Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ

Не думайте, что психология  это легко и никому не нужно, а решать свои наболевшие вопросы можно с чашкой кофе на кухне. Увы! Вы ошибаетесь. Проблема снята лишь тогда, когда её последствия не видны окружающим и не доставляют неудобств человеку. Именно в этом и заключается миссия психолога.

Несколько месяцев назад я познакомилась с интересным, на мой взгляд, и уникальным по своему действию проектом: «Помогая другим — помогаешь себе». Он разработан при поддержке факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета. Адресован инвалидам, преследует три цели: первоначальная профессиональная адаптация начинающих психологов из числа студентов и выпускников факультета, трудоустройство специалистов с инвалидностью, ради чего создана Интернет-служба, а также оказание бесплатной психологической помощи людям, в том числе с особенными потребностями. Думаю, что читателям «Нашей жизни» будет интересно подробнее узнать об этой важной социальной акции. Моя собеседница — её автор и разработчик — В.Ю. Захарова.

— Вера Юрьевна, расскажите нашим читателям о себе.

— По профессии я психолог и журналист, а по жизни оптимист, который верит в людей. Свыше десяти лет являлась руководителем, телефонным консультантом, тренером, супервизором одного из первых «телефонов доверия» в нашей стране. Сегодня мой статус дополняется ещё и тем, что я руководитель региональной благотворительной некоммерческой организации «Помогая другим — помогаешь себе».

— Как возникла идея создать такую Интернет-службу?

— Годом её рождения мы считаем 2012-й. Первоначально речь шла о стартовой профессиональной площадке для студентов и выпускников МГППУ, имеющих инвалидность. Мне как человеку с нарушениями зрения очень хотелось реализовать потенциал тех, кто, несмотря на эту физическую проблему, может помогать другим, опираясь на собственные знания и личный опыт преодоления жизненных преград. Так я рассуждала, когда задумывала эту службу. Впрочем, мне представлялось, что в ней, кроме незрячих, могут работать и люди с нарушением опорно-двигательной системы. Тогда, в 2012 году, никто не мог и предположить, что проект вырастет в самостоятельную полноценную компанию, в 2015-м получит грант Президента России, а его сотрудниками станут не только москвичи, но и люди, живущие в разных городах нашей необъятной Родины.

— Вера Юрьевна, чем конкретно занимается организация, которую Вы возглавляете, какова её специфика?

— Уже в самом названии — ответ. Это бесплатная дистанционная анонимная психологическая помощь, которую оказывают инвалиды в первую очередь инвалидам. Клиенты могут звонить нам по «Телефону доверия» или оставлять короткие заметки, письма на специальном форуме или «ВКонтакте». К нам обращаются те, кому плохо или одиноко, у кого не ладится с близкими или друзьями, кто растерян, находится в отчаянии, у кого нет профессионального роста или он в принципе не может найти работу. Среди них есть и зрячие.

К сожалению, сегодня среднестатистический житель нашей страны ещё не имеет привычки обращаться за психологической помощью, хотя культура рассказа о своих проблемах и получения профессиональной поддержки проникает в российские семьи, становится частью менталитета. Сейчас многие высшие учебные заведения готовят профессиональных психологов, в том числе имеющих различные формы инвалидности. Ещё несколько лет назад эта профессия в принципе не могла быть доступной слепому, но с появлением различных гаджетов незрячие всё активнее покоряют новое направление. Более того, занимают в профессиональном сообществе достойное место.

Вера Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о том, как работа психологов реализуется внутри проекта?

— Структура Интернет-службы проста. Существуют две подсистемы одной большой дружной компании. К первой относится консультирование по переписке. Это реализовано следующим образом. Пользователи «Вконтакте» обращаются на страницу проекта, излагают свою проблему. Внутри коллектива происходит распределение полученных запросов в зависимости от предпочтений сотрудников, их загруженности. Готовый ответ, прежде чем поступить к клиенту, проходит супервизию. Это профессиональная помощь со стороны опытного специалиста. Она традиционно используется с целью повышения качества работы, позволяет более молодому психологу развить компетентность. Супервизия помогает также нащупать болевые точки самого консультанта, обнажить его собственные проблемы, которые мешают работать, понять, в чём ему необходима личная терапия. После супервизии ответ клиенту размещается на сайте.

