Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Кроме представленных материалов, вы сможете почитать в номере:

Мы и общество

Итоги оптимистичны

Полезный диалог

Эхо войны

Зоя Казаковцева: «Мне не стыдно за вою жизнь!»

В правлениях и местных организациях ВОС

«Стараюсь для  людей». — В. Кириллова

Тифломир

Оптимистка. — С. Фалин

Кругосветка

Экстрим слепых

Перечитывая заново

«Дай, Джек, на счастье лапу мне». — Э. Асадов

Вести из регионов

Давайте познакомимся!

Домашний калейдоскоп

 

Спорт

Убедительная победа

Со 2 по 10 апреля в Ханты-Мансийске проходил Чемпионат мира по лыжным гонкам и биатлону среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения.

Открывая соревнования, губернатор ХМАО Наталья Комарова заявила: «Есть такая пословица: «Сила       растёт в саду терпения». Спортивная биография каждого из вас — яркое доказательство этих слов. Каждый старт с вашим участием — это всегда надежда, это всегда пример того, как надо верить в себя, и доказательство того, что у человеческих возможностей нет предела».

Надо отметить, что трассы Центра зимних видов спорта специально подготовили для этих соревнований. Ведь в феврале Ханты-Мансийск принимал обычный       чемпионат мира по биатлону. Тогда спортсмены отмечали, что трассы достаточно сложные, хотя и интересные. «У каждой группы спортсменов, участвовавших в стартах чемпионата, есть определённые особенности. Соответственно, есть требования спортивных федераций, как именно должна быть подготовлена лыжня. Но в целом каких-то специальных упрощений не делалось. Парабиатлонисты говорили, что им интересно проходить достаточно сложные участки», — пояснил Интерфаксу пресс-секретарь оргкомитета соревнований Данис Хуснутдинов.

По его словам, если лыжные и биатлонные трассы отличались сложностью, и побеждать на них было непросто, то в остальном организаторы Чемпионата       постарались создать для спортсменов максимально комфортные условия. Причём  учли, что удобно должно быть не только участникам, но и болельщикам с ограниченными возможностями здоровья.

Однако Чемпионат мира по парабиатлону — это не только соревнования, победы и медали. Для юных спортсменов Югры это была ещё и прекрасная возможность       пообщаться со звездами параспорта. Именно поэтому члены сборной команды России нашли время для встречи с воспитанниками спортивной детско-юношеской школы Ханты-Мансийска. Николай Полухин, Иван Гончаров, Алексей Бычонок, Светлана Ярошевич, Николай Хлюпенков и Любовь Васильева рассказывали подросткам о том, как найти в себе силы идти вперёд, несмотря на препятствия.

«Сегодня у нас была возможность понять, каких усилий требует постоянная работа над собой. Гости на личном примере показали, каково добиваться успехов в спорте, несмотря на проблемы со здоровьем. Каждый из них, безусловно, является примером для подражания, эталоном силы воли. Хотелось бы пожелать им здоровья и будущих побед в любимом спорте. Мы будем рады встретить их снова в Ханты-Мансийске!» — сказала после встречи одна из воспитанниц спортивной школы.

На этом Чемпионате мира  наши спортсмены буквально превзошли самих себя. Были разыграны 38 комплектов наград. Сборная России досрочно одержала победу, завоевав 48 медалей, из них 20 — с золотым отливом, 13 серебряных и 15 бронзовых. На втором месте в командном зачёте сборная Украины, у спортсменов этой страны 23 награды (8-9-6). Тройку призёров по количеству золотых медалей замкнула команда Канады (5-2-0). Далее следуют  Германия (2-0-4), Норвегия (1-5-3), Польша (1-5-1), Белоруссия (1-2-2), Италия (0-2-1), Финляндия (0-0-4) и Франция (0-0-1).

 В личном зачёте сразу несколько лидеров российской сборной показали максимальный результат: одна дисциплина — одна медаль. А вот по количеству золотых медалей не оказалось равных Елене Ремизовой и Михалине Лысовой — у них по 4 награды высшей пробы. Более того, спортсменка из Нижнего Тагила в составе нашей сборной завоевала самое большое количество медалей — 7. Но обо всём по порядку и акцент, как всегда, сделаем на достижениях незрячих спортсменов.

В первый день в пасьюте у мужчин отличился украинский атлет Анатолий Ковалевский. Он был безупречен в стрельбе и быстрее всех преодолел 1200 метров. Вторым на финиш пришёл биатлонист из России Николай Полухин, который допустил два промаха на первом огневом рубеже, из-за чего отстал от лидера на 15 секунд. Бронзовым призёром стал белорус Василий Шапсябой.

У женщин лучше всех справилась с задачей наша соотечественница Михалина Лысова. Чуть больше минуты проиграла ей украинка Оксана Шишкова. Третьей пришла к финишу Елена Ремизова.

На следующий день в мужской лыжной гонке на 10 км свободным стилем первое место уверенно завоевал канадец Брайан МакКивер. Через 46 секунд финишировал  Полухин, а спустя ещё 35 — Шапсябой.

После финиша Брайан МакКивер пообщался с журналистами:

— Сегодняшний старт был весьма волнителен, ведь не так давно у меня сменился лидер. Мы с Эриком интенсивно тренировались, особенно последние две недели. Это была наша первая гонка, и я доволен результатом. Оказалось, мы довольно слаженно работаем в паре, это не может не радовать.

— Как вы оцениваете свои возможности на Чемпионате? Есть ли конкретный план на текущие соревнования?

— Думаю, я в хорошей форме, хотя сезон для меня складывается непросто. Основная причина в том, что обычно моим лидером выступает брат Робин.  К несчастью он получил травму и в этом году не смог вместе со мной участвовать в соревнованиях. Я рад, что Эрик смог поехать на Чемпионат и оказался необыкновенно хорошим помощником. Сегодня мы впервые выступили вместе и с этого момента продолжим совместную работу. Мы оба находимся в хорошей форме и будем вместе идти к новым победам. Сегодняшнюю же я хочу посвятить своему брату Робину.

— Что помогает достигать таких высоких результатов? В чём личный секрет?

— Единственный секрет в том, что приходится много и упорно работать, сотни и сотни часов подготовки. Наблюдая за результатами лучших спортсменов мира, понимаешь, на что способен человеческий организм. Дополнительный толчок даёт ощущение того, что на носу снова чемпионат или Олимпиада, вот и сейчас я уже задумываюсь об Играх в Сочи.

— В Сочи-2014 собираетесь с братом Робином или с Эриком?

— Это до сих пор открытый вопрос, который наверняка не решится однозначно. Я на своём опыте убедился в том, что всегда нужно страховаться и иметь запасной вариант на случай, если у кого-то не будет возможности поехать.

— Каждый из вас впервые в Ханты-Мансийске. Какие впечатления на вас производит окружающая атмосфера?

— Пока что у нас не было возможности подробнее изучить город, но мы ждём свободного дня, чтобы сделать это. Могу сказать, что мне действительно нравится Ханты-Мансийск и, в первую очередь, тем, что все вокруг стараются помочь. Здесь созданы великолепные условия для тренировок и соревнований, стоит отличная погода и особо радует организация Чемпионата!

Пять километров свободным стилем первой пробежала Елена Ремизова, полминуты уступила ей Лысова и 53 секунды — Татьяна Ильюченко.

