Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

СЛАВЯНСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

 

«НЕ Я ВЫБИРАЮ ЖАНР, А ОН ВЫБИРАЕТ МЕНЯ»

Сильная  слабая женщина — так и только так можно сказать о моей сегодняшней героине. Несмотря на все удары судьбы и массу повседневных трудностей, она идёт по жизни с искренней улыбкой. Она хрупка и изящна, её творчество неординарно и многогранно, фантазия безгранична, а оптимизм заразителен. Итак, знакомьтесь: незрячая художница, поэтесса и ведущая дискуссионного листа «Арт-бабах» Эвелина Ахматова.

 — Эвелина, немного о Вашей знаменитой фамилии.  Сразу вспоминается поэтесса Анна Ахматова. И естественно, думается: а может быть…

 — На фамилию, действительно,   многие обращают внимание. Мой муж вообще шутит, что я являюсь внебрачной правнучкой Анны Андреевны. На самом деле, я не её родственница. Но это и не псевдоним. Моя фамилия — натуральная. Я с ней родилась, и наверное, с ней мне жить до последних дней.  Хотя стихи Ахматовой —  одни из моих самых любимых. Но вовсе не потому, что у нас одинаковые фамилии. Просто они мне  уж очень близки.

 — Родство душ, наверное, и  в том, что Вы тоже живёте в мире творчества. Как и когда Вы в него окунулись?

 — Творчеством я увлекаюсь с самого детства, сложно даже вспомнить, с какого именно периода. Такое ощущение, что оно было со мной всегда. Это, скорее, наследственное. Когда я была маленькой, папа вырезал из дерева подсвечники, фигурки животных и абстрактные композиции.  Вместе с ним мы занимались и керамикой, и даже гончарным делом. Помню, как папа сам сделал гончарный круг — это была такая интересная штука! А в последние годы он довольно успешно пишет маслом пейзажи. Мама в душе тоже художник. Она прекрасно шьёт игрушки, делает панно из меха и вообще увлекается различными видами декоративно-прикладного творчества. Вот и я рано  проявила «неизлечимый» интерес к искусству. С 9-и лет  посещала кружок изобразительного искусства при Доме пионеров, а с 11-и стала ходить в детскую художественную школу. Это было самое впечатляющее и незабываемое время!  Всегда вспоминаю его с каким-то особым трепетом и ностальгией. Тогда всё казалось самым лучшим, настоящим, живым. Чуть позже был ещё один период, оставивший в памяти неизгладимый след — это студенчество. Я окончила художественно-графический факультет университета. В 26 лет  стремительно потеряла зрение ввиду отслоения сетчатки — сказалось осложнение по общему заболеванию.

 — Понимаю, что страшно пережить такое, тем более, когда это происходит в один миг. Извините, что приходится теребить прошлое, ведь пережитый стресс всегда разрушителен для души. Расскажите, пожалуйста, как всё случилось?

 — Это было ранней весной. Я сидела на тёплой уютной кухне и переводила инструкцию к телефону. Ничто не предвещало беды: на плите булькал чайник, что-то аппетитно разогревалось на сковороде. Наша семья готовилась к обеду.  Я торопилась поскорее закончить с переводом  и, листая словарь, остановилась на искомом слове. Вдруг перед глазами прямо на книжные страницы стали падать гигантские кляксы густого чёрного цвета, число которых увеличивалось с каждой секундой. Вокруг этих бесформенных чёрных пятен строчки с буквами превратились в движущиеся волны. Я смотрела в книгу и видела, как эти кривые линии подбрасывали буквы вверх и вниз, ломая их и разрывая на части.  Затем всё вокруг этих «мультипликационных» волн заволокло густым туманом, сквозь который теперь уже нельзя было ничего увидеть. А ведь именно этого я боялась больше всего в жизни! В ту минуту мой мир, в котором самым главным для меня было изобразительное творчество, рухнул…

Осознав, наконец, что произошло, я встала из-за стола и подошла к окну, сделав  вид, что смотрю на улицу. Но от безысходности по щекам неудержимо потекли слёзы. Так я стояла несколько минут, не поворачиваясь к родственникам, которые стали собираться на кухне. А когда мама что-то у меня спросила, я напрямую сказала ей, что ослепла. Наверное, каждый по-своему принял эту грустную новость...

