Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Кроме представленных материалов, вы сможете почитать в номере:

Мы и общество

   Медицина должна быть гуманной

   Конструктивный обмен опытом

Международная деятельность ВОС

   Решая европейские проблемы

Личность

   Своих не бросаем. — В. Кириллова

К 90-летию ВОС

   Как это было. — А. Язвина, Л. Либман

Бизнес: плюсы и минусы

   Бизнес вслепую. — Т. Ефремов

8 июля — День семьи, любви и верности

   Звуковой роман. — Л. Карху

Совет да любовь

   Свет на ощупь — белый. — Н. Зотова

Тифломир

   Марина и Фита. — С. Лазебная

   Двое в большом городе. — Е. Карасёва

Не хлебом единым

   Благотворительный фонд Анны Тарасовой. — Т. Проскурякова

Дискуссионный клуб

Выбирай на вкус. — А. Павлюченкова

Давайте познакомимся!

Домашний калейдоскоп

СПОРТ

Его любовь к лыжам — с детства

Незабываемые дни Паралимпиады

Кажется, совсем недавно все мы, припав, кто к телевизору, кто к компьютеру, затаив дыхание следили за спортивными состязаниями на XI Паралимпийских играх в Сочи. С восторгом наблюдали за проходившей непосредственно в сочинском Паралимпийском парке церемонией награждения В.В. Путиным отличившихся членов российской команды. Всего из рук президента награды разного достоинства тогда получили сорок девять человек, из них двенадцать спортсменов были удостоены ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Это те атлеты, которым посчастливилось подниматься на пьедестал по нескольку раз. Среди этих счастливчиков был и красноярец, двукратный чемпион и бронзовый призёр по горным лыжам Валерий Редкозубов.

Для Валерия до сих пор самым волнительным моментом осталась церемония открытия Паралимпиады, когда он нёс флаг Российской Федерации, а затем от имени всех спортсменов своей команды произносил клятву. Так как из-за слабого зрения читать с листа текст он не может, то ему пришлось учить его наизусть. Но всё же Валерий так волновался, что на мгновение споткнулся, но сразу же продолжил текст клятвы. Железная выдержка спортсмена не подвела.

Характер, закалённый Севером

Семья Редкозубовых жила в Ростовской области. Валере было три года, когда родители решили поехать в Заполярье, в город Норильск, чтобы подзаработать денег, так как платили там хорошо да плюс северные надбавки. Думали: «Поживём годиков пять и назад». Но небольшой и очень уютный Норильск им понравился. В нём было всё для обеспеченной жизни. Завораживала суровой красотой природа. Привыкли и к руднику, где трудилось большинство норильчан. Там, на Крайнем Севере, и прошли детство, юность и вся последующая жизнь Валерия Редкозубова.

На новом месте мальчику нравилось всё. Длинная-длинная ночь со всполохами северного сияния, а затем ещё более длинный день, когда солнце почти не заходит и ночь не наступает. Всё это было необычным, интересным. Дом, в котором жили Редкозубовы, стоял недалеко от большой горы, на которой тренировались лыжники. Малыш с восхищением наблюдал, как они быстро, как большие птицы, летят вниз. И с тех самых пор мечтал тоже стать лыжником.

Но в лыжную секцию его долго не брали, так как группы постоянно были переполнены. Тогда он записался в секцию хоккея и с первого по третий класс гонял шайбу. Тренировки были серьёзными, они даже выезжали на межшкольные соревнования. Кроме хоккея, Валера занимался во многих школьных кружках, даже в цирковой секции, где учили элементам акробатики. Было интересно всё, но ничто по-настоящему мальчика не зацепило. По-прежнему он мечтал о горных лыжах и постоянно следил, когда же будет новый набор. И, наконец, дождался. От кого-то узнал, что запись началась. Поспешил на лыжную базу. Но оказалось, что без родителей детей не принимают. Тогда он во весь дух побежал домой за папой и мамой. Привёл, они заполнили нужные документы и, наконец-то, Валера впервые встал на лыжи. Мальчик был на седьмом небе от счастья. Родители тоже были довольны: сын занят делом. 

С тех пор лыжи затмили всё. Он упорно тренировался. Но в Норильске выйти на высокий уровень довольно трудно, так как выезжать для участия даже в краевых соревнованиях очень дорого. Сдать норматив выше первого разряда тоже было нереально. Многие ребята уезжали учиться в другие города и там, продолжая заниматься лыжным спортом, становились кандидатами в мастера спорта и даже мастерами. «Было обидно, — вспоминает Валерий. — Казалось бы, зима в Норильске длится почти десять месяцев, занимайся сколько душе угодно. Но возможности показать, на что ты способен, нет. Горнолыжный сезон длится лишь два месяца. Дело в том, что в этом виде спорта существуют ограничения по погодным условиям. Заниматься при температуре ниже двадцати семи градусов и при скорости ветра свыше пятнадцати метров в секунду нельзя. А в Норильске постоянно то одно, то другое». Но, несмотря на жёсткий характер Севера, для тренировок Валерий стремился использовать каждый благоприятный час. И ко времени окончания школы он уже катался на горных лыжах довольно прилично.

Окончив школу, поступать в институт он не захотел, а ушёл в армию. Демобилизовавшись, вновь вернулся в Норильск и поступил на работу в рудник — стал бурильщиком. И, конечно, продолжал кататься. Просто так, для своего удовольствия, без всякой определённой цели. Был молод, здоровьем Бог не обидел, жизнь в нём била ключом. Хотелось погулять, испытать что-то новенькое. В то время в их город из Красноярска приехал тренер Анатолий Штабной и привёз новую тему катания на горных лыжах — «могул». Раньше Валерию уже доводилось видеть, как парни бесстрашно гоняют по буграм. Ему это нравилось. И вот появилась возможность самому попробовать. Вскоре летал так, что дух захватывало. Тогда-то у Редкозубова и произошла первая травма. Они выезжали на соревнования в Кировск на этап Кубка России. «Я даже стартовать не успел, — вспоминает Валерий. — На тренировке потянул связку, разбил всё колено. Было обидно, что эти мои соревнования «накрылись медным тазом».