В третий день чемпионом мира в лыжных гонках на длинной дистанции у мужчин стал МакКивер. Спортсмен на третьей «пятикилометровке» захватил лидерство в гонке и финишировал с отрывом в 43 секунды. Второе место досталось Полухину, а бронзу завоевал  Алексей Торопов, уступивший победителю более 5 минут.

— Сегодня ходом проиграл  канадцу, — прокомментировал итог гонки Николай. — МакКивер — мой постоянный соперник, мы боремся за победу на всех этапах Кубка Мира, конкурировали на Паралимпиаде-2010 в Ванкувере. Но на этом Чемпионате  он меня пока обыгрывает: в лыжных гонках у него два «золота», а у меня два «серебра». Но моё желание выиграть у него растёт с каждым стартом. Сегодня, когда финишировали, спросил у Брайана: «На Паралимпиаде-2014 в Сочи первое место мне отдашь?» — «Да, отдам, если попробуешь взять», — ответил МакКивер. Мы с лидером Андреем Токаревым работаем над силовой подготовкой, — продолжил лыжник. – Тенденция у меня положительная. На 10 км я проиграл канадцу 46 секунд, а на 20 км — 43. Результаты растут  с каждой гонкой. Обещаю, что «золото» у меня будет уже в Ханты-Мансийске. Постараюсь подняться на верхнюю ступеньку пьедестала в биатлоне.

Зато в гонке на 15 км классическим стилем у женщин  все места достались россиянкам. В результате чемпионкой стала Елена Ремизова, серебряная медаль досталась Михалине Лысовой, а «бронзу» забрала Татьяна Ильюченко.

После относительных неудач мужчин в первые стартовые дни Фортуна всё же повернулась лицом к Николаю Полухину.

— Наконец-то я стал чемпионом мира! — воскликнул он после финиша в биатлонной гонке на 7,5 км с двумя огневыми рубежами. — Это моя первая индивидуальная золотая медаль за два чемпионата мира, в которых я  участвую. Я счастлив! Лыжи сегодня работали хорошо. На стрельбище всё получилось, хотя один промах я всё-таки допустил. Досадно! Но даже с одной незакрытой мишенью я смог выиграть. Хотя на этапах Кубка мира, бывало, за все гонки я ни разу не промахивался. Всё-таки, чемпионат мира — более ответственный старт. Особенно на родной земле. Здесь требуется другой настрой. Но впереди ещё старты, расслаблять некогда. По сложившейся традиции, я участвую во всех гонках, — продолжил Николай. — Завтра побегу лыжный спринт. Затем надеюсь выступить в эстафете, если тренерский штаб доверит. И напоследок хочу показать хороший результат в биатлоне.

Добавим, что «серебро»  досталось  Василию Шапсябою, а «бронза» —  немцу Вильгельму Брему.

У девушек в биатлонной гонке  на 7,5 км с двумя огневыми рубежами россиянки заняли весь пьедестал. Елена Ремизова  выиграла третье «золото». После неё финишировали Лысова и  Ильюченко.

Из наиболее ярких достижений следует отметить уверенное выступление Михалины Лысовой с лидером Алексеем Ивановым. Эта пара финишировала с медалями во  всех гонках. После спринта, в котором она одержала убедительную победу, спортсменка поделилась впечатлениями с репортёрами:

 — Спринт — тяжёлая гонка. Три раза нужно  бежать максимально быстро, выкладываться по полной программе. У нас с моим     лидером Алексеем Ивановым получилось. Мы взяли второе «золото» на чемпионате мира. Лыжня, конечно, уже сильно разбита. Снег превратился в кашу. Бежать       по такой погоде некомфортно. И ноги как ватные. Но это не помешало нам сегодня победить. К домашнему чемпионату мира я подошла во всеоружии. Даже маникюр специальный сделала, раскрасила ногти в цвета флагов разных стран мира. Есть у меня и российский триколор (сняла лыжную перчатку, с гордостью показала палец левой руки). Нет, длинные ногти мне во время гонок и стрельбы не мешают. Я уже привыкла, —  улыбается спортсменка. — В свободное от тренировок и гонок время я люблю рисовать, предпочитаю карандаш, — продолжила Михалина. — Занимаюсь компьютерной графикой.       А ещё я — студентка первого курса факультета лечебной физкультуры Башкирского государственного университета.

В предпоследний день соревнований благоприятно для российской сборной сложились эстафетные гонки. Отметим, что команды составляются и из спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, и из спортсменов с нарушением  зрения. У мужчин на дистанции 4 км плюс два по 5 км   первенствовала наша   сборная  в составе Сергея Шилова, Кирилла Михайлова и незрячего Николая  Полухина.

— На третьем этапе я убегал на дистанцию с отставанием от норвежца в полторы минуты, — рассказал Николай. – Мы с лидером Андреем Токаревым старались отыграть это отставание, поддерживали скорость на протяжении всей дистанции. Мне удалось догнать соперника на предпоследнем подъёме, когда до финиша оставалось 600 м. Главной задачей стало не выпустить его вперёд, но разрыв был достаточным. Я выигрывал порядка 15 секунд и спокойно финишировал. Очень рад, что сборная России выиграла эту эстафетную гонку. Эта наша общая победа!

Для участия в женской эстафете 3 по 2,5 км заявились всего две  команды. Сборная России в составе Марии Иовлевой, Михалины Лысовой с лидером Алексеем Ивановым и Елены Ремизовой с лидером Наталией Якимовой уверенно победила команду Украины, отставшую на 52 сек.

В заключительный день соревнований сборная России попала под очередной медальный дождь. В «длинной» биатлонной гонке с четырьмя огневыми рубежами  первенствовал Николай Полухин, ставший трёхкратным победителем и четырёхкратным серебряным призёром  чемпионата мира-2011. Семикратный паралимпийский чемпион канадец Брайан МакКивер, который выиграл в Хантах золото во всех трёх личных лыжных гонках, выступая без лидера (!), допустил всего два промаха и занял второе место!

Вот что рассказал журналистам Полухин:

— Николай, какие мысли обычно посещают вас перед стартом?

— Ну, например, когда я выходил на старт биатлонной гонки на 7,5 км, в голове крутились хорошие мысли — что я стану победителем. Усилием воли я их отогнал. И гонка завершилась для меня удачно. И на втором в своей карьере чемпионате мира завоевал первую индивидуальную золотую медаль.

— А какие ощущения испытываешь, становясь победителем?

— Ощущения после побед очень непростые. Во-первых, это радость. Во-вторых, ответственность. Ведь завтра нужно будет вновь выходить на старт, доказывать, что ты победил не просто так. И за каждую свою медаль я благодарен своему лидеру Андрею Токареву, который всю дистанцию бежит впереди меня и командует: «Направо! Налево!» Также я  очень благодарен       тренерам, массажистам, сервисменам... В наши медали вложены усилия многих людей, которым я никогда не устану говорить «спасибо».

— Давно выступаете в паре с Андреем Токаревым?

— С 2007 года. У нас дружная спортивная «семья» (смеется). Когда 11 месяцев в году постоянно находишься вместе на сборах, живёшь одним делом —       понимаешь друг друга без слов. Нам удаётся отдохнуть друг от друга только один месяц в конце апреля — начале мая. Разъезжаемся по домам, навещаем родителей. А затем вновь начинаем плановую тренировочную работу.

