров. Можно сказать, что в перспективе мы теряем будущих молодых руководителей, но поступательное движение необратимо, ведь нельзя сознательно самоизолироваться  от окружающего мира со всеми его соблазнами и опасностями.

— Волоколамский ЦРС и его филиалы, а также «Реакомп» и Культурно-спортивный реабилитационный комплекс  ВОС подготовили тысячи высококлассных специалистов, которые, в основном, занимаются индивидуальной деятельностью или трудятся в зрячих коллективах. Социальный эффект подобных дорогостоящих образовательных проектов очень  важен, но их коэффициент полезного действия в отношении Общества слепых слишком низок. Чем это можно объяснить? 

— Давно замечено, что после нескольких месяцев напряжённой профессиональной подготовки в Бийске или Подмосковье многих перспективных «гвардейцев» было не узнать. До отъезда на обучение они вроде бы  позиционировали себя среди актива ВОС, а возвратившись домой, довольно часто с головой погружались в увлекательный творческий процесс, потому что на самом деле он отнимает много сил и времени. Аккомпаниаторы и хормейстеры, отыскавшие достойное применение своим дарованиям в художественной самодеятельности, где львиная доля списочного состава ансамблей, кружков и студий приходится на участников с дефектами зрения, всё-таки остаются на виду, а вот вновь испечённым индивидуальным предпринимателям или  универсальным умельцам попросту некогда посещать наши мероприятия и проявлять себя в качестве общественников. Я бы не сказал, что эти недавние групорги или члены бюро абсолютно оторваны от повседневных забот. Они ещё не потеряны для родных коллективов. Реальные контакты в ряде случаев продолжаются, хотя потихоньку ослабевают и становятся реже.

— Как Вы думаете, что в нынешних экстремальных условиях позволяет председателям и секретарям местных организаций сохранять единство коллективов и по возможности осуществлять принцип персонального общения с большинством подопечных, иногда проживающих на обширных территориях?

— Вы, конечно,  знаете, что кроме традиционных тифлоприборов, в распоряжении слепых и слабовидящих россиян есть немало различных технических средств и гаджетов, которые дают возможность свободно общаться. Среди них, прежде всего, мобильные телефоны с адаптированными программами, интернет-форумы и Скайп. Имеющиеся возможности нужно просто шире применять.

— К сожалению, даже добросовестные наставники не всегда прослеживают дальнейшую судьбу подопечных. Если произвести тщательный учёт незрячих компьютерщиков, мастеров прикладного творчества, вязальщиц, различных ремонтников, частных предпринимателей, работников социальной сферы и культуры, профессиональных спортсменов и тренеров, статистическая картина занятости в значительной степени улучшится, а ведь ещё есть и многочисленные массажисты, музыканты, преподаватели, научные работники, юристы, экономисты, психологи, библиотекари, редакторы и литераторы. Материалы об отдельных представителях этих востребованных профессий регулярно публикуются, но хотелось бы информировать наших читателей целенаправленно и аргументированно, для чего необходимо располагать фактами общероссийского уровня. Планирует ли руководство ВОС наладить сбор и анализ сведений о реальных достижениях и проблемах выпускников центров реабилитации слепых, средних специальных учебных заведений и курсов повышения квалификации?

— Когда мы стали вплотную заниматься программой «Доступная среда», то оказалось, что в некоторых хозяйственных обществах на вновь созданные рабочие места нам попросту некого трудоустраивать, а значит, необходимо делать свой мониторинг. Сегодня эту задачу в структуре Центрального правления Общества слепых решает сектор Константина Лапшина. Создан целевой сайт. На нём подробно отражены возможности и запросы более пяти тысяч потенциальных сотрудников. Необходимые данные предоставляют непосредственно региональные организации, а кроме того, напрямую  заинтересованные лица. Уверен, что мы движемся в правильном направлении. Кстати, эта инициатива получила высокую оценку в Министерстве труда и социальной защиты РФ.

— Чем объясняется нынешний дефицит квалифицированных кадров в наших хозяйственных обществах?

— Понимаете, при социализме вся экономическая структура Общества слепых была заточена на выпускников специальных школ-интернатов. Они, главным образом, сразу устраивались на учебно-производственные предприятия. Тогдашние молодые восовцы в большинстве своём проходили рабочую закалку. Естественно, самые настойчивые из них потом поступали в училища, техникумы или вузы. Хотя по-разному складывалась их дальнейшая жизнь, полученный опыт не забывался. Ныне монотонный труд в хозяйственных обществах мало привлекателен для современных юношей и девушек со средним или тем более высшим образованием. Чтобы преодолеть острый кадровый кризис, необходимо принимать срочные меры. Прежде всего, должно измениться качество труда на наших предприятиях. Можно с уверенностью говорить, что сейчас идёт ответственный переходный период. В последнее время представители государственных структур призывают незрячих к поиску достойных занятий на открытом рынке вакансий. Как и положено, для этого в некоторых регионах создают подходящие условия, благодаря чему конкурентоспособные инвалиды по зрению успешно устраиваются вне системы ВОС.

