Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»

Общероссийская общественная
организация инвалидов
«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ»

Кроме представленных материалов, вы сможете почитать в номере:

Мы и общество

В центре внимания социальная сфера. — А. Осипов

Наука и практика

Жить трудно, но можно. — А. Кочетков

Память сердца

Труд нестареющей души. — В. Рачкин

Активный возраст

«Вкус Востока на кончиках пальцев»

Хранители

Прикосновение к Прадо

Экстрим слепых

К победе — вслепую

Паралимпийские вести

Давайте познакомимся!

Домашний калейдоскоп

БИБЛИОТЕЧНАЯ МОЗАИКА             

ШРИФТ БРАЙЛЯ —

ЭТО ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ

Читаем пальцами,  воспринимаем умом, принимаем сердцем, выражаем чувствами  —  эти слова стали  девизом праздника, который устроила Ставропольская краевая библиотека для слепых им. В. Маяковского для своих читателей. Его героем стал шрифт Брайля. Он объединил в этот день многих   знатоков и поклонников, пожелавших рассказать о нём через художественное чтение. В рамках празднования надо было прочитать вслух  произведение собственного сочинения на любую тему, но обязательно записанное по Брайлю. То есть продемонстрировать  знание рельефного письма и чтения.  Но это не соревнование, тут не было  победителей и аутсайдеров, здесь звучали искренние и восторженные отзывы людей о шрифте, который стал важной вехой в истории их жизни, значимой частью становления  личности.

  На праздник пригласили активных брайлистов из  многих городов и посёлков Ставрополья. Пришли также представители городской и районной власти, средств массовой информации, школьники 10 класса общеобразовательной школы № 29. Среди гостей были мамы  незрячих детей, учителя, музыканты, домохозяйки, поэты. В рамках праздника была организована познавательная выставка тифлотехнического оборудования,  рельефно-точечных книг.

Открыла  мероприятие библиотекарь Георгиевского филиала Светлана Радченко, прекрасно владеющая Брайлем.  После выступления она предоставила слово гостям. Вспоминали  М. Лермонтова, читали произведения собственного сочинения. Каждый имел возможность заявить о себе.

 Николай Осипенко подготовил статью о проблемах современной медицины, поведал   о том, что здоровье зависит не только от своевременной врачебной помощи, а также  от настроя на хороший результат  самого человека.

Валентина Морозова в своём стихотворении  рассказала, почему не пишет стихи о войне. Всё просто: война — это боль, несчастье и горе, а зачем приносить всё это в мир, где и так  много негатива? Она вместе со Светланой Радченко исполнила песню, в которой призывала  всех женщин не грустить и не печалиться, а радоваться каждому новому дню. Самая пожилая участница, Надежда Меркурьева, уже переступившая восьмидесятилетний порог своей  жизни, на практике показала, что  не унывает: она повеселила всех юмористическим стишком на антиалкогольную тему.

Участники праздника получили подарки, а напоследок спели знаменитую  песню Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Я решила поговорить с  присутствовавшими на мероприятии восовцами, задав им вопрос о роли Брайля в их жизни. Вот что они ответили.

Римма Баум родилась и выросла в небольшом посёлке  Кабардино-Балкарии. Пока ей не исполнилось семь лет и родители не отдали её в Кисловодскую школу для слепых детей, русским языком она не владела. Как вспоминает женщина, именно возможность получать знания на русском открыла ей дорогу в огромный и очень захватывающий мир. Ей было интересно всё, а учителя максимально старались дать как можно больше нового, нужного и важного. Римма рассказала, что Брайль помог ей не только окончить школу на «хорошо» и «отлично», но и расширил её  маленький замкнутый мир знаниями о природе, внешнем виде тех предметов, которые она не могла увидеть. Римма призналась: «После школы учиться я не стала, а полностью посвятила себя мужу, а потом и маленькому сыночку. Брайль прочно вошёл в повседневный быт. С его помощью я записывала вкусные мамины и бабушкины рецепты, подписывала банки с солениями, маркировала лекарства. Я самостоятельно веду счета за коммунальные услуги, фиксирую необходимые покупки, пишу письма друзьям и знакомым и даже компьютер изучала, переписывая необходимые команды по Брайлю.