Вторая подсистема — «Телефон и Skypeдоверия». Эта служба открыта для всех. Безусловно, это краткосрочная помощь, но она порой важнее долговременной лечебной терапии, потому что человек получает уникальную возможность быть услышанным, понятым и принятым со всеми своими страхами. Как рассказывают наши сотрудники, бывает, что звонят просто, чтобы поговорить, излить душу, услышать живой голос и тем самым избавиться от одиночества. Бывают и сложные проблемы, с которыми мы направляем в социальные службы и учреждения медицины.

Поскольку будни сопряжены с постоянным напряжением, мы каждый понедельник вечером собираемся все вместе и говорим о том, что наболело, в чём сложность и как сберечь себя, помогая другим.

— Расскажите о незрячих специалистах вашей службы.

— Оксана Стёпина — выпускница МГППУ. Постигала основы психологии по брайлевским книгам, которых немного и которые она брала самостоятельно в спецбиблиотеке для слепых и слабовидящих людей, а также по электронным учебникам, которые выдавали на факультете. Тем не менее, небольшой остаток зрения усложнял процесс изучения огромного количества отечественных и зарубежных первоисточников, поэтому академическая психология давалась ей ценой невероятных усилий. Зато девушка обладала психологическим природным чутьём. Она интуитивно понимала человека, чувствовала его энергетические волны, что позволяло ей снять стресс, помочь женщине, пережившей насилие в семье, а также всем тем, кто в жизни оказался на краю пропасти и не знал, куда дальше ему идти. К сожалению, сейчас Оксана у нас не работает.

Другая девушка с остаточным зрением, Наталья Казанская, пробыла с нами 2 года, потом перешла в платную службу. Наталья — опытный психолог, несмотря на все трудности бытия, она сумела реализоваться в профессии.

Сегодня, с нами Юлия Васильева, она клинический психолог, успевшая поработать в другой стране, а ещё она самостоятельно ориентируется в Москве, увлекается конным спортом.

— Как Вам удалось в кризисное время получить грант Президента РФ?

— В 2014 году мы зарегистрировали на базе нашего проекта некоммерческую благотворительную организацию «Помогая другим — помогаешь себе». Именно в этом статусе мы получили грант Президента России в размере 1,2 млн. рублей, финансирование длится с августа 2015-го по июнь 2016 года. Именно этот период дан нам для развития, оплаты труда психологов и формирования уже созданного направления деятельности. Мы получили грант от «Лиги здоровья нации» на реализацию социально значимого проекта в области охраны здоровья по направлению: социальная поддержка людей с ограниченными физическими возможностями. А стали победителями, потому что, как нам верится, наша помощь нужна людям, мы востребованы, а значит, у нас может быть развитие. В настоящее время нас пятнадцать: 11 консультантов, два супервизора, а также руководитель и бухгалтер.

— Выходит, эти гранты — основной источник финансирования?

— Гранты в том числе. У проекта нет своего финансирования, нам самим приходится искать средства, в основном, это небольшие благотворительные пожертвования и бескорыстная помощь добрых людей. Мы надеемся, что среди читающих эти строки тоже найдутся неравнодушные люди, которые захотят помочь нашему проекту. Очень хочется, чтобы помощь по телефону была круглосуточной, а нашим людям платили деньги за работу. Мы постоянно находимся на стадии поиска средств и для оплаты телефонной линии, починки техники, поддержания в актуальном состоянии Интернет-соединения, а также на рекламу и многое другое.

— Что может получить психолог с инвалидностью, занимаясь консультированием в рамках Интернет-службы? 

— Прежде всего, работу. Как известно, психологам, имеющим ограничения по зрению, по определению сложно трудоустроиться. Проблема даже не в том, что работодатель не готов к этому, а в том, что инвалиды как бы вытесняются из зрячего коллектива, становясь обособленной его частью. В нашем проекте они работают дома, у каждого — своя зона ответственности, а вместе они единое целое... Мы видим свою миссию в том, чтобы первая «проба пера» для психолога с инвалидностью всё же состоялась, а тот бесценный опыт, который он получит, потом стал надёжной опорой его жизненным и профессиональным устремлениям. На работу мы принимаем не всех, а только тех, кто хочет помочь другим, а также сам способен к росту и развитию.

