Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

      КРУГОСВЕТКА

НЕЗРЯЧИЕ В ЯПОНИИ

В июне позапрошлого года я побывал в Москве, где встретился с депутатом Государственной Думы Российской Федерации, первым заместителем председателя Комитета по образованию Олегом Смолиным и директором РГБС  Татьяной Елфимовой. В ходе увлекательного общения я осознал, насколько недостаточными были мои знания о положении инвалидов по зрению в Японии, что послужило поводом для годичного посещения университетских занятий и написания цикла статей, которые предлагаю вашему вниманию. В работе над материалами мне оказали поддержку мой давний друг профессор Института стран Востока Анатолий Кошкин и преподаватель Нагаока из Технологического университета Цукуба. Неоценима помощь переводчицы Марии Сиота. Всем им я выражаю искреннюю благодарность! В дальнейшем планирую заняться исследованием положения российских слепых и хотел бы попросить всех читателей не стесняться высказывать свои мнения и давать советы.

        Такааки Сато

 

Современное образование

инвалидов по зрению

Незрячих принято делить на инвалидов с детства и людей, потерявших зрение в зрелом возрасте из-за катастроф, роковых происшествий, болезней или иных причин. Для определения своего предназначения и завоевания достойного места в обществе представителям обеих групп крайне важно  получить достойное образование. Думаю, вас  заинтересуют данные 2013 года по учебным заведениям, в которых созданы отделения для обучения ребят с дефектами зрения.

В Стране Восходящего Солнца на постоянной основе функционируют 50 школ для подопечных от трёх до пяти лет. Там 98 классов, где малыши совершенствуются 3 года. 65 учебных заведений младшей школы насчитывают 314 классов, в которых шестилетнее обучение вплоть до двенадцати лет. Ещё три года предстоит учиться в стандартной средней школе. Подобных учебных заведений  57, а классов, соответственно, 244.

Старшеклассники проходят обучение три года, обычно начиная  с шестнадцати  лет, но в отдельных случаях и с восемнадцати, для чего требуются весомые причины. Существуют 46 стандартных  школ с отделениями оздоровительной терапии, где обучение ведётся в 94 классах. Причём в десятке из них занимается всего по одному  слепомустаршекласснику, что является серьёзной проблемой. Надо заметить, что 102 класса тридцати восьми школ специализируются на работе с инвалидами. Особого внимания заслуживают 57 аналогов европейских медицинских училищ и колледжей с углублённым изучением некоторых адаптированных профессий, которые  имеют специализированные факультеты, включая два образовательных учреждения, в которых обучают основам терапии, акупунктуре и лечебному массажу. Слушатели там распределены в 175 групп.

Необходимо отметить, что в 2007 году в отделениях для незрячих малышей насчитывалось 260 подопечных, а через пять лет их стало на 40 меньше. В то же время количество учеников младших школ варьировалось от 656 до 677 детей. Восемь лет назадв средних школах было 479 учащихсяи совсем недавно практически столько же, а вот пик в 526 искателей знаний почему-то пришёлся на середину отчётного периода. В старших стандартных классах занималось, соответственно, от 905 до 829 инвалидов по зрению, а в учебных заведениях для того же возраста со специализациейот1288 юношей и девушек в начале рассматриваемого отрезка до 1108 в позапрошлом году.

В каждом отделении, в том числе и в детском саду, осуществляется обучение по всем образовательным дисциплинам, где инвалидам по зрению предоставляются специальные материалы и учебные пособия. При этом используются эксклюзивные методики. Чтобы активизировать самостоятельность слепых детей, для них проводятся тренинги, практикуется  опознавание предметов за счёт слуха, осязания и обоняния, чтение и правописание шрифтом Брайля, ходьба с тростью, техника выполнения бытовых операций на ощупь, а также освоение компьютера и других средств коммуникации. У слабовидящих   формируются навыки пользования увеличительными приборами и вспомогательными предметами с использованием возможностей остаточного зрения.

Хочется подчеркнуть, что согласно установленным стандартам классы для слепых малышей формируются из семи подопечных. Для младшей и средней школы норматив составляет шесть учащихся, а для старшеклассников — восемь. Если у детей есть и другая инвалидность, то группу создают всего из трёх учеников. В таком случае главная  задача обучения заключается в адаптации слепых с дополнительными заболеваниями к самостоятельной жизни. Очень часто в подобном воспитании важную роль играет умение самостоятельно передвигаться и стремление заниматься физкультурой или творчеством. При этом появляются новые и эффективные способы общения при уверенной пространственной ориентировке. В частности, в специализированных учреждениях для незрячих ребят с расстройством умственной деятельности основной акцент делается на ликвидации причин излишних волнений и эмоциональных перегрузок, а также формировании бытовых навыков и выполнении простой работы.