— За медали, завоёванные в Ханты-Мансийске, вам полагается денежное вознаграждение?

— В России, на мой взгляд, выделяют достаточно средств на поддержку спорта инвалидов. С 2006 года результаты паралимпийцев и олимпийцев в нашей стране приравнены. После Ванкувера нам выплатили такие же призовые, как и здоровым спортсменам. Перед нынешним Чемпионатом мира Федерация спорта слепых России повысила денежное вознаграждение за медаль в 10 раз. За «золото» нам обещали 100 тыс. рублей, за «серебро» — 70, за «бронзу» — 40.

Министерство спорта РФ платит за победу на Чемпионате мира порядка 10 тыс. долларов. Кроме того, совсем недавно Президент России Дмитрий Медведев поднял ежемесячную стипендию для паралимпийцев до 32 тыс. рублей. До этого мы с лидером получали по 15.

— Чем вы занимаетесь в свободное время?

— Я посещал музыкальную школу — играл на струнных инструментах и баяне, учился в педагогическом колледже. Но всё это в прошлом, спорт для меня давно вышел на первое место. Сейчас даже на любимые шахматы не хватает времени!

В женской группе в индивидуальной биатлонной гонке на 12,5 км с четырьмя огневыми рубежами, где за промах назначается минута штрафа, исход был также предрешён. После двух ошибок на первом и втором огневом рубеже Михалина Лысова делать «подарки» своим конкуренткам больше не собиралась. Преодолев дистанцию за 50 минут 21 секунду, она завоевала двадцатое по счёту «золото» для сборной России. «Серебро» получила украинка Оксана Шишкова, финишировавшая с двухминутным отставанием. «Бронза»  досталась Татьяне Ильюченко.

В Ханты-Мансийске российские паралимпийцы ещё раз подтвердили своё безусловное лидерство в биатлоне и лыжных гонках. Спортсмены Федерации спорта слепых внесли в  копилку нашей сборной 25 медалей: из них 11 золотых, 7 серебряных и 7 бронзовых.   Михалина Лысова из Свердловской области —  4 золотые и 3 серебряные, Елена Ремизова из Тюменской области — 4 золотые, 1 бронзовая, её земляк Николай Полухин — 3 золотые, 4 серебряные, Татьяна Илюченко из Алтайского края — 4 бронзовые, Алексей Торопов из Тюменской области — 2 бронзовые. А это значит, что через три года в Сочи у нас есть все шансы стать лидерами зимних Игр среди спортсменов с ограниченными физическими возможностями.

Незабываемым зрелищем стала церемония закрытия спортивного форума. Участники, гости и болельщики  собрались в культурно-развлекательном комплексе «Арена Югра». Действие началось с лазерного представления: вокруг модели земного шара с контурами Югры и Ханты-Мансийска вращались флаги стран-участниц состязаний. На сцену вышли 10 муз с золотыми лавровыми ветвями, символизирующими 10 Чемпионатов Мира по биатлону и лыжным гонкам среди людей с ограниченными возможностями здоровья. Всё это время на большом телевизионном экране отображались   самые знаменательные моменты Чемпионата. Продолжили праздничное представление концерт с музыкальными номерами на разных языках мира и парад 30 стран-участниц.

Официальную часть провели губернатор Югры Наталья Комарова и представитель Международного паралимпийского комитета Роб Уолш.

Первой поприветствовала гостей Наталья Комарова: «Соревнования юбилейного и первого в России Чемпионата мира по биатлону и лыжным  гонкам среди паралимпийцев уходят в историю. Каждый старт был для             вас, спортсменов, испытанием. От югорчан благодарю вас за главную и одну на всех победу турнира — за тех людей, которые, следуя вашему примеру, придут на спортивные площадки, поверят в себя и в свои           силы!  До новых встреч в Югре и до встречи в олимпийском Сочи!»

Роб Уолш поблагодарил организационный комитет юбилейного, десятого, Чемпионата мира-2011 «за огромную работу, которая была проделана как на снежной трассе, так вне состязаний». Представитель            Международного паралимпийского комитета акцентировал внимание на атмосфере справедливости, которая была создана по отношению к каждому спортсмену, приехавшему в Ханты-Мансийск. Он также выразил            признательность всем жителям за теплый приём и поддержку сборных команд даже в самые трудные моменты гонок. Сделал он это русском языке, освоенном в дни соревновательной программы.

Церемонию завершил спуск флага  Международного паралимпийского комитета. Почётное право сделать это под звуки официального гимна предоставили россиянам, завоевавшим в общем зачёте наибольшее количество медалей. Под зрительские аплодисменты эту миссию выполнили опорник Кирилл Михайлов, ставший обладателем четырёх золотых, одной серебряной и одной бронзовой награды и Михалина Лысова.

В ходе проведения Чемпионата в Ханты-Мансийске 6 апреля состоялся Спортивный форум, посвящённый развитию зимних видов, в котором приняли участие  представители 14 стран. Обсуждались актуальные проблемы классификации, квалификационные критерии участников зимних Игр в  Сочи в 2014 году и предстоящие этапы Кубка Мира в следующем сезоне.

Кроме этого, представители многих стран высказывали предложения по внесению изменений в правила проведения соревнований по лыжным гонкам и биатлону. На форуме было принято важное решение о             дальнейшем наблюдении за развитием лыжных гонок для ментальных инвалидов.

Российскую делегацию представляли: генеральный секретарь Паралимпйиского Комитета России Михаил Терентьев, Президент Федерации ПОДА Лев Селезнёв, старшие тренеры сборной России по лыжным гонкам и биатлону Ирина Громова и Алексей Копытин.

Представители нашей страны подняли вопрос о включении новой спортивной дисциплины — короткого биатлона (7,5 км) в программу зимних Игр в Сочи в 2014 году. Данная идея была поддержана большинством.

Российская делегация также выступила с предложением об увеличении квоты для женщин-участниц Паралимпийских Игр с 8 до 12 спортсменок от каждой страны. Эту инициативу поддержали 5 стран, одна              выступила против, остальные воздержались.

 По материалам СМИ подготовила Татьяна Иванова

 

Перечитывая заново

  Эдуард Асадов

Письмо с фронта

                   Мама! Тебе эти строки пишу я,

                  Тебе посылаю сыновний привет,

                  Тебя вспоминаю, такую родную,

                  Такую хорошую — слов даже нет!

 

                  Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

                  Немного лентяя и вечно не в срок

                  Бегущего утром с портфелем под мышкой,

                  Свистя беззаботно, на первый урок.

 

                  Грустила ты, если мне физик, бывало,

                  Суровою двойкой дневник «украшал»,

                  Гордилась, когда я под сводами зала

                  Стихи свои с жаром ребятам читал.

 

                  Мы были беспечными, глупыми были,

                  Мы всё, что имели, не очень ценили,

                  А поняли, может, лишь тут, на войне:

                  Приятели, книжки, московские споры

                  Всё — сказка, всё в дымке, как снежные горы...

                  Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне!

 

                  Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

                  Застыли орудья, как стадо слонов,

                  И где-то по-мирному в гуще лесов,

                  Как в детстве, мне слышится голос кукушки...

 

                  За жизнь, за тебя, за родные края

                  Иду я навстречу свинцовому ветру.

                  И пусть между нами сейчас километры —

                  Ты здесь, ты со мною, родная моя!