Конечно, такой труд достаточно тяжёлый. Важно пропустить ситуацию человека как бы через себя, через призму своей жизни и профессионализма. Тут уже не будут актуальными психологические концепции и теории, тут важно не навредить себе и клиенту. В этом залог эффективной деятельности любого специалиста в системе «человек — человеку», а в работе психолога — самый важный постулат. Этому мы тоже учим своих сотрудников.

— На что может рассчитывать клиент, обращаясь к вам со своими проблемами?

— Конечно, на помощь. Только приходя к психологу, неважно, в Интернет или звоня по телефону, каждый должен понимать, что консультант не будет предлагать конкретного решения, он не станет вести человека по пути только к одной цели, психолог разберёт ситуацию, разложит всё по полочкам, а вот как из неё выбираться, клиент должен решать сам.

Ситуации, которые описаны ниже, взяты с публичной страницы группы «ВКонтакте», я не приведу конкретных решений проблем этих людей, потому что их нет. Они могут достигаться в течение долгих месяцев, так что это лишь посылы, с которыми и каждый из читателей может прийти к нам: мы поймём совместно, где кроется проблема, научим работать над собой, чтобы такой посыл перестал существовать в жизни.

Вот запрос от старшеклассницы: «Здравствуйте, я — Вика и мне 16 лет. Встречаюсь с парнем полтора года, но с моей стороны очень сильная ревность, притом беспочвенная. Помимо этого, у меня низкая самооценка. Я пою, фотографирую, занимаюсь спортом, очень много чем занимаюсь, сейчас хочу научиться играть на гитаре. Многие меня хвалят за мои успехи. Но душа будто этого не чувствует, только одна критика к себе. Самокритика хорошо, но я переступила ту грань и у меня комплексы. Мне порой не нравится моя внешность, скорее всего, из-за того, что в детстве я была полной, меня обзывали. Сейчас у меня есть лишний вес, но считают красавицей. Я зависима от мнения других, и когда меня необоснованно обсуждают, меня это ранит. Хотя я тот человек, который выдерживает критику, но я уже путаю, кого мне надо слушать, а кого вообще воспринимать не стоит как советчика. Я боюсь, что обо мне скажут».

А вот что написала многодетная мама: «У меня трое детей, я всё время уставшая, у меня ничего не получается, я всё время раздражена, кричу из-за мелочи. Дети тоже уже общаться нормально не могут. Мне нужна профессиональная помощь, но нет денег. Всё это ещё больше угнетает и злит. Замкнутый круг, самой выбраться не получается. Моим детям 5, 8 и 18 лет. Есть муж, но он почти всё время на работе. У нас нет семейных праздников, выходных — всё время работа».

А это строчки от деловой женщины: «Я ветеринарный врач, сейчас в клинике не работаю (дети), есть свой сайт, там страница с рекламой моих консультаций, но пока никто не платит. Обычный день какой-то бесполезный и бессмысленный. С утра уже без сил и настроения. Очень долго завтракаем, недолгая прогулка, обед, сон младшего (рядом со мной), ужин, сон. В промежутках — готовка, уборка. И всё как-то очень медленно, неэффективно и бесконечно. Очень мешает жить постоянная тревога — я всё время в ожидании, что кто-то заболеет, и если заболеет, то сильно (средний был с пневмонией на пороге реанимации 2 года назад, может, поэтому). Вот это ожидание очень мучает, на любой чих болезненно реагирую».

Клиент может обратиться столько раз, сколько требует его душа, а наша задача — направить эту душу и действия человека к тому завершающему этапу, когда проблема решена, а её последствия полностью устранены.

Постепенно обрели мир в душе и люди, чьи письма взяты со ссылки. Одна из женщин позже призналась: «Результат — выход из этого «болота»: я спокойна, не тревожусь по любому поводу, не кричу на близких, хорошо себя чувствую, энергична, в руках всё горит, успеваю всё, что планировала (я такая была, да). Весёлая, довольная».

На «Телефон доверия» 84950040015 звонят примерно по тем же проблемам. Для москвичей звонок бесплатный, жители других регионов могут обратиться за помощью по Skype pomogaya-drugimи поговорить с психологом напрямую. Режим работы: в будни с 12.00 до 18.00 часов по московскому времени.

— А как Вы лично относитесь к своим особенным психологам?

— Я не перестаю удивляться тем, кто занят в нашей службе! Она для них — милосердие, сопричастность, нужность, важность, самореализация, опыт и профессиональное общение. Они — мужественные люди. У них есть повод гордиться собой.

Вероника Филиппова