Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

15 мая этого года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла федеральный закон «О Внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации».

Дело в том, что действующая редакция статьи 107 Воздушного кодекса России разрешает авиаперевозчикам отказывать в перевозке пассажиру в связи с состоянием его здоровья, которое требует особых условий воздушной перевозки, либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создаёт беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц.

Такое положение дел ущемляет права инвалидов на пользование транспортными услугами по основанию их инвалидности и совершенно недопустимо ни с точки гражданского, ни с точки международного права.

Новая редакция закона подразумевает, в частности:

Статья 106.1. Особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

1. При заключении договора воздушной перевозки пассажира пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности обязан сообщить перевозчику или агенту перевозчика, осуществляющему бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, об имеющихся у такого пассажира ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.

2. При чартерных воздушных перевозках, осуществляемых на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при заключении договора о реализации туристского продукта обязан сообщить туроператору или турагенту об имеющихся у такого пассажира ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.

3. Инвалидность и наличие ограничений жизнедеятельности не могут быть основаниями для требования туроператором или турагентом и перевозчиком либо агентом перевозчика, осуществляющим бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, от пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности документов, подтверждающих состояние здоровья таких пассажиров в связи с их инвалидностью или ограничениями жизнедеятельности.

7. В аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:

1) сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта (в том числе в местах посадки в транспортное средство и высадки из него), регистрации на рейс и оформлении багажа для воздушной перевозки, прохождении предполетного и послеполетного досмотров, пограничного и таможенного контроля в аэропорту, посадке на воздушное судно и высадке из него, получении багажа по прибытии воздушного судна;

2) предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющих осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта;

3) дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации;

9. Автоматизированная информационная система оформления воздушных перевозок должна функционировать таким образом, чтобы информация об ограничениях жизнедеятельности и о потребности в помощи пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности была в ней зарегистрирована, указана в билете и передана перевозчику.

11. Воздушная перевозка пассажира из числа инвалидов по слуху и зрению одновременно, ребенка-инвалида в возрасте до двенадцати лет осуществляется в сопровождении пассажира, оказывающего им помощь в полете.

12. Минимальное количество перевозимых на воздушном судне собак-проводников устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

17 мая этого года принят в первом чтении проект федерального закона № 250266-6 «О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 27 Конвенции ООН о правах инвалидов вступившей в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г., государства-участники обязаны обеспечивать и поощрять реализацию инвалидами права на труд путем принятия мер, направленных, в частности, на обеспечение инвалидам разумного приспособления рабочего места.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в целях реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов и предусматривает обеспечение механизма реализации статьи 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ).

Необходимость разработки законопроекта обусловлена следующим.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 181-ФЗ специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов – рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

В то же время норма об установлении основных требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Федеральном законе № 181-ФЗ не содержится.

Таким образом, норма об оборудовании (оснащении) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не обеспечена механизмом её реализации.

Отсутствие в Федеральном законе № 181-ФЗ нормы, устанавливающей полномочие федерального органа исполнительной власти, не позволяет принять нормативный правовой акт, регламентирующий оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для инвалидов.

Законопроектом предусматривается отнесение к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов полномочия по определению основных требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

Одновременно законопроектом устанавливается, что указанные основные требования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию с сфере труда и социальной защиты населения.

Предусмотренные законопроектом изменения позволят обеспечить принятие на федеральном уровне нормативного правового акта, определяющего единые требования к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

 

Пресс-служба ВОС

(по информации из Государственной Думы РФ)