 

                  В холодной ночи, под неласковым небом,

                  Склонившись, мне тихую песню поёшь

                  И вместе со мною к далёким победам

                  Солдатской дорогой незримо идёшь.

 

                  И чем бы в пути мне война ни грозила,

                  Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!

                  Я знаю, что ты меня благословила,

                  И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Стихи о рыжей дворняге

      Хозяин погладил рукою

      Лохматую рыжую спину:

      — Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

      Но всё же тебя я покину.

 

      Швырнул под скамейку ошейник

      И скрылся под гулким навесом,

      Где пёстрый людской муравейник

      Вливался в вагоны экспресса.

 

      Собака не взвыла ни разу.

      И лишь за знакомой спиною

      Следили два карие глаза

      С почти человечьей тоскою.

 

      Старик у вокзального входа

      Сказал: «Что? Оставлен, бедняга?

      Эх, будь ты хорошей породы...

      А то ведь простая дворняга!»

 

      Огонь над трубой заметался,

      Взревел паровоз что есть мочи,

      На месте, как бык, потоптался

      И ринулся в непогодь ночи.

 

      В вагонах, забыв передряги,

      Курили, смеялись, дремали...

      Тут, видно, о рыжей дворняге

      Не думали, не вспоминали.

 

      Не ведал хозяин, что где-то

      По шпалам, из сил выбиваясь,

      За красным мелькающим светом

      Собака бежит задыхаясь!

 

      Споткнувшись, кидается снова,

      В кровь лапы о камни разбиты,

      Что выпрыгнуть сердце готово

      Наружу из пасти раскрытой!

 

      Не ведал хозяин, что силы

      Вдруг разом оставили тело,

      И, стукнувшись лбом о перила,

      Собака под мост полетела...

 

      Труп волны снесли под коряги...

      Старик! Ты не знаешь природы:

      Ведь может быть тело дворняги,

      А сердце — чистейшей породы!

Падает снег

Падает снег, падает снег —

Тысячи белых ежат...

А по дороге идёт человек,

И губы его дрожат.

 

Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека — обида и боль,

В зрачках два чёрных тревожных флажка

Выбросила тоска.

 

Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то ещё другой.

 

Случись катастрофа, пожар, беда —

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И «скорая помощь» тоже.

 

А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идёт человек

И губы его дрожат?

 

А если в глазах у него тоска —

Два горьких чёрных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

 

И разве тут может в расчёт идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

 

Падает снег, падает снег,

По стёклам шуршит узорным.

А сквозь метель идёт человек,

И снег ему кажется чёрным...

 

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

 

Школа психологического общения

В Красноярской  краевой специальной библиотеке-центре социокультурной реабилитации инвалидов по зрению открылась школа психологического общения «Научись понимать сердцем».

Общение — одна из самых важных потребностей человека. Некоторые люди вступают в контакт легко и непринуждённо, а для других — это большая проблема. Для людей с ограниченными физическими возможностями она стоит особенно остро. Как правило, круг общения молодых инвалидов сильно ограничен, и многие из них страдают от одиночества, нуждаясь не только в помощи, но и в дружбе, и любви. При этом  многие просто боятся знакомиться, думая, что они не такие, как все, и предпочитают ограничивать свой круг друзей и знакомых.

Школа общения «Научись понимать сердцем» организована для того, чтобы создать условия для общения и взаимодействия в коллективе молодых людей с ограниченными физическими возможностями и их здоровыми сверстниками. На первую встречу собрались читатели спецбиблиотеки — молодые  люди с нарушением зрения,  студенты и старшеклассники красноярских коррекционных школ для незрячих и слабовидящих детей, а также представители кафедры социальной педагогики и социальной работы КГПУ им. В.П. Астафьева: преподаватель, кандидат педагогических наук  Юлия Юрьевна Бочарова и старший лаборант, ассистент Евгения Олеговна Песегова.

Собравшимся было предложено просмотреть и обсудить один из  короткометражных фильмов, принявших участие в международном кинофестивале, посвящённом проблемам инвалидов — «Кино без барьеров», стартовавшем в Москве в 2002 году. Фильм «Я нездешний» режиссера Catherine MasKinnan. Интересно, что лента почти не имеет звука, вместо этого на экране изредка появляются  субтитры. Для незрячих и слабовидящих участников мероприятия сюжет кинофильма комментировался по ходу действия. В фильме повествуется о том, как абсолютно здоровый молодой человек Адам в поисках работы попадает в городок, где все жители — глухонемые. Адам знакомится с глухонемой девушкой Карлой, и они влюбляются друг в друга. Его ждёт много неудач из-за того, что он слышит: его не взяли на работу, родители Карлы против их дружбы, все в городке его игнорируют, и только любовь помогает молодым людям преодолеть все препятствия.

Затем всем присутствующим было предложено высказать  мнение о фильме и проблемах, которые он поднимает. Участники мероприятия сразу включились в работу, отвечали на вопросы, чувствовалось, что фильм задел их за живое. Приведу некоторые вопросы и обобщённое мнение участников встречи.

Как вы поняли фильм? О чем он?

Все  сошлись на том, что фильм необычный и поднимает массу тем и проблем, связанных именно с молодыми инвалидами, о которых не принято говорить и обсуждать открыто, а говорить о них надо.

В фильме в художественной форме показана ситуация, когда здоровый человек оказывается  не таким, как все в окружении глухонемых, и на себе испытывает то, с чем приходится сталкиваться инвалидам в нашем обществе.

С какими трудностями сталкивается герой?

Молодые люди ответили, что, в первую очередь, с  неприятием, агрессией и брезгливостью. Молодые люди с ограниченными физическими возможностями откровенно говорили о том, что сами испытывали  на себе эти чувства со стороны окружающих.

Были ли моменты, когда у героя фильма могли бы опуститься руки»? 

Были однозначно, много раз.

Были ли в вашей жизни такие ситуации, и как вы с ними справлялись?

Ребята с ограниченными возможностями делились друг с другом своим успешным жизненным опытом преодоления трудностей.

Что помогло  герою в преодолении трудностей?

Любовь и дружба. Инвалиды и здоровые люди имеют одинаковые права на дружбу, любовь, секс. У многих здоровых людей эти темы вызывают неприятие — о каком сексе может идти речь с инвалидом? Как ни печально, но шовинизм по признаку физических ограничений здоровья продолжает существовать, и именно молодые инвалиды часто с этим сталкиваются на бытовом уровне.

Как вы оцениваете поведение членов семьи девушки? Её подруг?

Как некорректное. Здоровые люди не задумываются, что каждый из них  в любую минуту может стать инвалидом.

В чём основной смысл фильма?

Мы все разные, но любовь и дружба — это то, что нас сплачивает и объединяет.

Кому адресован этот фильм?

Широкому кругу зрителей, но особенно будет полезен и интересен молодёжи.

Так прошло первое заседание школы психологического общения. Предположительно, такие встречи с просмотром фильмов, последующим их обсуждением  и  дискуссиями на самые актуальные молодёжные темы станут ежемесячными. Организаторы основное назначение данной школы видят в формировании информационного пространства для общения интегрированных групп и создания комфортных условий для интенсивного психологического и социального обучения молодых инвалидов основам коммуникаций. По мнению партнеров, преподавателей кафедры социальной педагогики и социальной работы КГПУ им. В.П. Астафьева,  данный вид деятельности является новой реабилитационной технологией в области социокультурной адаптации молодых людей с ограниченными физическими возможностями.

