Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Кроме представленных материалов, вы сможете почитать в номере:

Мы и общество

«Инклюзивное образование — не самоцель, а средство»

Важные перспективы

Хозяйствовать по-хозяйски

Встречи на Урале

Трудоустройство по-балтийски

В правлениях и местных организациях ВОС

Лучшая в Москве

В Сердобской местной —  юбилей. — Т. Тишкова

Доступная среда

Гид по безбарьерной среде. — М. Сёмина

Реабилитация по существу

Заведите любящего друга

Не хлебом единым

Они видят душой и сердцем. — Л. Миловидов

Коротко о важном

Социальный туризм

Давайте познакомимся!

Спорт

Экстрим слепых

Сильные духом

Домашний калейдоскоп

Кругосветка

По взаимной договорённости двух стран 2014 год объявлен Годом Греции в России и Годом России в Греции. В рамках акции проходит много культурных мероприятий: театральных, музыкальных, литературных фестивалей. Цель данной публикации — знакомство читателей с историей и различными сторонами жизни современной Греции.

ТУДА, ГДЕ ЕСТЬ ВСЁ

— А рыжики в Греции есть?

 — Есть. Там всё есть.

 — А вот груздей, небось, нету.

 — И грузди есть. Всё есть.

А.П. Чехов «Свадьба»

Прошлое объединяет

Россия и Греция, как сёстры, тесно связаны историческими, культурными и духовными узами. Издревле эллины жили на территории современной России, считая её своим вторым домом, русские, напротив, в Греции. В настоящее время  греческая община в Крыму насчитывает 7000 человек, а в целом в Северном Причерноморье их проживает гораздо больше. 2014 год, объявленный перекрёстным Годом культуры, призван обоюдно и всесторонне осветить современную жизнь обоих государств, а в 2016 году организаторы планируют продолжить их культурное сближение.

Около четырёх столетий Греция находилась под властью Османского халифата, и только в 1830 году благодаря победе России в русско-турецкой войне получила независимость, день которой отмечается ежегодно 25 марта. Упорная национально-освободительная война длилась более восьми лет. Не удивительно, что девиз государства звучит как «Свобода или смерть».

С 1833 года флаг Греции представляет собой чередование пяти синих и четырёх белых горизонтальных полос с белым крестом на синем фоне в левом верхнем углу, а герб — голубой щит с белым крестом в обрамлении двух оливковых ветвей, символа православия. С того же периода национальной валютой вместо греческого феникса стала драхма, которую, в свою очередь, в 2002 году сменил евро.

Впрочем, в последние несколько лет глубокий финансовый кризис, основными причинами которого эксперты считают неэффективную налоговую систему и коррупцию, усилил безработицу и мошенничество. Так, в 2012 году на острове Закинф были разоблачены сотни мнимых слепых. Подозрение вызвал слишком высокий уровень инвалидности по зрению — около двух процентов населения. Это почти в 9 раз превышает среднеевропейский показатель и в 20 раз — средний показатель по стране. Особенно примечательно, что пособие по инвалидности (360 евро в месяц) получали даже охотники и таксисты. Из 700 человек переосвидетельствование прошли всего 50. К счастью, горе-офтальмологу, выдававшему липовые справки, от ответственности уйти не удалось.

На фоне моря и гор

Если Россия по площади стоит на первом месте в мире, то Греция только на девяносто пятом. В её составе насчитывается свыше двух тысяч островов, причём, большая часть территории — это холмы и горы. Она граничит с Болгарией, Македонией, Турцией и Албанией, омывается Ионическим, Эгейским и Средиземным морями. Место, где встречаются прохладное бурное Эгейское и тёплое спокойное Средиземное моря, носит романтическое название — «Поцелуй двух морей». Реки здесь, в основном, короткие, бурные, часто мелеющие и потому не пригодные для судоходства, с опасными порогами, живописными водопадами и, несомненно, поэтическими названиями. Самая длинная из них — Альякмон (322 км).

В Греции множество гор, самая высокая из которых, конечно же, — Олимп (2917 м). Не слишком отстаёт от неё и мифологический Парнас (2457 м). Немало здесь и вулканов, высоких и низких, действующих и потухших. Санторин, например, по сравнению с некоторыми из них — совсем крошка (всего 130 м), однако, по мнению исследователей, именно он погубил минойскую цивилизацию, а некоторые и вовсе винят его в гибели мифической Атлантиды. Последнее сравнительно крупное извержение Санторина произошло в январе 1950 года. Среди потухших вулканов — Яли (180 м), тёзка маленькой речушки в Карелии.

Греческие леса чаще хвойные, с преобладанием можжевельников, сосен, кипарисов и платанов, чей возраст достигает нескольких тысяч лет. Флора включает в себя пять тысяч видов растений, среди которых как небольшие кустарники, так и священное дерево греков — олива. Ну и куда же без грецкого ореха, хоть родина его вопреки названию — Средняя Азия, а лидерами производства сегодня являются Китай, США и Турция. Из ценной древесины изготавливают мебель и паркет, из листьев и кожуры получают стойкий краситель, из спелых плодов — масло, которое, правда, быстро портится, а из зелёных плодов греки варят варенье.

Фауна Греции близка к нашей. Встречаются и бурые медведи, и лисы, и дикие кабаны, и рыси. Не редкость здесь змеи и ящерицы, а близ водоёмов всегда можно увидеть чаек и диких уток. В последние годы количество рыбы сокращается, а многие виды животных — морская черепаха карета и тюлень-монах, например, — внесены в Красную книгу.

Повод для гордости

Греческий алфавит, в основе которого лежит финикийский, состоит всего из 24 букв. Многие из них мы прекрасно знаем из математики, физики и других точных наук. Кстати, из греческого же алфавита позже образовались латиница и кириллица. Новогреческий язык окончательно сформировался лишь к концу XVIIIвека и на сегодняшний день сохранил порядка 70 — 80 процентов оригинального словарного запаса. Есть в нём, безусловно, заимствования из английского, французского, итальянского и турецкого языков. Наблюдаются некоторые созвучия и с лексиконом славянских языковых групп. Знание греческого — обязательное условие для получение гражданства Греции. Он также является государственным в республике Кипр, однако киприоты, в основном, говорят на своём диалекте, порой совершенно непонятном для эллина. И всё же около тысячи интернациональных слов с греческими корнями, по утверждению лингвистов, может понять практически каждый. Русский язык — один из самых распространённых иностранных языков Эллады, ведь там проживает немало российских эмигрантов — есть даже русскоязычные муниципалитеты, а греческий язык некогда был обязательным предметом в русских гимназиях.

Кухня отличается от типичной средиземноморской обилием оливкового масла и разнообразных специй: чеснока, лука, укропа, перца, лаврового листа, мяты и душицы. По мнению американских диетологов, греческая кухня — самая здоровая и вкусная в мире. Общая тенденция в повседневной пище — тушёные овощи, закуски и жаркое. Самые популярные супы — Юварлакья с чечевицей и фрикадельками, Фасолада — с фасолью, Авголемоно — с курицей, яйцами, лимоном и зеленью. Долматес — нечто вроде наших голубцов в виноградных листьях, чир-чир — подобие чебуреков, Паститсио — блюдо из макарон, а Сувлаки — шашлык из свинины или баранины, реже из курицы или рыбы. Забавно, но салат, именуемый нами греческим, на родине называется деревенским. В блюдах часто преобладают томаты, сыр, самый известный из которых фета, и брынза из овечьего или козьего молока. Часто в пищу употребляют оливки, в том числе домашнего консервирования. Греки обожают крепкий кофе и сладости: пирожные, торты, печенье, варенье и джемы, цветочный мёд из нектара фруктовых, преимущественно цитрусовых деревьев, пахлаву и другие восточные лакомства. Кстати, в рамках Года Греции в России с января по март этого года в Москве и Санкт-Петербурге проводился фестиваль греческой кухни «Пища богов».