— У незрячих существуют проблемы в реализации своих изделий ручной работы. Как в общероссийском масштабе можно помочь талантливым самородкам в развитии прибыльного бизнеса?

— По долгу службы мне регулярно приходится посещать вокзалы и аэропорты,  экономические и туристические центры. Я не раз замечал, что в любой местной лавочке ждёт покупателей огромное количество сувенирной продукции артельного или кустарного производства. Порой её продать сложнее, чем изготовить. Сегодня предельно остро стоит вопрос цены и качества. Существует жёсткая конкуренция между инвалидами и здоровыми мастерами народных промыслов, которые тоже заняты в этой специфической отрасли.

— Тотальники частенько продают свою эксклюзивную продукцию заведомо дороже, чем у конкурентов, но её всё-таки приобретают сердобольные  граждане или меценаты районного масштаба. Как следует относиться к подобной благотворительности?

— Далеко не везде такое положение. Гуманное отношение зрячего большинства к маломобильным гражданам выручает гораздо реже, чем хотелось бы. Особенно плохо сочетаются принципы человеколюбия и прибыльный бизнес. Вспоминается недавнее прошлое. В конце девяностых годов члены Центрального правления столкнулись с определённым недоверием  к продукции УПП ВОС. Прежние партнёры и потребители стали высказывать далеко не всегда справедливые претензии. Слава Богу, данный горестный этап нашей истории быстро закончился. Впрочем, чтобы соблюсти требования Гражданского кодекса, пришлось  изменить названия хозяйственных обществ. При этом мы были вынуждены исключить из них аббревиатуру ВОС, что далось очень нелегко.

— Скажите, пожалуйста, почему российские тотальники ныне практически не становятся законодателями мод в искусстве или прикладных дисциплинах и так редко пробиваются в элиту малого бизнеса?

— Современный рынок сбыта коварен и зачастую непредсказуем. Колоссальное недоверие покупателей к нераскрученным товарам преодолеть крайне тяжело. На провинциальном базаре или художественном аукционе возникнет много дополнительных сложностей с доказательством авторских прав. Там вряд ли сразу поверят, что убогий кустарь пытается немного заработать на собственных оригинальных произведениях искусства. К тому же тотальнику по ряду причин довольно рискованно самолично продавать относительно дорогие творения своих рук. В целях безопасности ему необходим расторопный партнёр, лучше из числа родственников. Увы, сегодня слишком легко всё прототипируется. Когда  слепой создаёт какое-либо уникальное изделие, зрячему совсем несложно скопировать его. На 3D принтере повторить любой шедевр намного дешевле и быстрее, чем «изобретать собственный велосипед». Острая конкуренция заставляет шевелиться, поэтому производительность труда незрячего конструктора, живописца, лозоплетельщика или резчика по дереву сильно уступает аналогичным показателям здорового коллеги.

— Руководители хозяйственных обществ и региональных организаций ВОС  стараются использовать планы социального развития областей, краёв и республик для максимально возможного трудоустройства инвалидов и обеспечения их повседневной занятости. В этом большим подспорьем стала общероссийская программа  «Доступная среда». Слепые шьют постельное бельё и халаты, а также выпускают бахилы и  перчатки для больниц и домов престарелых, поставляют энергосберегающие светильники и электроустановочное оборудование, брайлевские таблички и тротуарную плитку с рельефными ориентирами, производят даже мётлы и щётки для удовлетворения местных нужд. В бурном море изнурительной битвы за выживание являются ли подобные проекты спасательным кругом для наших предприятий?

— Нет! Это, скорее, поддержка  традиционной борьбы за приоритетное обеспечение достойной работой членов ВОС. Для наших предприятий продукция, ориентированная на  муниципальные запросы, выгодна только тем, что мы частично загрузим незрячих и гарантированно получим финансирование из бюджета определённого субъекта Федерации.

— Владимир Васильевич, это не мало!

— Конечно, тут и спорить нечего. Мы обязаны учитывать все факторы, в том числе и социальные. Только вот похвальное желание укрепить связи с местными властями хорошей прибыли не сулит, зато нервотрёпки добавляет. Экономическая привлекательность в таких «подарках судьбы» обычно отсутствует или она минимальна, потому что конечный результат подгоняется   под строгие требования государственного заказа. Даже с учётом преференции в пятнадцать процентов не все затраты покрываются. Так что подобное сотрудничество далеко не всегда оправдано с чисто материальной точки зрения.

— Большинство слепых и слабовидящих ремесленников и виртуозов народного творчества создают конкурентоспособную продукцию, но в рыночных условиях в одиночку её очень сложно реализовать, а тем более получить достойную прибыль. Редко кому сопутствует коммерческий успех. Дефицитные специальности превращается лишь в приятное хобби, обеспечивающее качественными подарками родственников и друзей. Возможно, есть смысл организовать для талантливых и предприимчивых инвалидов по зрению регулярные целевые ярмарки или выставки-продажи изделий повышенного спроса и отдельных шедевров, что способствовало бы обмену опытом и улучшению имиджа ВОС?