Елена Дорошко,

специалист по связям с общественностью

 

 Кино на слух   

Незрячие киногерои

Смотрят внутрь глаза незрячие,

Отражая глубь и высь.

Только помыслы горячие

С безнадёжностью сплелись.

Узелки непонимания —

На житейском полотне,

А грядущее туманнее

И печальнее вдвойне.

На этот раз богатая пища для размышлений отыскалась в творчестве наших соотечественников, отразивших на плёнке современность и события героического прошлого, а предметом пристального изучения станут молодые люди, у которых в условиях экстремальной действительности формируется мировоззрение и шлифуется неординарный характер разносторонней личности.

  Обзор советских киношедевров со «слепецким» уклоном хочется начать со знаменитых  лент по мотивам культового романа «Как закалялась сталь». Его автор был и остаётся примером мужества и самоотверженности для многих миллионов разноплемённых «молодогвардейцев». Впрочем, некоторая прямолинейность социалистического реализма различима «невооружённым и даже невидящим глазом». Тем не менее, революционные романтики нескольких поколений искренне восхищались непримиримостью и отвагой Павки Корчагина. Среди них были личности воистину планетарного масштаба, оказавшие заметное влияние на развитие новейшей истории. Французский классик Ромен Роллан, восхищаясь  несгибаемостью собрата по перу, адресовал Николаю Островскому следующие проникновенные слова: «Будьте  уверены, что  если вы в вашей жизни и знали мрачные дни, ваша жизнь есть и будет светочем для многих тысяч людей. Вы останетесь для мира благотворным примером победы духа над предательством индивидуальной судьбы!» Невзирая на то, что   20 лет назад  наступила эпоха перемен, когда идеи интернационализма показались «неактуальными», в  нашей стране сохранился музей незрячего писателя-борца и вручают премию его  имени, а на северо-востоке Москвы, неподалёку от ИПТК «Логосвос», есть улица Павла Корчагина.

  Самой первой экранизацией одноимённого произведения советской школьной программы, естественно, является полнометражная картина 1942 года. 28 сентября яркий образец патриотического киноискусства уже вышел на экраны сражающейся страны. Ещё во время войны он был показан и за рубежом, в том числе в Греции, Швеции и США.

  В фильме воссоздавались героические страницы борьбы против немецких интервентов во  время гражданской войны на Украине. Подвиги и злоключения яростного бойца, отстаивающего советскую власть, притягивали внимание зрителей, которые сами сражались с жестоким врагом. Сыгравший роль Павки талантливый актёр Владимир Перист-Петренко сразу же после премьеры ушёл на фронт и вскоре  погиб, тем самым частично повторив судьбу своего неистового героя.

  Постановщиком и автором  сценария был выдающийся советский кинорежиссёр Марк Донской. Кстати, в 1944 году он был удостоен престижнейшей премии американской Академии кинематографических искусств и наук. Оскароносным стал его художественный фильм «Радуга» по мотивам  антифашистской  повести Ванды Василевской.

  Вторая по счёту экранизация по сценарию Константина Исаева, осуществлённая в 1956 году, была названа «Павел Корчагин». В самом конце  двадцатых годов прошлого века смертельно больной заглавный герой,  в образе которого на экране появляется Василий Лановой, вспоминает о революционной юности и славных схватках с белополяками, о суровом быте и нечеловеческой усталости самоотверженного труда, о холоде и голоде военного коммунизма и о своей застенчивой любви к Рите Устинович, в исполнении Эльзы Леждей. Прикованный к постели, писатель постепенно теряет зрение, но всё же решает закончить книгу своих воспоминаний.

Замечательные режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов создали очень человечный кинопортрет симпатичного паренька, увлечённого романтикой войны за счастье обездоленных и угнетённых. 17 лет спустя по их сценарию был создан шестисерийный телевизионный фильм «Как закалялась сталь», получивший две премии имени  Ленинского комсомола. В 1975 году под тем же названием вышла и полнометражная киноверсия этой работы.

Павка в исполнении Владимира Конкина отличался от прежних экранных двойников потрясающим личным обаянием, интеллигентностью и лиризмом, в то же время нельзя не восхищаться его стойкостью и мужеством. Неслучайно после премьеры он стал получать тонны любовных писем от девушек.

  Кульминационные кадры строительства железной дороги, необходимой для подвоза дров и хлеба в голодающий город, получились на «отлично». Стараясь  создать своеобразную «коммунистическую икону», раз за разом снимались  крупные планы одухотворённого лица тогда ещё никому не известного актёра харьковского театра. Позже режиссёр Николай Мащенко вспоминал: «На главную роль первоначально был утверждён Николай Бурляев, уже снявшийся у Тарковского, который  играл хорошо, но без необходимой  для этой роли неистовости. Мы и расстались полюбовно. Конкин тогда ещё был занят в массовке. Так вот в его глазах как раз  была требуемая вера. Кроме того, он был очень похож на молодого Островского, но после карьерного взлёта стал жутко зазнаваться. Однако коллеги довольно быстро поставили его на место. Как-то один актёр не выдержал Вовиной заносчивости и дал ему прямо в глаз! Веко распухло. Пришлось придумать эпизод, где Корчагину снится, будто его расстреливают из пулемёта, а перед этим жестоко пытают. Так мы сэкономили на гриме. Кстати, именно с этой сцены начинается фильм».

  Яркое достижение социалистического реализма регулярно и с огромным успехом  демонстрировалось по советскому телевидению. Сегодня оно может представлять интерес как прекрасный образец советского идеологического киноискусства. Только в СССР насчитывалось четыре экранных версии романа Николая Островского. Есть и зарубежные примеры, достойные  тщательного изучения. Павел Корчагин особенно популярен на Дальнем Востоке, ведь Великий кормчий Мао Цзэдун считал его литературную судьбу настоящей инструкцией к действию для юных революционеров, беззаветно преданных делу партии.

  Китайско-украинский 20-серийный телефильм «Как закалялась сталь» признан в коммунистическом государстве лучшим сериалом двухтысячного года. Масштабная постановка была осуществлена при содействии отдела пропаганды горкома КПК города Шэньчжэнь. Впервые  в КНР использовался иностранный сюжет, к тому же съёмки проводились на территории Украины при содействии киностудии имени А.П. Довженко. Съёмочной группой руководил режиссёр Хан Ган. Финансирование тоже было исключительно китайским, зато все роли исполнили украинские актёры.

Имевший ошеломительный успех в КНР фильм почему-то так и не переведён на русский или английский  язык. Поскольку обладателями авторских прав он скрывается от «прогрессивного человечества», то найти его можно только на китайскоязычных сайтах в Интернете. Впрочем, известно, что  на XVIII национальном телеконкурсе «Золотой орёл» были высоко оценены творческие достижения художника-постановщика Сергея Бржестовского и актёра Киевского театра драмы и комедии Андрея Саминина, исполнившего роль Павки.