 Я думаю, что Брайль должен знать каждый незрячий человек, только тогда он сможет считать себя грамотным, получить профессию, быть уважаемым в глазах своих детей, близких».

Олег Бочаров  известен в нашем городе и за его пределами как автор душевной музыки, преподаватель, дружелюбный, общительный человек. В 14 лет он в результате травмы полностью потерял зрение. Был направлен на обучение в Кисловодский интернат, который с успехом окончил. Вопреки уговорам преподавателей стать массажистом, поступил в Курское  музыкальное училище. На вопрос о том, что было самым сложным при смене зрячей школы на специализированную, Олег Иванович сказал: трогать всё руками, даже буквы, воспринимать мир на слух. После окончания музыкального училища работал в местном сельском клубе. Затем — в школе для слабовидящих Георгиевска. Сейчас преподаёт  музыку в общеобразовательной школе № 4.

Олег Иванович напомнил: «Если человек, который видит, не будет читать и писать, он станет неграмотным, это если мягко сказать, а в целом — духовно неразвитым. То же самое и со слепыми.  Через Брайль  мы  получаем точно такую же информацию, как и зрячие  через плоскопечатный шрифт.  А значит,  можем формировать своё мнение о мире, в котором живём, судить о ценностях, обладать необходимыми знаниями, просто жить так, чтобы не чувствовать себя обузой для других. Каждый восовец, который хочет оставаться человеком, не превратиться в животное, должен знать Брайль. Его можно учить в любом возрасте, даже для пожилого человека он откроет ещё невиданные дали творчества, а в повседневной жизни даст чуточку больше свободы, станет мерилом независимости, поможет памяти немного расслабиться».

 

Выпускник Харьковской гимназии для слепых детей им. В.Г. Короленко Александр Козлов  рассказал:  «Впервые я познакомился с системой чтения по Брайлю  в пятилетнем возрасте. В этом заслуга библиотекаря специальной библиотеки для слепых  Донецка, где я жил со своей семьёй, а также  моим родителям. Любовь Серафимовна, к  глубокому сожалению,  фамилию не помню,  посоветовала маме и  папе научить меня читать и писать. Показала, что такое рельефно-точечный шрифт, объяснила, что он существенно поможет мне потом в школе, за что я ей благодарен и по сей день. Как оказалось, это, действительно,  помогло мне. Долгие годы я был отличником, открывал в книгах нечто новое, то, что не увидишь просто так на улице, особенно, когда имеешь совсем небольшой остаток зрения.

Учителя говорили, что Брайль — это не только грамотность, но  и возможность повышать чувствительность пальцев, а для слепых это важно и в быту, и на работе.

После окончания школы я решил поступать в университет на юридический факультет. Учился  в нескольких учебных заведениях, но писал везде по Брайлю.  Не могу сказать, что это просто, но сейчас понимаю, что это нужно. Такая способность не только сделала меня профессиональным юристом, но и научила  сокращать текст, быстро запоминать то, что диктуют или говорят. Важно же не просто записать, а не отстать от зрячих одногруппников. И диплом защищать пришёл с тезисами, написанными по Брайлю.

Хочу обратиться к тем, кто потерял зрение уже взрослым человеком, — учите Брайль, он поможет вам оставаться на той же ступени развития, что и зрячие,  даст независимость и облегчит  жизнь. Брайль должен знать каждый незрячий, чтобы быть не только грамотным, но и  способным чётко выражать своё мнение».

