Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Наука и практика

Возможности форменного зрения

В учебно-воспитательном и коррекционно-реабилитационном процессах специалистам важно различать состояние зрительных функций в норме и патологии. При анализе особенностей восприятия и формирования компенсаторных навыков, лежащих в основе социально-адаптивного поведения, педагогам необходимо знать уровень зрительных возможностей слепых детей, имеющих форменное, или предметное, остаточное зрение, то есть зрение с остротой от 0,01 до 0,04.

Екатерина А. поделилась со мной своим опытом: «Мне довелось играть в японские карты. Сначала было очень трудно различать одноцветные картинки, но скоро заметила, что возле  валета нарисован один квадратик, а на карте с королём — три, сосчитать которые оказалось гораздо легче, чем вглядываться в изображение…»

Валентин Е. рассказал: «У меня есть предметное зрение, но я страдаю ахроматизмом, то есть не различаю цвета, следовательно, воспринимаю окружающий мир, словно чёрно-белое кино, поэтому с  детства пользуюсь метками в виде различных фигур, пришитых на одежду. Чтобы найти своё место в театре, не пытаюсь разглядеть цифры в надписях, а смело иду к зрителю, сидящему  на ближайшем «крайнем месте», и спрашиваю номер его ряда. Потом уже от него веду отсчёт…»

Наставник обязан научить незрячего выбирать подходящие сигналы, рационально решающие поставленную задачу. Умение использовать доступную информацию свидетельствует об уровне реабилитированности маломобильного гражданина. Слепота, даже при наличии остатка зрения, чаще всего, своеобразно отражается на манерах инвалидов, которые, как правило, не догадываются о внешних проявлениях последствий своего нарушенного зрения. Узнавали они об этом только в ходе инициированной мною же специальной работы со стороны воспитателей.

В литературных источниках можно встретить иллюстрации деформации поля зрения, но практически нет примеров поведения людей с тем или иным заболеванием глаз, а тем более реакции на них львиной доли зрячих. Наблюдения и систематические исследования зрительных функций могут объяснить реабилитологам, педагогам и родителям важные детали процессов индивидуального обучения, которые зачастую требуют значительной коррекции, что следовало бы учитывать при выполнении незрячими различных видов деятельности.

В студенческие годы моё внимание привлёк незрячий вузовский преподаватель иностранного языка. Меня в нём всё восхищало, только вот, передвигаясь без трости, он при каждом шаге поочерёдно крутил головой. Я возможно мягче спросила о причинах такого поведения. Оказалось, что он этого не замечал. Впоследствии, изучая «Основы патологии органа зрения», поняла причину странной походки талантливого незрячего педагога. Этот случай отлично иллюстрирует половинчатое выпадение поля зрения — «гемианопсию», когда окружающая среда становится «полосатой». Причём вертикальные участки просветов чередуются с вообще непроглядными. Скрытые зоны удаётся увидеть за счёт поворотов головы. Это позволяет составлять, как из пазлов, более полную картину окружающего пространства.

Как-то после лекции ко мне  подошла завуч эффективно работающей школы для слепых и слабовидящих детей и сказала: «Моя квартира — в доме, в котором живёт много незрячих. Одна из соседок ходит именно так, как вы описали. Меня раздражала её походка… Только теперь поняла, что надо было не поддаваться негативным эмоциям, а посочувствовать ей!»

На совещании мне понадобилось  ознакомиться с плоскошрифтовым текстом. Надев очки с линзами в 20 диоптрий, начала всматриваться в слова и вдруг слышу: «Почему вы так странно водите головой?» В ответ я пошутила: «При чтении заодно и с шейным хондрозом борюсь…» На самом деле причина гораздо серьёзнее, ведь из-за трудоёмкости процесса я по-другому читать просто не умею, потому что моё трубчатое поле зрения позволяет увидеть одновременно лишь несколько букв. Вот и приходится буквально по сантиметру «передвигать свою трубочку» вдоль строки, держа книгу или документ точно перед лицом, иначе изучаемая фраза сразу «ускользает». Причём слева направо двигаюсь медленно, зато в обратную сторону гораздо быстрее, ведь на возвратном пути ничего считывать не надо. Однако самое примечательное в описываемом случае состоит в том, что, уже имея успешный опыт преподавательской работы и учёную степень кандидата педагогических наук, до прямого вопроса я не замечала за собой описанной особенности. Вот уж воистину, в собственном глазу бревна не замечаем.

Однажды на лекции для иллюстрации теоретического материала предложила слушателям самим демонстрировать внешние проявления нарушений. Наконец, добрались до варианта, в котором надо было изобразить манеру смотреть и держать голову, когда возможность что-то увидеть сохранилась исключительно в верхнебоковой части поля зрения. Тут вдруг одна курсантка с ужасом и сожалением воскликнула: «Так она просто иначе не могла! Значит, я её зря обидела?» Как выяснилось, эта эмоциональная дама была комендантом в общежитии при учебно-производственном предприятии ВОС и особенно большое участие принимала в судьбе молодой матери-одиночки, которая вместо благодарности поглядывала на неё исподлобья и с одновременным поворотом головы. В действительности на объект искреннего обожания незрячая женщина направляла участок  глаза, сохранивший минимальный остаток. А добровольная опекунша не выдержала и высказала свою обиду: «За что ты на меня всегда косо смотришь?» Так и не поняв причину несправедливого гнева, подопечная оторопела и ушла со слезами на глазах, не пытаясь оправдываться, потому что не видела себя со стороны, а на её «агрессивной» позе окружающие никогда не акцентировали внимание.

«Держи лицо! Убери руки!» — громко приказывала любящая и заботливая родительница четырёхлетней дочке, придя на первичное знакомство со специалистами «Маминой школы». Чего же ждать от посторонних людей, если даже образованная женщина абсолютно не понимает, что и как видит её ребёнок с диагнозом «частичная атрофия зрительного нерва; концентрическое сужение поля зрения», зато малышке всё осанку упорно исправляет. Если в незнакомом пространстве девочка с глубоким нарушением зрения не глядела бы себе прямо под ноги, она просто не обнаружила бы опасных препятствий, опыт болезненных столкновений с которыми уже имеет.

