Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

     РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО СУЩЕСТВУ

ТОЧКИ — ЛИНИИ

Другие могут посмотреть,

Слепым потрогать нужно,

Чтоб нарисованную твердь

Принять неравнодушно.

Вчитавшись в точечную вязь,

Не стану я печальней,

Ведь знаю: памятливей связь

У нервных окончаний.

Вроде бы никто  не возражает, что  осязание играет важнейшую роль в  интеллектуальном развитии каждого слепого ребёнка. Его первое знакомство с выпуклыми изображениями привычных предметов окружающей среды и сюжетными иллюстрациями популярных сказок происходит в раннем детстве. Затем в ученическом арсенале появляются брайлевские буквы и цифры, а ещё позже — графические контуры материков и государств, схемы строения человека, сложные таблицы и формулы, а частенько и ноты или записи шахматных партий. Параллельно с активным совершенствованием тактильных навыков идёт процесс речевого и музыкального познания мира. Рано или поздно пытливые тотальники открывают для себя и «говорящую» книгу. Специалисты её обычно не жалуют, ведь она действительно  отрицательно влияет на уровень грамотности. Прежде всего страдает орфография. Впрочем, у меня всё было шиворот-навыворот, потому что  мой собственный путь к всевозможным рельефным пособиям начался как раз с дикторских голосов.

Сорок лет назад, главным образом на слух, я буквально «дотянул» общеобразовательную десятилетку, потому что  уже с огромным трудом разбирал даже крупношрифтовой плоскопечатный текст и фактически превратился в полуграмотного гражданина. Начав работать на предприятии ВОС и узнав о существовании озвученной литературы, сразу же отправился в специальную библиотеку для слепых. Вскоре на моём письменном столе почётное место заняла работяга «Дайна», а десанты в книгохранилище стали приятной необходимостью. Прозу и поэзию в те годы записывали ещё на скорости 9,53 см/сек. и вес был приличным: рулоны я таскал буквально чемоданами. Мне нравилась информационная независимость от заботливых  родных и случайных чтецов. Патологическая жажда знаний была наконец-то в основном удовлетворена. И постепенно началось  углублённое и осмысленное потребление мудрости веков. Хронического книголюба переполняла радость открывшихся возможностей и перспектив.

  Следует заметить, что  в пору моей юности начитанные на плёнку произведения для многих незрячих, особенно в глубинке, были ещё в новинку или являлись маловажной роскошью, так как далеко не сразу широкие массы инвалидов приохотились к прослушиванию художественных произведений, а тем более научно-популярных изданий и справочников, да и специальных магнитофонов за полцены не хватало. Тогда многие тотальники предпочитали прикасаться к текстам собственными перстами, а вот я о рельефно-точечном шрифте имел очень приблизительное  представление. Брайлевские «шифрограммы» меня совершенно не привлекали, ведь я воспитывался на мамином чтении вслух и великолепных радиопередачах. Мне очень нравились дикторские монологи и диалоги на правильном русском языке, концертные номера, театральные, телевизионные   и кинематографические шедевры в исполнении великих актёров. Мой мозг отлично воспринимал и запоминал даже значительные по объёму «наговорённые» тексты. Конечно, постоянно попадались под руку выпуклые надписи на библиотечных коробках, изображения архитектурных сооружений и памятников, но «последней весомой каплей» стала рельефная карта Центральной Америки. Я плоховато знал данный регион и внимательно изучал хитросплетения границ крохотных государств. Как ни бился, самостоятельно разобраться не смог, а условные обозначения оказались не по зубам. Пришлось взяться за брайлевский алфавит. Через три дня я его освоил, попутно «просмотрев» букварь. Подушечки пальцев горели, зато с табличками на дверях кабинетов, номерами телефонов и стихотворными строчками проблем больше не было.

  По понятным причинам, в пору моей юности персональные компьютеры просто не существовали в природе, но в конце прошлого века волна технического прогресса докатилась и до российских незрячих. Насущная производственная необходимость и меня заставила взяться за клавиатуру. Тогда-то и раскрутился новый виток глубинного погружения в рельефно-точечный омут, потому что обучение велось с использованием тактильного дисплея, а в просторечии — «брайлевской строки». Я и потом частенько ощупью приобщался к общечеловеческим шедеврам и потокам новостей. Сладкоголосую «говорилку», а точнее программу Джоз, освоил гораздо позже и уже, можно сказать, самостоятельно. Она и сейчас меня выручает, позволяя «переваривать» огромные пласты озвученных знаков.

  Считается, что легковесные или не вполне достоверные сведения из «мировой паутины» частенько противоречат официальным источникам, а доступность  «неотфильтрованных» знаний способствует развитию  иждивенческих  приёмов подготовки к занятиям, предоставляя возможность  перекачивать готовые работы с Интернет-ресурсов. Разумеется, доля правды в этих опасениях есть, но без современных технологий всё равно не обойтись. Жалобы на экспансию гаджетов иной раз являются удобным прикрытием недостаточного обеспечения незрячих соответствующей аппаратурой для свободного общения. Компьютерная грамотность в глухой провинции оставляет желать лучшего. При развитии инклюзивного образования ситуация лишь обострится, ведь педагогов со специальной подготовкой катастрофически не хватает, а материальное обеспечение провинциальных учебных заведений различного уровня не выдерживает элементарной критики. Как ни странно, ретивые реформаторы упорно внедряют сомнительные методы обучения, а общая грамотность населения катастрофически падает, в первую очередь страдает  молодёжь. Россия ещё недавно была самой читающей страной в мире, а ныне превращается в заштатную потребительницу посредственных страшилок, мистических бестселлеров и примитивных комиксов. Согласно статистике, ныне лишь инвалиды по зрению продолжают поддерживать высокую планку читательских достижений, но и у незрячих наблюдается спад интереса к серьёзной словесности.