Но самое интересное, что спустя сезон, там же, в Кировске, с ним случилась та же история. Снова вылетел на трамплине и произошла очередная травма. А затем так и пошло. Но если первые две зажили быстро, то каждая последующая заживлению сопротивлялась. В результате на какой-то период Редкозубов даже перестал заниматься спортом. Но беспокойный характер требовал движения. К тому же появилась мода кататься на сноуборде. Валерий не удержался и решил испытать себя в нём.  «Там закреплены обе ноги, — думал он, — да и скорость ниже. А значит, и риск травмироваться минимален». Сноубордом он овладел быстро. Экипировкой и снаряжением сноубордисты Норильска привлекали к себе всеобщее внимание. Ну, а девушки вообще не сводили с них глаз. Это льстило, будоражило самолюбие. Адреналин захлёстывал. Хотелось чего-то ещё большего. Валерию в то время было двадцать два года. А впереди — вся жизнь.

Так продолжалось до тех пор, пока в их городе не появился новый вид спорта — горнолыжный карвинг. Он подразумевает крутые, резкие повороты, выполнять которые легче с расширенным носком и пяткой. Не испытать и этот вид Валерий, конечно же, не мог. Впереди были новые ощущения, эмоции. А это его стихия.

Поворот судьбы

Всё шло как нельзя лучше. Кроме спорта, у Валерия была работа, которая нравилась, что тоже факт немаловажный. А ещё — любимая девушка по имени Элина. Они уже готовились к свадьбе, когда произошло несчастье. Это случилось в апреле 2003 года. Была обычная рабочая смена. В тот день заложенная взрывчатка отчего-то сработала не вся. Оставшуюся часть присыпало грунтом и её не было видно. Когда же Валерий приступил к бурению, раздался повторный взрыв.  Он оказался направленного действия — прямо в его сторону. Потом была больница, длительное лечение, реабилитация. В течение трёх лет ему пришлось несколько раз ездить в Уфу на пластические операции для восстановления челюстно-лицевой части. Один глаз погиб окончательно, но, к счастью Валерия, на другом небольшое зрение всё же сохранилось. А ещё ему несказанно повезло с супругой: Элина оказалась замечательным человеком. Сразу же после несчастного случая Валерий ей сказал, что вопрос о дальнейшей совместной жизни она может решать сама, ведь как-никак отныне он инвалид и, если она уйдёт, то он на неё в обиде не будет. У самого пострадавшего по поводу полученных травм больших комплексов не было. «Что случилось, то случилось. Назад вернуть ничего уже нельзя, — думал он. — Хорошо хоть, что всё остальное в порядке». Элина на его предложение ответила, что любит его и никуда от него не уйдёт. Свадьбу сыграли, как и было намечено, летом. Только вот жених был в тёмных очках, весь в ссадинах и шрамах, да во рту не хватало половины зубов.

Целый год Валерий лечился, и ему было не до спорта. Но, в конце концов, не выдержал: бездействие его угнетало. Жизнь беспомощного инвалида была не для него. Да таковым он себя не чувствовал. Вновь неудержимо захотелось встать на лыжи и кататься. Все окрестности он знал назубок, как свою квартиру, и мог проехать по лыжне даже с закрытыми глазами. И вот Валерий снова занялся любимым делом.

О Паралимпийских играх он впервые услышал в 2006 году и о том, что в них участвуют слабовидящие спортсмены-горнолыжники. Эта информация его обрадовала.  «Об Обществе слепых я тогда тоже ничего не знал», — вспоминает Валерий. Сев за телефон, он стал звонить в разные инстанции, но никто ничего об этом вразумительного сообщить ему не мог, даже в Москве. Упрямства парню не занимать. В результате удалось выйти на Паралимпийский комитет. Там он узнал, что недавно прошёл чемпионат России среди инвалидов. Связался с его организаторами. Сборной команды тогда ещё не существовало. Узнал он и том, что в 2007 году должен состояться очередной чемпионат России. И сразу же решил, что обязательно постарается принять в нём участие.

Узнал положение об участии и подал заявку. Ехать нужно было за свой счёт. Вначале попытался найти спонсоров, но, увы, он ведь был фигурой ещё никому не известной. Но это Редкозубова не испугало, пришлось оплатить все расходы. Помогли родственники. О потраченных деньгах он не сожалел. Поездка того стоила. На том чемпионате Валерий занял сразу два первых места — в слаломе и гигантском слаломе — и стал впервые двукратным чемпионом России. «Тут уж на меня сразу же обратили внимание», — с улыбкой вспоминает рассказчик.

Дорога к Паралимпиаде

Вернувшись домой, Валерий вновь стал местной знаменитостью. Из управления социальной защиты населения Норильска позвонили председателю Красноярской региональной федерации физкультуры и спорта слепых В.И. Прудковой.  Тогда она являлась председателем Центральной МО ВОС города и заместителем председателя Красноярской РО ВОС В.В. Сипкина по вопросам физкультурно-спортивной работы. К тому времени в городе уже было немало инвалидов по зрению, занимавшихся лёгкой атлетикой, пауэрлифтингом, плаванием и другими видами спорта. А вот горнолыжников пока не было. Узнав о Редкозубове, Валентина Ивановна сразу же связалась с ним по телефону, долго беседовала. Расспросила обо всех подробностях его жизни и деятельности. И вскоре в Норильской МО появился новый член ВОС. А в Красноярской федерации спорта — горнолыжная секция.  Руководитель Центра спортивной подготовки Валерий Степанович Кузавов, к которому Прудкова по этому вопросу обратилась, выслушал её с большим интересом, горячо поддержал все её предложения. И в декабре 2007 года на Чемпионат России в Домбай Редкозубов отправился уже за счёт средств краевого бюджета. Оттуда он вернулся с новыми медалями, завоевав второе и третье места.