К этим отзывам моих собеседников хочу добавить и свои. Сегодня я полностью слепая, хотя ещё семь  лет назад у меня было зрение, я могла читать плоскопечатные книги, писать обычной шариковой ручкой. Я окончила Георгиевскую школу для слабовидящих детей, после неё училась в массовой школе, техникуме, юридическом институте. Решив получить второе высшее образование, никак не могла предположить, что после болезни ослепну. Тем не менее, не в моих правилах бросать что-то на полпути. Совместно с родителями приняла решение довести до логического конца учёбу на психологическом факультете и стать специалистом  в этой области. Готовясь к защите дипломной работы,  решила записать тезисы своей речи авторучкой, достала  из стола лист бумаги и только тогда осознала, что писать-то я  не умею, и читать тоже.  Я поняла, что это очень большой пробел в моём образовании.  Ощупывая пальцами каждую букву, водя рукой по тексту, ты не только узнаёшь что-то новое, но и постигаешь основы грамотности, стилистику, логику и последовательность изложения мысли. Брайль — это неоценимые уроки правильного русского языка!

В век высоких технологий он лёг в основу дисплеев, принтеров, других новинок технического прогресса, но воспользоваться ими невозможно, если нет навыка чтения и письма с помощью грифеля и рук.

Я очень хорошо владею компьютером, пишу статьи для региональной прессы, как видите, написала и этот материал, но шрифт Брайля так и не изучила. Всему виной собственная лень, которую надеюсь всё-таки побороть, чтобы  не остаться безграмотным человеком, имея два  высших образования.

Вероника Филиппова

         ОТ РЕДАКЦИИ

ОБНАДЁЖИВАЮЩИЕ ИТОГИ

Более года назад было объявлено о проведении творческого конкурса среди незрячих самодеятельных корреспондентов и литераторов, посвящённого 90-летию ВОС и аналогичному юбилею журнала «Наша жизнь». Пришло время подвести его окончательные итоги. Следует заметить, что в редакцию поступили десятки откликов от наших дорогих подписчиков, а так как они снова стали главными экспертами, эта активность приятно удивила, дав богатую пищу для размышлений. Замечательно, что некоторые завсегдатаи редакционной почты, сами являясь претендентами на призовые места, написали обстоятельные и объективные, а главное — достаточно точные отзывы  на произведения товарищей по перу. Мнения профессиональных журналистов и членов редакционной коллегии, в основном, совпали с оценками незрячих читателей. Это наглядно свидетельствует, что подавляющее большинство рецензентов обладает хорошим вкусом, являясь интеллигентными и начитанными поклонниками словесности.

Ради справедливости, необходимо подчеркнуть, что при утверждении результатов кандидатуры   литературных корифеев ВОС вообще не рассматривались, хотя искренних восторгов в адрес Леонида Смелкова и его тёзки Авксентьева хватало. По тем же вполне понятным причинам в состязаниях талантливых любителей не участвовали и сотрудники редакции. Если бы вопрос о публицистических приоритетах обсуждался пару лет назад, то в элитной пятёрке наверняка оказались бы Рифкат Гардиев и Дмитрий Гостищев, но, увы, за последнее время эти самобытные универсалы ничем выдающимся не запомнились. Видимо, им стало слишком трудно постоянно тянуться к художественным вершинам, которых уже достигали раньше, а уступать самим себе в мастерстве исполнения очень не хочется. Пожалуй, к заветному «пьедесталу» ближе других подобрались Нина Зайцева и Елена Федосеева, Геннадий Глухов и Владимир Рогожкин. Впрочем, в «пишущих массах» ещё немало перспективных созидателей, но их победы впереди.