Страна почти всегда залита солнцем. Лето, как правило, сухое и жаркое, зима дождливая, практически бесснежная, и даже в январе дневная температура составляет плюс 9 градусов. Не удивительно, что ежегодно туда съезжаются более 19 миллионов туристов, в распоряжении которых около 10 тысяч отелей разного класса. Достопримечательностей не перечесть: изумрудное море, белые скалы и голубые пещеры острова Закинф, бирюзовые воды подземного озера Мелиссани в Кефалонии, глубокие каньоны, плодородные долины и единственный в Европе финиковый лес Крита, лечебные грязи, виноградники и чудесные сосновые рощи Лесбоса, пышные зелёные сады Корфу, маяк Фарос на Санторини, искусные скульптуры острова Наксос, коринфские колонны, античный олимпийский стадион и старейший в мире театр Пелопоннеса, тишина и живительный воздух Эгины, башня ветров, прообраз и тёзка которой, построенный в 1849 году, есть и в Севастополе. Ну и, конечно же, бухты, крупно- и мелкозернистые песчаные пляжи с изящными береговыми линиями, омываемыми чистейшими водами. Красота, да и только! Но какой турист не мечтает покорить само сердце страны?

Современные Афины были провозглашены столицей лишь в 1834 году. Сегодня это крупнейший город страны, в котором проживает около 40 процентов населения. Куда ж тут без вечных пробок и метро? Его первая наземная одноколейная линия с поездами на паровозной тяге была открыта ещё в 1869 году, но электрифицирована лишь в 1904-м. Афинское метро работает с 5.00 до 24.00 (по пятницам и субботам до 2.00) и считается одним из самых современных и красивых в мире.

Местное время отстаёт от московского всего на один час, а расстояние между нашими столицами по прямой линии составляет примерно 2230 км, по трассе чуть больше 3000 км. Но без шенгенской визы — специальной наклейки в загранпаспорте — в Грецию не попасть. Существует несколько типов и категорий шенгенских виз. К туристическим гостевым относится тип «c». В зависимости от категорий виз срок пребывания на территории страны варьируется от одного до трёх месяцев, а срок их действия — до пяти лет. Кроме того, они бывают однократными, двукратными и многократными — так называемые мультивизы. От этого зависит и стоимость. Для получения визы турист должен предоставить необходимый пакет документов, в числе которых справки, подтверждающие его материальное благополучие.

Мифы и реальность рядом

Вам никогда не говорили, что у вас греческий профиль? Между прочим, это огромный комплимент! Высокий лоб и округлый подбородок, расположенные практически на одной линии, ровный нос, плавно переходящий в лоб, и глубоко посаженные глаза — редчайшие черты, идеал красоты и естественной пластики. Внешность греков, впрочем, не столь идентична. Среди них встречаются и блондины, и брюнеты со светлыми и тёмными глазами, но всё же большинство природа одарила густыми вьющимися локонами, потому-то, наверное, уже Древняя Греция славилась разнообразием изящных причёсок.

И уже тогда среди знаменитых эллинов были и незрячие. Например, Дидим слепой, живший в четвёртом веке. Зрение мальчик потерял в пять лет, что, впрочем, не помешало ему освоить азбуку по объёмным деревянным буквам и стать выдающимся христианским писателем. Здесь же вспоминается и Гомер. Хотя…

Был ли на самом деле легендарный древнегреческий поэт слепым? Современные учёные склонны считать этот факт мифом, так как, во-первых, нет никаких достоверных источников его подлинной биографии, во-вторых, незрячий человек едва ли мог так детально и метафорично описывать окружающий мир, и, в-третьих, мнительные греки, скорее, были склонны отождествлять слепоту с даром пророчества.

К тому же, по словам Платона и Плутарха, согласно спартанскому обычаю больных и увечных младенцев бросали в пропасть. Однако последние раскопки показали, что кости принадлежали людям в возрасте от 18 до 35 лет, скорее всего, воинам, а описанный обычай не более, чем миф, цель которого, вероятно, попытка подчеркнуть незыблемую воинственность спартанцев.

Вот уж кого древние греки действительно «обделили зрением», так это мифологического циклопа Полифема, а славяне, в свою очередь, — духа зла и горя Лихо, который часто изображается в виде высокой худощавой уродливой женщины с одним глазом, реже — предстаёт в образе одноглазого великана.

Если бы не Греция, возможно, не было бы сегодня ни олимпийских, ни тем более паралимпийских игр. Обычаи древности возродил французский общественный деятель Пьер де Кубертен. Первые летние Олимпийские игры современности в 1896 году по праву приняли Афины. Повторно город стал площадкой летней Олимпиады лишь в 2004 году. Паралимпийское же движение, основателем которого является британский нейрохирург Людвиг Гуттман, зародилось в 1948 году в Сток-Мандевиле. Тогда в соревнованиях принимали участие только 16 спортсменов с повреждениями опорно-двигательной функции, а на подготовку им отводилось всего 4 месяца. Первой официальной Паралимпиадой принято считать игры 1960 года в Риме, где в восьми видах спорта состязались 400 спортсмена из 23 стран. Инвалиды по зрению впервые выступили на летней Паралимпиаде в Торонто лишь в 1976 году, а дебют российских, тогда ещё советских, паралимпийцев состоялся лишь в 1988 году, зато на XXIIзимних Играх в Сочи нашим спортсменам не было равных!

Самовыражение через темперамент

Греческая душа не менее загадочна, чем русская. Жители страны гостеприимны и чистоплотны, открыты и жизнерадостны, но вместе с тем необычайно любопытны, медлительны, консервативны, эгоистичны, импульсивны и во многом противоречивы. Экстраверты по натуре, тесные связи они поддерживают только с многочисленными родственниками, и всё-таки при встрече одаривают друг друга приятельскими поцелуями. Их обескураживающее чувство юмора, по мнению социологов, объясняется неуверенностью в себе. Они почти всегда неугомонно и громко разговаривают, красноречиво ругаются, чем могут произвести впечатление невоспитанных и даже вульгарных людей, однако уважение к старшему поколению им прививают с пелёнок. Они очень не любят ходить к врачам, да и большинство лекарств продаётся без рецептов. Тем не менее,  средняя продолжительность жизни согласно статистике составляет 76 — 80 лет. Каждый грек непременно мечтает стать богатым, но, как это не парадоксально, ни за что не будет  копить и экономить — лучше сыграет в лотерею. К слову, последние исследования опровергли стереотип об их лености. Оказалось, что в нынешних экономических условиях эллины работают усерднее всех европейцев — даже трудолюбивые швейцарцы не исключение.

Танец для грека — способ самовыражения, проявления горячего темперамента. Греческие танцы задорны, энергичны и, несмотря на кажущуюся однотипность, не так уж и просты. Запутаться в движениях ног и рук ничего не стоит. Греческая музыка, неповторимый колорит которой придают национальные инструменты, воздушна, мелодична и очень загадочна.

Читают эллины неохотно. Разве что бестселлеры, детективы, любовные романы, популярные журналы и газеты. Зато телевизор смотрят с удовольствием! Особенно мелодрамы, игровые шоу и викторины. Правда, редкого грека можно назвать домоседом. Отдых под собственной крышей они, скорее, променяют на шумные посиделки в кофейнях, кафе, кафетериях, тавернах, ресторанах, барах или ночных клубах, которых во всей Греции бесчисленное множество. Несмотря на то, что греки — ночные пташки, и гуляния часто затягиваются до утра, уровень преступности в стране очень низок. Отпуск эллины обычно проводят за границей или, как минимум, за городом.

 В Греции практически круглогодично проходят различные фестивали, карнавалы с маскарадами и серенадами, концертами, танцевальными конкурсами и театральными представлениями, запусканием воздушных змеев, велогонками и даже «охотой за сокровищами». Каждый из них по-своему ярок и неповторим. У многих островов и городов есть особенные даты. Прежде всего, это связано с почитанием местных святых.