 — Но Вы всё же преодолели безысходность. Наверное, благодаря творчеству?

 —  Я давно поняла, что без него образуется душевная пустота, а долгие перерывы  приводят к депрессии. После потери зрения я лишь продолжила заниматься любимым делом. В последнее время эта потребность  лишь возрастает. Вот только теперь приходится использовать наиболее приемлемые художественные методы и средства. Хотя, бесспорно, для меня творчество — это сама жизнь. Оно даёт возможность создать собственный мир, и, по-моему, это так прекрасно и увлекательно, что аж дух захватывает!—  Ваше творчество так многообразно. Это и поэзия,  притом философская, городская, пейзажная, любовная,  юмористическая и фантастическая лирика, это и рассказы,  в том числе для детей,  прозаические миниатюры, басни, скороговорки. И даже живопись.  Как удаётся всё это совмещать и чем руководствуетесь при выборе жанра?

— Тут всё зависит от настроя. Так что обычно не я выбираю жанр, а он меня. Ну вот, скажем, у меня до боли грустное настроение. Тогда мысли, как осенний дождь, бегут струйками по оконным стёклам... И я не успеваю за ними. В эти моменты легко пишутся рассказы и миниатюры. Бывает так, что одолевает ирония, и рождаются какие-нибудь юмористические стихи. А когда память вдруг уводит  меня далеко в самое детство — а оно такое солнечное, такое зелёное, что просто хочется смеяться, петь или просто баловаться, — пишу детскую прозу и стихи. И нет худшего наказания для моего внутреннего состояния, чем  поздравительные тексты в стихах. Хотя иногда полезно поразмять зачерствевшие мозги. Мечтаю  закончить рассказы, которые были начаты когда-то, но так и не завершены. А их столько, что страшно заглядывать в папку с ними. Она мне напоминает бабушкин сундук:  приподнимаешь крышку, а оттуда выглядывают мои незаконченные  произведения. Я прямо чувствую их взгляды, полные укора и обиды, и мне становится так стыдно…

— Эвелина, а почему, слагая стихи, вы отдаёте предпочтение именно жанрам восточной лирической поэзии —  рубайят, хокку и танка?

—  Об их существовании я узнала, учась на четвёртом курсе в университете. Они потрясли меня своей живописностью, лаконичностью и одновременно философской глубиной. У меня даже появился любимый японский поэт — Мацуо Басё. Вообще, японская культура акцентирует внимание на таких деталях и тонкостях природы, которые могут заметить только настоящие художники.  Если честно, я в неё немного влюблена! Недавно попробовала свои силы в сочинении хокку на русский манер. Поняла, что просто так они не рождаются. Непременно должна созреть чёткая глубокая мысль, которую хочется написать красками или сыграть на флейте. Словом, хокку — это картина мира, написанная такими словами, из которых состоит вечность.

— А что в Вашем понимании  «вдохновение»?

— Для меня — это такое состояние души, когда просто упиваешься каким-то неземным чувством, непреодолимым желанием начать любимую работу. А предшествует этому  длительное вынашивание творческих идей, когда ничего не видишь перед собой, забываешь обо всём, кроме них, горишь ими, и пока не получишь хотя бы половину результата, не можешь остановиться. А достигаешь середины, и... снова ощущаешь мощный всплеск созидательной энергии! Наверное, это состояние сродни  заболеванию — пока не переболеешь, не успокоишься.

 — По профессии Вы художник.  Занимаетесь  живописью и  после  потери зрения. Многое изменилось с тех пор?

 — Раньше мне нравилась графика и графический жанр. Привлекал сюрреализм, даже пробовала рисовать более чем странные сюжеты, напоминающие сюрреалистические фантазии. А перед самой потерей зрения как нечто волшебное открыла для себя технику масляной живописи.

Сейчас рисую пластилином, пытаюсь создавать морские пейзажи. Что-то вполне неплохо получается, а что-то ещё нужно совершенствовать. Например, разработать собственную тактику наложения мазков. 