В стране многое делается для привлечения инвалидов к спортивной и культурной деятельности. С этой целью в каждом округе ежегодно активно проводятся соревнования по голболу и бейсболу, называемому гранд-софтбол, а кроме того, по шоудауну, лёгкой атлетике и плаванию между заочными школами для слепых. Эти мероприятия широко освещаются в прессе. Большую популярность получили и общеяпонские конкурсы ораторского искусства, в которых участвуют победители отборочных туров. Раз в два года воспитанники специализированных учебных заведений соревнуются в мастерстве пользования шрифтом Брайля и счётами.

На регулярной основе  оказывают повсеместнуюподдержку незрячим младенцам, с ними несколько раз неделю занимаются специалисты. Для матерей и опекунов грудничков проводится обучение на курсах. Там дают практические советы по воспитанию дошкольников и оптимальному решению бытовых проблем, а по мере развития корректируют содержание общения.

В школах для слепых консультируют родителей будущих учащихся по подбору учебных заведений и по всем вопросам дальнейшей жизнедеятельности. Кроме того, преподаватели делают патронажный обход яслей и семей, где есть дети с нарушениями зрения.

При шестидесяти трёх школах для слепых и слабовидящих организованы общежития, что создает определённые удобства. В них инструктора постоянно находятся вместе с учениками, развивая самостоятельность подопечных и помогая им овладеть простыми бытовыми навыками. Для комфортных и безопасных поездок учеников имеются 33 собственных автобуса.

Раньше справочная литература выпускалась при поддержке волонтёрских организаций, теперь же все учебные  пособия печатаются в конкретном издательстве. Рельефные изображения и разнообразные книги с укрупнённым шрифтом и написанные по системе Брайля редактируются и затем публикуются только после одобрения Министерством образования и науки. Их стоимость достаточно высока, но слабовидящие и слепые ученики специальных отделений младшей и средней школы, а также дети с проблемным зрением из обычных учебных заведений получают их бесплатно, а старшеклассникам выплачивается компенсация.

Вообще, ребятам всех возрастов, посещающим школы для незрячих, классы специальной поддержки и другие подобные образовательные учреждения, выплачивается стипендия. Предполагается, что она  должна, в основном, покрывать расходы на транспорт, профессиональное обучение, участие в развивающих мероприятиях и приобретение канцелярских товаров, а также на питание и проживание в общежитии. Сумма целевых субсидий определяется в зависимости от достатка каждой семьи в отдельности.

На сегодняшний день в Японии 750 государственных, муниципальных и частных университетов, в них обучаются полтора миллиона студентов. В 2013 году 360 незрячих окончили специализированную старшую школу, а 285 получили иное базовое образование, всего — 645 выпускников. Из них 45 поступили в вузы и колледжи, что на 18 молодых людей больше, чем шесть лет назад. Радует, что в стране организован Центр поддержки исследований в области образования в старших школах для инвалидов, где ведётся разработка новых методик обучения и оказывается поддержка будущим абитуриентам.

Автор статьи сам в течение прошлого года в качестве вольнослушателя посещал Государственный университет технологий Цукуба, который самим фактом своего существования оказывает огромную моральную поддержку всем незрячим. Здесь создан факультет здравоохранения, открыты кафедры физиотерапии, акупунктуры и прижигания, а также информационных систем. В его стенах собраны  прекрасные преподаватели, среди которых есть и тотальники. Он является единственным высшим учебным заведением в стране для студентов с нарушениями зрения и слуха, где, успешно окончив аспирантуру, можно получить степень магистра. Все интересующиеся стажировкой в этом уникальном университете его адрес могут найти в Интернете.

Трудоустройство маломобильных граждан

Конечно, самое трудное для слепых – это найти подходящую работу!В Законе  о найме говорится, что трудоустраивать инвалидов предписывается только предприятиям, в штате которых свыше ста сотрудников, не считая оформленных на неполный день. В противном случае, уже вдвое более крупным по численности фирмам положено делать определённые отчисления в бюджет. Впрочем, это не является императивной нормой, и нарушители правил не несут юридической ответственности, поэтому  имена даже самых злостных неплательщиков крайне редко фигурируют в негативных публикациях СМИ.