В 2008 году Прудкова изыскала средства в сумме пятьсот сорок тысяч рублей, и на Кубок Европы Валерий поехал в полной новенькой экипировке. Затем были новые чемпионаты России, Европы и мира. И почти с каждого из них он возвращался с медалями разного достоинства и, конечно же, всё с большим опытом. А вот на Паралимпиаде в Ванкувере Фортуна над ним подшутила. Пожалуй, к этому Валерий был как бы готов: в 2009 году на чемпионате мира в Канаде он травмировался. После чего была довольно тяжёлая операция — ему удалили мениски. Послеоперационный период оказался не совсем удачным. В таком положении хорошие результаты спортсмену показать трудно. В Ванкувере Валерий выступал в двух видах. В первом у его лидера Вячеслава Молодцова была задача идти вперёд и, показывая все повороты трассы, довести слабовидящего спортсмена до финиша, но у него прямо на трассе отстегнулась лыжа. Было очень обидно, что по такой нелепой случайности Валерий был вынужден выйти из борьбы. А во втором виде они проехали без происшествий, но показали не очень хороший результат. Однако неудача Редкозубова не обескуражила, так как он в своих силах был уверен и знал, что способен на большее — только надо как следует потрудиться. И оказался прав. Уже через год в Канаде, где проходил последний этап Кубка Мира, он завоевал главный приз. Такой Кубок был впервые завоёван и привезён не только в Красноярский край, но даже в Россию. После этой победы Валерий стал в мировом рейтинге по этому виду спорта среди слабовидящих спортсменов первым.

Сбывшаяся мечта

Случившийся на Паралимпиаде в Сочи триумф превзошёл все, казалось бы, несбыточные его мечты. И не только его, Валерия Редкозубова, но всей российской сборной команды в целом.  Конечно, в том, что они должны выступить хорошо, никто не сомневался. Ведь этот состав уже два года подряд выигрывал общий командный Кубок Мира. Раньше в лидерах были французы и австрийцы. «Нам, — рассказывает Валерий, — такое и не снилось. Казалось, даже близко подобраться к этим командам не реально». Но, как оказалось, и сказка порой может стать былью. Стоит только как следует захотеть.

Дома красноярских паралимпийцев ожидал очень радушный приём. На торжественной встрече с губернатором края Львом Кузнецовым трёхкратному чемпиону, серебряному и бронзовому призёру Алексею Бугаеву, двукратному чемпиону и бронзовому призёру Валерию Редкозубову и их тренерам были вручены знаки отличия края «За трудовые заслуги», а также банковские карты с денежным вознаграждением, предусмотренным для паралимпийских чемпионов и призёров законом «О физической культуре и спорту Красноярского края».

 Валерию Редкозубову в настоящее время сорок один год. Он в отличной физической форме и завершать карьеру спортсмена пока не собирается. В настоящее время они с супругой находятся за пределами края и вместе со своими родственниками наслаждаются заслуженным отдыхом.

Нина Зайцева

ПОЭЗИЯ

        Валерий Мартыненко,

 Актюбинск

Не выразить словами той печали,

Которую, поднявшись от земли,

По небу на прощанье прокричали,

Как в песне о солдатах, журавли.

Под слёзное рыданье полонеза

Над памятью потерянной страны

Гамзатова я вспомнил и Бернеса,

И тех, кто не вернулся с той войны.

«Они до сей поры с времён тех давних…»

Мне снятся с фотографий на стене,

И никаких не надо оправданий,

Что их война теперь живёт во мне.

Мне кажется, порою, вечной будет

Печаль от журавлиного крыла.

И ничего от мира не убудет,

Пока по ним звонят колокола.

По тем, кто в травах и снегах остались

Держать тот фронт на главном рубеже.

«Летит, летит по небу клин усталый»,

Тревожа рану и в моей душе.

Спасибо вам, и Френкель, и Гамзатов,

Бернес, всем, всем — поклон мой до земли.

Все живы до единого солдата,

Пока рыдают в небе журавли.

 

*   *    *

Мамину ставлю пластинку

Про оренбургский платок,

Тянется, как паутинка,

Слов задушевных клубок.

Маме он дорог был очень,

Штопанный  многожды раз.

Знали бессонные  ночи,

Как он излечивал нас.

Снова бы мне в ту беспечность

Детства, в заботливость ту,

В дом наш с лежанкой на печке,

Только без всяких простуд.

Вьюга неистово злилась,

И завывала в трубе,

Жалобно так и тоскливо,

Не по моей ли судьбе?

Чтобы не боязно было,

Мама, присевши за стол,

Песни нам пела: любила

Петь про пуховый платок.

Только теперь понимаю

Тихую мамину грусть:

Детство сиротское хмарью

Ей навалилось на грудь.

В зимнюю стужу под вечер,

Под завывание вьюг

Маме в холодную вечность,

Я эту песню пою…

Мне никогда не согреться,

И на исходе пути

Не излечиться от детства,

И от него не уйти.

Крутится диск торопливо,

Светлую память храня.

Мама плакучею ивой

С фото глядит на меня

РУКА — В РУКЕ

ЦЕНТР ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ВИДИТ И НЕ СЛЫШИТ

Дом слепоглухих — это реабилитационный и духовный центр помощи людям с двойной инвалидностью. Создан в Москве при храме Казанской иконы Божией Матери по инициативе благотворительного Фонда поддержки слепоглухих, попечительский совет которого возглавляет советник Президента РФ А. Белоусов  На базе Центра будет проходить реабилитация людей, одновременно утративших зрение и слух, а также вестись научная работа по проблемам слепоглухоты.

Редакция «НЖ» попросила нашего активного автора Владимира Иосифовича Рачкина рассказать читателям журнала о своих впечатлениях от пребывания в Доме слепоглухих в Пучково.

Моя дорога к Богу

О «Доме слепоглухих» в селе Пучково, что под Троицком, который вошёл в состав Новой Москвы, написано немало статей на различных православных сайтах. Его торжественная презентация состоялась в начале декабря прошлого года. В  церемонии приняли участие представители ЦП ВОС, русской православной церкви, а также журналисты различных СМИ. От людей, которые успели там побывать в течение первого квартала, я слышал немало восторженных отзывов. Но хотелось лично во всём убедиться.

И вот в начале апреля пришло приглашение от президента общества социальной поддержки слепоглухих «Эльвира» Сергея  Сироткина с предложением поучиться на компьютерных курсах, и мы, трое  пермяков,  выехали  в Пучково. Помимо автора этих строк, в группу входили две женщины: слабовидящая глухая Алевтина Монахова и тотально слепоглухая Галина Фролова. На Ярославском вокзале Москвы нас приветливо встретила помощник Сироткина — Светлана Бредихина с водителем комфортабельного семиместного автомобиля «Каравелла». Через час с небольшим мы уже были на месте.