Зачастую именно внешние проявления последствий нарушения зрения воспринимаются нормально видящими людьми как «странные манеры» инвалидов и даже как их дебилизм. Впрочем, невозможно постоянно переживать из-за своего недуга, а  юмор помогает справляться с возникающими трудностями, позволяя грамотно выстраивать принципы равноправных отношений, пользуясь преимуществами  коммуникабельности. На международной конференции меня совершенно очаровала незрячая переводчица. Она отлично выполняла свои обязанности, была ухожена и, соответственно мероприятию, со вкусом одета. Нам захотелось пообщаться, наконец-то мы выкроили время для беседы и отошли от коллег. Я встала  чётко напротив неё, чтобы по максимуму пользоваться своей «трубочкой», но она повернулась ко мне боком. Повторяю манёвр, только собеседница, развернувшись, опять уходит от моего взгляда. Таким образом, мы описываем полный круг, после чего последовало решительное высказывание: «Стоп! Я вижу только центром правого глаза, а ты, наверное, боком левого? Давай встанем, как обеим удобно, чтобы видеть друг друга…» Возможно, учёных мужей удивила нестандартная диспозиция участниц форума, но нам уже было всё равно, потому что мы дружно рассмеялись со словами: «Слепота — большой порок!»

Венера Денискина,

кандидат педагогических наук

      Окончание читайте в следующем номере.

Не хлебом единым

ИЗ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ — В НОВУЮ РОССИЮ

С 24 по 29 ноября в Москве впервые в мировой истории с большим успехом были проведены специальные соревнования, которые, по аналогии с Паралимпийскими играми, получили название Парадельфийских игр. Они представляли собой творческие состязания среди людей с инвалидностью различных категорий: по зрению, слуху, с ПОДА, вследствие психических заболеваний и так далее.

Немного истории. Дельфийские игры проводились в Древней Греции ещё в шестом веке до нашей эры — это движение началось немногим позже, чем олимпийское. Происхождение состязаний связано с историей Дельфийского святилища, которая опирается на мифы и легенды об Аполлоне. После победы над драконом Пифоном Аполлон устроил музыкальные состязания, которые и положили начало общегреческим соревнованиям в искусстве. Новая эра Дельфийских игр началась лишь в 2000 году, когда наша страна взяла на себя роль центра этого движения. К настоящему времени национальный Дельфийский совет России провёл уже 10 Игр, в которых приняли участие более 10 тысяч человек. Уникальные состязания по самым различным видам творчества всегда являлись ярким праздником не только для самих участников, но и для зрителей. Многие инвалиды принимали участие в Дельфийских играх наравне с остальными конкурсантами, и им удавалось побеждать. Но сегодня, вне всяких сомнений, назрела необходимость распространить идеи дельфийского движения на людей с инвалидностью как в России, так и во всём мире. Отчасти это связано с тем, что существуют особые виды искусства, которыми занимаются только инвалиды, такие, например, как жестовое пение или танцы на колясках. В 2016 году Парадельфийские игры наконец-то были организованы  Национальным Парадельфийским комитетом России при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ совместно с всероссийскими общественными организациями инвалидов. Игры носили презентационный характер, то есть артистам не присуждались призовые места, но зато лучшие участники получили право выступить на заключительном гала-концерте, состоявшемся 28 ноября в Большом Зале Конгрессов Отеля «Космос».

Основными задачами Парадельфийских игр являлись: социализация людей с ограниченными возможностями средствами искусства, реальное воплощение равных прав людей с инвалидностью на участие во всех областях жизни общества, а также поддержка и развитие их таланта. Предварительный отбор участников осуществляли региональные структуры общероссийских общественных организаций на основании итогов проведённых всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. Выступающими на  Парадельфийских играх также могли стать коллективы, в состав которых входили и здоровые люди, но не больше половины от общего количества их участников. Площадками Парадельфийских игр стали Государственный музей — гуманитарный центр «Преодоление» имени Н.А. Островского, Клуб-музей «Эльдар», Музей-усадьба «Царицыно», Государственные галереи «Беляево» и «Нагорная», Российский государственный социальный университет, Государственный институт музыки им. Шнитке, Российская государственная специализированная академия искусств, ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств им. В.С. Калинникова», Московский дом ветеранов войн и Вооружённых Сил, Культурно-спортивный реабилитационный комплекс ВОС и другие. На этих площадках собравшиеся участники демонстрировали свои таланты в восьми номинациях:

1. «Изобразительное искусство» — живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн интерьера, костюма и среды, графический дизайн.

2. «Аудиовизуальное искусство» — компьютерная графика, кино, фото, видео, радио.

3. «Театральное искусство».

4. «Музыкальное искусство» — академическое и эстрадно-джазовое инструментальное исполнительство, академическое исполнительство на народных инструментах, вокальное искусство, музыкальный фольклор народов России.

5. «Художественное слово».

6. «Хореографическое искусство», в том числе танцы инвалидов по зрению, инвалидов по слуху, танцы на колясках.

7. «Оригинальный жанр» — цирк, пантомима, куклы, эксцентрика, пародия, иллюзион, звукоподражание и прочее.

8. «Жестовая песня».

Таким образом, на лучших площадках столицы выступили  около 500 участников с ограниченными возможностями здоровья более чем из сорока субъектов РФ, а также отдельные исполнители и творческие коллективы из Казахстана, Беларуси, Франции, Нидерландов, Аргентины, Испании, Португалии, Италии и других стран.

