Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

22 мая 2013

 

 

Одним из итогов заседания круглого стола в Государственной Думе стало широкое резонансное обсуждение законопроекта «Об основах социального обслуживания населения». Пресс-служба ВОС взяла развернутое интервью у депутата Госдумы РФ, вице-президента ВОС В. С. Вшивцева, который непосредственно является членом межфракционной рабочей группы по доработке проекта закона. Ниже размещено мнение В. С. Вшивцева по вопросу, обсуждавшемуся на Круглом столе, его экспертная оценка ситуации.

- Вопросов по законопроекту у нас много. Так, большинство регулирующих полномочий делегируются субъектам РФ. В этом есть немалая опасность дезорганизации работы всей системы. Да, понятно стремление федеральных властей сократить обязательства госбюджета и переложить бремя финансирования на регионы. Но все-таки регулятором должен быть Центр. Именно он должен разрабатывать стандарты соцпомощи, которые будут действовать после принятия закона. Иначе получим вопиющее неравенство по регионам, по методике, по формам определения того, что должен получать человек, по объему и качеству соцуслуг, наконец. У нас более 80 субъектов РФ, где доходы работодателей, уровень жизни сильно разнятся. Стандарты должны прописывать именно то, что нужно человеку.

- Другая опасность - правовой вакуум, «временной лаг» длиной в год - два. Поясню. На недавней коллегии Минтруда в середине апреля премьер-министр указал, а глава Минтруда подтвердил, что закон должен вступить в силу с 2014 года. И во внесенном в Думу проекте это записали. Но в нем есть ряд статей, которые вступают в силу либо с января 2015 года, либо с января 2016 (ст. 21, 23, 32, 33 и 34-я. - В. Б.). Так, лишь с 1 января 2016 года вступит в силу базовая статья, определяющая порядок предоставления услуг! Вопрос: а до 2016 года как людям быть, если один закон («старый», от 1995 года) уже работать не будет, а другой - еще не заработает?

- Кстати, до сих пор не ясно, как вся эта система будет работать. Там масса спорных положений. Часть получателей теперь будет получать соцпомощь на основе соцконтракта, остальным - пропишут весьма запутанную технологию «запроса» и получения соцуслуги. В законопроекте описана целая цепочка, которую должен будет пройти претендент-льготник. Сначала определяется степень нуждаемости человека в предоставлении услуги, рассматривается его аргументация, далее он подает «окончательное» заявление, потом для него разрабатывается индивидуальная программа, определяется поставщик услуги... Потом человек отправляется на комиссию, она принимает окончательное решение об удовлетворении его запроса, и т. п. Я сомневаюсь, что большинство людей вообще хоть как-то представляют себе эту цепочку. И уж точно многие просто не захотят по этим «кругам» ходить.

 

Пресс-служба ВОС