 Дом слепоглухих — это красивое трёхэтажное бревенчатое здание со всеми удобствами. До этого там размещалась воскресная школа храма Казанской иконы Божией Матери, которую перевели в другое здание. На первом этаже Дома — служебные помещения. На втором —  уютная трапезная с кухней, офисы руководителей «Эльвиры», а также кабинеты сотрудников. На третьем этаже — несколько спален на 2 — 4 человека, санузел с ванной и туалетом. Там же и учебный класс, оборудованный по последнему слову техники: современные компьютеры с выходом в интернет, большие плоские мониторы, американские брайлевские дисплеи «Фокус-40», с которыми могут работать тотально слепоглухие, владеющие системой Брайля. Имеется и другая техника.

Обучение вели опытные специалисты: слабослышащий тотально незрячий Сергей Флейтин и слабовидящая глухая Надежда Голован. Везде в Доме вывешены иконы, ведь он действует под патронажем храма. Поэтому неудивительно, что с самого начала мы почувствовали на себе теплоту и внимание, которыми нас окружили сотрудники Дома и все прихожане церкви. Почти одновременно с нами в Пучково приехала супружеская пара из Тамбовской области  — Сергей и Светлана Кузнецовы,  инвалиды  второй группы по зрению, глухие  воспитанники  Сергиево-Посадского  детдома. Они  обучались народным промыслам — лепке из глины. Меня поселили с Сергеем, а женщин — втроём в соседней комнате с просторным  балконом, на котором даже стоял велотренажёр. Кузнецовы оказались людьми очень общительными, весёлыми — скучать нам не пришлось!

Ежедневно мы не только учились, но и совершали прогулки по обширной территории расположенного неподалёку храма, которая была засажена яблонями. Нас постоянно сопровождала волонтёр Светлана Ястребова, а часто и её супруг Александр, водитель автобуса православной школы.  Несмотря на то, что наше пребывание совпало с периодом строгого православного поста,  милые «кормилицы» — горничные Ирина Макарова и Евгения Борисова — очень вкусно и разнообразно готовили, да и вообще искренне заботились о нас, общались по душам при помощи дактилологии.  Удивительно, что многие прихожане храма в совершенстве владели ею. Это объясняется тем, что  в Доме  слепоглухих организованы постоянные курсы по обучению прихожан жестовому языку и дактилологии. Нас, пермяков, особенно приятно поразил тот факт, что в Пучково практически нет проблемы волонтёрской помощи слепоглухим. Там такую помощь при необходимости всегда можно получить: много  людей сердечных, отзывчивых, которые, не считаясь с личным временем, всегда готовы помочь нам. К таковым можно отнести не только уже упомянутых супругов Ястребовых, но и их дочь Анжелу, Елену Юданову, а также преподавателя математики православной школы Ингу  Жуковскую, водителя Вадима Аршакяна и многих других. Меня до глубины души  растрогало, что даже 10-летний Амвросий, сын сотрудницы  Дома Жанны Милосердовой, во время наших совместных прогулок также общался со мной дактильно! Я убеждён, что из этого паренька со временем вырастет хороший  человек, который будет бескорыстно помогать инвалидам.

А как замечательно прошла Великая Пасха! Накануне днём, во время прогулки по  церковной территории, я обратил внимание на внушительную очередь людей с сумками и корзинами, тянувшуюся к главному входу в храм. Среди них  было много молодых, в том числе местных казаков в форме. Люди пришли и приехали даже издалека, чтобы освятить пасхальные яйца и куличи! И этот факт сам по себе говорит о том, что с каждым годом всё больше людей приобщается к православной культуре.

Пользуясь случаем, хотелось бы вкратце рассказать   историю храма. Он был построен и освящён в 1804 году. Во время наступления армии Наполеона на Москву французы устроили там конюшню. После изгнания наполеоновской армии храм был отреставрирован и повторно освящён. В годы Великой Отечественной войны он  практически был полностью разрушен, а после Победы в нём  располагался гараж и какие-то мастерские. В начале 90-х годов храм был возвращён церкви, восстановлен и освящён в третий раз. Казанскую Икону Божией Матери, которая была   спрятана местными жителями,  в 1993 году торжественно возвратили церкви.

Итак,  вечером накануне Пасхи во время  ужина в трапезной я с любопытством наблюдал, как за соседним столом «колдовал» муж нашего волонтёра Светланы Ястребовой Александр,  неторопливо нарезая и выкладывая в большую кастрюлю различные компоненты для праздничного салата «Оливье», а потом батюшка провёл с нами обряд исповедания. На пасхальную литургию,   естественно, не пошли,  ибо нам, слепоглухим, было бы не под силу выстоять ночью  более четырёх часов. Зато  утром 20-го апреля приняли участие в полуторачасовой литургии, которая проходила в школьном храме. Меня поразило большое количество детей, которые пришли вместе со своими родителями. После литургии мы пошли в храм, поставили свечки, вместе с  Сироткиным по узкой крутой железной лестнице друг за другом поднялись на высокую колокольню и позвонили в колокола. А потом был тот самый праздничный пасхальный обед, который батюшка Лев устроил в трапезной Дома и который готовился ещё с вечера.

Не забыть нам и экскурсию по московским храмам на следующий день: вместе с нами, пятью слепоглухими, в качестве сопровождающих-волонтёров поехали две Светланы — Бредихина и Ястребова, за рулём «Каравеллы» был её муж. Сначала мы посетили  Покровский женский монастырь, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской. Её судьба во многом схожа с судьбой знаменитой болгарской ясновидящей Ванги: Матрона родилась в 1885 году слепой — глаз у девочки не было совсем, глазные впадины были плотно закрыты веками. Со своими сверстниками Матронушка не играла, она целые дни проводила в храме в молитвах. Считается, что от рождения она была избранницей Божией — у неё обнаружилось другое, духовное, зрение, связанное с даром предвидения и целительства. Вот почему не иссякает людской поток к её святым мощам. Каждый день выстраивается длинная очередь жаждущих приложиться к святыне. Матроне молятся при болезнях, в гонениях, в бедности, просят помощи, когда не ладится с работой, жильём или учёбой. Сила помощи этой святой удивительна! Вот и мы приложились к её мощам, попросили у Матронушки здоровья.