Чего в Греции не счесть, так это храмов, монастырей и церквей. Ещё бы, ведь около 97 процентов населения — православные верующие. Огромное значение греки придают таинствам венчания и крещения, проходя мимо церкви, непременно крестятся, в религиозные праздники обязательно посещают храмы, соблюдают посты, а в преддверии Пасхи часто совершают паломничество по святым местам. Особенно почитается гора Афон, где в 20 монастырях, среди которых, кстати, есть один русский, живут 1000 монахов, однако женщинам доступ туда запрещён. А вот гористый остров Идра, на котором насчитывается более 350 церквей и монастырей, рад всем без исключения туристам и является своеобразным «Пасхальным курортом». В июне 2013 года за особые заслуги перед греческой республикой Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был награждён Большим крестом Ордена почёта. Награду ему лично вручал действующий президент Каролос Папульяс.

Путь в темноте

Почти в каждом, даже маленьком городке есть свой музей: среди них — художественные, военные, исторические, археологические, этнологические, христианский, антропологический, палеонтологический, детский, эпиграфический, театральный, музеи икон, народного творчества, современного искусства, популярных музыкальных инструментов, Морской музей Крита, Музей банкнот Корфу и множество картинных галерей по всей стране. С 1984 года в Афинах открыт «Греческий тактильный музей» для слепых и слабовидящих, в 1988 году признанный лучшим музеем Европы. В двухэтажном здании по адресу: улица Афинас, дом 17 собрано около 300 точных гипсовых копий скульптур, статуй и рельефов. Председатель общества слепых «Маяк», директор музея Димитра Асидери, ослепла в 4 года и сама изучала его экспозицию на ощупь.

Музей располагается на территории Общества, а незрячие туристы обычно узнают о нём от своих туроператоров. По предварительной договорённости экскурсии на греческом и английском языках проводят даже в выходные дни. Приезжают сюда и те, кто когда-то видел, а теперь, потеряв зрение, снова желает приобщиться к искусству, и зрячие люди, как правило, школьники с учителями и родителями. Сотрудники музея рассказывают им о жизни и адаптации незрячих. Затем ребята делятся на пары, один надевает повязку, а второй выполняет роль сопровождающего, потом они меняются местами. Так дети и взрослые учатся понимать слепых и помогать им.

В апреле 2011 года Греческое орнитологическое общество и Ассоциация слепых «Маяк» совместно с Международным аэропортом Афин организовали первый экскурсионный тур для незрячих и слабовидящих во Вравроне, местечке близ Афин. Маршрут протяжённостью в 500 м пролегает от археологического музея до реки. Путь оборудован специальными панелями, имитирующими ландшафт болотистой местности и лугов, а также аудиосистемой, создающей эффект присутствия птиц.

Члены общества «Маяк», образованного в 1946 году, так же, как и члены ВОС, посещают библиотеку, располагающую постоянно пополняющимся фондом брайлевских и аудиокниг, кружки по физкультуре и компьютерной грамотности. С профессиональной реабилитацией, к сожалению, сложнее: одни работают телефонными операторами в частных фирмах, другие — юристами, кто-то занимается музыкой. Есть в Греции и небольшие мастерские, где инвалиды по зрению изготавливают пластиковые и металлические изделия для промышленности, а также гончарные мастерские. Правда, последнее, скорее, хобби, ведь реализовать продукцию удаётся очень редко.

В прошлом году в Афинах открылся уникальный кафетерий, где работают люди с ограниченными возможностями. Для посетителей часто проводятся литературные встречи, работает мастерская, а сотрудники, в основном, молодёжь, посещают сеансы арттерапии, общаются и получают необходимые навыки для дальнейшего трудоустройства. Кафе довольно успешно функционирует, так что в ближайшем будущем руководство планирует открыть при нём агентства по трудоустройству инвалидов.

Недавно на местном конкурсе бизнес-идей студенты Демокритского университета представили новинку — тележку-проводник, предназначенную для людей с ограниченными возможностями, преимущественно инвалидов по зрению. Тележка, оснащённая сенсорным экраном, может самостоятельно передвигаться по супермаркету, считывать информацию с ценников и даже суммировать стоимость покупок. Остаётся лишь расплатиться на кассе.

Греки — фанаты своей культуры, истинные философы и эстеты. Несмотря на то, что их постоянно окружает несметное число иностранцев, а может, благодаря этому расизм им совершенно чужд. В стране выходит несколько периодических печатных изданий, продаются книги, фильмы и прочие товары для русскоязычных потребителей, по спутниковому ТВ транслируются основные российские телеканалы, а местные радиостанции вещают на 12 иностранных языках, в том числе на русском. В России открываются греческие центры культуры,  школы и рестораны, в Греции, соответственно, русские. Многие наши соотечественники, однажды побывав в этом солнечном краю, находят там свой кусочек райской земли. Греки, в свою очередь, тоже неравнодушны к России, и с удовольствием открывают для себя памятные места Москвы и необычайные красоты Санкт-Петербурга. К слову, в 2003 году в Северной столице был открыт памятник первому президенту Греции — Иоанну Каподистрии, некогда бывшему и российским дипломатом, годом раньше на острове Корфу — русскому адмиралу Фёдору Ушакову. А  после присоединения Крыма к России, несмотря на  санкции, греческие судоходные компании предоставили России в аренду два парома для обслуживания Керченской паромной переправы.

 Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеюсь, солнечная Греция озарила вас своим искренним радушием и подарила частичку неиссякаемого позитива.

Анастасия Павлюченкова,

 Тверь

ЛИЧНОСТЬ

ПИСЬМА НА НЕБЕСА

Есть такая пословица — век живи, век учись.  Я всегда её вспоминаю, отправляясь на очередное интервью, ведь каждая встреча с героем будущей публикации для меня — откровение. Даже если человек знаком, и я  как журналист во всеоружии,  заранее допускаю, что, возможно, буду  обезоружена чем-то  новым, неожиданным, непредсказуемым. Человеческие эмоции — это вселенная, в которой много неосвоенных планет.

С массажисткой  Еленой  Петровной Мишиной я познакомилась  шесть  лет назад. После ДТП  у меня начались проблемы с   позвоночником. Врачи диагноз поставили, лечение назначили, но боль не проходила. Я обратилась  за помощью к Лене, поскольку мне сказали, что она хороший специалист. Это была обычная районная поликлиника в Северном Медведково,  где Лена работает уже тридцать лет. Пришла сюда сразу же после окончания Кисловодского медицинского училища. Помню, как  рыжеволосая молодая женщина в модных, чуть притемнённых очках  пригласила меня в кабинку у окна и, проведя рукой по спине, сразу нашла «разбушевавшийся» участок. Как оказалось, ей для этого не нужен ни рентген, ни записи в медицинской карте. Призналась, что рука сама ложится на больную точку, потому что чувствует, где снижена высота позвонков, где произошло смещение дисков, даже изменения внутренних органов способна определить на ощупь. Я  была наслышана о высоком  уровне подготовки выпускников Кисловодского училища. А тут на себе испытала их профессионализм.

Кстати, Лена выбирала профессию не по призванию. Она до 15 лет училась в обычной общеобразовательной школе. До тех пор, пока их дружную компанию, любившую собираться на стройке по соседству с домом, не разогнал разгневанный мальчик, бросив девчонкам песок в глаза. Подруга уклонилась, а Лена нет. Лечилась в Морозовской больнице, а операцию делала в Московском  институте глазных болезней имени Гельмгольца. Очень долго не решалась на неё, ведь 30 процентов зрения было. Но и врач Александр Михайлович Южаков, и все родственники настойчиво уговаривали, и Лена сдалась. В результате — слепота.  Три года назад дочь её подруги, молодой офтальмолог,  посоветовала снова обратиться к Александру Михайловичу, который к этому времени стал  уже доктором медицинских наук, профессором.