  Теперь из Азии вновь перенесёмся в Европу. Как ни странно, хочется подробнее поговорить о незрячих в авиации. Сравнительно недавно потерявший зрение британский пилот Стив Каминг вслепую облетел родной остров. Он поднялся в небо на самолёте, оснащённом специальным озвученным оборудованием. Присутствие в кабине опытного наблюдателя тоже было предусмотрено. «Слепым полётом» профессионалы называют нулевую видимость или  отказ навигационных приборов. Наверное, данный термин  вдвойне точен, если штурвал находится в руках незрячего экстремала. Такое случалось уже не раз. Многие ослепшие летчики продолжают мечтать о небе. В их домах птиц часто выпускают из клеток или вообще они обитают на свободе. Бывшие авиаторы слышат шелест крыльев в живом полёте и как будто опять отправляются в бескрайнюю высь.

  Вот и жизнеутверждающая военная драма «Истребители» свидетельствует, что настоящий офицер в любых обстоятельствах остаётся Человеком с большой буквы, ведь сохраняя выдержку и веру, можно победить даже самого себя, а преданность и самоотверженность любимой помогают выстоять наперекор неутешительным диагнозам. Во время Великой Отечественной войны трогательная девяностоминутная киноповесть помогла многим раненым бойцам и командирам обрести надежду и вернуться в строй или найти достойное место в мирной жизни.

  Лётчики-истребители Сергей Кожухаров и Николай Мельников вместе испытывают новые самолёты,  стараясь превзойти друг друга. Их соперничество началось ещё в школе, когда оба были увлечены симпатичной одноклассницей. Трагическая случайность привела персонажа Марка Бернеса к полной слепоте. Давно любящая его Варя, которую сыграла Евгения Голынчик, принимает нелёгкое решение. Вскоре миллионам девушек предстояло сделать подобный выбор и стать жёнами инвалидов...

Кинолюбимцы: Василий Дашенко, Борис Андреев и Пётр Алейников в этой картине примерили новенькую лейтенантскую форму, надолго ставшую их «рабочей одеждой». Провидческий художественный фильм Эдуарда Пенцлина, снятый в 1939 году на Киевской киностудии по сценарию  Фёдора Кнорре, сразу стал  безоговорочным лидером  проката. Его посмотрели 27 миллионов  зрителей, чему, в частности, способствовала замечательная песня Никиты Богословского и Евгения Долматовского, в которой есть проникновенные слова:

Пройдёт товарищ сквозь бои и войны,

Не зная сна, не зная тишины.

Любимый город может спать спокойно

И видеть сны и зеленеть среди весны…

Тему отважных «краснозвёздных соколов» продолжил подлинный шедевр советского искусства «В бой идут одни «старики», поставленный на Первом творческом объединении киностудии имени А. Довженко в 1973 году. Он был удостоен первой премии на VII Всесоюзном кинофестивале в Баку и вошёл в «100 лучших российских фильмов». Универсальной движущей силой рискованного предприятия стал Леонид Фёдорович Быков, буквально сжившийся с образом командира эскадрильи Алексея Титаренко по прозвищу «Маэстро». Он же являлся режиссёром и автором сценария наряду с Евгением Оноприенко и Александром Сацким.

  Средств и техники времён войны катастрофически не хватало. Настоящие боевые самолёты появляются только в кинохронике. Под советские истребители и «мессершмитты» гримировали учебно-тренировочные и спортивные машины. Пилотированием занимались лётчики ДОСААФ. Главным консультантом являлся Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации С.И. Харламов. Использовались мемуары дважды Героев Советского Союза С.Д. Луганского и  В.И. Попкова, которые стали прототипами  «Кузнечика» и «Маэстро». Когда картину показали награждённому тремя Золотыми Звёздами  маршалу авиации А.И. Покрышкину, он, волнуясь, подтвердил: «Всё так, как было…»

  В очень искренней военной драме, длительностью в стандартные полтора часа, со знанием дела рассказывается о кровавых буднях второй, «поющей», эскадрильи гвардейского полка, участвующей в освобождении Приднепровья. Зрители сразу же погружаются в героический быт советских лётчиков-истребителей, которые, возвращаясь из боевого вылета, тут же снова отправляются на очередное опасное задание.  

  Вскоре прибывает пополнение: лейтенантики прямо из училища, где их готовили по ускоренной программе. Среди них — Александров по прозвищу «Кузнечик» и Щедронов — «Смуглянка». Сергею Иванову и его тёзке Подгорному достались  роли новичков, которых  поначалу «берегут». Им ещё только предстоит освоить высшую небесную  математику, а пока  «старики» каждодневно доказывают, что даже и с украшенными бубновыми тузами «фоккерами» можно сражаться на равных. Гитлеровские ассы тоже «горят за милую душу».

  В редкие часы досуга пилоты вспоминают замечательные песни прошлых лет и популярные новинки. В кадре задушевно поют сами актёры. Первым из «зелёных» погибает  «Смуглянка», как раз и  занёсший в эскадрилью одноимённый мелодичный шедевр о партизанской любви. С аварии начинает службу и «Кузнечик», который  «гробит» тренировочный аппарат  и отстраняется от полётов. Лишь когда  немцы внезапно атакуют аэродром, он самовольно взлетает и  сбивает «мессер». В конце картины старший лейтенант Александров поднимает в бой родную эскадрилью, а сам Титаренко уже командует полком.

  По понятным причинам инвалидов по зрению особо трогает трагичная судьба уроженца Средней Азии в исполнении Рустама Сагдуллаева. Сослуживцы ласково величают его «Ромео», что свидетельствует о популярности классики в нашей стране. Когда на «мужском» аэродроме совершает вынужденную посадку повреждённый У-2, экипаж которого составляют очаровательные Зоя и Маша, с внешностью Ольги Матешко и Евгении Симоновой, именно этот восточный лирик влюбляется в юную красавицу. После того, как Сергей Скворцов, сыгранный  Владимиром  Талашко, направляет горящий самолёт на железнодорожную станцию, «Ромео» становится ведомым капитана Титаренко. В очередной ожесточённой воздушной схватке лётчик теряет  зрение, но даже смертельно раненый, руководимый «Маэстро», спасает  боевую машину. Приземлившись и теряя сознание, он всё-таки находит силы на короткую и ёмкую фразу, которая до сих пор цитируется в народе: «Командир, я сел…» Товарищи отправляются в расположение женского полка, чтобы  сообщить Маше страшную весть, но узнают, что она тоже погибла. Влюблённые остались в неведении. Такое странное «счастье» случается на войне.

  Уровень творческой работы в конечном итоге определяют качественные эпизоды. Кавалер солдатских орденов «Славы» Алексей Макарович Смирнов появляется на экране в образе заботливого механика комэска Титаренко. У ветерана войны и трогательного персонажа даже отчества одинаковые. Съёмки в культовом фильме сильно повлияли на дальнейшую жизнь и даже смерть талантливого актёра. Символично, что накануне долгожданного Дня Победы он в больнице узнаёт о трагической гибели в автомобильной катастрофе его друга Леонида Быкова и  умирает  от горя 7 мая 1979 года.

  Есть свидетельства, что режиссёр изначально мечтал о цвете, но ему не дали дефицитную тогда плёнку. Современная бережная колоризация и реставрация проводилась в США и Индии. Бюджет проекта составил около 500 тыс. долларов.  По мнению дочери Леонида Быкова Марьяны и некоторых киевских чиновников, при этом оказались нарушены авторские права. На пике популярности по индексу обсуждаемости  в российской блогосфере тема колоризации вышла на четвёртое место. Премьера 2009 года состоялась на Первом канале России  и телеканале «Украина» в честь Дня Победы. 89 процентов зрителей положительно оценили обновлённую версию.