А теперь  более подробно об этапе соревнований, который состоялся в КСРК ВОС, где выступали преимущественно инвалиды по зрению. В концертном зале мероприятие началось с демонстрации презентационного  ролика Парадельфийских игр, в котором были тезисно обозначены основные принципы и задачи этого движения. После чего на сцену вышла ведущая и произнесла тёплые приветственные слова. Выступления же участников начались с номинации «Аудиовизуальное искусство», где свои проекты представили корреспонденты радио ВОС Олеся Гавриленко из Чебоксар и Георгий Потапов из Казани. Они вынесли на суд зрителей и жюри свои аудиоработы, посвящённые увлечениям и тревогам, радостям и заботам незрячих людей в их городах. Программу выступления в номинации «Вокальное искусство» продолжила обладательница второй премии Всероссийского академического фестиваля ВОС «Гармония» Светлана Мусина из Республики Башкортостан. Великолепно исполнив арию из кантаты И.-С. Баха, она сорвала первые бурные аплодисменты зрителей. Несколько позже её успех удалось повторить девушкам из вокального дуэта «Аврора» — Галине Сараевой и Елене Сосновой. Они замечательно исполнили партии из произведений Чайковского и Доницетти, даже несмотря на то, что им сперва почему-то отключили микрофоны, а потом поставили не ту фонограмму. Вслед за ними выступали музыканты, являющиеся лауреатами всероссийских и международных конкурсов из Красноярского края, Смоленской, Воронежской, Вологодской областей и многих других регионов. Также была представлена и недавно вошедшая в состав России Республика Крым. Певица, поэт-композитор Елена Николаевна Свок достойно выступила от своего полуострова, исполнив песню  «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры» и композицию «На счастье или на беду» из сериала «Сваты-4», которую, кстати, сама написала, а также исполнила в этом фильме. На этом мероприятии особого внимания был удостоен небезызвестный вокалист Валерий Грызлин из Республики Башкортостан. За верность творчеству ему вручил памятный подарок лично главный редактор «Радио ВОС» Иван Онищенко, а также обратился к нему с небольшой душевной речью.

Помимо вышеупомянутых дисциплин, на концерте были представлены такие номинации, как «Хореографическое искусство» и «Оригинальный жанр». Именно в них выступали инвалиды, в основном имеющие нарушения слуха, психики и прочие заболевания. Театр моды, пародии и иллюзии «Кураж», а также танцевальные коллективы «Агидель», «Надежда» и «Солнышки» тоже произвели очень хорошее впечатление на зрителей и приятно разнообразили своими выступлениями вокально-инструментальные номера. Но, наверное, самое яркое впечатление оставили о себе музыканты, выступавшие в номинации «Эстрадно-джазовое инструментальное исполнительство»: джазовый ансамбль Курского музыкального колледжа-интерната слепых — неоднократный лауреат областного конкурса «Студенческая весна соловьиного края», а также обладатель гран-при международного смотра-конкурса солистов и ансамблей джазовой музыки «Белгород-2013». Своим мнением о прошедшем мероприятии поделился руководитель коллектива Борис Владимирович Прусаков — многократный лауреат международных и всероссийских конкурсов.

— Как джазовый ансамбль мы существуем уже достаточно давно, и Центральное правление ВОС, разумеется, прекрасно о нас знает. Коллективы колледжа регулярно выступают как в Курске, так и во многих других городах, и поэтому в наше учебное заведение ещё в самом начале осени была прислана заявка на участие в Парадельфийских играх. Джазовый ансамбль с большим энтузиазмом принял этот творческий вызов, и вот мы здесь. В таком составе наш коллектив существует уже второй год, и я не могу сказать, что мы как-то особенно готовились к выступлению на Парадельфийских играх. Мои ребята могут легко отыграть программу больше чем на час, а сюда мы привезли просто самые эффектные композиции из нашего репертуара — музыку Гершвина, Девиса и Эллингтона. Наши студенты после завершения учёбы, как правило, уезжают в свои города, но, несмотря на некую текучку музыкального состава, я считаю, что нам удаётся держать хороший исполнительский уровень и нам есть, что показать на этих Играх. Сюда мы привезли достаточно традиционный для джазового коллектива инструментальный состав: это труба, саксофон, кларнет, тромбон, электрогитара, бас-гитара, ударные, рояль. С нами также приехала наша замечательная вокалистка. К слову, из представителей курского колледжа здесь находятся ещё аккордеонистка Ольга Маслова с сольной программой, а также трио баянистов «Конбрио», которые тоже привезли сюда весьма виртуозные композиции. В Парадельфийских играх мне в первую очередь нравится широкий охват этого мероприятия, ведь сюда приехали люди из самых отдалённых уголков России и даже из-за рубежа. Наверняка в будущем эти Игры будут проходить на регулярной основе и дадут отличную возможность творческим личностям проявить свои таланты на большой сцене. Вспоминая все прошлые мероприятия, в которых мы принимали участие, я не могу припомнить хоть одно, сопоставимое по своему размаху с нынешним событием. Конечно, если не брать в расчёт сочинскую Олимпиаду, на которой, кстати, весь наш колледж побывал чуть ли не в полном составе. Я считаю, Парадельфийские игры предоставили отличную возможность людям с инвалидностью испытать себя в по-настоящему масштабном культурном событии, что в значительной степени удовлетворило их творческие потребности. Также, как мне кажется, эти соревнования стали ещё одной формой реабилитации и профессиональной ориентации для людей с инвалидностью. Это реальное воплощение равных прав инвалидов на участие во всех областях жизни общества, а для многих талантливых ребят это событие может стать самой настоящей путёвкой в жизнь,  — заключил Борис Владимирович.

Будем надеяться, что проведение Парадельфийских игр станет хорошей ежегодной традицией, которая будет привлекать большое количество самых различных артистов со всей страны и из-за рубежа. Начало уже положено и, судя по первому опыту, у этих Игр определённо есть неплохие перспективы на дальнейшее развитие. В Древней Греции Дельфийские игры имели огромный успех и привлекали множество зрителей и участников, так почему же в наше время Парадельфийские игры не могут иметь столь же широкий охват и общественный резонанс?..

Игорь Михайлов

С любовью — о волнующем

Новелла о «бременском музыканте»

Памяти моего дорогого друга посвящается

Четыре  года назад после окончания университета я пришла работать в школу для слепых и слабовидящих детей педагогом-психологом. Благодаря владению системой Брайля мне удалось окончить школу, получить высшее образование, а также развиваться, читая хорошую литературу. В выборе будущей профессии я руководствовалась тем, где я смогу реализовать себя с наибольшей пользой. Но и это ещё не всё… Кто бы мог подумать, что и в личной жизни знание рельефно-точечного письма и чтения сыграло для меня не последнюю роль. 