Из рассказа Лены: «На приёме он посмотрел новые обследования, сравнил со старыми. Потом говорит, положив руку на руку: «Ну,  милое моё дитя, что ж ты натворила, зачем операцию-то делала?». Я отвечаю: «Александр Михайлович, вы же сами тогда кричали на меня, мол, сейчас или никогда». — «Это я?» — удивился он.  И стал читать карту, где все его записи. Потом  мне сделали снимок зрительного диска.  И Александр Михайлович сказал:  операция возможна, но только не у нас, а за границей. Назвал три страны: Израиль, Австрию, Швейцарию. Отправили  туда выписки. Ответ был таков:  100 процентов зрения не гарантируем, но 16 — 30 возвратим. Но это будет стоить 120 тысяч евро. Таких денег у меня не было…»

После трагедии со зрением девушка доучивалась  в Московской школе-интернате № 1 для слепых  детей.  Хотела стать психологом, окончила подготовительные курсы  при МГУ. Но перед самыми экзаменами из Министерства здравоохранения на её имя пришло направление в Кисловодское  медицинское училище. Отказываться от этого «счастливого билета» не было смысла. И она поехала в Кисловодск. Сейчас Елена Мишина —  достойная представительница Кисловодской школы массажа.

Она лечила меня очень прилежно, используя не только приёмы массажа, но и ещё какие-то фирменные трубочки, баночки, после которых мне становилось значительно легче. Желающих попасть к  старательной массажистке было немало. Всем нравилась  её общительность, доброжелательность. Во время сеанса она практически не умолкала. Её нежный голосок  не раздражал, а в дополнение к  лечебным движениям оказывал терапевтическое воздействие. Пациенты порой не догадывались, что она незрячая,  так уверенно  себя чувствовала в профессии и в небольшом пространстве массажного кабинета, да и вообще среди людей.  

 Мне Лена тогда показалась очень звонким человеком. Если обратиться к образам поэта Николая  Заболоцкого, то я воспринимала её как сосуд, наполненный хрусталинками, с  завораживающей, притягивающей к себе мелодией. Неслучайно некоторые из тех, что у неё лечатся, потом становятся её приятелями и даже друзьями. Вот и я  после тех далёких сеансов подумала: обязательно напишу про неё.  Но это «обязательно» наступило через шесть лет…

Мы решили встретиться у меня дома. Открываю дверь квартиры и непроизвольно произношу: «Ой,  вы так изменились, я бы вас не узнала». Гостья сразу пугается, пытаясь понять, что же  с ней не так.  Но дело не в цвете волос, который она поменяла, не в приобретённой стройности, которая, кстати, ей идёт.  Я успокаиваю: «Всё в вас так, просто вы другая».  А потом нашла слово для описания её перемен, вспомнив песню,  исполняемую Ольгой Воронец: «Ромашки спрятались, поникли лютики, когда застыла я от горьких слёз».  Точно, сейчас передо мной стояла поникшая женщина. Только вот что  с ней произошло?

Всё объяснил наш дальнейший разговор. Он пошёл совсем не тому плану, который я сама себе наметила. Моей гостье меньше всего хотелось думать о работе и, не дожидаясь вопросов, она  стала выплёскивать то, что у неё на душе.  А там — глубокая печаль и горькие слёзы. Она зациклилась на них. Я поняла: чтобы хоть как-то облегчить состояние, ей надо  выговориться.  И не возражала.

Оказывается, чуть более года  назад она потеряла близкого человека, Сашу Зудова, главную любовь своей жизни. До сих пор не может пережить потерю. Он — старший брат её подруги по интернату Елены Зудовой. Они были знакомы давно, но шапочно, а в последние годы как бы  присматривались, приглядывались друг к другу. Их души, встретившись,  не хотели расставаться, но истинные отношения начались только после трагической гибели Елены, когда убитый горем  брат совсем разболелся и чувствовал себя  маленьким мальчиком, неизвестно почему брошенным родителями. Однажды он попросил её привезти ему лекарства, а потом сказал: «Не уходи. Мне  без тебя плохо». Она не ушла. И началось то, что они  назвали  подарком небес. К этому времени у каждого имелась своя непростая житейская история. Но  оба были свободны и могли  не сдерживать себя.  И всё  бы хорошо, если бы их красивые чувства не  омрачались, как это часто бывает, квартирным вопросом, который взяла под свой контроль  знакомая  Сашиной погибшей сестры  по имени Оксана.

— Расскажите о Саше,  — прошу я, — какой он?

— Он  эрудированный, начитанный, по специальности химик-технолог, прекрасно владел английским. Сын дипломата, окончил английскую школу, техникум. Старше меня на 4 года.  Разбирался в радиоэлектронике. Любил рисовать. Прекрасно готовил. Он очень хороший человек. Ухаживал за мной. Однажды заметил, что у меня пуговица от халата оторвалась, сам взял нитку с иголкой и пришил. Встречал  меня с работы и провожал.  Работал в книжном магазине, неподалёку от моей поликлиники.   Когда я рассказала ему о том, что мне предложили дорогостоящую операцию за границей, он сказал: «Вот продадим мою квартиру, поедем в Израиль и сделаем операцию». Он также согласился быть моим донором по подсадке роговицы, он идеально подходил для этого.

А потом ещё:

— Он понимал меня с полуслова. Знал, о чём думаю. Предугадывал мои желания и мысли. Однажды  я только хотела сказать ему, что он моя половинка, а он тут же подошёл ко мне, обнял со словами: «Ты — моя половинка». Он своим  двоюродным сёстрам и  дяде всегда говорил: «Лена — любовь всей моей жизни. Почему я её так поздно встретил?» А как он радовался, когда узнал, что я беременна! Мне был уже 51 год. Я боялась рожать. Но он уговаривал, и подруга, акушер-гинеколог, тоже настаивала: «Никого не слушай. Мы тебе поможем». Саша покупал мне  смешные  детские игрушки. Очень переживал, когда я потеряла ребёнка.

 Мы с ним никогда не расставались.  Я иногда встану ночью, чтобы попить воды, а он уже шарит рукой по кровати: «Ты где?»  Когда мы переехали жить ко мне в Медведково, он сказал: «Я проснулся утром и  сразу почувствовал, что я дома». Ему не хватало  тепла и спокойствия семьи, внимания и любви родных. Из детства он унёс горечь непонимания. Конечно, мама его по-своему любила. Но родители рано разошлись, и она нередко  вымещала свою боль на сыне, который  внешне был очень похож на отца, незаслуженно наказывала.  И с сестрой у него отношения не сложились. Он мотался по жизни в поисках счастья, но, увы, вернулся домой неустроенным. Сестра не захотела его прописывать в родительской квартире, хотя разрешила жить на кухне. Правда, был у него недостаток — он выпивал. Но  мне он сказал: «Ради тебя откажусь от этой привычки». И доказывал это делом.

— В общем, как по Шекспиру: «Она его за муки полюбила, а он её — за состраданье к ним».

Но Лене не  нравится этот мой комментарий. Она горько вздыхает и продолжает:

— Судьба отвела нам  немного времени на счастье. Всего год и месяц. Но у меня ощущение, что  мы жили вместе всегда.  Собирались пожениться. Подали заявку. Свадьба была назначена на 29 декабря 2012 года, а 24 с  ним  случилось  несчастье.

— Ещё одно?

— Да. Накануне по дому ходили женщины, которые предлагали убраться в квартире, пропылесосить её. Саша согласился. А после их ухода сел на  вычищенное кресло и… взорвался. Оказывается, они подложили взрывчатку. Ему оторвало два пальца на руке. Он получил тяжёлые глубокие ожоги на теле. Его вертолётом доставили в 36-ю городскую больницу. Врач сказал: шансов никаких.

Лене тяжело говорить. Она постоянно останавливается, уходит в себя. Чтобы продолжить разговор, я  зову: «Лен, вы где?»

Она  возвращается в реальность и вспоминает, как  ухаживала за любимым, носила ему бульоны. Передала в реанимацию по его просьбе свою фотографию, иконы. Он перенёс семь операций по пересадке кожи. Пошёл на поправку. Но неожиданно стало хуже после трахеотомии, когда однажды по непонятным причинам трахеотомическая  трубка, вставленная в горло, оказалась на полу рядом с задыхавшимся Сашей. После этого случая он умер от сердечной недостаточности 11 февраля 2013 года.