Однако нельзя отрицать действенность таких мер. Запомнилась довольно резкая статья в газете «Майнити шрифтом Брайля» от двенадцатого апреля 2015 года. В ней Министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии назвало три муниципалитета и 8 компаний, которые вопреки настоятельным просьбам так и не выполнили нормативы утверждённой квоты или вообще отказались трудоустраивать людей с ограниченными возможностями здоровья! Необходимо отметить, что частные фирмы должны предоставлять реабилитированным инвалидам два процента своих вакансий для работы на полную ставку, а государственным предприятиям вменено в обязанность довести число колясочников, глухих и незрячих, занятых в производстве или охваченных другой деятельностью, до 2,3 процента от списочного состава коллектива.

Разумеется, есть и обнадёживающие примеры. Вот, скажем, по традиции опасаясь огласки, советы «совестливых» директоров некоторых крупных корпораций и успешные частные предприниматели всё-таки стараются выполнять установленные правила. К тому же «гуманным» компаниям выплачивается денежная премия в размере, пропорциональном коэффициенту взятых на работу маломобильных граждан, а ещё выделяются субсидии на приобретение тифлокомпьютеров, озвученных лифтов и специального оборудования для офисов. Как известно, видимо, благодаря этим мерам в 2013 году государственные предприятия почти выполнили норму  квотирования. Кстати, подобные законодательные льготы есть также в Германии и Франции.

Со времён Средневековья профессиональная акупунктура и квалифицированный массаж «шиацу» являются основными источниками доходов японских незрячих. Согласно правительственному постановлению, дипломированных специалистов с нарушениями зрения следует нанимать на соответствующие должности в соотношении семь к десяти.

По вполне надёжным официальным данным на июнь позапрошлого года, общее количество инвалидов по зрению с восемнадцати до шестидесяти пяти лет составляло 118 тысяч человек, из них работали 66 тысяч, в том числе всего лишь 21,6 процента тотальников трудоспособного возраста.

Далее позвольте привести сведения по занятости незрячих в соотношении с показателями остальных инвалидов. Увы, эта чрезвычайно наглядная информация, в основном, почти десятилетней давности, впрочем, она даёт общее представление о проблеме. Так, в 2001 году было трудоустроено 72 тысячи островитян с дефектами зрения. Тогда общее число работающих маломобильных граждан составляло 738 тысяч, а пять лет спустя общее количество занятых в различных отраслях сократилось на 25  тысяч человек. Причём, по понятным причинам,  слепых и слабовидящих по-прежнему приблизительно на порядок меньше, чем активных японцев с поражением опорно-двигательного аппарата и глухих, а также пенсионеров с задержкой развития и с другими заболеваниями.

Торговлей, офисной работой и сферой  услуг в 2006 годузанимались от двух до четырёх  тысяч специалистов. Сельское, лесное и рыболовное хозяйство в общей сложности обеспечивали заработками  6 тысяч незрячих. Физическим трудом и управленческой деятельностью были охвачены по 5 тысяч инвалидов по зрению, что составило по 7,4 процента. Интересно, что пятикратный рост коснулся, прежде всего, должностей руководителей фирм и учреждений, а ещё координаторов исследовательских и производственных процессов. Вдвое больше людей с дефектами зрения при опросе указали специализации, не включённые в данный перечень. Ещё около 10% пришлось на представителей технических профессий и примерно столько же вообще не пожелали участвовать в анкетировании. Разумеется, вне конкуренции акупрессура, акупунктура и массаж «шиацу», здесь слепые впереди планеты всей. Таких мастеров свыше двадцати тысяч. Это почти треть списочного состава. Примерно столько же «врачевателей» среди опорников, ампутантов и глухих, но для них это лишь 3 процента. Для сравнения замечу, что высокоинтеллектуальные задачи по управлению производством, бизнесом и наукой  выполняли 16 процентов, то есть  рекордные 114 тысяч инвалидов всех категорий.

К сожалению, автор не располагает более свежей и детализированной статистикой по данному вопросу, так как подобные комплексные исследования осуществляются реже, чем хотелось бы, поэтому соответствующие данные публикуются со значительными перерывами. В целом, за первую пятилетку текущего века изменения оказались незначительными.По отдельным показателям можно судить, что и в настоящее время сохраняется прежняя тенденция небольшого сокращения специализированных рабочих мест, а значит, постепенно уменьшается количество людей с ограниченными возможностями здоровья, которые были бы достойно трудоустроены.

       Продолжение читайте в следующем номере.