Поначалу работать было невероятно трудно. Новый этап в жизни, другая обстановка, незнакомый коллектив, иное социальное положение. Привыкала, конечно, долго. Чувства были противоречивыми. Я испытывала одновременно и радость, и гордость за себя, за то, что всё у меня получилось, а также и нервное напряжение, обусловленное необходимостью овладения спецификой работы. Хочу сказать, что ощущала я себя неловко, так как все давно работают вместе, общаются своими компаниями по интересам. К сожалению, было трудно вписываться в коллектив, иногда чувствовала себя белой вороной.

Через полгода, когда я немного освоилась на новом месте, мне пришла идея, которую поддержала директор: поехать на обучение информационным технологиям для незрячих пользователей. Ну, как говорится, сказано — сделано. В марте 2013 года я уехала в длительную командировку на 3 месяца в Москву. Мне удалось тогда одним выстрелом не то что двух, а сразу пятерых зайцев убить. Я выучилась на преподавателя информационных технологий для слепых и слабовидящих, познакомилась с новыми интересными людьми, посетила достопримечательности столицы, встретила Его, да и просто сменила пейзаж за окном, получила новые впечатления и жизненный опыт.

Когда вместе со своим сопровождающим мы вошли в здание учебного центра, мне сразу там очень понравилось.  Я очутилась в по-домашнему уютной атмосфере. Было приятно увидеть большое количество людей, приехавших на учёбу из разных уголков нашей огромной страны. Первый день,  само собой, был сумасшедший… Оформление документов и разбор багажа, адаптация в огромном здании и освоение прилегающей к нему территории к вечеру вымотали меня окончательно. Несмотря на усталость, настроение было приподнятым от предвкушения новых знакомств.

За мои 25 лет романтические отношения с противоположным полом не складывались. Может, это было связано с моим высоким ростом (все одноклассники и однокурсники всегда были ниже меня), а может, с плохим зрением, не знаю. Но здесь, словно в сказке, как по волшебству начали происходить просто невероятные вещи. Я ощущала себя принцессой в королевском дворце.

На второй вечер к нам в комнату пришёл скромный и вежливый молодой человек Кирилл. Он захотел пообщаться с нами и предложил помузицировать. «Бременских музыкантов заказывали?» — спросил он, принеся с собой акустическую гитару. Шутка была принята, импровизированный концерт начался.  Мои подружки почему-то стеснялись петь, больше слушали, ну, а мы с нашим «бременским музыкантом» разошлись не на шутку. Мы сразу спелись и больше до самого конца обучения не расставались ни на минуту.

Мы отплясывали на танцах (в нашем центре был хорошо организован досуг учащихся), много гуляли, самостоятельно изучая город. Мы подробно рассказывали друг другу  о своей жизни, делились размышлениями и переживаниями. Я была удивлена его работой: не имея специального образования, Кирилл безупречно играл на гитаре, занимался звукозаписью и аранжировкой в собственной студии. Проницательный и ироничный, он был необыкновенным, от него исходило «плюшевое» тепло. Он утратил зрение будучи взрослым. Далеко не сразу, но он смирился с этим и научился с достоинством принимать действительность. Кирилл очень любил жизнь, как оказалось, такую недолгую. 

В этом центре незрячих людей  в обязательном порядке обучали азбуке Брайля. Взрослые люди заново приобретали навыки письма и чтения. Почему-то у Кирилла возникали с этим сложности, рельефно-точечная система письменности давалась ему с трудом. Вечерами я помогала ему с домашними заданиями: проверяла, как он пишет, допускает ли ошибки. И это сблизило нас ещё больше. Кирилл был старше меня на два года, но я чувствовала себя рядом с ним маленькой девочкой. Он всегда знал, как поступить в той или иной ситуации, мог решить абсолютно любую проблему, не давал в обиду ни себя, ни меня. В общем, рядом с ним мне было уютно, спокойно и безопасно. Было невероятно приятно, что я тоже могу его чему-то научить.

Однажды произошёл  такой случай. Кирилл долго сидел над заданием, что-то писал несколько вечеров подряд. Я, как обычно, предлагала помощь, но он почему-то всё время отказывался. Потом не выдержал и попросил меня всё-таки проверить готовый текст. Сказал, что стыдно сдавать, вдруг там много недочётов. Оказалось, что это было задание местного психолога (да, мы тогда все посещали психологические тренинги и индивидуальные занятия). Ему нужно было изложить на бумаге самые главные цели в жизни и планы на будущее. Прочитав его изложение, я почувствовала, что это мой родной человек, моя судьба. Я поняла, что мы чувствуем и мыслим в  одном направлении. Его мечты — это  мои желания. В тот момент я поняла, что такое счастье. Наши  совместные усилия в  области овладения азбукой Брайля  помогли нам лучше понять друг друга.

После успешного окончания курсов первого июля мы отправились в  романтическое путешествие к Чёрному морю. Наша влюблённость придала нам смелости и уверенности в своих силах, в доброте окружающего мира. Это было прекрасно: подъём на Ай-Петри, прогулки на  катере и  плавание в  открытом море, водные аттракционы и  экскурсии. Мы мечтали о  счастливой и  дружной семье, что непременно вернёмся сюда с детьми.  Увы, тогда мы ещё не знали, что этим мечтам не суждено осуществиться. Судьба распорядилась иначе…

Вернувшись домой, Кирилл поступил в музыкальное училище. Его письма были полны подробностей студенческой жизни. Планы были поистине наполеоновскими. Через полгода Кирилла не стало. Тромб.

С годами, наверное, я научусь думать о нём без кома в горле. Пока мне это трудно. Ведь ежедневно пользуясь в работе системой Брайля, я невольно вспоминаю самое счастливое время в моей жизни. 

Диана Васильева 

Тифломир

ОЛИМПИАДА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Окончание. Начало читайте в № 12.