В этой истории очень много непонятного, и Лену  тревожит череда трагических смертей: сначала подруги Елены, потом ребёнка, затем Александра. И всё это в период активного вмешательства в дела семьи всё той же  Оксаны. Она присмотрела Елену в одном из медицинских учреждений и на правах благожелательницы как бы опекала. Но на самом деле ей, видимо, приглянулась большая квартира в центре Москвы, где была прописана одинокая тотально незрячая женщина. Она вошла к ней  в доверие,  стала принуждать заключить  договор ренты, предварительно оформив приватизацию  без выделения  доли собственности  брату. Елена, собственно, так и сделала, но  погибла в результате пожара  в квартире, сразу после отказа подписать договор ренты. На поминках Оксана сказала: «У меня не получилось с Еленой, но Сашу я добью». По словам моей собеседницы, это могут подтвердить четыре человека. Лена говорит, что Оксана угрожала и ей, требовала, чтобы она отошла в сторону, не мешала ей работать с Сашей.

Она убеждена, что и своего будущего ребёнка потеряла не без участия Оксаны. Вспоминает, что  во время их счастливой совместной жизни на выходные они обычно из Медведкова приезжали на Сашину квартиру. В пятницу вечером Лена после работы подошла к почтовому ящику, чтобы забрать почту, но неожиданно почувствовала, что кто-то резко откинул её назад, к перилам, да так, что она сильно   ударилась о них  животом с беременностью в 6 месяцев. На крик выбежала соседка со 2-го этажа, которая увидела только спину убегавшего мужчины.

 И эти непонятные  доброхоты,  которые после уборки в квартире оставили под креслом взрывчатку. И как раз после того, когда Александр восстановил  неожиданно исчезнувшие  документы на  квартиру, чтобы оформить вступление в наследство. А сейчас Оксана предъявляет якобы подписанное им завещание на её имя.  Дело находится на рассмотрении в суде, которое неизвестно чем закончится.

Слушаю этот рассказ,  и в который раз удивляюсь, насколько же наивны порой люди, особенно инвалиды по зрению. Им кажется, что весь мир сострадает им. И не замечают подвоха. Хотя мошенники не дремлют. Они нюхом чувствуют  беззащитных и слабых. Как пиявки, присасываются к ним. И попробуйте оторвать!

Я понимаю, насколько тяжело сейчас Лене. В такой скорбный для себя период она вынуждена заниматься судебными  делами. И это на фоне не угасающей, а наоборот, разгорающейся любви к Александру, которая  всё ещё в  каждой  клеточке  её души и тела.   Вот так случилось: человек погиб, а любовь к нему жива. Влюблённые тянутся друг к другу, хотя один из них на земле, а другой на небесах. Смерть не разлучила их души, которые  в поисках соприкосновения стали общаться на другом уровне.

Из рассказа Е. Мишиной: «Однажды я лежу и не могу уснуть, думаю о Саше, вижу его лицо. И вдруг меня прорвало. Стихи  полились сами собой: «Мне страшно засыпать одной на целом свете. Мне страшно засыпать одной в колючей мгле. Лишь полная Луна смеётся предо мною и  отблеском багровым играет на стекле. Я не могу уснуть и век сомкнуть не смею. Мой беззащитный стон не слышен никому. В слезах моё лицо, глотаю слитки горя и проклинаю ночь и эту злую тьму.  Я проклинаю ночь, ведь я здесь не с тобою. Напрасно я ищу  на ощупь милый взгляд. В слезах моё лицо, глотаю слитки горя, и на щеках моих осколки слёз горят.  Но ведь тебя и нет. Ты скрылся в  горизонте. Я чувствую твой злой, пронзающий  мороз. Ведь ты меня одну совсем оставил. Ведь ты довёл меня  до горьких слёз. Мне страшно засыпать одной при лунном свете. Мне страшно засыпать одной в колючей мгле. Лишь полная луна смеётся предо мною и отблеском багровым играет на стекле».  Я встала, записала эти строки  на диктофон, затем перенесла в тетрадку. А следом была песня для Саши о не рождённом ребёнке: «Лунный свет в окошке, звёзды в небесах. Спи, мой крошка, закрывай глаза. Замурлычет ветер, как пушистый кот.  И усталый вечер второпях уйдёт. Баю-баю-баю, кто родится, я не знаю. Спи, малыш, спи, малыш».

Грешно  эти строчки разбирать по законам поэтического жанра, потому что здесь главное — не метафоры  и рифмы, а эмоции на разрыв, когда  кожей ощущается мороз  потустороннего мира,  а жёлтая Луна кажется багровой.

Лена рассказывает, что потом пошли другие стихи, песни, и  вообще она  увлеклась творчеством, хотя раньше её хобби было рукоделие — вязала, занималась бисероплетением. Теперь вот так и общается с любимым — через стихи и песни, а он является к ней во сне.

— А что вы хотите сказать Александру своими посланиями?

— Я ему говорю: «Мы — две птицы,  только я могу летать, а ты  не можешь». Я говорю, что всё отдала бы за жизнь рядом с ним.

— Когда вы пишете ему, вам  легче становится ?

— Да, легче. Мне кажется, что он меня  слышит, и ему нравятся мои послания. Я написала почти 40 песен,  музыкант Миша Туманов сделал  аранжировки, я записала песни на диски.

— Что же он вам отвечает?

— Когда этой зимой я лежала в больнице со сломанной ногой, со среды на четверг мне приснился сон: я вижу Сашу и говорю ему: «Забери меня домой».   Он отвечает:  «Я не могу тебя забрать. Тебе гипс ставить не будут,  20 января тебе сделают операцию, а 27 января выпишут». Так и случилось. Он оберегает меня. От чего-то предостерегает.  Но конкретно не говорит от чего. Просто советует:  будь внимательней, осторожней, осмотрительней. Я чувствую, что он рядом, заботится обо мне. Я иногда слышу при закрытых окнах шелест в квартире, как будто кто-то движется. Видимо, его душа осталась здесь. Позавчера во сне он сказал, что хочет сообщить мне что-то важное. Я говорю: «Саш, потом, я опаздываю на работу».  Он отвечает: «Хорошо, поговорим, когда придёшь». На этом сон оборвался. В последнее время он приходит особенно часто и постоянно предостерегает.  Видимо,  что-то  предвидит.

 — Вы внутренне изменились после смерти Саши?

— Я стала тоньше чувствовать, больше понимать других людей. Мало нам было отведено в жизни времени, но счастья было много. Такое ощущение, будто я прожила с ним всю жизнь.

— Вас не тяготит, что он к  вам является, с вами разговаривает?

— Мне хочется, чтобы он приходил, подсказывал. Благодаря его поддержке я, например,  разработала сломанную ногу за два месяца, хотя на  это нужно минимум четыре.

— Как относятся  знакомые к вашей необычной зависимости  от Александра, к вашему общению с ним через небеса?

— Мой первый муж говорит: «Я  завидую  твоей любви». Сейчас он чуть ли не каждый день звонит и в гости напрашивается, советует:  «Ты должна его отпустить». И подруга Маша  старается переключить моё внимание на него. Он такой несчастный, такой бедный. Пригласи его в гости. Но я не хочу ни с кем отношений заводить. Только на уровне обычного общения.

Вот такая непростая история неожиданно перекроила нашу беседу, и я решила написать о ней. Хотя не знаю, чем утешить бедную женщину.  Про горе обычно говорят: время лечит. Но ведь здесь ещё и любовь, которая  вроде бы  не горе, а счастье. К тому же продолжается. Совет отпусти её, то есть откажись — не от мудрости.  Каждый, кто терял кого-то из близких, знает, что невозможно бороться с памятью и не следует уничтожать  любовь, это занятие небезопасное. А  если  смириться, то есть  принять то, что не в силах изменить?    Может быть, любви Лены и  Саши, посланной свыше,  суждено  отработать свой срок между небом и землёй?