— Всё, что насаждается сверху, часто не слишком эффективно, зато когда идеи начинают прорастать снизу, они, как правило, приносят весомые плоды.  Думаю, что пока актуально совершенствовать практические навыки на районном и городском, областном и  республиканском уровнях. Централизованные действия будут возможны только при наличии собственных опытных специалистов и достаточно больших привлечённых средств. Организация и проведение масштабных рекламных компаний или социальных вернисажей в Москве потребует крупных капиталовложений, следовательно, основное финансовое бремя ляжет на бюджет ВОС, а получить адекватную отдачу вряд ли выйдет. У коммерсантов и кустарей тоже неизбежны дополнительные расходы, а если не будет хорошей прибыли, то деньги на презентацию пропадут зря. Раз незрячие мэтры или розничные торговцы  на местных базарах и распродажах добиваются успехов, то и нужно продолжать укреплять завоёванные позиции. К тому же есть возможность реализовать авторские изделия и художественные произведения через Интернет. Разумеется, продукцию наших собратьев надо настойчиво продвигать в народ, не забывая об экономической целесообразности проектов. Один  из перспективных вариантов развития частного предпринимательства я  вижу в рациональном использовании авторитетных сайтов региональных и местных организаций Всероссийского общества слепых. Несомненно, очень полезно объединяться на базе сходных творческих и торговых интересов. Впрочем, даже талантливые единоличники, сумевшие   себя зарекомендовать как умелые изготовители и надёжные поставщики, в подобной поддержке уже не нуждаются. У них оптовики или  постоянные клиенты прямо из дома всё забирают.

— Чтобы оставаться на высоте, необходимо постоянно совершенствоваться. Как мне рассказывали, массажисты обязаны регулярно проходить переподготовку, осваивая новые методы, а у других незрячих специалистов индивидуального труда такой системы нет. Может быть, стоит попробовать изменить ситуацию?

— С ремёслами не так всё просто. Теперешних зрелых ассов конкурентной борьбы следует собирать на базе ЦРС, чтобы их мастеровитость могли бы беспристрастно оценить прежние преподаватели. Важно понять уровень реальной подготовки бывших выпускников, в  какой степени они востребованы в качестве профессионалов и состоялись ли в творческом отношении. Насколько я знаю, соответствующая статистика уже есть, хотя пока и не всеобъемлющая. Итог в целом положительный, ведь сотни наших соотечественников нашли себя в любимом деле — это главное! Назрела необходимость сделать очередной шаг к признанию, что нам обойдётся недёшево, а всё же надо срочно учиться выигрышной демонстрации достижений во всех областях деятельности российских инвалидов по зрению. Показывая Общество в привлекательном свете, мы будем накапливать позитивный задел  на будущее. Никому ещё не вредила хорошая репутация.

— Как Вы относитесь к занятости инвалидов в сфере услуг и рекламы? Не кажется ли Вам, что достопамятный столичный Колл-центр провоцировал иждивенчество среди продвинутых граждан с ограниченными возможностями здоровья, так как они там работали по слишком щадящему графику, а получали прилично?

— Когда не удалось перейти на самофинансирование, этот авантюрный эксперимент предсказуемо обанкротился, что повлекло за собой значительное число личных трагедий. Незрячие знатоки компьютеров были обмануты в своих лучших надеждах. Благодаря негативному опыту разорительной организации и дотационного функционирования Колл-центра в Москве влиятельные чиновники, наконец, осознали, что надо всемерно поддерживать хозяйственные общества ВОС. Данная проверенная временем система уникальна и по-своему эффективна, потому что инвалидов по зрению не так просто удачно трудоустроить. Конечно, некоторые наши программы и впредь будут финансироваться из государственного, региональных  или муниципальных бюджетов, но все должны понимать, что нельзя подсаживаться на субсидийную или благотворительную «иглу», ведь заработная плата незрячих по-прежнему будет, в основном, зависеть от производственной деятельности наших предприятий.

— Уважаемый Владимир Васильевич, какое отношение у Вас к нынешней экономической ситуации в Российской Федерации?

— За последние десятилетия наше государство коренным образом изменилось. Стала иной психология большей части населения страны. Неимоверно выросло индивидуальное самосознание, а также персональная  обеспеченность информационными и техническими средствами. Сегодня реформируется вся структура жизни, и нужно понять, что она преобразовалась безвозвратно. Постепенно формируется производство, которое должно быстро, качественно и расчётливо изготавливать, а затем  оперативно выбрасывать на свободный рынок продукт, имеющий устойчивый спрос. Иначе не избежать экономического краха! Это — фактическое положение  объективной реальности, что приходится признавать и делать выводы, чтобы минимизировать потери.

Окончание следует.