  

  Задачи патриотического воспитания подрастающего поколения входили в сферу интересов и писателя Владимира Галактионовича Короленко, произведения которого включены  в школьную программу. Ему удалось увлекательно рассказать о славном прошлом колоритного  малороссийского казачества, используя для этого душещипательную историю лишённого зрения национального самородка из интеллигентной семьи.

Замечательным примером внимания кинематографистов к судьбе неординарного таланта является восьмидесятиминутная  драма «Слепой  музыкант», созданная на «Мосфильме» полвека назад. Творческая группа под руководством Татьяны Лукашевич очень бережно отнеслась к одноимённой повести самобытного классика. Впрочем, режиссёр-постановщик вместе с автором сценария Иосифом Маневичем  и композитором Юрием Левитиным внесли значительные изменения в первоисточник, что касалось, прежде всего, финала и музыкального сопровождения. Получилось качественное и вполне самостоятельное художественное полотно с новыми поворотами сюжета. Экранизация пронизана «вкусными» звуками, благодаря чему удалось глубоко проникнуть в мир без красок и описать его с трогательной достоверностью. Роль трепетной матери главного героя удивительно подошла Марианне Стриженовой. Его израненного в боях за свободу дядю Максима Яценко пронзительно сыграл Борис Ливанов.  Интересно, что образы Петра и Эвелины на экране воплощали  сразу по два исполнителя: в юности — Василий Ливанов и Л. Курдюмова, а в детстве — Серёжа Шестопалов и Марина Куранова.

  Незрячий паныч, воспитанный в тихой усадьбе, начинает узнавать мир на ощупь. Однажды его пальцы находят клавиши фортепьяно. Ещё не зная цену своему таланту, он уходит «искать правду». В конце концов, счастливая любовь и музыкальные способности примиряют молодого человека с обществом зрячего большинства, помогая занять в нём достойное место.

  Полтораста лет назад не забывали и о  важнейшем значении элементарной грамотности и широкого кругозора в формировании многогранной творческой личности. При знакомстве с юной очаровательной соседкой мальчик гордо заявляет: «Я могу читать и скоро выучусь писать пером…» Потом показано, как он водит пальцами по строчкам крупноформатного тома. Брайль не упоминается, да и в те годы он ещё не получил распространение в Российской Империи. Скорее всего,  Петрусь знал рельефно-линейный шрифт «унциал», который изобрёл французский тифлопедагог Валентин Гаюи. Это подтверждает и сцена у заброшенной могилы, где он разбирает полустёртые буквы надгробия, а тотальники, изучающие только рельефно-точечный шрифт, обычно не знают, как выглядят знаки общеупотребляемой письменности. В повести данный важнейший эпизод описан так:

  «Пётр подошёл к плите, нагнулся над нею, и его тонкие пальцы впились в зелёный слой лишайников. Сквозь него он прощупывал твёрдые выступы камня. Так он сидел с минуту с поднятым лицом и сдвинутыми бровями. Потом начал читать… Пока молодой человек с неподвижными глазами разбирал ощупью слова, скрытые от зрячих сотнями лет и непогодами, стояло глубокое молчание, нарушаемое только шорохом листьев…»

  Старинная надпись подтвердила, что рядом с Карым похоронен молодой бандурист Юрко. Этот слепой казак по зову сердца сопровождал атамана в боевых походах и погиб как истинный герой. Для будущего виртуоза он становится примером преданного служения своему народу. В дальнейших скитаниях наивному исследователю объективной реальности встречаются и другие полунищие слепцы, которые из-за различного отношения к жизни  находятся на противоположных полюсах эмоционального восприятия «непроглядного существования». Н. Козинину удался озлобленный звонарь, а  великому Алексею Грибову — мудрый бандурист Фёдор  Кандыба. Яркие эпизодические персонажи сразу запоминаются. Патриархальный образ кобзаря и ныне почитаем украинцами. Знаменательно, что незрячий странник с поводырём оказались на реверсе современной купюры в 100 гривен, а на её лицевой стороне изображён великий Тарас Шевченко.     

  Кинематографисты двадцать первого века тоже интересуются феноменом существования за гранью зрительного восприятия. Фильм «На ощупь» буквально пронизан индивидуальностью Юрия  Грымова, ведь он режиссёр, сценарист,  продюсер и даже эпизодический актёр в одном лице. Совместив приключенческую драму и полуэротическую комедию с элементами ненаучной фантастики, получаем откровенное авторское кино, просмотр которого справедливо не рекомендуется детям до 13 лет. Съёмки осуществляла именная Кинокомпания «ЮГ». Они проводились с марта 2009 года на «Мосфильме», в Измайловском парке Москвы и в Крыму.

  Интересно, как порой на творческие процессы влияют современные политики, даже не подозревая об этом.  В середине лета в Ялте кортеж тогдашнего руководителя Украины Виктора Ющенко должен был проследовать как раз по тому участку дороги, где разместились со своими камерами российские киношники, а по давней традиции  в подобных случаях принято перекрывать движение. По милости пана президента пришлось денёк передохнуть. Возможно, из-за таких задержек была на полгода отложена премьера,  состоявшаяся лишь 2 сентября 2010 года, а через две недели  дождались выпуска на DVD. Его сопровождала масштабная  антипиратская кампания, инициированная самим создателем полнометражного «дива» с многоплановым сюжетом.

  Глеб родился слепым, поэтому мир для него  — лишь бесконечная цепочка осязательных ощущений и даже детская любовь воспринимается исключительно через непосредственные прикосновения. Почему-то звукам, а тем более запахам и вкусу,  не уделяется должного внимания. Немых и затянутых сцен больше, чем хотелось бы, а диалогов, напротив, маловато. На практике всё иначе: слепые так любят поговорить, а слух для них — важнейший «инструмент», позволяющий познавать вселенную без зрительных образов. 

  В отношениях с милостивой подружкой растерянный ребёнок пытается нащупать правильную линию поведения, что очень напоминает сцену знакомства Петра и Эвелины. Как и в фильме «Слепой музыкант», центрового персонажа доверили двум исполнителям. Примечательно, что мальчика Глеба старательно изображает незрячий Гена Бусыгин. Главных героинь, которых почему-то обеих зовут Настя, выразительно играют девочка Ирина Пичугина и актриса Наталья Наумова.

  Про мастеровитого и  заботливого деда, посещающего тир и обучающего незрячего внука стрельбе вслепую, актёр  Валерий Баринов  сказал: «Он верит в справедливость, таких людей очень мало. К великому сожалению, молодым сейчас не хватает таких наставников с положительным зарядом. Когда попадается подобный материал — это счастье…»

Ловкий и рисковый отец в исполнении  Александра Балуева, внезапно появившийся после визита рэкетиров и смерти деда,  хочет так много и сразу, ничем не брезгуя, но вот однажды разъярённые китайцы убивают зарвавшегося конкурента. Случайно уцелевший Глеб остаётся совершенно один. Вдруг вопреки всем законам офтальмологии  слепота отступает. Когда юноша прозревает, он встречает неизвестного ему Андрея Малахова, который, так же как и Александр Скляр, играет самого себя. Реалистичность действия порой естественно и как-то незаметно перетекает в иллюзорность фантазий и при этом публике не всегда удаётся с ходу улавливать сложную философичность и значимость деталей. Вообще, атмосфера таинственности нагнеталась ещё на съёмочной площадке. Меры предосторожности доходили до того, что актёры знали только свои тексты в конкретном эпизоде, а не сценарий целиком.

