Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Лучший город Земли

Элегантная архитектура и классическая музыка, прекрасные горнолыжные курорты.  Вена, согласно исследованию международной консалтинговой компании Mercer, предлагает высшее качество жизни в мире. Мне всегда хотелось узнать, как же чувствуют себя   австрийцы, а особенно инвалиды, в самой комфортной стране?

Я раньше  много слышала об Австрии и  о великолепной  Вене. Муж мне неоднократно говорил, что главная её достопримечательность — не безупречная  чистота и идеальной красоты фасады зданий, а уважение  к людям, дисциплинированность, особая манера поведения. Притом  не только коренные жители австрийской столицы чётко соблюдают установленные правила, но   и многочисленные мигранты:  это, в первую очередь, мусульмане из Турции,  европейские славянские гастарбайтеры — бывшие югославы, чехи, словаки и почти 300 000 русских переселенцев, проживающих здесь постоянно. Несмотря на то, что это общество,  действительно,  очень высоких жизненных стандартов и пример благополучия,    кичиться богатством  здесь  не принято, и австрийцы  спокойно ездят по своему образцовому городу на  велосипедах 30 — 40 годов прошлого века.  Мне, конечно же,  с трудом  верилось в  слова  мужа о том, что немцы  пользуются старыми моделями, в то время как в России  поголовное увлечение дорогущими самокатами, стоимость которых достигает 200 — 500 долларов.

И вот наконец-то прошлым летом мне представилась такая возможность. Скажу сразу, от увиденного  до сих пор пребываю в лёгком шоке и своими впечатлениями  не могу не  поделиться  с читателями «Нашей жизни».   Я полетела из   Белграда  в Москву и обратно через Вену.  Она была выбрана не случайно, так как в  настоящее время является главнымсостыковочным  европейским пунктом, предлагает весьма дешёвые билеты,  высочайшее качество обслуживания,  5 рейсов в день в Москву во все три столичных аэропорта.       

Когда мы благополучно приземлились в Вене, я  после  долгих и утомительных осмотров на таможне в Домодедово   мысленно готовилась к подобной процедуре  в Австрии.   Признаюсь честно, мне было тревожно: в чужой стране одна с двумя несовершеннолетними детьми. Меня мучило много вопросов: «А вдруг потребуют разрешение от отца на вывоз детей?», «А вдруг оно должно быть  переведено на английский язык?», «А вдруг что-то спрашивать будут, а я не смогу ответить?» и т.д.  Мы договорились с моими попутчиками, семьёй Орловых из Подмосковья  (это бабушка   Маргарита Петровна, её дочь и внучка), держаться вместе на всякий случай. Но на самом деле их помощь не понадобилась. Я приятно была удивлена быстрому  прохождению паспортного контроля, он занял 15 секунд на нас троих, никаких вопросов не возникло,  австрийский пограничник  поставил штамп в паспорт, улыбнулся, пожелал хорошего дня и приятного посещения Вены. Те же самые 15 секунд были потрачены и на семью Орловых,  и мы ещё с одной семейной парой (муж и жена из Минска) отправились  к выходу в город.  Я специально держалась белорусов, так как  опасалась, что заблужусь или не смогу чего-то найти в незнакомом мне аэропорту. А он  просто громадный, вероятно, даже больше всего комплекса  Шереметьева.  Там  я,  даже читая все вывески на русском, не один раз  ловила себя на мысли, что очень трудно ориентироваться и передвигаться в таком огромном и сложном пространстве.   Каково же было моё удивление,  когда, быстро пройдя по указателям,  мы оказались в нужном нам месте у касс. Маргарита Петровна меня успокоила: «Не волнуйся. Это Вена, лучший город в мире для проживания, здесь всё сделано, чтобы человек себя ощущал комфортно и уверенно. Сейчас и сама убедишься». Действительно, от касс начинается  рельефная дорожка для слепых, она белая  или,  точнее,  светлого цвета, очень широкая, удобная. Совсем не такая,  как в Москве, не из плиток 50х50, а  реально широкая, красивая. Сразу запоминается. Поскольку она очень удобная, то ею пользуются все пассажиры.  Дорожка привела нас  к службе информации, так называемому информационному пульту, где  нам  любезно объяснили,  где и как купить билеты на скоростной поезд.

Потом мы без проблем сели  в экспресс, который шёл в  центр Вены. По дороге не увидели ни одной свалки на обочине, ни исписанных граффити стен, всё было очень ухожено, каждый метр территории облагорожен.

В поезде  я встретилась с другими своими попутчиками — незрячими  супругами Гайд. Я их заметила  ещё в самолёте. Они  тогда последними вошли в салон в  сопровождении мужчины. Стюардесса любезно пригласила: «Садитесь, пожалуйста,  фрау  и герр Гайд». Предоставила слепым места в первом ряду, самые удобные, специально предусмотренные  для пассажиров с маленькими детьми и лиц со специальными потребностями. Затем сопровождающий слепых мужчина покинул самолёт. Во время полёта стюардесса особое внимание оказывала незрячим, подходила к ним несколько раз, спрашивала, всё ли в порядке.  Когда самолёт приземлился, австрийская пара — муж и жена среднего возраста,  спортивного телосложения — в сопровождении стюардессы покинули самолёт. Бортпроводница  провела их до стоек, где проверяют паспорта. Но их никто не встречал. «Как же абсолютно слепые люди  смогут передвигаться в таком большом городе?!» — недоумевала я.  Но господин и госпожа весьма уверенно, опираясь на свои белые трости, пошли по широкой  дорожке для слепых по направлению к поездам в центр Вены. Они, как и мы, обратились в бюро информации,  и служащая любезно помогла им купить билет. Затем, двигаясь по рельефным дорожкам,  они пришли к поезду.