18 и 19 ноября в Москве состоялся Второй Национальный чемпионат профессионального мастерства среди инвалидов «Абилимпикс». Организаторами мероприятия выступили несколько министерств, Российский Государственный социальный университет и общественные организации инвалидов. Состязания проходили по олимпийской системе и включали в себя конкурсы по сорока восьми специальностям. Торжественную стартовую церемонию и другие мероприятия масштабного форума почтил своим присутствием президент Международной ассоциации «Абилимпикс» Нобуаки Фуджи.

Открывая «Абилимпикс Россия 2016», Министр образования и науки РФ Ольга Васильева отметила, что основной целью проведения чемпионата является трудоустройство людей с ограниченными возможностями. «Я хотела бы обратиться к работодателям. Чтобы они, посмотрев на то, что могут делать участники чемпионата, не остались равнодушными и обязательно пригласили их на работу…» Её поддержал Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин: «Мы сейчас пытаемся перестроить работу служб занятости, для того чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли бы производить материальные блага или заниматься творчеством на равных с остальными гражданами. Мы ставим перед собой эту задачу в качестве ключевой…» Заместитель мэра Москвы в столичном правительстве по вопросам социального развития Леонид Печатников пригласил всех участников и почётных гостей ознакомиться с ВДНХ: «Вы находитесь на совершенно обновлённой Выставке достижений народного хозяйства. Я рассчитываю, что вы увидите не только этот павильон, а сможете погулять по всей реконструированной территории, где повсюду создана безбарьерная среда…»

По итогам отборочных этапов было заявлено более пятисот участников из шестидесяти трёх регионов России. Оценивали конкурсантов опытные эксперты, в том числе и мастера международного уровня. Впервые в мировой практике была опробована инновационная модель: претенденты на победу были разделены на категории — школьники, студенты и молодые специалисты. Среди них — токари, строители, флористы, дизайнеры, фотографы, повара, портные, бухгалтеры, переводчики, медицинские работники, веб-дизайнеры и другие перспективные профессионалы, востребованные на рынке труда. В рамках насыщенной деловой программы состоялось большое количество тематических круглых столов и семинаров, в том числе Всероссийская научно-практическая конференция в области инклюзивного профессионального образования. Национальный чемпионат стал профориентационной площадкой для школьников и родителей будущих абитуриентов, на которой проводились презентации, мастер-классы и ярмарка вакансий.

В качестве типичного примера декоративно-прикладной компетенции можно привести рассказ главного эксперта бригады судей по бисероплетению Светланы Кадар: «Наш вид соревнований  оказался очень популярным. За два дня свои таланты продемонстрировали тринадцать умельцев. Были представлены Калуга, Рязань, Волоколамск, Железногорск, Краснодарский край и Республика Марий Эл. Одни завоевали право приехать на финал, предварительно заняв призовое место в отборочном турнире, а другие просто прислали заявку на сайт «Абилимпикс». Львиная доля наших участников являлись инвалидами по зрению и лишь двое были слабослышащими. По правилам на  полный цикл изготовления «орхидеи», предложенной в качестве образца, было отпущено всего четыре часа — от нанизывания первой бисеринки на проволоку до посадки готового изделия в горшок и заливки его алебастром. Перед каждым участником лежала подробная инструкция в плоскопечатном и брайлевском варианте с точным описанием эталона. Это задание было единым для всех. Критерии, по которым семеро экспертов производили анализ работ, были обозначены в специальном оценочном листе. Подразумевалась стобалльная  система судейства. Например, за технику нанизывания бисера на проволоку можно было получить до двенадцати  баллов, за удачную обмотку изделия флористической лентой — ещё 5, а за отсутствие зазоров между дугами — целую «десятку». К слову, никому  не удалось набрать  максимально возможное  количество очков, хотя многие работы и были выполнены достаточно квалифицированно. Естественно, лучшие мастера были награждены медалями, а отсканированные дипломы с информацией о своих победах призёры смогут выложить на соответствующих сайтах  либо страничках в соцсетях, что, несомненно, поможет при реализации готовых изделий. Говорить же о наплыве потенциальных работодателей, к сожалению, не приходится. Связано это с отсутствием соответствующих рабочих мест как таковых. Мастера, занимающиеся бисероплетением, творят исключительно в частном порядке, изготовляя к различным праздникам цветы, картины, серьги, колье и другие поделки…»

Своими впечатлениями со мной поделился руководитель Комиссии по развитию самбо слепых Роман Новиков: «Основной целью данного мастер-класса является демонстрация возможностей незрячих спортсменов в боевых искусствах. Наше присутствие на «Абилимпикс» стало ещё одним шагом в деле популяризации того вида спорта, который сами считаем наиболее оптимальным для незрячих. «Абилимпикс» действительно является великолепным средством самореализации. Надеюсь, что эти соревнования будут проводиться ежегодно, помогая трудоустраивать всё больше и больше инвалидов всех категорий. Правда, спортсменов это касается в меньшей степени, ведь мы, в первую очередь, заботимся о престиже страны, поэтому потенциальные работодатели не имеют к нам прямого отношения. Кстати, порой мы тренируемся и боремся без какого-то особенного вознаграждения, тем не менее, хочу заверить, что незрячие спортсмены на международной арене всегда готовы отстаивать честь нашей  великой державы, и именно в этом мы видим своё основное предназначение. Наше дело не стоит на месте, во многом это связано с тем, что почётным президентом Международной федерации самбо является сам Владимир Владимирович Путин, а председателем попечительского совета в Российской Федерации является вице-премьер Дмитрий Олегович Рагозин, что говорит само за себя. Мы получаем самую действенную поддержку от члена исполкома Международной Федерации спорта слепых Лидии Павловны Абрамовой, которая занимается активным продвижением нашего  вида спорта. После проделанной ею работы за границей у меня стали налаживаться тесные связи с коллегами из Южной Кореи, Японии, Бразилии, Канады, США и Турции. В настоящий момент ведётся подбор руководителей местных отделений Федерации, что, несомненно, даст дополнительный импульс популяризации здорового образа жизни среди молодёжи. У движения «Абилимпикс» много сторонников в нашей стране. Это уже сейчас приносит весомые плоды, а в самом ближайшем будущем дивиденды обязательно увеличатся, что будет содействовать вовлечению в спорт новых всесторонне развитых ребят и девушек!»