Несмотря на острую конкуренцию, на самой финишной прямой успех всё-таки сопутствовал «испытанным гвардейцам», в том числе сотруднице Красноярской спецбиблиотеки Галине  Шушковой и руководительнице Архангельской РО ВОС Надежде  Нельзиковой. Они привлекли общее внимание, прежде всего, языковедческими эссе. На этот раз, наконец-то  довелось попасть в призёры и заслуженному ветерану Владимиру Рачкину. Замечательно, что у  слепоглухого  публициста из Перми в последние годы открылось второе дыхание. Опытных редакторов и наших дорогих читателей очень радует появление сравнительно молодых и перспективных журналистов и литераторов. Минувший год был на них особенно урожайным, поэтому нас не беспокоила номинация «Лучший молодой автор». Просто нужно было выбрать из нескольких достойных. В итоге  отмечена Анастасия Павлюченкова из Твери. Она оказалась самой плодовитой и универсальной журналисткой с литературоведческим уклоном. Члены редколлегии, работники журнала и подписчики единодушно решили присудить гран-при Татьяне и Андрею Усачёвым. Незрячие супруги из Волоколамска сразу же уверенно возглавили творческий марафон и безоговорочно заслужили престижную награду.

С удовольствием поздравляем победителей, а остальным соискателям желаем удач в будущем! Мы всем вам благодарны за помощь, ведь без надёжной «группы поддержки» наше совместное детище не могло бы существовать! В заполнении рубрик нам очень помогает способность нынешних лауреатов писать на заданные темы и умение самостоятельно находить интересные или крайне актуальные сюжеты. Давайте будем равняться на лучших, чтобы «НЖ» оставалась на высоте!

       ПОЭЗИЯ

                Марина Платонова,

Татарстан

Избранница сбывшихся строчек,

Иду по мосту бытия.

Душа — звездопад многоточий

Для тех, кто полюбят меня…

Сложились цветные маршруты

Так просто — от ночи до дня.

И будет немало уюта

Для тех, кто полюбят меня…

Забыла в пути осторожность

И строчки дарю, не храня.

Простят ли мою многосложность

Все те, кто полюбят меня?!

***

Блики на стенах,

Значит,  обычно — окончен день.

Так постепенно

И по привычке — за тенью тень…

Ветер в ладони…

Так непокорно душа жива.

Только запомни:

Вырваны с корнем твои слова!

***

Ожидание — жжение где-то в душе,

Ожидание — души напряженье.

Мы с тобою в каком-то больном мираже:

То разлука, то снова сближенье…

Понимание — дар. Два дыхания в такт.

Быть любимыми — Божия милость.

Почему- то у нас не сложилось вот так,

Ничего на двоих не сложилось…

***

Ирина Гуляева,

Карелия

Мне сон приснился зимнею порой:

На озеро, казавшееся льдинкой,

Спустилась стая розовых фламинго,

И в небе радуга волшебною дугой.

Танцуя на прозрачном тонком льду,

Фламинго странные узоры рисовали

И крылья к радуге торжественно вздымали,

Но вдруг исчезли, превратясь в звезду.

Видение пытаясь разгадать,

Листала сонника старинного страницы.

Причём тут радуга? К чему здесь эти птицы?

Что от звезды мне надо ожидать?

Я к озеру спустилась поутру.

Всё свежестью морозною дышало.

Ни звёзд, ни радуги, да только на ветру

На белом розовое пёрышко дрожало!

***

Анна Фомина,

Санкт-Петербург

 

Время холодных рук, вечер усталых лиц...

На берегах разлук — пёстрые стаи птиц.

Крыльев чуть слышный плеск мне не даёт уснуть,

Сквозь бесконечный лес манит с собою в путь,

В край, где весна цветёт и не слышна метель,

Где по утрам поёт, тонко звенит свирель.

Только весна прошла в сердце моём давно:

Домик  лишён тепла, в шторах моё окно.

Чувств огневой комок спрятала под замок.

Где-то потерян ключ в мощи снегов и туч.

Может, его найдём в вязком тумане вдруг,

После уйдём вдвоём прочь с берегов разлук?

*   *   *

Ты останешься в песне,

В лепестках нерастраченных слов...