 Разговорившись с ними уже  в вагоне, я узнала, что  они живут в небольшой деревушке Заальбах в Тироле. Это высокогорный край Австрии.  В Россию супруги ездили на горнолыжный курорт Сочи, оставшийся после Олимпиады.  Им очень понравилось там.  Они отправятся домой на поезде, но сначала намерены посетить в Вене Галерею Бельведер, там специально для слепых есть тактильная выставка с применением новейших 3D-технологий. Питер Гайд сказал: «Времена меняются,  благодаря инновациям    слепым и слабовидящим  людям предлагают новые решения». Мария добавила: «Этот очень интересный  проект   реализован Австрийской Федерацией слепых и слабовидящих совместно с  Галереей Бельведер». А информацию о музее они нашли на сайте ЕВU — Европейского союза слепых, организации, которая позиционирует себя как «Голос слепых и слабовидящих Европы».

 Поезд пришёл в центр Вены, мы пожелали семье Гайд удачно провести время и благополучно добраться до дома.

Маргарита Петровна останавливается в Вене у своей слабовидящей подруги Веры Брандт. В молодости Вера жила в Ногинске, а потом всей семьёй в  начале 90-х эмигрировала в Германию. Дети там работают — у них больше возможностей и профессиональных, и финансовых. А Вера, выйдя на пенсию,  перебралась жить в Вену, вышла замуж за австрийца, слабовидящего Питера  Вебера. Вера и Питер   встречали Маргариту Петровну в центре столицы Австрии.  Они любезно пригласили всю нашу компанию на чашечку кофе со знаменитым тортом «Сахер».  Мы  с удовольствием  приняли приглашение.

Питер рассказал, что работал экспедитором в одной австрийской фирме, затем начал очень быстро терять зрение и вышел на пенсию по инвалидности. Он большой любитель гольфа, член Международной ассоциации для слепых. Не пропускает ни одно соревнование, в том числе и открытый чемпионат Австрии. Гольф —  очень дорогой спорт, одно только участие в турнире стоит 150 евро. Но Питер может себе это позволить, так как получает высокую пенсию. Вообще Веберы — спортивная семья. Ездят каждый день на велосипедах. Посещают бассейн. Совершают многокилометровые пешие прогулки  по набережной Дуная. Ходят в парк Пратер на пикники. Питер — заядлый болельщик  новой футбольной команды незрячих Австрии.  Она недавно появилась на европейском поле. Международный дебют состоялся на чемпионате Европы в Италии только в декабре прошлого года. Несмотря на проигрыш всех своих матчей, команда оставила хорошее впечатление и была награждена  кубком за честную игру.

 Как истинные австрийцы,  Веберы обожают горные лыжи. Каждый год на рождественские каникулы ездят в Каринтию — это недалеко от Вены.

 Маргарита Петровна в свою очередь рассказала,  что чувствует себя в Вене очень  комфортно: «Могу не переживать за кошелёк и гулять спокойно по магазинам, паркам, прекрасным дворцам. Нет здесь вечно бегущей сумасшедшей толпы. Вообще город  с населением около двух миллионов жителей идеален для проживания. Для велосипедистов в центре выделена отдельная полоса, подчёркиваю —  ПОЛОСА, а  не просто маленькая дорожка. Когда я сюда приезжаю, мы каждый день с подругой на тандеме совершаем очень быстрые поездки по Рингу (это венское бульварное кольцо в центре города), делаем несколько кругов. Для безопасности все без исключения велосипедисты  носят шлемы. Ходим с Верой по утрам  в ближайший «Волкс парк» и занимаемся йогой. Гимнастика или просто утренняя зарядка на свежем воздухе — здесь  весьма распространенное зрелище. В парках люди занимаются спортом. А не собак  выгуливают».

По словам Маргариты Петровны,  коммунальные службы тоже очень развиты. Каждый дом имеет своего хаус-мастера, то есть  домового специалиста. У него есть отдельная комната. Если что-то сломается, устранить неполадки  можно  в тот же день. Очень удобно. Обратила она внимание и на венскую систему транспорта. Тут все продумано, идеально организовано. Светофоры оборудованы отдельно для автомобилистов, пешеходов и велосипедистов.  Что касается трамваев, то все они  приспособлены   для инвалидов-колясочников. В середине вагона есть вход.  Специальной кнопкой открываются двери. Располагается она на высоте вытянутой руки сидящего в коляске.

Когда мы вышли из кафе,  внучка Маргариты Петровны вырвалась и побежала на красный свет, так водитель «Мерседеса» первым затормозил, да ещё потом  долго извинялся, мол, всё в порядке. Культура и дисциплина у них на очень высоком уровне. Водители уважают пешеходов.

  Когда пришло наше время возвращаться в аэропорт, мы попрощались с Орловыми и поехали дальше.

 Многое в Вене мне понравилось, многому можно поучиться,   из минусов могу лишь отметить то, что  нет  у австрийцев привычки наслаждаться жизнью в полной  мере, как это  бывает в средиземноморских странах, у них всё сдержанно и с прохладцей. А может быть, это и хорошо.

Светлана Гусева