Добавлю, что 25 инвалидов по зрению стали победителями и призёрами чемпионата «Абилимпикс».

В компетенции «Резьба по дереву»:

1 место — П.В. Голяшев, Пермская РО; 2-е — А.В. Соколов, Хакасская РО; 3-е — А.В. Концов, Тульская РО.

В компетенции «Бисероплетение»:

2 место — И.А. Отева, Московская областная организация; 3-е — И.Ю. Четвертаков, Красноярская РО.

В компетенции «Вязание на спицах»:

1 место — Л.В. Смирнова, Нижегородская РО; 2-е — Е.Ю. Климова, Московская областная организация; 3-е — Е.А. Новицкая, Краснодарская РО.

В компетенции «Вязание крючком»:

1 место — Е. Аппакова, Марийская РО; 2-е — Г. Ушакова, Краснодарская РО.

В компетенции «Администрирование баз данных»:

1 место — А.А. Алиев, Тюменская РО; 2-е — Ю.В.  Гордышов, Краснодарская РО; 3-е — А.В. Бакланова,  Ростовская РО.

 В компетенции «Лозоплетение»:

2-ые места — М.В. Сенюков, Московская областная  и Н.В. Семинихин, Тверская РО; 3-е — М.Н. Мангутов, Мордовская РО.

В компетенции «Макраме»:

1 место — Н.Ю. Фирсова, Московская областная организация; 2-е — А.В. Сухова, Пензенская РО; 3-е — А.Л. Масленникова, Брянская РО.

В компетенции «Переводчик»:

2 место — Д.В. Андреев, Костромская РО; 3-е — А.В.  Зирко, МГО ВОС.

В компетенции «Массажист»:

1 место — М.А. Мельниченко, МГО ВОС; 2-е — Н.А. Пономарёва, Самарская РО; 3-е — А.М. Лаврентьева, Белгородская РО.

В компетенции «Социальная работа»:

1 место — А.А. Кислякова, Тюменская РО; 3-е — Л.М. Мекешкина, Свердловская РО.

        Игорь Михайлов

Знаменитые слепые           

ДЖОН МИЛЬТОН

 Ветхозаветная античность

 В средневековье вплетена.

Зеркально вновь отражена

В герое авторская личность!

Толкнула ненависть во мраке

Ввести в поэму Сатану,

Переложив свою вину

На толпы выкошенных в драке.

Творцы молитв глумиться рады

Над павшим или простаком,

И не гнушаются потом

Просить спасительной пощады!

Свой след оставив в смутном веке,

Вздымать негоже напоказ

Туманный щит незрячих глаз

И всю беспомощность калеки!

Возможно, кому-то покажется, что я излишне придирчив к маститому классику, в Англии по степени авторитетной популярности следующему  сразу за Уильямом Шекспиром, но ведь с великих и спрос должен быть жёстче. К тому же доказательства моих нелицеприятных оценок находятся на поверхности. Достаточно вспомнить, что индепендент в политике и протестант в религии считается основателем «Клуба телячьей головы», прославившегося язвительными насмешками над памятью казнённого короля. Любимец муз лично написал остроумный памфлет «Иконоборец», обличающий Карла Первого, погибшего на эшафоте.

Несомненно, Джон Мильтон был деспотом в личных отношениях, беспощадным фанатиком в общественной деятельности и мракобесом в литературе. По-видимому, он специально культивировал в себе диктаторские наклонности, выработав невыносимый характер, о чём сохранилось немало свидетельств современников. Однако уже два столетия спустя образ слепого гения заметно облагородился и стал приобретать романтические оттенки. Ярким примером такого отношения является выразительное полотно «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай», которое в настоящее время хранится в нью-йоркской библиотеке Ленокс. Эту картину написал венгерский художник-реалист баварского происхождения Михай Либ, более известный по псевдониму Мункачи. Так  называется родной для него городок, тогда принадлежавший Империи Габсбургов, а ныне относящийся к Закарпатской области Украины. Так вот, искусствоведы и простые любители живописи дружно отмечают искреннюю грусть, которая глубоко таится в мотивах произведения, трогая за сердце. Некоторые специалисты подчёркивают, что  какая-то задушевность и лиричная простота ему свойственны. С такими оценками бессмысленно спорить. Позволю себе лишь напомнить, что ведь источником вдохновения мастера оказалась крайне противоречивая историческая личность, мало соответствовавшая благостному образу заботливого отца семейства. Такова сила искусства, частенько заставляющая поверить в заведомый вымысел и умилиться сентиментальности очаровательной фальсификации.

Так что же в действительности представлял собой прославленный британец? Как известно, на склоне лет он заставлял трёх своих дочерей долгими часами читать ему вслух книги на непонятных им языках. Это вызывало у девушек «молчаливое негодование». К тому же капризный  батюшка требовал постоянного тщательного ухода. Соотечественники утверждали, что Мильтон был абсолютно беспомощен в быту и плохо ориентировался даже в собственном доме. Хочу отметить, что несовершенные навигационные приборы веками называли «посохом для слепца», но в сохранившихся текстах бунтаря духа вообще не упоминаются тифлоприборы. Неужели он в обиходе не пользовался даже примитивной тростью, эгоистично перекладывая все заботы о «себе любимом» на хрупкие плечи близких?

Такая иждивенческая позиция особенно удивляет, ведь писатель  частенько воспевает изнурительную работу ремесленника и землепашца, являясь первооткрывателем данной темы. Не случайно, выступая на «Радио России», профессор и доктор педагогических наук Борис Бимбат припомнил слова согрешившего Адама: «Я должен хлеб свой добывать в трудах. Что за беда? Была бы хуже праздность! Меня поддержит труд и укрепит…» По ходу беседы этот действительный член Российской Академии образования, характеризуя гения с трагичной судьбой, сослался на крайне авторитетное мнение Пушкина, который сказал очень хорошо: «Кто в злые дни был жертвой злых языков, жил в бедности, в гонении и в слепоте, но сохранил непреклонность души и продиктовал «Потерянный рай»!..»