Мне идти в неизвестность,

Где до пропасти — пара шагов.

Только мне ли бояться?

Я лечу — и  приятно лететь!

Мне б собою остаться,

Чтоб последнюю песню допеть.

В ней вопрос без ответа —

Дивный храм на обломках мечты

И короткое лето,

Где друг другу верны — я и ты.

Может быть, всё исчезнет

В той реке, что течёт сквозь года,

Но останется песня

О любви, что дана навсегда!

*   *   *

Настроенье кирпичного цвета...

Грязно-серых дорог пустота...

Обо мне не напишут в газетах —

Я уйду, словно щепка с моста.

Многозвучье запруженных улиц

Донесёт мои песни тебе.

Просто струн чьи-то пальцы коснулись…

И растратился ветер в борьбе!

ТВОРЧЕСКАЯ ВЫСОТА

ТЕМНОТУ РУКАМИ РАЗДВИГАЮ

Получив предложение поучаствовать в Седьмом Всероссийском  турнире самодеятельных поэтов ВОС, я поначалу принял его за шутку. Только  когда узнал, что «Поэтическое ристалище» проводится раз в два года и припомнил, что с такой же периодичностью проходят чемпионаты Европы по боксу, до которых в юности, к сожалению, не удалось дотянуться, решился выйти на стихотворный ринг.

Седьмого и восьмого февраля в камерно-уютном читальном зале Карельской республиканской библиотеки для слепых собрались незрячие поклонники муз из одиннадцати  регионов. На суд «собратьев по клавиатуре» и специалистов своё искусство стихосложения явили полтора десятка конкурсантов. В состав компетентного жюри вошли петрозаводчане: лауреат Международной премии «Филантроп» Леонид Авксентьев и заместитель директора  публичного книгохранилища Марина Лукина. Председательствовал  властно-ироничный художественный руководитель КСРК ВОС Тагир Хаялетдинов, а секретарём и ведущей снова была Дания Халиулина.

Соискателям поэтических лавров  состязания запомнились предварительным критическим анализом своих творений, отбором и шлифовкой  лучших из них, предельной концентрацией памяти и внимания во время исполнения, сосредоточенным или судорожным поиском стихотворного воплощения заданной темы в крайне суровых условиях нервного цейтнота, наконец, аплодисментами, дарящими вкус славы локального масштаба. «Стихотворный автопортрет» и «Поэтическая авторская композиция»,  плюс «Литературная интеллектуальная игра» с заковыристыми вопросами, которые подготовил Владимир Бухтияров, позволили самым лучшим и удачливым участникам набрать наибольшее количество очков.  Увы, в рамках волнительной «Мастерской стихосложения» борьбу за первенство продолжила лишь «великолепная семёрка» первых виртуозов. Опять эта сакральная цифра «семь», вроде бы приносящая удачу… Впрочем, далеко не всем, ведь остальные, в их числе  автор, награждённый среди шести прочих поощрительной премией «За творческое долголетие», а также Валерий Телегин из Ставрополья и Алексей Боровиков из Тюменской области были вынуждены в дальнейшем довольствоваться ролью болельщиков и благосклонно заслушиваемых «без балльных» соисполнителей головоломных творческих заданий.

В домашних заготовках звучали жизнеутверждающие, философские или самоироничные ноты:

«Ничто не вечно под луною,

И время не замедлит бег,

Но тыл надёжен за спиною:

Мой  стихотворный оберег!»

Заявила Татьяна Чикова из Подмосковья, а её землячка и тёзка Татьяна Гордон, очень выразительная строчка которой и стала названием литературного репортажа, продолжает:

«Чёрные очки — моя примета.

Сразу видно: человек слепой.

Но не комплексую я при этом —

Ведь запас энергии большой…»

У архангелогородки Надежды Нельзиковой возникает тема человеколюбия и заботы о ближних:

«В жизни нынешней и прежней

что-то делать для людей.