  Комплексная проблема эффективного книголюбия и образованности незрячих в целом четыре года назад напрямую затронула и меня, потому что главный редактор внимательно изучает все материалы каждого номера журнала и обширную редакционную почту. Такая работа на перспективу очень ответственна, ведь наше сравнительно дешёвое и универсальное периодическое издание для многих тотальников является самым доступным источником информации, получаемой благодаря рельефно-точечному шрифту. В мои обязанности входит и формирование содержания пластиковых вкладышей. Оказывается, в настоящее время многие из них в качестве наглядных пособий и вспомогательных учебных материалов активно используются в специализированных детских садах, школах-интернатах для  детей с дефектами зрения и местных организациях ВОС. Иногда они являются основным источником тактильной информации на определённую тему, так как  подходящей брайлевской литературы просто нет или она низкого уровня. Среди читателей особой популярностью пользуются подробные карты континентов и отдельных регионов, планы городов и крепостей, монастырей и архитектурных сооружений, а также обновлённые схемы метрополитенов. Выразительная графика мундиров различных эпох и боевых наград надолго остаётся в памяти. Детей привлекают выпуклые рисунки животных, прежде всего, породистых  собак-проводников, а взрослых — рельефные изображения современной техники и тифлосредств. Постоянно приходят просьбы повторить компьютерные клавиатуры и некоторые алфавиты. С прошлого года публикуем православные иконы, за что получили благодарность многих верующих. Эксперимент удался. На очереди пробное копирование некоторых культовых полотен известных художников. Несомненно, тотальникам любого возраста будет полезно познакомиться с творчеством Васнецова или Репина. Больше половины рельефно-графических оттисков делается эксклюзивно для «НЖ», а остальные — повторно, прежде всего, по заявкам с мест. Существуют тематические каталоги, насчитывающие сотни листов. Данный «золотой фонд» формировался  десятилетиями и постоянно пополняется.

  К сожалению, в издательском бизнесе хватает недобросовестных и некомпетентных предпринимателей, которые ради прибыли выпускают откровенную халтуру. Существуют фирмы  с довольно  сомнительной репутацией, берущиеся  за выполнение непосильных заказов, что приводит к срыву сроков и появлению бракованных брайлевских учебников, которыми просто нельзя пользоваться. Лишь на ИПТК «Логосвос» под руководством генерального директора предприятия и вице-президента Общества слепых Владислава Сергеевича Степанова накоплен бесценный опыт производства высококачественных книг и пособий для инвалидов по зрению во всём многообразии ассортимента. Для этого создана необходимая материальная база и сформирован коллектив единомышленников.

  Некоторые детали уникального производства прояснила Юлия Викторовна Антонова, являющаяся  начальником технологической лаборатории рельефно-графических пособий. По образованию она педагог-математик, а  начинала в цеху макетчиком. Интересно, что названия её профессии и должности исключительно мужского рода, что символично. Наверное, без твёрдого характера женщине с тихим голосом и не удалось бы успешно координировать деятельность структурных подразделений, находя общий язык с заслуженными ветеранами и молодыми  специалистами. Вот что сообщила сторонница современных технологий:

  «Мне очень нравится эта исследовательская творческая работа. Приходится ежедневно  оперативно  решать сложные задачи, порой проявляя определённую жёсткость. Чтобы оставаться лидерами в создании рельефной графики для незрячих, необходимо постоянно развиваться, искать дополнительные резервы. Мы уже практически освоили числовое программное управление для создания пресс-форм, в которых будет применяться  3Dфреза, что позволит перейти на другой уровень качества, возможной сложности рельефного изображения и значительно улучшит условия труда сотрудников, в том числе членов ВОС!»

  Тотальникам необычайно важно иметь свободный доступ к тифлоинформации, а значит, надо уделять пристальное внимание тактильному изучению окружающей среды. Шрифт Брайля и выпуклые изображения помогают наполнить «будни во мраке» праздничным содержанием, обогатить их позитивными впечатлениями. Жить на ощупь и опираясь на слух крайне сложно, но и в таком постоянном экстриме при желании можно найти много приятного, ведь роскошь человеческого общения совершенно не зависит от остроты зрения собеседников, а искусство любить вслепую доступно каждому, конечно, если есть взаимное чувство!

Порою искренности груз

Волнителен до дрожи,

А пальцы пробуют на вкус

Живую нежность кожи.

Остались запах и тепло

Пронзительных мгновений,

Вновь мне заполнить повезло

Дневник прикосновений.

           Владимир Бухтияров