Джон появился на свет в семье успешного нотариуса, учился сначала дома и в школе Святого  Павла, а потом в Кембриджском университете. По окончании курса он провёл шесть лет в имении отца, занимаясь самосовершенствованием. Как раз в  Хортоне, близ столицы, он вступил на творческий путь. Тогдашней полной душевной гармонии соответствовал характер его первых «грациозных» произведений, названных «Весёлый» и «Задумчивый», где противопоставляются радость бытия и созерцательная грусть, а к ним примыкает блестящая драматическая пастораль «Комос». Подобная модная лирика в стиле романтичной Елизаветинской поры, очаровывавшая восторженных леди, у повзрослевшего автора уже более не встречалась. Переходным этапом стала поэма «Люсидас», посвящённая идеализированной сельской жизни. Там меланхолия в духе Петрарки переплетается со страстным патриотизмом фанатичного протестанта.

Молодость завершилась путешествием тридцатилетнего Мильтона по континентальной Европе, где он познакомился с Галилеем и другими знаменитыми современниками. Вернувшись в Лондон, с которым связаны важнейшие вехи его жизни, он занялся обучением своих племянников и написал трактат «О воспитании».

Перейдя в ряды партии «Индепендентов», красноречивый и мятежный поэт создал 24 политических памфлета. Первый из них — «О реформации» — появился в 1641 году, а последний, названный  «Скорый и лёгкий путь к установлению свободной республики», спустя два десятилетия завершил уникальную серию, главной целью которой была «защита народных прав». Мильтон умел излагать свои идеи публично. В самой знаменитой речи, обращённой к английскому Парламенту, пламенный трибун в 1644 году требовал свободы для печатного слова. Конечно, вскоре замечательная «Ареопагитика» вышла и в печатном виде.

Когда наладилось парламентское правление, Мильтон занял место правительственного секретаря при Государственном  совете. Благодаря чтецам и  помощникам до 1655 года он контролировал заграничную корреспонденцию на латыни, ведя активную переписку и печатную полемику с оппонентами, а кроме того, наблюдал за издательской деятельностью. В течение трёх последних лет он работал вслепую, так как на сорок четвёртом году жизни потерял зрение.

Вообще, литератор в самом деле много страдал, особенно  после того, как в «возрасте Христа» неудачно женился на Мэри Поуэл. О напряжённости отношений свидетельствует фраза, якобы принадлежащая уже ослепшему мужу: «Я знаю, что моя красавица подобна розе! Её шипы мне говорят об этом…» Уже вскоре после свадьбы строптивая супруга ушла от него и ни за что не хотела возвращаться, а когда всё-таки вернулась, то  родила ему дочь и умерла во время родов. Это происшествие довело Мильтона до отчаяния и омрачило существование. Неудачный опыт семейной жизни, ознаменованный целым рядом домашних бедствий, он распространил на брак вообще и написал полемический трактат «О разводе».

Правда, тяжелее собственного недуга он перенёс крах политических надежд. Убеждённый соратник Кромвеля был ошеломлён, когда его высокопоставленный друг, вместо того чтобы продолжать революционные  преобразования, по сути, ввёл свою личную диктатуру. После воцарения в Англии Карла  Второго положение Джона Мильтона только ухудшилось. Его на некоторое время заключили под стражу, даже жизнь слепца оказалась под угрозой, но по многочисленным просьбам влиятельных парламентариев он был освобождён. После запрета публиковать его памфлеты и трактаты мыслитель заявил: «Всё, что нас не убивает, делает сильнее!»

Коренным образом изменившаяся ситуация тяжко отразилось на материальном положении Мильтона, а реставрация Стюартов привела к полному разорению. Началась «чёрная полоса». Старик был очень одинок в тесном кругу семьи, члены которой не ценили дар мастера стихосложения и не разделяли его интересы. Очередная жена совершенно не интересовалась духовностью безденежного и беспомощного супруга, для которого  в то же время наступил период величайшего творческого подъёма.

«Потерянный рай» появился в печати в 1667 году. Логично предположить, что поэма сочинялась немного раньше, а следовательно, в «год трёх шестёрок». Уверен, «число дьявола» присутствует здесь далеко не случайно. Кстати, вдохновенный стихотворец и непримиримый революционер прожил 66 лет, что знаменательно и заставляет задуматься.

Надо подчеркнуть, что христианский шедевр о возмущении отпавших от Бога ангелов и грехопадении первых людей оказал огромное влияние на последующую литературу. В противоположность героическим эпопеям Гомера и поэме Данте фанатичный пуританин передавал ветхозаветный сюжет согласно Священному Писанию, что не давало простора творческому вымыслу. Пафосность и страстность изложения воплотили дух времени, а музыкальность стиха добавила ему привлекательности. Хотя персонажи довольно условны и аллегоричны, воинственная религиозность и незаурядный талант помогли автору создать грандиозный образ Сатаны. Свободолюбивый богоборец послужил первоисточником демонизма Байрона и вообще всех романтиков.