Перед выходом из храма Светлана Бредихина каждому из нас вручила по маленькой иконке с ликом Святой Матроны Московской. Затем мы поехали в Храм Христа Спасителя, с волнением ходили по его великолепным залам, поднялись в лифте под самый купол колокольни, откуда открывался прекрасный вид на Москву-реку и  Кремль. Обычно доступ на колокольню для посетителей закрыт. Но так вот получилось, что наша поездка туда совпала с пасхальной неделей, и именно в эти дни, то есть раз в год, открыт доступ на колокольни Храма Христа Спасителя и других церквей. Главный дирижёр звонарей Владимир Деманов и старший звонарь Петр Дмитриев не только сами звонили в колокола, но даже дали нам позвонить в один из них! Кстати сказать, диаметр самого большого колокола — три с половиной метра, а вес его чугунного «языка» — почти тонна. Его с трудом раскачивают за цепь два человека! Мы хотя и глухие, но чувствовали мелодичный звон по вибрации, приложив ладони к перилам! По просторным галереям мы переходили из одного купола в другой — везде были разные колокола. Галина Фролова  даже поговорила через переводчика с Владимиром  Демановым о музыке. Посмотрели мы и литургию, которая там началась в 18 часов, её вели четыре священника. А перед возвращением в Пучково  побывали на Красной площади и сфотографировались на память на фоне вечернего Кремля, затем зашли в ГУМ посидеть на скамейке и полакомиться мороженым.

За несколько дней до отъезда в Пермь супруги Ястребовы вечером устроили для нас небольшой пикник на берегу монастырского пруда: жарили шашлык, поили горячим чаем с выпечкой, привезённой с расположенной неподалёку личной дачи. Только  на шампуры нанизывали сардельки. Как это было  замечательно — у костра посидеть и подышать свежим воздухом!

Запомнился и  прощальный  праздник, устроенный для нас батюшкой Львом. Приехала большая группа слепоглухих из Москвы и ближнего Подмосковья, были конкурсы, игры во дворе, вкусный обед в трапезной.

Грустно было  покидать этот гостеприимный Дом с такими замечательными людьми! Именно в Пучково я, наконец, нашёл свою дорогу к Богу, понял, что только люди, глубоко верующие,  могут так любить и уважать слепоглухих! Хочется от души поблагодарить настоятеля храма  отца Леонида, клирика храма, исполнительного директора фонда ОСПСГ «Эльвира» отца Льва, президента этого фонда С. Сироткина, а также всех  прихожан  за доброту и сердечность!   Да благословит вас Господь!  

                                                Владимир  Рачкин,

Пермь

      КИНО НА СЛУХ

ЗВУКОПИСЬ ИЛИ ТИФЛОКОММЕНТАРИЙ?

В зыбкое незримое видение

Вслушиваться заново готов.

Кажется во тьме проникновеннее

Заданная точность голосов.

Звукопись в сюжетность заурядную

Кружевом деталей вплетена.

Даже описательность невнятную

Делает доступнее она.

На кинорынках ведётся  беспощадная конкурентная борьба, в которой решающую роль играют мощные финансовые вливания, агрессивная реклама и новейшие технологии. Ради завоевания жизненного пространства, а значит и сверхприбылей, сильные игроки проката идут на всяческие ухищрения. В творческих  арсеналах лидеров продаж чрезвычайно много жестоких драк и упорных перестрелок, рискованных трюков и дорогостоящих спецэффектов, а качество игры актёров уходит на второй план. Современным фильмам свойственно резкое сокращение словесной составляющей. В калейдоскопе безмолвных эпизодов порой с ходу невозможно разобраться, поэтому ключевые моменты запутанной фабулы частенько  так и остаются за гранью понимания.

От отсутствия «разговоров по существу» особенно страдают поклонники видеошедевров с дефектами зрения или замедленной реакцией. Сравнительно недавно им на выручку пришло профессиональное тифлокомментирование. Оно имеет, по крайней мере, три основные разновидности. Существует методика, при которой запись дикторского текста производится прямо на звуковую дорожку первоисточника, что при коллективном просмотре мешает киноманам с нормальным зрением, зато позволяет инвалидам приобщаться к самому популярному из искусств и в домашних условиях. При этом используются компьютеры, плейеры  или DVD-проигрыватели. Радует, что адаптированное зрелище потихоньку становится роскошью широкого потребления. Кроме того, не следует забывать о пользе просветительской деятельности интернет-радио. Сегодня в  залах целевого назначения саундтреки оригиналов обычно отделяют от пояснений. В таких случаях заранее подготовленные и отредактированные монологи предприимчивых проводников по невидимой стране скадрированных грёз транслируются через наушники, которые выдают всем желающим. Конечно, это, прежде всего, слепые клиенты, но иногда, из любопытства или по «производственной необходимости»,  данной услугой интересуются и представители «здорового и слабовидящего большинства». Современная техника позволяет применять и «прямое актёрское  вмешательство в процесс», что требует виртуозного мастерства и походит на напряжённый труд классного синхронного переводчика, только здесь вместо языковой переработки диалогов происходит речевое преобразование движущихся картин в «озвученные полотна». Занятное нововведение оказалось довольно востребованным. Тренированность компенсационного мышления позволяет незрячим с минимальными потерями погружаться в притягательный мир игрового и анимационного кино.

Проект закадрового описания  видеоряда стартовал в 2010 году при финансовой поддержке Комитета общественных связей Москвы, а получением и реализацией соответствующих грантов занимаются, главным образом, сотрудники отдела по работе с молодёжью Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС. В своё время его генеральный директор В.П. Баженов приложил немало усилий, чтобы данная идея была осуществлена на практике. Теперь столичные учебные заведения, хозяйственные общества и учреждения старейшей организации инвалидов регулярно получают электронные пресс-релизы или печатные объявления с информацией о времени проведения специальных сеансов и краткими аннотациями, что позволяет иметь более полное представление о демонстрируемых кинокартинах. Кроме того, местные организации МГО Всероссийского общества слепых на благотворительной основе были обеспечены комплектами DVD-дисков с тифлокомментариями. Правда, заинтересованность рядовых тотальников ожидалась повыше. Пока региональная «раскрутка» явно недостаточна, но, возможно,  дело в подборе репертуара персоналий.