В общем,  не знаю.  Точно знаю только одно:  Елена Петровна  Мишина своими волшебными руками  умеет усмирять  физическую боль. А  вот как облегчить    испытание любовью?

  Валентина Кириллова

         ПОЭЗИЯ

ПОЭТ РОССИИ

  Геннадий Гаврилович Калинкин написал тысячи стихотворений и очерков, которые составили десять  поэтических сборников, три книги о волжанах и одну  о Свято-Никольском соборе. Он заслуженный работник культуры Республики Марий Эл, член союзов  писателей и журналистов России. О победителе и дипломанте многих престижных конкурсов повествуют «Марийская библиографическая энциклопедия» и «Кто есть кто в Марий Эл». Почётный гражданин Волжска, являясь руководителем местного  отделения  общества «Знание» и пресс-службы при администрации, регулярно принимает участие в сессиях «Городского собрания». Инвалид второй группы по зрению активно содействует реабилитации незрячих, его трижды избирали председателем контрольно-ревизионной комиссии Волжской местной организации.

Г.Г. Калинкин полвека профессионально  занимается с молодыми авторами. Им созданы литературные объединения: «Волжский родничок» при редакции местной газеты, а затем «Зелёная лампа» при городском отделе культуры и Союзе писателей Республики Марий Эл. Среди его воспитанников известные марийские авторы: Александр Селин (Селёдкин) и Давлет Исламов, а кроме того, русские поэты Виктор Штанько, Нина Жибрик, Евгений Стариков и Анна Васильева, ставшие членами Союза писателей России.

Подвижник не раз гастролировал в Кирове, Ульяновске и Казани, где в юности окончил филологический факультет  университета. Следует заметить, что ещё в начальной школе он приобщился к художественной самодеятельности, со своими произведениями дебютировал в газете «Пионерская правда», а в настоящее время нередко публикуется в общероссийских изданиях: «Наша жизнь», «Природа и человек», «Страна и мы», с удовольствием выступает в популярном радиожурнале «Между Волгой и Уралом». Геннадию Гавриловичу шестого августа исполнилось 80 лет. Пожелаем юбиляру творческих успехов и здоровья!

Г.В. Смирнова

  председатель Волжской МО Марийской РО ВОС

Геннадий Калинкин

 

* * *

И в берёзовой стыни —

Стяги с русской судьбой...

Слава их и поныне

Вместе с ратной трубой.

В сече злой и упорной

Стойко держится рать,

И под ворогом чёрным

Синь-Руси не бывать!

И в берёзовой сини —

Клик народной хвалы:

Нет четвёртого Рима.

Кроме стольной Москвы!

* * *

Они, как и встарь, молодые

И с солнцем в груди рождены.

Живут дартаньяны в России,

Друзьям-мушкетёрам верны.

И там, где пройдут дартаньяны,

Людей от неправды спасут,

Вернут они твёрдость упрямым,

А слабым отвагу несут.

И ты их повсюду узнаешь:

За партой, в полях, у станка.

Горят их сердца, не сгорая,

Любовью к другим на века!

* * *

Шумел набатом сорок первый…

И облака —  как седина,

И провода — живые нервы —

Несли: «Война, война, война!»

Ночами, кланяясь по пояс

Земле студёной и ветрам,

Мы провожали каждый поезд,

Спешивший к огненным фронтам.

А там под грохот канонады

Вершили подвиг боевой

Отважных первые отряды —

Гастелло, Зоя, Кошевой…

И, презирая неудачи,

Бедой, нуждой опалены,

Решали взрослые задачи

Мы, дети грозных лет войны.

И, в мелочах сейчас не роясь,

Подводим в памяти итог:

Кристальна человечья совесть

Всех, кто, сражаясь, в землю лёг!

КИНО НА СЛУХ

ЗВУКОПИСЬ ИЛИ ТИФЛОКОММЕНТАРИЙ?

Окончание. Начало в № 7.

Стоны и шорохи, будто бы краски,

В каждой картине творят антураж.

Кистью фантазий могу без опаски

Изобразить и портрет, и пейзаж.

Пробую образность вкусных открытий,

Слыша, как цвет обретает объём.

Трогают запахи давних событий:

Им замещение чувств нипочём.

Уже давно назрела необходимость  сделать киноискусство более доступным и понятным каждому маломобильному гражданину, чему могла бы способствовать детальная и корректная звукопись, объясняющая происходящее на экране. Конечно, нелегко реализовывать благородные цели приобщения инвалидов различных категорий к «великому и прекрасному», но достижения на магистралях «проб и ошибок» всё-таки встречаются. Кроме нескольких опытов, связанных с тематическими сеансами в КСРК ВОС, о которых рассказывалось ранее, функционируют и параллельные спецпрограммы. На этот раз хочется поведать о масштабном проекте, которым бессменно руководит таинственная Лидия Андреева. Он несёт важную социально-просветительскую нагрузку и призван на практике знакомить  широкие массы незрячих с яркими явлениями современной культуры, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли без помех приобщаться к шедеврам цивилизации.

Шестёрка  фильмов, о которых пойдёт речь, имеет несколько совпадающих или очень близких позиций. Все они созданы в Российской Федерации  за последнюю пятилетку, хотя съёмки порой велись за границей, а среди актёров встречаются и зарубежные звёзды первой величины. Надо заметить, что соответствующие диски с тифлокомментариями и субтитрами на русском языке для инвалидов по зрению и слуху изготовлены кинокомпанией «Формат А плюс». Они бесплатно распространяются через учреждения, региональные и местные организации ВОС и отделения ВОГ. Важный эксперимент реализуется при государственной финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, а также  при содействии благотворительного Фонда «Живые сердца» и компании «Национальное Кино».

Вполне логично, что  на роль консультанта от Всероссийского общества слепых  был приглашён генеральный директор Института «Реакомп», кандидат педагогических наук Сергей Ваньшин. Это и понятно, ведь именно он является создателем и давним пропагандистом российской концепции профессионального тифлокомментирования. Когда исполнители действуют согласно его теоретическим разработкам, адаптированные кинокартины, как правило, получают положительные заключения, а значит, им присваивают первые  категории качества.

Несомненно, основные требования к закадровому тексту, в целом, обычно соблюдаются. Не случайно, Наталья Кузьмина за свою авторскую деятельность заслужила высший балл. Видимо, она лучший специалист в данной области, а значит, коллеги должны равняться на её творческие достижения. Единственным исключением в анализируемой группе оказался «Продавец игрушек», которого курировала Марина Бауэр. Так как чёткость пояснений оставляла желать лучшего, а некоторые другие показатели оказались далеки от совершенства, хотя и приемлемы, этот фильм отнесли лишь ко второй категории.

По ключевым дополнительным признакам данную полудюжину кинофильмов можно легко разбить на двойки. Хочется начать с «номерных» лент: «Гагарин. Первый в космосе» и «Легенда № 17», «родственность» которых видна невооружённым глазом. Они  посвящены ярким событиям советского периода истории и рассказывают об уникальных судьбах выдающихся россиян. У действующих лиц  подлинные фамилии, а излагаемые факты — реалистичны, хотя и присутствуют элементы плакатного романтизма. Оба бестселлера занимали ведущие прокатные позиции в минувшем году, чему помогла массированная рекламная кампания. Безоговорочный успех был, в частности, обусловлен востребованной актуальностью повествований, интересными работами актёров и хорошим качеством постановочного материала. Подобные художественно оформленные хроники ориентированы на семейный просмотр в формате «6+».

Само название «Гагарин. Первый в космосе» является своеобразным анонсом картины, действенный лаконизм которого приближается к абсолюту. На фоне мировых катаклизмов режиссёр-постановщик Павел Пархоменко, сценаристы  Олег Капанец и Андрей Дмитриев создали драматично-живописное полотно личных взлётов и падений. Заглавный герой, его друзья-соратники Герман Титов и Григорий Нелюбов, а ещё, разумеется, гениальный Сергей Павлович Королёв вызывают искреннее восхищение и неподдельный интерес у зрителей двадцать первого века.