  Антон Шагин так отзывается о своём персонаже: «Современный парень и одновременно Робин Гуд. — Затем актёр добавляет: — Будут любовные сцены, выдержанные, по-моему, очень грамотно в эстетическом плане, никаких пошлостей… Нашему поколению надо научиться фильтровать свою жизнь, мы тратим её на огромное количество ненужных разговоров и на пустое времяпрепровождение…»

  Рыцарь справедливости  делает единственный приемлемый для него  выбор и решается взять  в руки арбалет, чтобы  отомстить обидчикам. Он отправляется на боевую операцию, попутно познавая теперь зримую среду обитания.

 «Грымов — глубокий, талантливый режиссёр, его идеи очень интересны. Он придумывает неожиданные решения, сам работает с фактурой. Маститый сторонник постмодернистских традиций знает, чего хочет, и добивается своего. Мне это тоже нравится…» — делится своими впечатлениями от работы художник-постановщик Павел Пархоменко.

  Хочется предоставить слово самому Юрию Грымову. Уж он-то точно находится в теме. Вот несколько фрагментов из его интервью:

  «Кто только не потоптался на этом сценарии. Идея принадлежит Левану Варази. Братья Дурненковы тоже постарались. Я  сам что-то переписывал — наконец, фильм родился. Его жанр определить трудно. Пожалуй, мы сняли светлую ироническую ленту о любви…»

  «Долго и тщательно подбирали актёров. Констатирую, что собралась потрясающая команда. Кризис нам в руку, потому что раньше все зарабатывали деньги, а на этот раз собрались удивительные люди. Именно сейчас у профессионалов появляется возможность  снимать  кино, за которое не будет стыдно!»

  «Если нужен рапид, то есть  замедление,  можно увеличить скорость съёмки, но  не более чем в 10 раз. — Рассказывал Юрий Грымов. — В фильме «На ощупь» впервые в нашей стране применялась уникальная американская кинокамера, которая способна вместо обычных двадцати пяти кадров в секунду делать до девятисот. Мы работали в категории 500 кадров и продемонстрировали, как безумно красива медленно текущая вода…»

  «Думаю, мы удивим зрителей. Я не всегда люблю спецэффекты. Будет немного компьютерной графики. Звук, как и в фильме «Чужие», записан в Англии, где это делают лучше всех в мире. Самое важное для меня не красивые «цветные картинки», а послание, которое я закладываю! Надеюсь, аудитория у фильма будет широкой. Там есть что посмотреть. Можно посмеяться, чему-то удивиться и научиться…»

  К сожалению, радужным надеждам мэтра киноиндустрии не суждено было сбыться. Хотя в прокат и направили 82 копии, кассовые сборы только частично компенсировали миллионные производственные затраты, так как, по неофициальным данным, фильм продолжительностью 105 минут посмотрели лишь чуть более шести тысяч россиян. Возможно, рядовых потребителей шокировал эпатажный слоган: «Телевизор — мусор!»

  Наверное, вы сами уже заметили, что представленные ленты о молодых людях разных поколений местом действия  или съёмок связаны с Украиной. Частенько присутствуют оба фактора, а к ним ещё добавляется соответственная национальная принадлежность львиной доли творческих групп. Единственным «территориальным» исключением оказались «Пёстрые сумерки» московского «разлива». Зато уникальная бенефициантка уж точно родом из Харькова.

  Полуторачасовая музыкальная мелодрама, снимавшаяся в 2009 году, а вышедшая на большой экран в прошлом ноябре, стала настоящей «лебединой песней» Людмилы Марковны Гурченко, исполнившей в ней главную роль  уже немолодой, но умеющей нравиться  примадонны. Кроме обычных забот, народная артистка Советского Союза взвалила на свои хрупкие плечи и приятные «мужские» тяготы очень авторского кино, став основным режиссёром, сценаристом  и даже композитором картины. Разумеется, у неё были надёжные соратники  и, прежде всего,  оператор, а по совместительству  второй режиссёр Дмитрий Коробкин, а также мастер диалогов Олег Антонов. В коллектив единомышленников удачно вписались талантливые исполнители: Михаил Ефремов, Александр Ширвиндт, Владимир Ильин и Виктор Раков.

  В журнальном интервью пятнадцатилетней давности Людмила Гурченко утверждала: «Вообще биографию и характер актёра можно проследить по его ролям. Как бы тонко он ни перевоплощался и ни прятался за текст…» Вот и чрезвычайно костюмный, стильный  и самобытный мюзикл получился почти автобиографичным. Возможно, в связи с музыкальным уклоном драматическая линия причудливой реальности выражается не достаточно чётко, а в  некоторых эпизодах ощущается незавершённость, но ностальгическое очарование в стиле ретро скрадывает шероховатости. Выдающиеся личности не считаются с коммерческой конъюнктурой и переменчивой модой. Сравнительно небольшие кассовые сборы не имеют значения. Гораздо важнее, что «прощальная исповедь» находит пути к сердцам преданных поклонников таланта.   

  Однажды слепой от рождения малыш «увидел свой звучащий свет»! Дедушка ставил пластинки на старенький проигрыватель. Лилась музыка, а мальчик вдруг переставал плакать и слушал. Потом он стал подбирать на пианино популярные песни и марши, а к четырём годам уже по слуху играл Первый концерт Чайковского. Затем была Армавирская  школа-интернат для незрячих детей с фанатично-изнурительными занятиями любимым творчеством. Один из документальных фрагментов ранних выступлений Олега Аккуратова, который является прототипом юного экранного гения, украшает «Пёстрые сумерки». Так тесно переплетаются действительные события и художественный вымысел.

  Собственно говоря, фильм начинается с внезапного появления в шикарной квартире одинокой певицы молодого незрячего джазмена, который уже вкусил прибыльных халтурок. Анна Дмитриевна Семёнова когда-то на гастролях  была поражена виртуозным выступлением вундеркинда из специнтерната. Она даёт ему свой адрес и телефон. Незрячий провинциал сохраняет заветные координаты и теперь рассчитывает на помощь влиятельной дамы. «Потускневшая звезда» привязывается к странноватому юноше с богемными  повадками. Наконец-то ей есть о ком заботиться.

  После фееричных похождений в обволакивающей его зрячей среде Олег в поисках признания отправляется за океан. У него новый покровитель, а прежний поникший ангел-хранитель остаётся на родине, позволяя напоследок потрогать своё поблёкшее лицо.

  Вдохновенный финал картины впечатляет. Поразительно, что  «Слепой музыкант» заканчивается в том же концертно-фортепьянном ключе, только на этот раз между близкими по духу людьми зияет жуткая пропасть одинокости в толпе, возникающая на фоне обвальных аплодисментов. Такова цена жертвенного порыва!

Зябко запахи шершавятся,

Горечь опыта даря,

Послевкусие не нравится… 

Может быть, расстались зря?..

Беспросветное молчание

Снова слышится в глуши.

Ну, хотя бы на прощание

Вслед слепому помаши!

            Владимир Бухтияров

                              Комментарии Ирины Федотовой