В общем, жить не унывая,

Из красот родного края

Для стихов своих и песен

черпать множество идей…»

Задушевно и просто говорит о родном городе Галина Смирнова. Кстати, она на финише «Поэтического ристалища», уже вне конкурса, с большим мастерством дополняла импровизации лидеров:

«На полпути между Москвой и Петербургом,

В ажурном кружеве каналов и дорог,

Вознёсся город, удивительный и чудный,

А называется он — Вышний Волочёк.

Живёт в нём исстари народ трудолюбивый.

На ткацких фабриках, у заводских станков

Он мирно трудится на благо всей России

И за Отечество на подвиги готов…»

Восторгающаяся выдающимися земляками, родным краем и чувашским языком Олеся Гавриленко, тем не менее, по-русски представляет себя:

«Я молода. Активный образ жизни

Веду наперекор своей судьбе!..»

Бойкая девочка ещё не подозревает, что молодость как недостаток или, скорее, достоинство исчезает в мгновение ока, а сопротивляться невзгодам и недугам можно и нужно до «последнего вздоха».

Полюбившаяся многим Вера Ильина из Костромы задиристо заявила:

«Мои стихи — заносчивое племя,

Летят, крылом сбивая с улиц пыль,

И я за ними, обгоняя время,

Стремлюсь понять чарующую быль.

Я на страницы строчки  их сажаю,

Когда успею этот миг поймать.

А напишу — и вновь переживаю

Навеянную словом благодать».

Ирина Гуляева из Петрозаводска заворожила колдовским голосом жрицы и затем рассмешила игривым приключением:

«Я с Александром Пушкиным

по Пушкинской пройдусь

И всем прохожим встреченным

счастливо улыбнусь…»

За свой неординарный автопортрет и «живописную» подборку лирики жительница Карелии получила предельные десятки. Викторина добавила ей за эрудицию ещё девять баллов, больше, чем кому-либо другому. Разумеется, она вышла в финал, но слегка стушевалась в экстремальных условиях мгновенного стихоплётства. Ранее набранные очки безоговорочного лидера сгорели, а новые дались с трудом. В итоге хозяйке площадки досталось лишь одно из третьих мест.

Представитель Тверской РО ВОС Алексей Пижонков посвятил рифмованную композицию семидесятилетию Великой Победы. Разносторонне и трогательно раскрыв тему, он призвал:

«Не забывайте, люди, про солдата,

Что жив сейчас или что жил когда-то!..»

Стремление к высокому творчеству звучит и в молитвенных  стихах Александра Лебедева из Краснодарского края. Убедительны, пронзительны и полны благодарности его строки:

«Война следов оставила немало:

Сожжённых сёл, разбитых городов,

Печей на пепелищах, груд металла,

Руин, могил, калек, сирот и вдов.

Но всё ж пришла Победа в сорок пятом…

За это благодарны быть должны

Погибшим и живым ещё солдатам,

И женщинам великой той войны…»

Творческие интересы зрелого  кубанца и юного тверичанина смыкаются на необъятном поле патриотичной поэзии. Увы, старший в группу избранных не пробился и получил утешительную награду. Зато  дебютант, когда фанфары возвестили о начале таинства «быстрописания» стихов на глазах почтеннейшей публики, оказался единственным представителем сильного пола среди прекрасных поэтесс. Немного забегая вперёд, хочу заметить, что после удачной шутки над Черномором и мотивированного отказа смеяться над Лермонтовым, юноша из Твери замкнул лауреатскую «обойму», галантно пропустив вперёд талантливых дам.

