Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Полезный обмен мнениями

Такова, как я полагаю, дискуссия о системе Брайля, проходящая на страницах журнала. С большим интересом прочитал статью Г. Шушковой, сотрудницы Красноярской спецбиблиотеки, в № 1 «НЖ» за 2013 г. Я тоже пользуюсь системой Брайля довольно долго — 53 года. И тоже считаю, как и Шушкова, что текст по Брайлю должен быть и довольно просто читаемым, и достаточно ясным по смыслу. Для этого знак большой буквы надо ставить лишь в исключительных случаях, чтобы выделить имя собственное. Если нет слова «станция» перед названиями Грязи, Дрязги, знак большой буквы желателен, как и перед фамилиями (вроде Грач, Сорока и т.д.), когда они встречаются в тексте впервые. И при этом вовсе не нужно ставить этот знак и перед остальными именами собственными на той же странице.

Я читал многие издания по Брайлю, выходящие на международном языке эсперанто. В них ставятся пробелы после запятой и точки с запятой. Читаются такие тексты легче и быстрее. Однако есть огромное «но»: брайлевских изданий на эсперанто намного меньше, чем на русском. Малый перерасход бумаги в эсперанто-текстах мировое сообщество брайлистов переживает легко. Для России фактор этот столь весом, что, по крайней мере сейчас, кажется неприемлемым по экономическим соображениям.

А вот в написании знака переноса в начале следующей строки я не нахожу ничего страшного. Даже при написании на приборе грифелем, если мысль волнует, я и сам не всегда могу быстро определить, хватит ли места для возможного знака переноса слова в конце строки. В послевоенные годы,  ещё будучи зрячим, встречал так напечатанный знак переноса и в обычных газетах, брошюрах, книгах. На понимание текста это не влияло никак. По-видимому, по Брайлю — тоже. Злоупотреблять этим, конечно, не надо, но и ошибкой или опечаткой считать не стоит. Тем более — при быстром письме на брайлевской пишущей машинке.

Слепой эсперантист Михаил Иванович Вербицкий когда-то разработал прибор для двустороннего письма. Какая-то партия была тогда сделана с браком. К тому же надо было при письме на обратной стороне соблюдать большую точность, а к ней многие восовцы не привыкли. В итоге спрос на новинку был невелик. Но вот в последние годы по ИПР было выдано множество вполне доброкачественных приборов Вербицкого, хотя и  без упоминания, что они — двусторонние. Кто догадался проверить, тот, естественно, выиграл. Но рано радовались: зрячие, работающие со слепыми, читают по Брайлю глазами и просят (а то и требуют) писать лишь с одной стороны. Может быть, им всё-таки научиться читать пальцами? Зрение у них освободится от нагрузки, и нам легче.

О критериях. С болью вспоминаю провал попыток введения уменьшенного шрифта. «Хотели, как лучше, а получилось — как всегда». Вместе с уменьшением букв сократили и расстояние между строками. Текст стал гуще, чтение, мягко выражаясь, затруднилось. К тому же многие восовцы привыкли измерять скорость чтения числом страниц в час. С мелким  шрифтом оно стало меньше. А что текста на прочитанных страницах было больше — доходило тогда не до всех. Итог — отрицательные отзывы. А может быть, к уменьшению шрифта вернуться сейчас, но посоветоваться с тифлопсихологами и сделать это правильно? Ведь если полиграфическое оборудование хоть чуть-чуть увеличит интервал между строчками, читать сразу становится легче, и намного!

Лично мне проще читать, когда скобки обозначены брайлевскими точками 2, 3, 5, 6. Скобки в виде точек 1, 2, 6, 3, 4, 5 чтение затрудняют. А что думаете об этом вы, уважаемые читатели?

Подумайте и о критериях в конкурсах брайлистов. Я вообще против соревнований на оценку. Не забывайте: мы — инвалиды. Тяжесть поражения нервной системы у каждого своя. Сопутствующие болезни и расстройства — тоже. У кого-то отсутствует обоняние,  это может ухудшить ориентировку, а иногда даже сопровождается ослаблением осязания. У другого расстроен вестибулярный аппарат и хуже чувство равновесия. Иного отвлёк посторонний разговор поблизости, заглушивший команду начать чтение или письмо. Бывает так, что участнику достался тот же текст, что и другим, но  с подзатёртыми точками… Пусть лучше у нас вместо конкурсов будут семинары по обмену опытом. Это и спокойнее, и полезнее. А вы как считаете?

И воспоминание: на конкурсе в одном облцентре было требование, чтобы грифель делал точки строго определённой высоты (микрометром, что ли, её измеряли?), полусферической, а не конусовидной и иной формы, и ни в коем случае не прокалывал бы бумагу насквозь. Не чересчур ли? Моя знакомая, жившая там, полстраны обзвонила, искала мастера заточки грифеля нужным образом. А зачем?

В завершение просьба: поделитесь, пожалуйста, как можно ускорить чтение. Советовали мне подержать пальцы в тёплой воде, выпить чашку кофе, протереть руки одеколоном. Пробовал — не помогает. Откройте  ваши секреты! И приятного вам чтения!

Геннадий Глухов,

 Елец, Липецкая область