   Созданная общими усилиями, коллекция уже насчитывает двенадцать полнометражных работ с дополнительными функциями. Видеотеку можно условно разделить на три равные тематические подгруппы. Хочется хотя бы предельно кратко представить каждую из них. В первую четвёрку попали фильмы, так или иначе затрагивающие вопросы военного противостояния россиян внутри страны и за её пределами. Только вот изучать наше державное прошлое по мультипликационной стилизации под  странноватый фольклор, в которой противостоят волхв Кривжа и «Князь Владимир», а тем более   по симпатичной фантастической ленте «Мы из будущего», так же бессмысленно, как судить о королевской Франции по романам Александра Дюма-отца. Недаром о них столь разноречивые отзывы. Мне кажется, что даже статусный «Адмиралъ» не может претендовать на историческую объективность, ведь трагедия Гражданской войны показана слишком односторонне. Романтичная история верной любви «красивых и порядочных людей», омрачённая предательством, как бы заслоняет собой тему братоубийственной бойни, в продолжении которой виновен и отважный «морской волк».

   Как ни странно, невзирая на название, именно «Легенда № 17» кажется наиболее реалистичным субъектом данного перечня. Наверное, так произошло из-за того, что многие зрители старшего поколения были очевидцами тогдашнего триумфа хоккейной сборной. Думаю, что болельщикам без остатка зрения сегодня недостаёт изобразительно-эмоциональной манеры репортажей советского периода, великим мастером которых являлся народный артист РСФСР Николай Озеров. Увы, традиции художественно оформленных трансляций в прямом эфире практически утрачены, а культурный уровень многоканального медиапространства резко упал. Видимо, поэтому творчески переработанная и драматичная биография Валерия Харламова понравилась и многим слепым любителям спорта, испытывающим щемящую ностальгию по исполнительской  самоотдаче ведущих комментаторов эпохи «искренних матчей». Разумеется, Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства стала заслуженной наградой самому рейтинговому отечественному кинособытию минувшего года.

Ещё одна мини-подборка целиком посвящена инвалидам. Дело в том, что кинематографисты двадцать первого века активно интересуются судьбами незаурядных личностей, сформировавшихся за гранью зрительного восприятия. Изучение подобных феноменов занимает видное место в их творчестве. Вот и очередной эксперимент  Юрия  Грымова со знаменательным названием «На ощупь» наполнен спрессованной авторской индивидуальностью. На экране тесно переплетаются его туманные фантазии, помноженные  на изысканные аллюзии символичных изображений. Выразительность достигается, главным образом,  нестандартным решением сложных планов и выверенными движениями персонажей, вследствие чего появилось многовато немых сцен, зато количество диалогов сокращено, а ведь слепые, как никто, нуждаются в спасительном речевом общении. Конечно, похвально, что роль Глеба доверена незрячему Гене Бусыгину, который с помощью прикосновений старательно познаёт окружающую среду, но другие сохранившиеся органы чувств вниманием явно обойдены. В свою очередь, последний бенефис в кино народной артистки Советского Союза Людмилы Гурченко был украшен документальным фрагментом  выступления тотальника Олега Аккуратова. Этот вундеркинд стал прототипом главного героя музыкальной мелодрамы «Пёстрые сумерки». Нынешней весной  в его виртуозном мастерстве могли убедиться миллиарды телезрителей, высоко оценившие трансляцию  закрытия Паралимпиады в Сочи. Повзрослевший пианист великолепно солировал на мировом уровне.

  Понятно, что чисто «слепецкая» тематика привлекла внимание заказчиков, тем более что без особых проблем было получено разрешение на тифлокомментирование, а представители съёмочных групп впоследствии побывали на встречах с восовцами. Несмотря на перечисленные плюсы, данные «изделия» российского производства не пробуждают желание вторично погрузиться в их эстетические глубины. Не удивительно, что эти уникальные работы широкому потребителю практически неизвестны, а интересны лишь узким специалистам. Интернет-форумы тоже равнодушны к этому «сугубо камерному  искусству». Любителям кино без остатка зрения требуется, прежде всего,  духовная пища, которой приятно делиться с родственниками и друзьями, благодаря чему можно без проблем ориентироваться в общечеловеческом информационном поле. Основной смысл специализированных просмотров теряется, если отсутствует возможность обсуждать их с близкими.

Так как адаптированных картин пока крайне мало, возможно, стоит отдавать предпочтение популярным произведениям с большим коэффициентом полезного действия или востребованной классике. Скажем, была бы чрезвычайно к месту запись тифловерсии экранизации познавательной повести самобытного писателя Владимира Короленко «Слепой музыкант» или одного из культовых киновариантов, революционного во всех отношениях романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Не вдаваясь в подробности, подчеркну, что эти выдающиеся достижения режиссёрского и актёрского мастерства видел раз по десять, всегда обнаруживая в них какие-либо трогательные или полезные мелочи, обогащавшие почву для размышлений.

Впрочем, половину квартета избранных DVD-рассказов  о наших современниках с физическими недостатками составила «сладкая голливудская парочка», являющаяся классическим продуктом прибыльной киноиндустрии повышенного спроса и отвечающая всем эталонным стандартам суперкачества. Пожалуй, американский ремейк «Запах женщины», поставленный  по мотивам книги Джованни Арпино «Мрак и мёд», по силе эмоционального воздействия сродни одноимённой экранизации культового романа «Форрест Гамп», который написал Уинстон Грум. Как ни странно, по мнению критиков, их столь непохожие главные герои — подполковник Слэйд в исполнении Аль Пачино, а также умственно отсталый или, скорее, простодушный провинциал с внешностью Тома Хэнкса — стали воплощением противоречивого национального характера конца двадцатого века. С этим можно поспорить, но, как бы то ни было, оскароносные бестселлеры,  вышедшие на экраны два  десятилетия назад, произвели на меня неизгладимое впечатление, к тому же предельно корректными были пояснения, гармонировавшие с оригинальными диалогами и переменчивой картинкой, а слепому зрителю открылись значимые подробности, хотя и в общеупотребимом варианте смысл улавливался довольно хорошо.