Несомненно, не подкачала и «Легенда № 17». Этот фильм о подвигах советских хоккеистов, кстати, тоже офицеров, как и вышеупомянутый киношный собрат, заслужил шквал похвал и внушительную лавину престижных наград. Режиссёром Николаем Лебедевым, который наряду с Михаилом Местецким и Николаем Куликовым является и соавтором сценария, мастерски написан и снят мощный гимн «мужеству несгибаемых парней», самоотверженно сражавшихся на ледовых площадках. Невольно вспоминается знаменитая победа русских дружинников и ополченцев, одержанная  над тевтонскими рыцарями на замёрзшем Чудском озере. Полководческий триумф Великого Князя Александра Невского восьмивековой давности до сих пор не забыт благодарными потомками.

Последнее время отечественная киноиндустрия утратила былую конкурентоспособность и не часто дарит нам шедевры международного класса, поэтому   коммерческий успех «патриотичной пары» особенно радует. Приведу лишь один типичный пример истинной популярности достойных уважения полнометражных работ и позволю себе изложить факты, взятые из редакционной почты. Немало аналогичных сообщений можно найти в интернет-пространстве, но мне приглянулось  именно это:

  «Несколько месяцев назад презентацию совместного инновационного проекта «Кино для всех» провели Костромская региональная организация ВОС во главе с Дмитрием Владимировичем Андреевым  и Областная библиотека для инвалидов по зрению. Её актовый зал на два часа превратился в настоящий мини-кинотеатр, в котором взрослые незрячие читатели и  учащиеся школы-интерната для детей с нарушением зрения, затаив дыхание, следили за развитием динамичного сюжета из социалистического прошлого нашей страны. Благодаря закадровому описанию привлекалось внимание к визуальным деталям, и можно было точнее оценить эмоциональное состояние героев. Это помогало целостному восприятию картины. Созданию атмосферы сопричастности способствовала и развёрнутая в фойе тематическая экспозиция, посвящённая истории освоения космоса. В ней  были представлены рельефно-точечные издания и соответствующие графические тифлопособия, «говорящие» книги, крупношрифтовая плоскопечатная литература различных жанров. Разумеется, не случайно данная выставка называлась «Путь к звёздам», ведь на этот раз демонстрировался  адаптированный фильм «Гагарин. Первый в космосе», а на очереди — «Легенда № 17». О значимости данного события для Костромы в целом свидетельствует присутствие на нём специалистов областного Дома народного творчества и Романовского реабилитационного центра, а также и то, что  о необычном сеансе с тифлокомментариями дружно рассказали местные радио- и телекомпании».

Данные увлекательные биографии по-настоящему креативных личностей просто просились на экран. Харизматичная мощь советских «богатырей духа», в большей или меньшей степени, повлияла на ход мировой истории. Благодаря рекламе эти фильмы хорошо известны миллионам россиян, многие из которых их с удовольствием посмотрели. Так что к оригиналам претензии нет.

Несомненно, главным образом наше внимание привлекают киноленты, адаптированные в интересах слепых. Как известно, сегодня в наличии всего полторы дюжины подобных картин. В их производстве использовались ресурсы министерства, благотворительных фондов и целевых грантов, которые следовало бы экономить. Только вот «Легенду №17» почему-то тифлокомментировали дважды. Правда, заказы выполнялись различными фирмами. Неужели столичные кураторы специальных проектов для инвалидов не сумели скоординировать усилия? Возможно, председатель Московской городской организации ВОС Александр Николаевич Мошковский прав, с горечью говоря: «К сожалению, для зрячих предпринимателей от культуры социальные программы являются лишь стабильным источником хорошей прибыли, а истинные потребности незрячих киноманов учитываются далеко не всегда!»

Надо заметить, что существует и ещё один весомый повод для огорчений. Как ни странно, в объяснениях видеоряда у профессионально подготовленных дикторов и актёров иногда проскальзывает странная небрежность, а некомпетентность в «слепецких» вопросах бросается в глаза. Даже ВОС однажды назвали Всесоюзным обществом, чего не было и при советской власти, а в настоящее время в принципе невозможно.

Теперь пора внимательно  присмотреться к своеобразным экранизациям из разных эпох. Следуя хронологии описываемых событий, начнём с армейской драмы. Как известно, у Александра Куприна есть повесть «Юнкера». Закономерно, что телевизионный сериал десятилетней давности на ту же тему стал тёзкой произведения классического наследия. Так же называется и полнометражная художественная лента 2009 года. По понятным причинам, именно она интересует нас прежде всего. Сразу обращает на себя внимание потрясающая универсальность и откровенная творческая семейственность, свойственная авторскому коллективу. Дело в том, что режиссёром картины является Игорь Черницкий. Он же вместе с Аэлитой Романенко занимался обработкой  литературного первоисточника, а также исполнил роль капитана Буланина. К тому же генерала Анчутина сыграл Юрий Черницкий.

Конечно, необходимо приобщать тотальников к творчеству корифеев «Серебряного века», но не такими же методами! По-моему, излишняя вольность сугубо авторской работы оттолкнёт зрителей старшего поколения, воспитанных на выдающихся образцах прошлого, а на молодёжный вкус крутизны спецэффектов явно маловато. Кстати, демонстрация совершенно справедливо  рассчитана на возраст «16+», что заранее резко ограничивает  зрительскую аудиторию.

Уверен, что «Белая гвардия» Михаила Булгакова, «Тихий Дон» Михаила Шолохова или «Хождение по мукам» Алексея Толстого в  наше непростое время были бы востребованы. Сам в очередной раз с наслаждением пересмотрел бы знакомые экранизации уже с профессиональными тифлокомментариями, которые помогли бы обнаружить новые оттенки гениальных эпопей. Данные военные хроники гораздо актуальнее и несравнимо художественнее обсуждаемого произведения. Разумеется, я поспрашивал зрячих и слепых знакомых о новоделе «Юнкера», но потерпел полное фиаско, потому что никто его не видел и не собирается заполнять данный пробел образования. Так что дискуссия не получилась. Таким образом, исчез важнейший стимул любого просмотра. Правда, с незрячими участниками  Всероссийского фестиваля «Пой, гитара!» поговорить на эту тему не удалось, а ведь все талантливые авторы и голосистые исполнители самодеятельной песни ВОС получили диски с лентой производства кинокомпании «Черомафильм» в качестве одного из сувениров на память о встрече в Самаре.

Невесёлая прокатная судьба и у остросюжетной кинокартины «Продавец игрушек» две тысячи одиннадцатого года выпуска, которая ориентирована на зрителей, начиная с двенадцати лет. В её основу якобы легли реальные события. Сценарий Виктора Добросоцкого написан по его одноимённой книге, а также  по мотивам спектакля Театра Юрия Васильева, основатель и руководитель которого в звании народного артиста РФ, естественно, стал режиссёром-постановщиком экранного воплощения романтической истории «с русскими корнями, но с французским акцентом». 

Незамысловатую фабулу можно изложить очень кратко. Дебют интриги разыгрывается в Париже. Там Николя Берсен работает продавцом и однажды под Рождество в интеллектуальном шоу выигрывает поездку на историческую Родину. Для потомка русских эмигрантов поиски фамильных сокровищ превращаются в борьбу за бескорыстную любовь. Забавно, что роль богатого отца его отвергнутой невесты играет легендарный комик Пьер Ришар, в своё время прославившийся благодаря бестселлеру «Игрушка».

Съёмки, в основном, велись на уникальных архитектурных объектах. В суровые крещенские морозы актёры согревались чаем, а иногда и коньяком, что, возможно, и повлияло на прокатную несостоятельность криминальной комедии. Несмотря на министерский грант, детектив с лиричным уклоном всё равно кажется старомодным и слишком наивным! Даже хит, записанный группой  «Город 312», не спасает ситуацию.