Призовые места по давней традиции разыгрывались исключительно в «Мастерской стихосложения». Вот счастливчики из числа конкурсантов занимают место за сдвинутыми столами. У элиты самодеятельных поэтов «По коже мороз, ведь предстоит сходу сочинить оду к юбилею  ВОС!» Надо заметить, что заранее был заявлен крайне жёсткий регламент, не прощающий малейших ошибок или несобранности. Судите сами, ведь на выполнение сложнейшего задания  даётся всего 5 минут. Раздаётся команда: «Время! Поехали!» В напряжённой тишине застучали не барабаны, а застрекотали брайлевские грифели, вдруг, как на ринге: «Стоп! Отложить приборы, начинаем прослушивание с первого номера согласно  жребию…»

Спеша поделиться потрясающими свежесотворёнными строками, сразу прошу прощения за некоторые сокращения и лёгкую правку, поскольку старался избежать излишних повторов, вполне объяснимых при синхронной работе, а стартовать хочу с произведения Надежды Нельзиковой, которая в итоге заняла нижнюю ступеньку виртуального пьедестала почёта:

«Простой незрячий человек,

Вступая в новый бурный век,

Легко ответит на вопрос:

«Что есть опора?» — «Это — ВОС!»

Петербурженка Анна Фомина, из-за увлечённости гитарой перебравшая допустимый лимит времени при исполнении лирической композиции, написала так:

«Ты дружный многоликий ВОС!

О, сколько счастья ты принёс

Всем нам, бредущим в темноте

Навстречу грёзам и мечте!

На ощупь путь свой находя,

Под снегопад и шум дождя,

Под шёпот трав и ветра свист,

Спеши к победе, оптимист!»

Этой нежной и музыкальной девушке  с невских берегов, так же как и двум волжанкам, некоторые слушатели предрекали  победу, но им достались дипломы второй степени.

Анна Хозиева из Костромы с резким звучным слогом и выразительным голосом, гордо заявила: «Я являюсь членом ВОС! Тем могу вполне гордиться…» Далее развила свою мысль:

«ВОС нас всех объединил,

Дух сплотил, дал шанс на жизнь.

Что-то каждый получил,

Чтоб стремиться к звёздам, ввысь!..»

Марина Платонова из Казани, которая уже не раз была среди призёров и даже признавалась сильнейшей на «Поэтическом ристалище», подошла к делу предельно решительно:

«Что ж, оду написать о ВОС?

Незатруднительный вопрос.

О, мир друзей и доброты,

Живём мы с творчеством на «ты»…»

Наверное, для многих  неожиданно, но, в общем-то, закономерно, что самой-самой была признана опытнейшая Татьяна Гордон из Серпухова:

«Теперь пишу я оду тому, кто поднял нас

И вывел на свободу, а многих даже спас…

Вот этими руками торим мы путь себе,

А вера рядом с нами шагает по судьбе!»

Замечательные мастерицы эпитетов и ритмичных размеров благополучно преодолели ещё четыре скоротечных барьера. За три минуты вместо эпиграмм на Лермонтова они сочинили по сути «хвалограммы», а после двухминутного творческого штурма, заставили по-новому взглянуть на классику, нестандартно продолжив знаменитое пушкинское: «У Лукоморья дуб зелёный…» Затем кудесницы скоростного сочинительства вдвое быстрее «слепили» буриме на предложенные рифмы: «свет — поэт» и «свечка — печка». В заключение всего за тридцать секунд им довелось создать достойную пару глубокомысленной строчке из стихотворения Леонида Авксентьева: «А, может, мы с тобой не зря незрячи?» Двустишья получились яркими и порой неожиданными, сильно повлиявшими на окончательное распределение наград.

Всем россиянам близка метафора Пушкина: «Очей очарованье!» Только для слепых практически физиологически доступнее: «Ушей озвукованье!» Вот и мне хочется использовать подобный неологизм, чтобы выразить своё искреннее восхищение поэтическими дамами:

Незрячие властительницы слова,

Я вами «ослухован» наповал!

Восславить вас душа моя готова.

Господь глагол мне новый подсказал!

        Станислав Прошутинский