Самыми благодарными зрителями, несомненно,  являются представители подрастающего поколения, а также  маломобильные граждане любого возраста, поэтому вполне логично, что сейчас львиную долю завсегдатаев регулярных премьер и некоммерческих сеансов составляют младшие воспитанники столичных школ-интернатов для детей с дефектами зрения, относящиеся к обеим категориям. Это позволяет им приобщиться к жизни взрослых инвалидов. Таким образом налаживаются долгосрочные и продуктивные связи, которые обязательно пригодятся в будущем.

Уже по доброй традиции в  неурочное время ребята вместе с педагогами приезжают на улицу Куусинена. Там в Малом зале НУ КСРК ВОС и проходит насыщенное интерактивное действо продолжительностью до четырёх часов, состоящее из нескольких этапов. В комплексные программы входят подвижные игры, забавные конкурсы с призами и фотографирование с замаскированными аниматорами. Персонажи, реквизит и фрагменты оформления всегда разные. Они отличаются в зависимости от содержания дебютного показа. Перед летними каникулами особой тактильной популярностью у ребят пользовалась матерчатая морковка Снеговика. Огромное удовольствие им доставило контактное общение с обаятельным Северным Оленем и дёргание его за хвост. Милые шалости юных гостей доставили много хлопот сотрудникам отдела по работе с молодёжью КСРК ВОС под руководством Ивана Онищенко, которые беспокоились за сохранность арендованных костюмов. В плотных шкурах героев любимых книг они самозабвенно развлекали «почтеннейшую публику» в экстремальных условиях жуткой  жары, до конца продолжая играть свои роли.

Перед началом киносказки организаторы угощали незрячих школьников мороженым,  попкорном в шоколаде и газировкой. Пожалуй, сладости доставили юным участникам праздника не меньшее удовольствие, чем его насыщенная культурная часть. Под занавес по традиции было бурное обсуждение, а затем  чаепитие.

Несмотря на шумную  суету, удалось поговорить с некоторыми завсегдатаями. Оказалось, что Алексей Якубов раньше приезжал с одноклассниками, а теперь приобщил и родителей. Ему по вкусу, прежде всего,  исторические произведения. Он сожалел, что серьёзных кинокартин слишком мало. Застигнутый врасплох, Саша Минин взволнованно сказал: «Мне здесь очень нравится, ведь всегда интересная программа! Я люблю фантастику и волшебство, поэтому больше всего хотел бы посмотреть все фильмы о приключениях Гарри Поттера». Высказалась и воспитатель из школы-интерната для  детей с дефектами зрения Елена Николаевна Копчёнова: «На этих традиционных сеансах незрячие ребята учатся общаться в неформальной обстановке, а главное — есть и образовательный момент!» Конечно, впечатления и пожелания разнились, но было и единое мнение: лучше подготовленный специалистами тифлокомментарий, чем пояснительный шёпот на ушко в исполнении зрячего сопровождающего! 

 Чаще всего, экранизации детских произведений относятся к категории «0+». Действительно, хорошие игровые боевики и комедии, фантастические и анимационные ленты любят все — от мала до  велика. Только вот Сергей Новожеев из Владивостока имеет другое мнение. В своём эссе, посвящённом роли Луи Брайля, он написал: «Наряду с «говорящими» книгами специально для незрячих придумали «Кино на слух». Недавно я испытал сильное разочарование при демонстрации по «Радио ВОС» мультфильма «Шрек». Я мало что понял, а испытал облегчение, лишь найдя в интернете одноимённую электронную книгу и прочитав её с помощью брайлевского дисплея, установленного в библиотеке для слепых. Из-за плохого слуха у меня возникают дополнительные сложности. Нередко случается, что во время прослушивания звукозаписей я незаметно засыпаю. Приходится возвращаться назад,  чтобы найти место, на котором нечаянно отключился. К тому же далеко не все озвученные, а тем более экранизированные произведения можно слушать спокойно: всё зависит от качества литературного первоисточника, скорости речи и чёткости голоса диктора, — продолжил он. — Во время просмотров неминуемо встречаются редко употребляемые, а то и вовсе незнакомые термины или устойчивые выражения, поэтому, чтобы узнать  правильное произношение слов или просто понять их подлинный смысл, приходится искать соответствующую информацию во «всемирной паутине»!»

Лично я не могу согласиться с утверждениями дальневосточника, возможно, потому, что с раннего детства воспитывался на пронзительных работах маститых «гвардейцев радиовещания» и при этом абсолютно не чувствовал интеллектуального дискомфорта или собственной ущербности. По моему мнению, импортные мультсказки «Шрек» и «Холодное сердце» относятся к лучшим анимационным  картинам последних десятилетий. Кстати, с героическими подвигами громадного тролля и обаятельного говорящего Осла я познакомился уже довольно давно по ещё неадаптированной копии. Удивительно, что уже при этой самостоятельной попытке почти всё понял без посторонних уточнений, хотя повторная встреча с добрым и симпатичным чудовищем  добавила тифлокоррекционных впечатлений. Странноватая «Снежная королева» в колорите осовремененных декораций тоже произвела позитивное впечатление. Особенно понравился забавный снеговик Олаф, который вместе с упорным юношей Кристоффом и его верным оленем Свеном самозабвенно помогал венценосным сёстрам Эльзе и Анне разрушать  леденящие заклятия, обрушенные на их Родину. Несомненно, данный выбор заслуживает одобрения, так же как игровой  бестселлер «Гарри Поттер и философский камень». Данная экранизация  романа Джоан Роулинг повествует о приключениях учеников Школы Чародейства и Колдовства «Хогвартс». Кроме того, в когорту нестареющих образцов входит кинолента о дружелюбном и проказливом сенбернаре с очень человеческой кличкой  Бетховен.