 — Эвелина, расскажите поподробнее о методике рисования вслепую.

 — Навыки работы с художественными материалами, в частности, с красками, у меня остались ещё из зрячей жизни, а для фантазии границ не существует. Сейчас в изобразительном творчестве я использую два способа. Первый — пластилиновая техника. Она наиболее проста и доступна для незрячих и слабовидящих художников, особенно начинающих. Это нечто похожее на аппликацию. Каждая деталь вылепливается в виде барельефа и прикрепляется к пластилиновому полотну. Есть ещё один вариант, когда на поверхности полотна рисуется рельефный контур, который должен быть слегка заметным на ощупь. Затем небольшими мазками постепенно наносится нужный оттенок с учётом освещённости и теневой стороны изображаемого предмета. Чтобы цвет получился однородным, необходимо долго и тщательно разминать и перемешивать пластилин руками.

Второй способ — нанесение масляных мазков на холст пальцами. Здесь нужно более чутко и внимательно следить за распределением краски. Для прорисовки контура можно использовать те же масляные краски, а можно попробовать, например, текстурные гели. На мой взгляд, в искусстве готовых рецептов не бывает, ведь творчество подразумевает свободу.

 — Насколько я знаю, Вы общаетесь с незрячими художниками.

 — Конечно. Правда, среди моих знакомых их не так уж много.  Но я очень рада этому общению, так как мы обмениваемся опытом. А он ценен тем, что  довольно специфический, адаптированный для тех, чьи особенности восприятия отличаются от восприятия зрячих.

 — Эвелина, но Вы ещё занимаетесь и скульптурой. Как Вас на всё хватает?

 — Эх, если бы хоть на некоторое время вернуть зрение, мне кажется, что я сделала бы гораздо больше и была бы смелее в выборе художественных средств. А так  всё чаще приходится обращаться к полимерной глине и самозастывающей керамической массе. Но это совсем не то, что хотелось бы. Леплю маленькие фигурки разнообразных героев, в основном, животных. Для придания выразительности и акцентирования на важных деталях, как правило,  использую смешанные техники. В ход идут и проволока, и пуговицы, и вообще всякий фантазийный мусор.

 — Проводились ли уже выставки Ваших работ?

 — Выставки — это, скорее всего, моя несбыточная мечта: слишком много трудностей связано с организацией подобных мероприятий, да и морально я, кажется, пока не готова. Словом, есть ещё время, чтобы заполнить пробелы. Но несколько моих пластилиновых пейзажей всё-таки заняли место в Харьковской библиотеке для слепых, которые можно увидеть в любое время. А вообще, я неисправимый мечтатель: буду грезить до той поры, пока не добьюсь своего. Кстати, есть у меня большая недостижимая мечта: это мастерская. Да-да, вот такая безумная мечта. Ведь это совершенно нереально — иметь собственную художественную мастерскую, где можно творить, творить, творить и получать от жизни много-много удовольствия! 

— А где же сейчас храните свои картины?

— Работ не так уж много, поэтому все они пока ещё помещаются дома.  Вот и сейчас я хочу попробовать масляную живопись вслепую, но тут возникает много вопросов: где размещать полотно, где его хранить, чтобы не перевернуть и не испортить изображение, а кроме того, не испачкать вещи, расположенные вокруг. Ведь в тесноте сложно не перестараться с творческими порывами. Смеюсь над тем, что, если уж припёрло творческое желание, то ничего не остановит — будешь даже на потолке рисовать, если, конечно, умудришься туда холст подвесить! 

— Вы северянка. Много лет прожили в Мурманске, а сейчас живёте на Украине. Как это произошло?

— Я просто переехала к мужу. С Вячеславом мы познакомились через Интернет. Общаясь в виртуальном клубе «Калейдоскоп», обратили друг на друга внимание и от случая к случаю стали несмело общаться. В 2009 году благодаря Скайпу сблизились ещё больше, и тогда же произошла наша первая встреча. В гости к Славе впервые летела вслепую, причём совершенно одна. В следующий раз мы встретились спустя  год. В июле 2010-го поженились. Вот так я и осталась в Харькове.