Лично мне особенно интересны поэтичные высказывания Джона Мильтона о культурно-информационной важности печатного слова и нашем общем недуге. Вот и вице-президент ВОС Олег Смолин для своей авторской  радиопередачи «Равные среди первых» тоже отобрал соответствующие цитаты:

«Господь — есть свет... Тебя и воскрешающую мощь твоей лампады чую, но глаза ты никогда мои не посетишь. Во тще они вращаются, ища всепроникающих твоих лучей, не находя и промелька зари. Их погасила тёмная вода. И думаю о древних двух волхвах: Финее и Тиресии. Мой дух тогда питают мысли и невольно рождают гармонический напев…

Подобно тучи беспросветный мрак меня окутал. От мирской стези текущей отстранил навек меня. И книга, по которой изучать я мог  природы дивные дела, померкла, выскоблена и пустых страниц полна. Сокрыты для слепца одни из врат премудрости навек. Тем ярче воссияй небесный свет во мне, пещеры духа озарив! Ему восставь глаза, рассей туман, дабы увидел и поведал я то, что узреть не может смертный взор…» 

Очень знаменательно, что именно драматическая поэма  «Самсон-борец», вышедшая в 1671 году, стала подлинной «лебединой песней» Джона Мильтона, ведь всего через три года он скончался. Естественно, после реставрации монархии обличитель пороков, рисковавший головой, захотел, хотя бы на бумаге, отомстить могущественным противникам  за разбитые надежды, а осторожность заставила обратиться к Ветхому Завету. Опираясь на достижения великих предшественников, кудесник эпического стиха на склоне лет воспел пронзительный образ обманутого витязя, который, по-видимому,  историчен, а к тому же впитал многие типичные черты авторской личности. Недаром, изучая и анализируя творческое наследие незрячего классика, принято скрупулёзно сравнивать выдуманные им события и реальные факты его биографии.

Древний сюжет, обогащённый фольклорно-мифологическими мотивами, стал одним из любимейших в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса. Трагичное действие разворачивается возле тюрьмы в Газе. Лишённый зрения заглавный герой в праздничный  день выходит на воздух, чтобы отдохнуть в уединении. При этом каторжанин скорбит о своей участи: «Направь мои незрячие шаги Ещё чуть дальше, вон к тому пригорку. Там можно выбрать меж жарой и тенью; Там посижу я, раз мне выпал случай Расправить перетруженную спину, Которую я гну весь день в темнице, Где, пленник, пленным воздухом дышу — Сырым, промозглым, затхлым, нездоровым…»

Коварная Далила, усыпив «самого сильного парня на земле Израиля», велела состричь его чудодейственные волосы. Самсон был захвачен и в цепях брошен в узилище. Довольные филистимляне призвали униженного врага в храм, чтобы он забавлял их. Между тем шевелюра арестанта успела отрасти, и мощь стала возвращаться. Вознеся молитву Богу, хрестоматийный боец поднатужился и обрушил опорные колонны, похоронив под развалинами нескольких жрецов и сотни ни в чём не повинных зевак. Погиб и «тёмный калека», живший как затравленный хищник и не выдержавший жуткого стресса после перенесённого  предательства, помноженного на роковое бессилие слепца. Вообще, наивный простак, ставший беспощадным мстителем, почему-то напоминает фанатичного террориста, оставшегося наедине  со своим ужасом! Неужели многие поколения читателей восхищались просто приукрашенным суицидом?

Интересно, что памятный образ библейского богатыря получил овеществлённое воплощение в композиции главного фонтана дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Открытие культового сооружения пришлось на годы правления Анны Иоанновны. Оно было  приурочено к двадцатипятилетию победы в Полтавской битве, которая вроде бы состоялась в день Сампсония Странноприимца. Очевидно, выбор темы определялся не только календарной датой. Во всяком случае, изваяние могучего поединщика полюбилось патриотичным туристам, хотя этот ранний охотничий подвиг Мильтоном  и не описан. Изображение  самоотверженного витязя, напоминающего Петра Великого, который одолевает грозного царя зверей, производит неизгладимое впечатление. Выразительные скульптуры символизируют Россию, смиряющую разгромленную Швецию, на гербе которой скандинавский Лев сохранился поныне.

Сегодня сочинения Мильтона печатаются довольно регулярно, прежде всего, в серии  «Литературные памятники», а первый раз в Российской Империи героическая поэма «Потерянный рай» была опубликована ещё в 1780 году, чему способствовал Московской Академии префект Амвросий Серебренников. Всего за восемьдесят лет книга выдержала 7 исправленных и сильно дополненных изданий с постепенным приобщением других произведений британского гения. В дебюте девятнадцатого века  на русском языке появилась поэма «Возвращённый рай». Написанная в том же году, что и «Самсон-борец», она довольно искусственно и холодно передаёт историю искушения Иисуса Христа духом зла. После творческого наследия очередь дошла и до биографии стихотворца и революционера.

При Екатерине Второй существовали тесные связи с Парижем, да и впоследствии десятилетиями интеллектуальная элита, состоявшая из дворян, находилась под влиянием галльской культуры. Возможно, поэтому поначалу большинство стихотворных переложений осуществлялось с французского языка. Они были крайне неудачными, по сути, английский оригинал искажался дважды. Лишь столетие спустя появились выверенные поэтические переводы первоисточника, которые сопровождались профессиональными комментариями литературоведов и лингвистов.  

Разумеется, «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», выходивший с 1890 по 1907 годы, тоже уделил внимание судьбе гения. Его поэмы на рубеже веков в новом стихотворном переводе О. Чюминой и с отличными иллюстрациями Г. Доре были удостоены половинной Пушкинской премии. Великолепное издание произвело фурор в Санкт-Петербурге.

При советской власти религиозность не поощрялась, поэтому воинственный пуританин почти не публиковался. Впрочем, было одно неординарное исключение. Илья Ильф и Евгений Петров ещё в самом начале тридцатых годов сочинили роман «Золотой телёнок». Типичная сатирическая «книга странствий» удивила современников знаменательным названием двенадцатой главы: «Гомер, Мильтон и Паниковский». Правда, англичанин упомянут лишь мимоходом, но такое значимое соседство заставляет задуматься о величии поэта. Об этом свидетельствует и статья Р. Самарина, которая всё-таки  попала в третье издание «Большой советской энциклопедии». Уже достаточно полно произведения Джона Мильтона в переводе Аркадия Штейнберга представила «Библиотека всемирной литературы», сорок пятый том которой пользовался особой популярностью сорок лет назад.

Кстати, когда в  1958 году мировая общественность широко отмечала 350-летие со дня рождения Джона Мильтона, «Почта СССР», как ни странно, выпустила памятную марку, посвящённую этому юбилею, а ещё в честь британца назван кратер на Меркурии.

Владимир Бухтияров