Надо заметить, что к дюжине представленных творений примыкает ещё и дуэт неординарных фильмов, у которых другой заказчик. В их числе — шедевр Элема Климова полувековой давности «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Он  ориентирован на детскую аудиторию, а посвящён будням и праздникам пионерского лагеря эпохи «кукурузной лихорадки». Ему под стать сравнительно новое детище супругов Безруковых «Реальная сказка», адресованное не только младшим школьникам. Оно не чуждо философским построениям, хотя авторские обобщения развиваются на фоне острого сюжета. Тамошние фольклорные персонажи пытаются приспособиться к современным условиям существования. Интересно, что эта семейная пара имеет непосредственное отношение сразу к нескольким видам словесного живописания видеодеталей, например, участвовала в озвучке мультфильма «Князь Владимир», который уже упоминался.

Для народного артиста Российской Федерации Сергея Безрукова реабилитация маломобильных граждан стала важной частью творческой деятельности. Его богатый опыт оформления фильмов и спектаклей в тифлоключе был совсем по-новому осмыслен и реализован на практике, когда он возглавил Московский Губернский драматический театр, который  возник в 2013 году после слияния Областного драматического театра имени А.Н. Островского и государственного Камерного театра того же статуса. Впрочем, предпосылки к объединению возникали ещё двадцать лет назад при переезде нескольких «колхозных» трупп, основанных в тридцатые годы, из провинции  в помещение регионального Дома искусств в столичных Кузьминках. Тогда коренная реформа не состоялась, видимо, потому, что не нашлось достаточно харизматичного лидера, а теперь он появился.

Это пока единственная в нашей стране сценическая площадка, где репертуарные пьесы сопровождаются оперативной обработкой визуальных материалов. Её результаты можно слушать на персональных аппаратах с регулируемым уровнем воспроизведения. Ради успешной реализации проекта закуплено и установлено удобное беспроводное оборудование, а талантливые актрисы Ирина Безрукова, Анна Цанг и Ольга Воскресенская в совершенстве овладели особым искусством озвучивания видеоряда, что помогает незрячим театралам на слух ориентироваться в сюжете. С осени такой необычный формат получил «Пушкин», а с мая к нему присоединилась комедия по мотивам произведений из купеческой жизни «Нашла коса на камень».  

Благородная деятельность коллектива единомышленников не осталась незамеченной. В ноябре прошлого года Московский Губернский драматический театр и его художественный руководитель Сергей Безруков удостоены национальной премии имени Елены Мухиной в номинации «Инновационный прорыв». Награда вручена за создание «Театра, доступного для всех». Важно, что в объединённой труппе ведётся  не только активная творческая, но и социальная деятельность.  Кроме всего прочего, в здании установлены пандусы  и лифт, адаптированный в интересах инвалидов различных категорий, поэтому они без посторонней помощи могут приобщаться к «ожившей драматургии». 

Всё так, да только памятные шедевры «Радиотеатра» середины прошлого века и ныне остаются непревзойдёнными эталонами  для современных постановщиков, звукорежиссёров и оформителей, хотя тогдашние технические средства были более чем скромными, по современным меркам, можно сказать, примитивными. Подлинные аудиофильмы «Золотого фонда» звукописи хочется переслушивать снова и снова. До сих пор помню эстетическое наслаждение, получаемое от впитывания «вкусных» монологов выдающихся актёров «старой школы», за которыми тянулась и талантливая молодёжь, жадно учившаяся у корифеев. Запредельная отточенность интонаций и чёткие фоновые звуки позволяли ясно представить происходящее, а недостающие видеоатрибуты динамичного действия отлично компенсировала богатая фантазия искушённых слушателей. Они  без особого напряжения разбирались в хитросплетениях сюжетных линий. Сцены выстраивались так, что дополнительные объяснения, чаще всего, просто не требовались.

Удивляет, что искушённые мэтры социалистического реализма непроизвольно учитывали специфические потребности «странников во тьме», даже не подозревая о своём гуманизме. Правда, это касалось, прежде всего, классического репертуара. Многие художественные фильмы того периода можно «смотреть вслепую», не рискуя получить в финальном эпизоде беспорядочную перестрелку вдруг онемевших персонажей и гору неопознанных трупов, на которую под птичьи трели падают увядшие листья начала осени. Разумеется, сейчас тоже встречаются достойные внимания киноленты, в том числе исторические или  детективные сериалы без явных ляпов или абсурдных трактовок давно минувших событий, которые в основном удаётся понять на слух. Некоторые незрячие подсели на бесконечный «След». Пусть вынужденная сюжетная поспешность, обусловленная жёстким форматом,  не всегда удовлетворяет даже преданных фанатов, зато после просмотра не мучает горькое чувство собственной неполноценности, помноженное на  сожаление о впустую потраченных часах драгоценного досуга.

У любой медали есть и другая сторона, вот и адаптированные версии экранных бестселлеров, на мой взгляд, слишком резко обнажают проблемы объективной ограниченности коммуникации слепых, которые невозможно изжить в жёстких рамках «резерваций духа». В суете повседневности тотальники  забывают о социальной разобщённости, бытовых неурядицах, сложностях трудоустройства и опасностях передвижения, а вот щедрые меценаты и прочие доброхоты невольно напоминают нам о тщетности попыток вырваться из тисков ограниченных возможностей. Лично я, действуя по старинке, предпочитаю внимательно вслушиваться в «зрячий мир», либо при необходимости пользоваться ненавязчивыми подсказками  близких. Мне так вроде бы удобнее, а  всё-таки хорошо, что стала доступней информационная составляющая окружающей среды! Чтобы инвалиды действительно чувствовали себя равноправными членами общества, нужно реализовать грандиозные планы по реорганизации экономики в целом и «перезагрузки» сознания миллионов россиян. У каждого должен быть как можно более  широкий выбор, тогда заветные мечты станут реальностью!

В будничность врывается неистово

Магия живого колдовства.

Образы из мрака неказистого

Падают в копилку естества.

Только вот неведомо заранее —

Внешняя коррекция нужна ль,

Ежели в излишнем понимании

Скрыта неизбывная печаль?

                    Владимир Бухтияров

       Опрос и  фотографии Оксаны Пахомовой

                              Комментарии Ирины Федотовой

Продолжение следует.