— Наверное, с Вячеславом связано и создание Вашего персонального сайта «Эвеландия»?

— Мой первый персональный сайт, посвящённый литературному и художественному творчеству, появился в 2005 году силами моей одноклассницы. Потом он, к сожалению, перестал существовать. Но в 2011 году  Вячеслав создал новый сайт, за который я ему очень благодарна. Там размещены мои стихи, рассказы, миниатюры, байки, рисунки.  У меня ещё куча планов относительно его дополнения и некоторой коррекции, так как  новые материалы накапливаются, а вот выкроить время для пополнения контента удаётся далеко не всегда. Все мои произведения и сборники также можно прочитать на порталах «Стихи.ру» и «Проза.ру».

— Как возникла идея творческого клуба «Арт-бабах»? И откуда такое оригинальное название?

 — Я очень долго вынашивала задумки по поводу такой рассылки, где можно было бы обсудить все креативные мысли и идеи, а также конкретные произведения тех незрячих авторов, которые всерьёз занимаются творчеством. Главная цель нашего листа — беседа о любом виде искусства, будь он музыкальным, поэтическим или художественным, старым или новым. Хотелось, чтобы люди чувствовали себя уютно, как на творческой кухне, где рождается самое вкусное, яркое, от чего повышается настроение и воспаряет вдохновение. А название само собой сорвалось с губ, да так и прижилось, хотя вариантов, безусловно, было много, причём, самых разных и неожиданных. Всем подписчикам я выражаю огромную благодарность за участие в жизни нашей рассылки. Мы же с мужем всю душу вложили в создание этого маленького творческого клуба.  В январе 2015 года  отметим уже его  3-летнюю годовщину!

— Эвелина,  известно, что талантливый человек талантлив во всём. Я знаю, Вы и кулинар отличный. Есть какое-нибудь фирменное блюдо?

— Да, я действительно люблю готовить и получаю от этого большое творческое удовлетворение. Сказать, что есть какое-то одно любимое блюдо, не могу. Есть, конечно, те, которым отдаю предпочтение, но их много. Я вообще очень люблю разнообразие.  Поздней весной делаю окрошку, жарю кабачки и посыпаю их тёртым чесноком. Летом обожаю готовить овощи, это могут быть и фаршированный мясом или овощами болгарский перец, жареные баклажаны с чесноком и сыром. В осенний сезон обычно готовлю запечённую с яблоками и корицей тыкву, люблю жареные грибы с луком и сметаной. А вот зимой не придумаешь особо ничего такого уж слишком «земляничного», зато можно пожарить котлеты, приготовить буженину или запечь курицу с яблоками. Ну, и ещё тянет меня на художественное оформление блюд. На домашние хлопоты, конечно, уходит очень много времени и сил, но, честно говоря, мне это было интересно с самого детства.

 — А как Вы относитесь  к творческому беспорядку?

 — Я сделала один очень важный для себя вывод: самое главное в жизни творца, особенно незрячего, — это устроенный быт. Если его нет, то трудности будут всплывать каждый день и путаться под ногами, попадаться под руку, иногда горячую, лезть в глаза, уши и нос, обрушиваться на голову и капать на нервы.

 — Можно ещё один совет от Эвелины Ахматовой нашим читателям?

 —  Достаточно только посмотреть вокруг, чтобы понять: в этом мире стоит жить ради того, чтобы творить! А если что-то не получается, нужно пробовать снова, и только тогда говорить о результате. Конечно, можно стремиться к идеалу всю жизнь, но так и остаться за чертой совершенства. Но даже маленькие радости и победы, несомненно, стимулируют  творчество.

3 декабря 2014 года, в Международный день инвалидов, Эвелина Ахматова стала лауреатом премии «Преодоление» в номинации «Творчество». Премия учреждена в 2013 году при поддержке Харьковского городского головы Геннадия Кернеса и присуждается людям с инвалидностью за достижения в профессиональной, творческой, спортивной или общественной деятельности.

Беседовала Анастасия Павлюченкова