Вместо довольно средненького произведения вновь с удовольствием впитал бы эмоциональный заряд франко-бельгийского трёхчасового телефильма «Тайна Брайля». Этот детективный  триллер   с претензией на историчность и тифлопедагогическим  уклоном было бы полезно посмотреть всем инвалидам по зрению, тем более что увлекательный калейдоскоп эпизодов держит в постоянном напряжении. Вот тут очень пригодился бы чёткий закадровый перевод зрительных образов в красочную словесность. Несомненно, голливудские шедевры  «Сорвиголова» и «Книга Илая» тоже понравились бы тотальникам России, особенно потому, что в центре типичного боевика с романтичным ретро привкусом и философской фантазии на тему жуткого будущего  находятся слепые герои.

Продолжая отважно погружаться в глубины современного российского искусства, хочу бросить критичный взгляд на так называемое «детское кино». По всеобщему мнению, анимационные изделия широкого потребления рекомендуется поглощать буквально с пелёнок и до глубокой старости, на что указывает категория зрительского допуска «0+». К сожалению, о детище клана Боярских под многообещающей вывеской «Иван Царевич и Серый Волк» ничего определённого сказать не могу, потому что пока не довелось приобщиться к этому рисованному творению. Зато мультфильм  «Три богатыря на дальних берегах» произвёл на меня неизгладимое впечатление.

Если бы не имена витязей, я бы и не догадался, что лента сделана по мотивам славянских былин. Особенно странно смотрится вынужденный рейд богатырей на экзотичный остров. Абсолютно чужеродным элементом в сказке с русским колоритом представляется местное чудовище Гомума, напоминающее голливудского Кинг-Конга. Впрочем, ещё сильнее отвращают тренированные зайцы-переростки, вооружённые убойной морковкой. Видимо, по мнению нынешних сочинителей, именно так выглядят «двое из ларца — одинаковы с лица». Удивительно, но из всех персонажей симпатию вызывает лишь импортный конь Юлий, который, словно болтливый Осёл, не скупится на мудрые изречения. Достаточно убедительна и «злокозненная старушка из избушки», сохранившая остатки фольклорного имиджа. Как обычно в сомнительных подражаниях, развитие сюжета и счастливый финал, прямо-таки в американском стиле,  предугадывались заранее. Короче говоря, пока Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич спасали запуганных туземцев, коварный купец Колыван и Баба-Яга лишили власти князя Киевского, но на выручку незадачливому правителю всё-таки пришли могучие дружинники, а кроме того, их жёны. 

Может быть, отдельным анимационным гурманам придётся по вкусу это «форменное безобразие», но ведь среди незрячих потребителей преобладают люди, ориентированные на традиционные ценности. С ужасом представляю, какое влияние на неокрепшую детскую психику окажет порождение безудержных фантазий деятелей шоу-бизнеса! Так часто говорим о потерянном поколении, попавшем в сети «всемирной паутины», а при этом берёмся за распространение экранного кошмара. Вслед за великим Николаем Озеровым хочется воскликнуть: «Такие фильмы нам не нужны!» Несомненно, юным тотальникам полезнее было бы встретиться с кумирами нескольких поколений. По моему субъективному мнению, в любом возрасте приятно «общаться» с изобретательным капитаном Врунгелем, трогательным Чебурашкой и домовитым Котом Матроскиным или забавным Винни-Пухом, очаровательным Карлсоном и отважной Алисой, чудесные путешествия которой воспевал Владимир Высоцкий. Впрочем, данные шедевры на все времена, в основном, понятны и без закадровой озвучки видеоряда.

  Неужели социально значимой инициативе грозит провал из-за несовпадения интересов производителей и слепых потребителей? Разумеется, нет! Существует гораздо более плодотворный и эффективный путь. Дело в том, что в регионах страны активно развивается самодеятельное тифлокомментирование. Вот, например, сотрудник Пермской специальной библиотеки Алексей Викторов на стандартном оборудовании лично создал сопроводительные тексты к полудюжине картин и выложил их в интернет, получив  свыше тысячи скачиваний и сотни положительных отзывов. Вышло  «дёшево и сердито»! На творческом счету инвалида первой группы с минимальным остатком зрения шедевральные «Гостья из будущего» и «Женя, Женечка и Катюша», а кроме того, менее известные «Хоттабыч», «В ожидании чуда» и «Тариф Новогодний» да ещё скандально знаменитый документальный фильм «Город слепых» о пресловутой «Боровской резервации».

У подвижника есть соратники, последователи и даже ученики, в том числе главный библиограф из Уфы Галина Евдищенко, которая благодаря выигранному гранту  приезжала стажироваться в Пермь. Энтузиасткой уже удачно адаптированы семь фильмов. Среди «ушедших в народ» экземпляров — двухсерийный «Солярис» по мотивам романа Лемма, «Блиндаж» по Быкову, короткометражки «Ранняя оттепель» и «Жеребёнок» по Шолохову, а ещё эталонный мультфильм «Маша и медведь». Вообще, в данной тематической программе отдаётся предпочтение экранизациям добротной классики различных жанров, произведениям о незрячих  и народному фольклору. Недавно был выполнен специальный «национальный заказ» из Удмуртии, а в планах — запись киноварианта башкирских легенд и сказок с пояснениями для  тотальников. Признаюсь: меня восхищают тонкий вкус скромных любителей и желание поделиться своими достижениями с товарищами по несчастью. На фоне провинциальных успехов сразу бледнеют затратные проекты ведущих компаний.

Если же говорить о действительно высококачественной звукописи, необходимо вспомнить истинные «квадровкусности» Владимира Каллистова. Этот фанат инструментализма самозабвенно занимался в Одесской музыкальной школе, в Училище и Академии имени Гнесиных. Затем он блестяще окончил Московскую Государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по классу музыковедения, а впоследствии написал ряд статей, посвящённых западноевропейской классике и русской духовной традиции. Ещё студентом виртуозный исполнитель на акустическом баяне гастролировал в Японии, США и Германии, стал лауреатом всероссийских и международных конкурсов, в том числе  в Праге в 1981 году. Уже зрелый мастер перебрался в Италию, где прожил несколько десятилетий и неоднократно побеждал на престижных творческих состязаниях,  в частности, ему была присвоена почётная «Премия Города Рима». На композиторском поприще у него тоже были успехи.  

Свободное владение компьютером и знания в области информатики позволили слепому самородку с помощью эксклюзивного оборудования создать  новое направление  современного искусства. Итогом изнурительного труда и многолетнего творческого поиска и явилась своеобразная галерея «Звуковой Живописи». С её экспонатами изобретатель много ездил по миру, выступая с лекциями и демонстрациями собственных «аудиофильмов». Благодаря выразительным скрипам или шорохам,  индустриальным шумам или голосам природы, в экспериментальных работах достигался  эффект реального присутствия и пронзительной сопричастности. Бессловесная, но такая «говорящая» прогулка по пляжу или таинственная экскурсия по старому дому одинаково завораживали слепых и зрячих меломанов. Выверенное «звукорисование» высочайшего уровня навсегда оставалось в памяти слухачей!

Сегодняшним продюсерам, режиссёрам-постановщикам, инженерам, оформителям  и редакторам следовало бы ориентироваться на самоотверженный профессионализм корифеев советского «Радиотеатра», бескорыстную плодовитость Алексея Викторова и эталонные технологии Владимира Каллистова, да и о достойном репертуаре нельзя  забывать! Возможно, тогда при скромных затратах на художественную «звукопись»  инвалиды по зрению наконец-то получат востребованный конечный продукт с высоким коэффициентом полезного действия, который захочется регулярно принимать для удовольствия, а не потому, что выбирать практически не из чего!

Зрительный мир объяснять бесполезно —

Действенных методов попросту нет!

Только сильней обнажается бездна

В бледную тьму опрокинутых лет.

Ежели омуты творчества мелки,

То безнадёжно искать глубину.

Заполонили крутые подделки:

В «мути», того и гляди, утону!

                    Владимир Бухтияров

                       Комментарии Ирины Федотовой